Повышение конкурентоспособности товаров предприятия на внутреннем рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 21:51, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ повышения конкурентоспособности товаров на рынке, проведение расчетов технико-экономических показателей выпуска продукции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………................4


1. Повышение конкурентоспособности товаров предприятия на внутреннем рынке:

a.Сущность конкурентоспособности товаров предприятия на внутреннем рынке. Виды конкурентоспособности……………………………………………………5
b.Методы оценки конкурентоспособности продукции…………………………11
c.Повышение конкурентоспособности товаров предприятия на внутреннем рынке………………………………………………………………………………
2. Расчет капитальных вложений в основные производственные фонды……………

3. Расчет себестоимости единицы продукции…………………………………………

4. Определение численности работающих и фонда заработной платы……………

5. Расчет производственной мощности предприятия……………………...................

6. Определение отпускной цены изделия……………………………………………

7. Определение технико-экономических показателей предприятия………………

Заключение……………………………………………………………………………

Список используемой литературы…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 2.doc

— 406.00 Кб (Скачать документ)
">    Не  меньшее значение имеет и межотраслевая  конкуренция, позволяющая направлять гигантские потоки капитальных вложений не «на глазок», исходя из мифических производственных потребностей, определяемых отраслевыми супермонополиями, а  на основе действительных, реально существующих личных потребностей. Этот вид конкуренции обеспечивает переливание капитала между отраслями.

    Соперничество предприятий одной отрасли за получение сверхприбыли, которой  можно добиться лишь непрерывно совершенствуя, развивая производство, позволяет не просто следовать в фарватере научно-технического прогресса, а быть все время впереди.

    В предпринимательской практике  существуют и недобросовестные методы конкуренции: экономический и промышленный шпионаж, подделка продукции  конкурентов, обман потребителей, переманивание специалистов и др.

    Есть  два основных метода конкуренции: ценовой  и бесценовой. Ценовые методы конкуренции  были распространены на ранних  этапах бизнеса, когда однородные и примерно одинаковые по качеству товары имели различные цены, устанавливаемые с целью поднятия их конкурентоспособности. Одним из правил ценовой конкуренции является чрезвычайно осторожный подход к снижению цены в целях конкуренции.

    В первые три десятилетия нынешнего  века успех был гарантирован фирме, предлагавшей самую низкую цену. Продукция была практически лишена внутривидовых различий, и секрет успеха состоял в умении добиться самой низкой себестоимости единицы продукции.

    На  современном этапе развития основным методом конкуренции является бесценовой, т.е. повышение технического уровня изделий, качества, потребительской стоимости. [4, стр. 88-90].

2. Методы оценки  конкурентоспособности  продукции

    Разработка  проблемы конкурентоспособности товаров  и услуг напрямую зависит от выбранного метода оценки.

    Комплексный метод предполагает определение  интегрального показателя конкурентоспособности (К) рассматриваемого товара по отношению  к товару-конкуренту через систему  индексов по формуле:

    ,

    где; ;

    ;  ,

    где Iн, Iт, Iэ, Iсс – групповые показатели соответственно по техническим, нормативным, экономическим и сервисно-сбытовым параметрам конкурентоспособности; qj – единичный показатель по j-му техническому параметру; aj – весомость j-го технического параметра; m – число технических параметров, используемых при оценке; Ц, Ц0 – цена потребления соответственно оцениваемого товара и товара-конкурента; qнi – единичный показатель по i-му нормативному параметру; n – число нормативных параметров, используемых при оценке; q1 – единичный показатель по l-му сервисно-сбытовому параметру; p – число сервисно-сбытовых параметров, используемых при оценке; a1 – весомость l-го сервисно-сбытового параметра.

    При К > 1 оцениваемый товар считается  конкурентным на конкурентном рынке  в конкретный момент времени.

    Комплексный метод может применяться на практике. Однако в случае привлечения для расчета разнонаправленных единичных показателей, входящих в определенный групповой показатель, этот метод не может дать однозначного представления об уровне конкурентоспособности товара.

    Метод соотношения полезного эффекта от использования товара и затрат. В основе этого метода заложены теория эффективности производства, исходя из которой показатели эффективности определяются соотношением результата (эффекта) и затрат. При этом полезный эффект товара – это результат использования потребителем совокупных свойств продукции. Качество продукции – это потенциальный эффект товара. Полезный эффект товара может быть равен потенциальному эффекту качества продукции, но, как правило, он ниже эффекта качества.

    Количественную  оценку конкурентоспособности товара этим методом можно осуществить  по формуле:

    ,

    где Ка.о – конкурентоспособность анализируемого образца товара на конкретном рынке, доли единицы; Еа.о – эффективность анализируемого образца на конкретном рынке, единица полезного эффекта/денежная единица; Ел.о – эффективность лучшего образца-конкурента на данном рынке; k1, k2, kn – корректирующие коэффициенты, учитывающие конкурентные преимущества.

    При этом эффективность использования  анализируемого товара или товара-конкурента (Е) рассчитывается по формуле:

    ,

    Где Пс – полезный эффект от использования товара, приобретенного на рынке, за нормативный срок службы, единица полезного эффекта; Зс – совокупные затраты за жизненный цикл товара, денежная единица.

