Повышение эффективности госсударственного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание

Одной из причин, обусловливающих необходимость государственного регулирования экономики, является неспособность рыночного хозяйства в определенных ситуациях решать задачи развития инфраструктуры, реконструкции некоторых отраслей промышленности, обеспечения народного хозяйства дешевыми электроэнергией сырьем, финансирования и организации в общегосударственных масштабах научно - исследовательских, экспериментальных и опытно - конструкторских работ. Решение этих задач вынужден взять на себя государственный сектор экономики.
Цель данной работы разобрать само понятие государственного сектора, выявить проблемы его эффективности, и постараться найти пути решения этих проблем, а так же рассмотреть взаимодействие госсектора с частными организациями.

Работа состоит из  1 файл

копия курсовой.docx

— 65.54 Кб (Скачать документ)

Введение

Современный мир - это  мир смешанных экономик. Основную массу товаров и услуг в  нем производят и реализуют частные  предприятия, стремящиеся к извлечению прибыли. В то же время немалую  роль играют некоммерческие организации, которые не получают прибыли, либо не рассматривают ее в качестве определяющей цели своей деятельности. Многие некоммерческие организации, а зачастую и некоторые  предприятия находятся в собственности  государства. Вместе с тем государство  в существенной мере влияет на деятельность и тех предприятий и некоммерческих организаций, которые ему не принадлежат. Воздействие государства на них  осуществляется с помощью правового  регулирования, кредитно-денежной политики, налогообложения и программ общественных расходов.

Применительно к смешанной  рыночной экономике ответы на фундаментальные  вопросы: что, как и для кого производится, не могут ограничиться одними лишь указаниями на частные блага, механизмы  функционирования прибыльных предприятий  и интересы индивидуальных потребителей, непосредственно проявляющиеся  на рынке. Экономика государственного сектора имеет дело с закономерностями и практическими проблемами, которые  связаны с производством общественных и коллективных благ, экономическими механизмами достижения социальных целей и внерыночным взаимодействием интересов.

Одной из причин, обусловливающих  необходимость государственного регулирования  экономики, является неспособность  рыночного хозяйства в определенных ситуациях решать задачи развития инфраструктуры, реконструкции некоторых отраслей промышленности, обеспечения народного  хозяйства дешевыми электроэнергией  сырьем, финансирования и организации  в общегосударственных масштабах  научно - исследовательских, экспериментальных  и опытно - конструкторских работ. Решение этих задач вынужден взять  на себя государственный сектор экономики.

Цель данной работы разобрать само понятие государственного сектора, выявить проблемы его эффективности, и постараться найти пути решения этих проблем, а так же рассмотреть взаимодействие госсектора с частными организациями.

 

 

 

 

 

Глава  1.Понятие Государственного сектора.

1.1 Что такое государственный сектор.

Государственный сектор экономики  представляет собой  совокупность предприятий и организаций,  находящихся в государственной  собственности финансируемых из государственного бюджета. Границы  государственного сектора в переходной экономике довольно подвижны. Из-за набирающей силу корпоратизации и приватизации предприятий существует большое разнообразие смешанных государственно-частных структур. В настоящее время статистика большинства стран с переходной экономикой обычно исключает из рамок госсектора предприятия находящиеся в процессе приватизации, причём даже в тех случаях, когда доля государственной собственности в их капитале остаётся значительной. Поэтому общий объём государственного имущества за счёт государственных пакетов акций и далей в капитале смешанных предприятий оказывается гораздо

больше, чем  собственно государственный сектор

Отношение к  государственному сектору экономики  и десятилетия рыночных реформ остаётся одним из наиболее спорных вопросов. Начало рыночной трансформации в  большинстве стран было связано  с ультралиберальными настроениями в отношении к государству  как собственнику и в оценке возможности  эффективного

функционирования  государственных предприятий. В  эйфории надежд на чудеса приватизации правительства постсоциалистических стран явно недооценили потенциал  госкапиталистической модели компаний в переходной экономике. Сейчас понятно, что причиной этому скорее были политические предпочтения, чем трезвый экономический  расчёт

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ - совокупность проводящих экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми и нанимаемыми ими лицами      Государственный сектор – часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия и государственные корпорации. Реальная доля государственного сектора России в выпуске ВВП неизвестна. Точнее, официальная статистика не публикует соответствующих данных. Известные данные приведены в таблице №1. В числе негосударственных предприятий все компании с государственным участием, если размер участия не превышает 50% активов, в том числе, например, «Газпром». К ним также относятся предприятия, в которых государству принадлежит «золотая акция». Кроме того, надо учитывать «дочек» и «внучек» кампаний с участием государства, таких, например, как «СИБУР», где формально оно не присутствует.

 

 

     Таблица 1 Государственный сектор в экономике Российской Федерации (2000 год)

    

Форма собственности

Число предприятий

Среднее число  занятых

Основные  фонды побалансовой полн.стоим.

Тыс.

%

Млн.

%

Млрд. руб.

