Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:31, курсовая работа
Одной из причин, обусловливающих необходимость государственного регулирования экономики, является неспособность рыночного хозяйства в определенных ситуациях решать задачи развития инфраструктуры, реконструкции некоторых отраслей промышленности, обеспечения народного хозяйства дешевыми электроэнергией сырьем, финансирования и организации в общегосударственных масштабах научно - исследовательских, экспериментальных и опытно - конструкторских работ. Решение этих задач вынужден взять на себя государственный сектор экономики.
Цель данной работы разобрать само понятие государственного сектора, выявить проблемы его эффективности, и постараться найти пути решения этих проблем, а так же рассмотреть взаимодействие госсектора с частными организациями.
Введение
Современный мир - это
мир смешанных экономик. Основную
массу товаров и услуг в
нем производят и реализуют частные
предприятия, стремящиеся к извлечению
прибыли. В то же время немалую
роль играют некоммерческие организации,
которые не получают прибыли, либо не
рассматривают ее в качестве определяющей
цели своей деятельности. Многие некоммерческие
организации, а зачастую и некоторые
предприятия находятся в
Применительно к смешанной
рыночной экономике ответы на фундаментальные
вопросы: что, как и для кого производится,
не могут ограничиться одними лишь
указаниями на частные блага, механизмы
функционирования прибыльных предприятий
и интересы индивидуальных потребителей,
непосредственно проявляющиеся
на рынке. Экономика государственного
сектора имеет дело с закономерностями
и практическими проблемами, которые
связаны с производством
Одной из причин, обусловливающих
необходимость государственного регулирования
экономики, является неспособность
рыночного хозяйства в
Цель данной работы разобрать само понятие государственного сектора, выявить проблемы его эффективности, и постараться найти пути решения этих проблем, а так же рассмотреть взаимодействие госсектора с частными организациями.
Глава 1.Понятие Государственного сектора.
1.1
Что такое государственный
Государственный сектор экономики представляет собой совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности финансируемых из государственного бюджета. Границы государственного сектора в переходной экономике довольно подвижны. Из-за набирающей силу корпоратизации и приватизации предприятий существует большое разнообразие смешанных государственно-частных структур. В настоящее время статистика большинства стран с переходной экономикой обычно исключает из рамок госсектора предприятия находящиеся в процессе приватизации, причём даже в тех случаях, когда доля государственной собственности в их капитале остаётся значительной. Поэтому общий объём государственного имущества за счёт государственных пакетов акций и далей в капитале смешанных предприятий оказывается гораздо
больше, чем собственно государственный сектор
Отношение к государственному сектору экономики и десятилетия рыночных реформ остаётся одним из наиболее спорных вопросов. Начало рыночной трансформации в большинстве стран было связано с ультралиберальными настроениями в отношении к государству как собственнику и в оценке возможности эффективного
функционирования
государственных предприятий. В
эйфории надежд на чудеса приватизации
правительства
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ - совокупность проводящих экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми и нанимаемыми ими лицами Государственный сектор – часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия и государственные корпорации. Реальная доля государственного сектора России в выпуске ВВП неизвестна. Точнее, официальная статистика не публикует соответствующих данных. Известные данные приведены в таблице №1. В числе негосударственных предприятий все компании с государственным участием, если размер участия не превышает 50% активов, в том числе, например, «Газпром». К ним также относятся предприятия, в которых государству принадлежит «золотая акция». Кроме того, надо учитывать «дочек» и «внучек» кампаний с участием государства, таких, например, как «СИБУР», где формально оно не присутствует.
Таблица 1 Государственный сектор в экономике Российской Федерации (2000 год)
Форма собственности |
Число предприятий |
Среднее число занятых |
Основные фонды побалансовой полн.стоим. | |||
Тыс. |
% |
Млн. |
% |
Млрд. руб. |
% | |
Всего |
3346 |
100 |
64,3 |
100 |
16021,3 |
100 |
Государственных |
351 |
4,5 |
}27,9 |
}37,9 |
}6728,9 |
42 |
Муниципальных |
21 7 |
6,5 | ||||
Негосударственных (включая частную, общественных организаций и смешанную) |
29802980 |
89 |
39,9 |
39,9 |
9292,4 |
58 |
в том числе смешанная участием государства |
н. д. |
н. д. |
8,0 |
12,5 |
н. д. |
н. д. |
По примерной оценке, под контролем государства находится не менее 50% активов и, соответственно, около 50% выпуска ВВП. Если это так, то нельзя утверждать, что в России после приватизации преобладает частный сектор. Кроме того, учитывая иные каналы влияния государства, о российской экономике можно говорить как об экономике государственной , несмотря на проведенные рыночные реформы.
В госсекторе следует отдельно рассмотреть:
- государственные унитарные предприятия (ГУП);
- акционерные
общества с государственным
- бюджетные учреждения.
Для каждого из этих типов организаций свои пути сокращения государственных расходов и снижения государственного участия в экономике. То обстоятельство, что государство не контролирует все принадлежащие ему активы, что реально многие государственные или полугосударственные предприятия управляются менеджерами в их частных интересах, не является основанием для понижения реальной доли госсектора в экономике. Это лишь основание для сокращения его доли и увеличения частного сектора как более эффективного. Чем скорее это будет сделано, тем скорей завершатся процессы расхищения госсобственности и передела собственности с нахождением эффективных собственников. И тем скорей будут нейтрализованы эти важнейшие факторы ухудшения делового и инвестиционного климата в стране.
Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.
Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам.
Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.
В одних странах государственный сектор возник в основном в результате
национализации ряда отраслей и предприятий в других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты. В первой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во второй. Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно- государственных компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства. Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных),
электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе. Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут. Таким образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную роль в структурной государственной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал
притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну. В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта (валовых внутренний продукт - это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных
на территории данной страны).
При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к трактовке соотношения понятий государственная собственность и государственный сектор. К определению данных понятий существует несколько подходов, как в отечественной, так и зарубежной литературе.
В самом общем
виде государственный сектор можно
представить как совокупность элементов,
которые связаны между собой
принадлежностью к
Некоторые авторы
под понятием государственной собственности
подразумевают предприятия, принадлежащие
государству полностью или
Другие авторы,
понимают под государственной
Из проведенного анализа видно, что хотя категории государственный сектор и государственная собственность являются взаимопересекающимися, однако они не идентичны.
Вместе с
тем в научных публикациях
встречается расширенная
В современных
условиях особо следует обратить
внимание на принадлежность к государственному
сектору информационных ресурсы, которые
выступают в современной
Государственный
сектор экономики представляет собой,
таким образом, системно структурированное
множество взаимосвязанных
Итак, из всего
выше перечисленного можно сделать
вывод о том государственный
сектор является определяющим и необходимым
звеном для всей страны в целом. Понятие
государственного сектора носит
сложный многоаспектный характер, ввиду
неоднозначности определения
1.2 Масштаб государственного сектора
Размеры государственного сектора, его доля в национальной экономике,
Информация о работе Повышение эффективности госсударственного сектора