    Полезный эффект однопараметрических товаров определяется по формуле:

    ,

    где Т – нормативный срок службы товара, лет; Пч – часовая паспортная производительность изделия; Фг – годовой плановый фонд времени работы изделия, ч; К1,…, Кn – коэффициенты, характеризующие несоответствие показателей качества товара-изделия требованиям потребителя.

    Совокупные  затраты за жизненный цикл единицы  товара можно определить по формуле:

    ,

    где Зм.ниокр – затраты на маркетинговые исследования, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; N1 – количество товаров-изделий, которое планируется выпустить по данной конструкторской документации; Зотпп – затраты на организационно-техническую подготовку производства нового изделия; N2 -  количество товаров-изделий, которое планируется выпустить по данной технологической документации; Зизг – затраты на производство изделия; Звн – затраты на сервис, внедрение изделия у потребителя, включающие транспортные расходы, сметную стоимость строительно-монтажных и пусковых работ; Т – нормативный срок службы изделия; Зэт – затраты на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт изделия в году t; Зликв – затраты на демонтаж и ликвидацию элементов основных производственных фондов (включая само изделие), выводимых в связи с освоением и внедрением нового изделия. Если эти затраты меньше дохода от реализации выводимых элементов фондов, то они должны быть со знаком «минус», если больше – со знаком « плюс».

    При помощи этого метода можно оценивать  конкурентоспособность только однопараметрических  товаров (простые машины, оборудование, сырье, материалы, топливо, энергия и т.п.). Конкурентоспособность многопараметрических изделий (товары широкого потребления, сложная техника, приборы) рекомендуется оценивать экспертными методами.

    Определение конкурентоспособности сравниваемого товара (К21) при помощи метода верхнего предела цены осуществляется по формуле:

    ,

    где Ц1, Ц2 – соответственно цена базового и нового товара ;

    Укач21 – уровень качества нового товара по сравнению с базовым товаром; kнтф – коэффициент, учитывающий влияние нетоварных факторов при приобретении нового вида товара потребителями; Цвп – верхний предел цены.

    Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности  товара основан на применении единичных  и комплексных показателей. Его  рекомендуется использовать в тех случаях, когда:

    - единичных показателей конкурентоспособности  товара достаточно много и  они разнообразны по значимости;

    - общий показатель уровня конкурентоспособности  товара недостаточно полно учитывает  все значимые параметры товара  и неадекватно характеризует конкурентоспособность анализируемых товаров.

    Определение конкурентоспособности товара расчетно-графическим  методом радара основано на использовании  показателей коммерческой, нормативно-правовой и технико-экономической конкурентоспособности. Коммерческая конкурентоспособность характеризуется доступностью товара потенциальным потребителям и возможностью его нормальной эксплуатации в данной местности. Нормативно-правовая конкурентоспособность товара отражает безопасность его эксплуатации. Технико-экономическая конкурентоспособность раскрывается показателями экономичности, эргономичности, дизайна, эстетичности, комфорта, удобства в управлении и обслуживании.

    Экспертные  методы определения конкурентоспособности  товара основаны на использовании опыта и интуиции специалистов-экспертов. Для оценки уровня конкурентоспособности товара данные методы используются в тех случаях, когда невозможно или очень затруднительно применить методы эмпирического определения значений единичных или комплексных показателей.

    На  практике при оценке конкурентоспособности  товара наиболее часто используется метод балльных оценок, где баллы  даются экспертами, а общий показатель конкурентоспособности определяют как среднее арифметическое значение экспертных оценок.

     При изучении покупательских предпочтений и конкурентоспособности товаров наиболее распространенным методом является социологический, который производится устным опросом или с помощью распространения специальных анкет-вопросников, а также путем организации конференций, выставок, аукционов, опытно-показательной эксплуатации и т.п. [1, стр. 247-252].

    3. Повышение конкурентоспособности товаров предприятия на внутреннем рынке 

     Основное  противоречие конкурентоспособности  можно сформулировать как противоречие между интересами производителя и потребителя, которое в действительности подвергается корректировке в процессе реализации рыночных отношений потребителя и производителя, в результате которой, продажа данного товара становится эффективной как для производителя, так и для потребителя. Осуществление указанной корректировки возможно только при условии разрешения ряда проблем, обусловленных данным противоречием. Во-первых, оптимизации уровня цены товара, приемлемого для всех участников процесса производства и реализации продукции. Во-вторых, проблемы выпуска изделий, удовлетворяющих новейшим требованиям научно-технического прогресса. В-третьих, проблемы создания инфраструктуры, необходимой для удовлетворения потребностей покупателя, но не представляющей особого интереса с точки зрения извлечения наивысшей прибыли для производителя.

     B конкурентной политике относительно  товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное  назначение, надежность, долговечность,  удобство использования, эстетичность  внешнего вида, и другие характеристики, то есть способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.

     Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Например:

  • добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;
  • выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;
  • отыскать новое применение выпускаемым товарам;
  • своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия;
  • найти выход на новые рынки, как со старыми, так и с новыми товарами;
  • осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;
  • регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

     В международной практике считается  целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический  ряд, образующий ассортиментный набор.

     Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки.

     Бесспорно должен изучаться вопрос со стороны  промышленной фирмы о собственных  возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы н необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры.

     Ключевым  моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное  обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству. Известно, что значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают возлагавшихся на них надежд изготовителей. Основными причинами являются: недостаточное владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, то есть в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности товаров предприятия на внутреннем рынке