%

Всего

3346

100

64,3

100

16021,3

100

Государственных

351

4,5

}27,9

}37,9

}6728,9

42

Муниципальных

21 7

6,5

Негосударственных (включая частную, общественных организаций и смешанную)

29802980

89

39,9

39,9

9292,4

58

в том числе  смешанная участием государства

н. д.

н. д.

8,0

12,5

н. д.

н. д.

             

 

По примерной  оценке, под контролем государства  находится не менее 50% активов и, соответственно, около 50% выпуска ВВП. Если это так, то нельзя утверждать, что в России после приватизации преобладает частный сектор. Кроме того, учитывая иные каналы влияния государства, о российской экономике можно говорить как об экономике государственной , несмотря на проведенные рыночные реформы.

В госсекторе следует отдельно рассмотреть:

- государственные  унитарные предприятия (ГУП);

- акционерные  общества с государственным участием;

- бюджетные  учреждения.

Для каждого  из этих типов организаций свои пути сокращения государственных расходов и снижения государственного участия в экономике. То обстоятельство, что государство не контролирует все принадлежащие ему активы, что реально многие государственные или полугосударственные предприятия управляются менеджерами в их частных интересах, не является основанием для понижения реальной доли госсектора в экономике. Это лишь основание для сокращения его доли и увеличения частного сектора как более эффективного. Чем скорее это будет сделано, тем скорей завершатся процессы расхищения госсобственности и передела собственности с нахождением эффективных собственников. И тем скорей будут нейтрализованы эти важнейшие факторы ухудшения делового и инвестиционного климата в стране.

Государственные капиталовложения осуществляются в  значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам.

 Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

В одних странах  государственный сектор возник в  основном в результате

национализации  ряда отраслей и предприятий в  других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты. В первой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во второй. Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно- государственных компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства. Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных),

электроэнергии  и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе. Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут. Таким образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную роль в структурной государственной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал

притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну. В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта (валовых внутренний продукт - это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных

на территории данной страны).

При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия  в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к  трактовке соотношения понятий  государственная собственность  и государственный сектор. К определению  данных понятий существует несколько  подходов, как в отечественной, так  и зарубежной литературе.

В самом общем  виде государственный сектор можно  представить как совокупность элементов, которые связаны между собой  принадлежностью к государственной  собственности, выполняющая свои функции  для достижения установленных государством целей. В ряде случаев, чтобы очертить сферу деятельности государственного сектора экономики, используются критерии общественной полезности, общественной активности. Однако содержание указанных  критериев может меняться.

Некоторые авторы под понятием государственной собственности  подразумевают предприятия, принадлежащие  государству полностью или частично (смешанная собственность), а под  государственным сектором объем  вмешательства государства в  экономическую жизнь. В рамках данного  подхода рассматривает расширенная  трактовка государственного сектора, согласно которой он представляет собой  совокупность ресурсов экономики, находящихся  в распоряжении государства. При  этом ресурсы, которыми распоряжается  государство - это не только организации, находящиеся в его собственности, но и финансовые ресурсы государства, необходимые для выполнения предписанных ему функций. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором - об их потоке.

Другие авторы, понимают под государственной собственностью все материальное и нематериальное имущество, находящееся в распоряжении государства, а под государственным  сектором совокупность государственных  организаций и учреждений, либо комплекс хозяйственных объектов, целиком  или частично принадлежащих центральным  и местным государственным органам. Однако однозначно утверждать истинность только одной из данных точек зрения достаточно сложно.

Из проведенного анализа видно, что хотя категории  государственный сектор и государственная  собственность являются взаимопересекающимися, однако они не идентичны.

Вместе с  тем в научных публикациях  встречается расширенная трактовка  госсектора, помимо хозяйственных систем, осуществляющих экономическую деятельность, включают все уровни законодательной и исполнительной власти, занимающиеся управлением и регулированием экономики, а также обеспечивающая их система финансов. В этом случае функции государственного сектора в экономике отождествляется с государственными функциями регулирования экономики.

В современных  условиях особо следует обратить внимание на принадлежность к государственному сектору информационных ресурсы, которые  выступают в современной экономике  в качестве объекта собственности. Трудно переоценить роль данного  ресурса в повышении эффективности  всей экономической системы страны.

Государственный сектор экономики представляет собой, таким образом, системно структурированное  множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции  в интересах достижения установленных  государством целей. Их реализация осуществляется посредством государственного регулирования, которое становится составным элементом  системы организации функционирования современной рыночной экономики  и управления ею.

Итак, из всего  выше перечисленного можно сделать  вывод о том государственный  сектор является определяющим и необходимым  звеном для всей страны в целом. Понятие  государственного сектора носит  сложный многоаспектный характер, ввиду  неоднозначности определения структуры  государственного сектора. Понятие  государственного сектора включает в себя множество экономических, правовых отношений. На сегодняшний  день наиболее актуально применение расширенной трактовки госсектора, включающей в себя ресурсную базу, все уровни законодательной и  исполнительной власти, систему финансов, госкомпании и госкорпорации, ФГУПы, госучреждения.

 

1.2 Масштаб государственного сектора

Размеры государственного сектора, его доля в национальной экономике,

Информация о работе Повышение эффективности госсударственного сектора