Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:31, курсовая работа
Одной из причин, обусловливающих необходимость государственного регулирования экономики, является неспособность рыночного хозяйства в определенных ситуациях решать задачи развития инфраструктуры, реконструкции некоторых отраслей промышленности, обеспечения народного хозяйства дешевыми электроэнергией сырьем, финансирования и организации в общегосударственных масштабах научно - исследовательских, экспериментальных и опытно - конструкторских работ. Решение этих задач вынужден взять на себя государственный сектор экономики.
Цель данной работы разобрать само понятие государственного сектора, выявить проблемы его эффективности, и постараться найти пути решения этих проблем, а так же рассмотреть взаимодействие госсектора с частными организациями.
изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но и как следствие приватизации - продажи рентабельных, реконструированных
объектов государственного сектора частному капиталу. В 80-х и 90-х годах эта тенденция заметно усилилась.
По мере завершения реорганизации традиционных государственных предприятий в условиях перехода к рынку и главное преодоление трансформационного спада могут изменятся подходы к размеру и составу государственного сектора экономики. В Польше, например, считают что после начала устойчивого экономического роста уже не существует объективных причин для исключения каких-либо отраслей и предприятий из процессов приватизации. Сокращение государственного влияния и контроля рассматривается как предпосылка притока крупных инвестиций в энергетику угле- и газодобычу транспорт и другие сектора инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности на мировых рынках.
Оценки необходимых масштабов госсектора формировались в странах с переходной экономикой в условиях столкновения и борьбы различных точек зрения на фоне политического противостояния в обществе. Например, в Венгрии острые дискуссии о судьбе так называемого твердого ядра экономики, т.е. стратегически важных крупных предприятий не только сильно затянули принятие новой версии закона о
приватизации
(1995 г.), но и обусловили внесение в
него ряда компромиссных положений.
В конечном итоге перспектива
привлечения иностранных
Опыт функционирования государственного сектора переходной экономики в
большинстве стран, показал что государство, как и любой другой собственник, может выполнять свои функции недостаточно эффективно. Последовательной политики государства, по отношению к остающемуся в его собственности имуществу, нет практически ни в одной стране и действия государства направлены на решение отдельных очевидных проблем. В России эти проблемы можно свести в две группы
Во-первых, идет поиск методов эффективного управления теми предприятиями, в капитале которых в течение длительного времени сохраняется высокая доля государства. Таким методом может стать, например, передача государственного пакета акций в доверительное управление, либо сторонним для компании юридическим лицам (банковско-финансовым холдингам финансово-промышленным
группам специализированным консалтинговым фирмам) либо менеджменту самой компании (как было в случае с 35% акций РАО «Газпром»). Состав представителей государства в органах управления АО с крупным госпакетом и порядок голосования этим пакетом акций устанавливается централизовано.
Во-вторых, разворачивается, так называемая «доприватизация». Она может
заключаться
в выработке приватизационных стратегий
для предприятия ранее
России, существуют сотни компаний с незначительными долями государственного участия не обеспечивающими ни доходов, ни контроля. Государству выгодно избавится от этих долей, нежели номинально оставаться их собственником.
1.3 Государственно-частное партнерство. (ГЧП)
Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.
Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.
В числе базовых признаков
государственно-частных
Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.
В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести:
Основная область применения ГЧП в мире — постройка автомагистралей. Среди оставшихся самую большую долю занимают проекты в ЖКХ. В России уже с 1990-х годов действуют проекты в сфере водоснабжения и очистки сточных вод.
Общепринятого определения, как и федерального закона о ГЧП, на сегодняшний день не существует
Наиболее современными и перспективными инструментами ГЧП в России на текущий момент являются:
Государственно-частное партнерство (ГЧП) является эффективным механизмом привлечения долгосрочных инвестиций направленных на развитие инновационных проектов и секторов экономики.
Основным источником средств для реализации проектов ГЧП в РФ в настоящее время является созданный в 2005 году бюджетный Инвестиционный фонд, предусматривающий две преобладающие формы финансирования проектов:
В течение многих десятилетий
продолжаются теоретические дискуссии
по проблемам гносеологических корней
и сущностной природы общественных
интересов и предпочтений, общественных
благ и их соотнесенности с рыночной
средой. В неоклассической
Государство рассматривается как своего рода агентство по производству общественных (публичных) благ, которое не может базироваться только на рыночных принципах. Часть этих благ оно может производить самостоятельно, а часть - путем привлечения ресурсов и возможностей частного сектора. Методологическая сложность заключается в характере самих публичных благ, причем оценки природы их полезности весьма неоднозначны.
Мучительный "парадокс публичных
благ" удается разрешить и
Государство при всех условиях остается субъектом публично-правовых отношений. Это обстоятельство оказывается ключевым и для гражданско-правовых отношений, в которые государство как суверен не может вступать в качестве рядового субъекта гражданского права. Именно поэтому нельзя ставить вопрос об изначальном равноправии государственного и частного партнеров в проектах ГЧП. Такое равноправие наступает только тогда, когда на основе суверенных прав государства в соглашении о ГЧП определены условия и особенности реализации гражданско-правовых отношений. Иными словами, государство как суверен становится особым субъектом гражданского права. Это выражается, во-первых, в том, что государство само определяет правовые рамки, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданско-правовых отношений; во-вторых, оно сохраняет властные функции, даже вступив на началах равенства сторон в указанные отношения, так как может принимать административные акты, это равенство игнорирующие. Предполагается, что государство участвует в гражданском обороте не в своих специфических интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти.
В соответствии с этим проекты
ГЧП представляют собой не простое
сложение ресурсов, а совершенно особую
конфигурацию интересов и соответствующих
правомочий партнеров. Во-первых, государство
как одна из сторон партнерства выступает
в роли носителя общественно значимых
интересов и целей, причем исполняет
не только целеполагающую, но и контрольную
функции. Во-вторых, выступая в роли
участника хозяйственного оборота,
оно заинтересовано как в эффективности
общих результатов проекта ГЧП,
так и в обеспечении
Для России эти аспекты ГЧП особенно важны, потому что в нашей правовой системе отсутствует корректное разделение на публично-правовые и гражданско-правовые отношения, что уже сказывается на реализации и мегапроектов, и ФЦП, и конкретных инвестиционных проектов. Аморфность отношений отпугивает потенциальных крупных инвесторов. Поэтому уже в текущем году предполагается сделать первые шаги по введению в российское право категории публичных лиц и публично-правовых отношений.
Государство организует регулирующую
деятельность в сфере партнерства
с частным бизнесом в трех направлениях.
Во-первых, оно вырабатывает стратегию
и принципы, на которых действуют
отношения бизнеса с обществом
в целом и с публичной властью
в частности. Во-вторых, оно формирует
институциональную среду для
разработки и реализации партнерских
проектов. В-третьих, оно непосредственно
занимается организацией и управлением
государственно-частным
Контрольные и регулирующие
функции в сфере
Информация о работе Повышение эффективности госсударственного сектора