Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 21:22, курсовая работа
Цель данной работы – анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. Объектом исследования является ОАО
«Орский машиностроительный завод». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
- определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
- изучение путей повышения рентабельности предприятия на примере ОАО «Орский машиностроительный завод».
Введение ________________________________________________________3
Теоретические основы прибыли и рентабельности __________________5
Значение прибыли в условиях рыночной экономики ______________5
Способы оценки рентабельности ______________________________9
Анализ современного состояния ОАО «Орский машиностроительный завод» ______________________________________________________ 12
Общая экономическая характеристика ОАО «Орский машиностроительный завод» ________________________________12
Динамика показателей прибыли и рентабельности деятельности ОАО «Орский машиностроительный завод» ________________________16
Пути повышения прибыли и рентабельности ОАО «Орский машиностроительный завод» ___________________________________23
Способы повышения прибыли и рентабельности предприятия_____23
Заключение _______________________________________________________27
Список использованной литературы __________________________________30
Министерство
Федеральное агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет экономики
и управления
Кафедра «Экономика
и управление на предприятии»
Прибыль и рентабельность
как основные показатели деятельности
предприятия ОАО «Орский машиностроительный
завод».
ГОУ ОГУ 080301.5010.14. 00
Содержание
Введение ______________________________
Заключение
______________________________
Список
использованной литературы ______________________________
Введение
Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.
Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа и, тем самым, повышает рентабельность своей деятельности.
Прибыль
и рентабельность – многозначные
экономические категории. От глубины
их познания и рациональности использования
зависит эффективность
Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты, т. е. насколько рентабельна деятельность предприятия.
Тема прибыли и рентабельности особенно остра для российских предприятий, поскольку затяжной экономический кризис, составляющими которого являются высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивают получаемые прибыли. К тому же оказавшись с начала реформ в условиях «свободного экономического плавания», предприятия уже не могут полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования
Анализ прибыли на предприятии сегодня становится чрезвычайно актуальным. Он позволяет выявить основные факторы роста прибыли, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.
Цель
данной работы – анализ прибыли
и рентабельности предприятия в
условиях рыночной экономики. Объектом
исследования является ОАО
«Орский машиностроительный завод». Для
достижения этой цели необходимо решить
следующие задачи:
-
изучить прибыль как
-
определить основные
-
изучение путей повышения
В
курсовой работе использованы учебники
по дисциплине «Экономика предприятия»,
периодические издания, Формы бухгалтерской
отчетности предприятия с 2007 по 2009гг.
Глава
1. Теоретические
основы прибыли и
рентабельности
1.1
Значение прибыли в
условиях рыночной экономики
Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории.
С экономической точки зрения прибыль - это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль - это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода.
Общеупотребителен
самый простой подход к понятию
прибыли: прибыль – это превышение
доходов над расходами:
Доходы
– Расходы = Прибыль.
Обратное положение называется убытком [3].
Коммерческие организации в условиях рыночной экономики преследуют множество целей, причем, эти цели могут быть долгосрочными (стратегическими), среднесрочными (тактическими) и краткосрочными (оперативными). Среди них наиболее значимой является цель максимизации благосостояния собственников хозяйствующего субъекта, которая для компаний с корпоративной организационно-правовой формой выражается через показатели роста стоимости акций и роста величины дивидендных выплат. При выборе целей важно, чтобы они были взаимно непротиворечивыми и дополняющими друг друга. Для достижения цели
максимизации
благосостояния собственников (акционеров,
участников) необходимо, чтобы коммерческая
организация динамично
условиях конкурентной среды.
В результате целенаправленных мероприятий по укреплению своих конкурентных преимуществ коммерческая организация может добиться стабильного роста объемов продаж, расширения доли рынка, увеличения чистой прибыли и различных показателей рентабельности (рентабельности капитала, активов, продаж и пр.). Среди перечня стратегических и тактических целей чрезвычайное значение для деятельности организации имеет цель достижения определенного значения прибыли. От величины прибыли организации прямо зависят рост стоимости акций, объемы дивидендных выплат, уровень эффективности деятельности компании, а следовательно, и уровень благосостояния ее собственников. От величины прибыли, как одного из важнейших показателей экономического эффекта, зависит величина бонусов, выплачиваемых менеджменту компании по результатам деятельности. Динамика и качество прибыли оказывают влияние и на обобщающие показатели финансовой устойчивости, деловой активности, инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта. А в Гражданском кодексе РФ в ст. 50 прямо указано, что извлечение прибыли является основной целью деятельности коммерческих организаций.
Прибыль (убыток) является конечным результатом текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации за определенный промежуток времени. Это сложный комплексный показатель, величина которого непременно учитывается в процессе обоснования и принятия управленческих решений всеми участниками рынка: сторонними лицами (инвесторами, кредиторами, поставщиками и покупателями и пр.) и внутренними субъектами (менеджментом, владельцами крупных пакетов акций или долей, пр.). В этой связи чрезвычайно важно не ошибаться при интерпретации множества различных показателей прибыли. А для этого необходимо знать порядок формирования показателей прибыли, начиная от показателя «выручка от продаж», до показателя «нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у коммерческой организации возникают не один, а сразу шесть показателей прибыли [2]:
1) валовая прибыль, как разница между выручкой от продаж и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг (нельзя этот показатель путать с маржинальной прибылью, которая в рамках управленческого учета определяется, как разница между выручкой от продаж и переменными расходами);
2) прибыль (убыток) от продаж, которая определяется в результате вычитания из валовой прибыли коммерческих и управленческих расходов (важнейший показатель, используемый для расчета рентабельности продаж);
3) прибыль (убыток) до налогообложения рассчитывается, как сумма (разница) прибыли (убытка) от продаж и сальдо прочих доходов и расходов (именуется бухгалтерской прибылью);
4) чистая прибыль (убыток) отчетного периода определяется, как разница между прибылью (убытком) до налогообложения и отчислениями в бюджет по налогу на прибыль и иными аналогичными платежами (важнейший показатель для инвесторов; используется для расчета многих показателей рентабельности; базовая величина для объявления дивидендов и иного распределения прибыли);
5)
нераспределенная прибыль (
(убытка)
(показывает величину
6)
нераспределенная прибыль (
лет (характеризует способность менеджмента организации увеличивать собственность акционеров (пайщиков, участников); показатель
результативности деятельности и эффективности дивидендной политики; существенный элемент капитала организации).
Прибыли как экономическая категория выполняет следующие функции:
1.
Прибыль характеризует
Прибыль производственного предприятия говорит о том, что выручка от реализации его продукции превышает себестоимость. Если при продаже товаров по розничным ценам возмещаются их покупная стоимость и сумма издержек обращения, торговое предприятие получает прибыль.
Следовательно, прибыль отражает финансовые результаты, конкурентоспособность продукции (товаров), деловую активность предприятий на рынке.
2.
Прибыль является составной