Прибыль и рентабельность как основные показатели деятельности предприятия ОАО «Орский машиностроительный завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. Объектом исследования является ОАО
«Орский машиностроительный завод». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;

- определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;

- изучение путей повышения рентабельности предприятия на примере ОАО «Орский машиностроительный завод».

Содержание

Введение ________________________________________________________3

Теоретические основы прибыли и рентабельности __________________5
Значение прибыли в условиях рыночной экономики ______________5
Способы оценки рентабельности ______________________________9
Анализ современного состояния ОАО «Орский машиностроительный завод» ______________________________________________________ 12
Общая экономическая характеристика ОАО «Орский машиностроительный завод» ________________________________12
Динамика показателей прибыли и рентабельности деятельности ОАО «Орский машиностроительный завод» ________________________16
Пути повышения прибыли и рентабельности ОАО «Орский машиностроительный завод» ___________________________________23
Способы повышения прибыли и рентабельности предприятия_____23
Заключение _______________________________________________________27

Список использованной литературы __________________________________30

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 1.docx

— 64.51 Кб (Скачать документ)

         Министерство образования  и науки Российской Федерации

         Федеральное агентство  по образованию

         ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

         ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

         «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

         Факультет экономики  и управления 

         Кафедра «Экономика и управление на предприятии» 
 
 

         КУРСОВАЯ РАБОТА
 

         Прибыль и рентабельность как основные показатели деятельности предприятия ОАО «Орский машиностроительный завод». 

         ГОУ ОГУ 080301.5010.14. 00 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                           Выполнила студентка

                                                                            группы 09К

                                                                            Самсонова А. В. 

                                                                            Проверила

                                                                            Валишевская Т. И.

                                                                                             Дата «___» _________2010 г. 
 
 
 

Оренбург 2010 г.

 
 

Содержание 

     Введение ________________________________________________________3

  1. Теоретические основы прибыли и рентабельности __________________5
    1. Значение прибыли в условиях рыночной экономики ______________5
    2. Способы оценки рентабельности ______________________________9
  2. Анализ современного состояния ОАО «Орский машиностроительный завод» ______________________________________________________ 12
    1. Общая экономическая характеристика ОАО «Орский машиностроительный завод» ________________________________12
    2. Динамика показателей прибыли и рентабельности деятельности ОАО «Орский машиностроительный завод» ________________________16
  3. Пути повышения прибыли и рентабельности ОАО «Орский машиностроительный завод» ___________________________________23
    1. Способы повышения прибыли и рентабельности предприятия_____23

Заключение _______________________________________________________27

Список  использованной литературы __________________________________30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.

     Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа и, тем самым, повышает рентабельность своей деятельности.

     Прибыль и рентабельность – многозначные экономические категории. От глубины  их познания и рациональности использования  зависит эффективность коммерческого  расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования.

     Являясь источником производственного и  социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении  самофинансирования предприятий и  объединений, возможности которых  во многом определяются тем, насколько  доходы превышают затраты, т. е. насколько  рентабельна деятельность предприятия.

     Тема  прибыли и рентабельности особенно остра для российских предприятий, поскольку затяжной экономический  кризис, составляющими которого являются высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивают получаемые прибыли. К тому же оказавшись с начала реформ в условиях «свободного экономического плавания», предприятия уже не могут полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования

     Анализ  прибыли на предприятии сегодня  становится чрезвычайно актуальным. Он позволяет выявить основные факторы  роста прибыли, эффективное использование  ресурсов, потенциальные возможности  предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок  ее распределения.

Цель  данной работы – анализ прибыли  и рентабельности предприятия в  условиях рыночной экономики. Объектом исследования является ОАО 
«Орский машиностроительный завод». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

     - изучить прибыль как экономическую  категорию, выявить сущность, функции  и виды прибыли;

     - определить основные показатели  прибыли и рентабельности, их  роль и значение в оценке  эффективности деятельности предприятия;

     - изучение путей повышения рентабельности  предприятия на примере ОАО «Орский машиностроительный завод».

     В курсовой работе использованы учебники по дисциплине «Экономика предприятия», периодические издания, Формы бухгалтерской  отчетности предприятия с 2007 по 2009гг. 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические  основы прибыли и  рентабельности  

     1.1 Значение прибыли в условиях рыночной экономики 
 

     Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории.

     С экономической точки зрения прибыль - это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль - это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода.

     Общеупотребителен самый простой подход к понятию  прибыли: прибыль – это превышение доходов над расходами: 

     Доходы  – Расходы = Прибыль. 

     Обратное положение называется убытком [3].

     Коммерческие  организации в условиях рыночной экономики преследуют множество целей, причем, эти цели могут быть долгосрочными (стратегическими), среднесрочными (тактическими) и краткосрочными (оперативными). Среди них наиболее значимой является цель максимизации благосостояния собственников хозяйствующего субъекта, которая для компаний с корпоративной организационно-правовой формой выражается через показатели роста стоимости акций и роста величины дивидендных выплат. При выборе целей важно, чтобы они были взаимно непротиворечивыми и дополняющими друг друга. Для достижения цели

максимизации  благосостояния собственников (акционеров, участников) необходимо, чтобы коммерческая организация динамично развивалась  в

условиях конкурентной среды.

     В результате целенаправленных мероприятий по укреплению своих конкурентных преимуществ коммерческая организация может добиться стабильного роста объемов продаж, расширения доли рынка, увеличения чистой прибыли и различных показателей рентабельности (рентабельности капитала, активов, продаж и пр.). Среди перечня стратегических и тактических целей чрезвычайное значение для деятельности организации имеет цель достижения определенного значения прибыли. От величины прибыли организации прямо зависят рост стоимости акций, объемы дивидендных выплат, уровень эффективности деятельности компании, а следовательно, и уровень благосостояния ее собственников. От величины прибыли, как одного из важнейших показателей экономического эффекта, зависит величина бонусов, выплачиваемых менеджменту компании по результатам деятельности. Динамика и качество прибыли оказывают влияние и на обобщающие показатели финансовой устойчивости, деловой активности, инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта. А в Гражданском кодексе РФ в ст. 50 прямо указано, что извлечение прибыли является основной целью деятельности коммерческих организаций.

     Прибыль (убыток) является конечным результатом  текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации за определенный промежуток времени. Это сложный комплексный показатель, величина которого непременно учитывается в процессе обоснования и принятия управленческих решений всеми участниками рынка: сторонними лицами (инвесторами, кредиторами, поставщиками и покупателями и пр.) и внутренними субъектами (менеджментом, владельцами крупных пакетов акций или долей, пр.). В этой связи чрезвычайно важно не ошибаться при интерпретации множества различных показателей прибыли. А для этого необходимо знать порядок формирования показателей прибыли, начиная от показателя «выручка от продаж», до показателя «нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

     В процессе финансово-хозяйственной деятельности у коммерческой организации возникают не один, а сразу шесть показателей прибыли [2]:

     1) валовая прибыль, как разница между выручкой от продаж и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг (нельзя этот показатель путать с маржинальной прибылью, которая в рамках управленческого учета определяется, как разница между выручкой от продаж и переменными расходами);

     2) прибыль (убыток) от продаж, которая определяется в результате вычитания из валовой прибыли коммерческих и управленческих расходов (важнейший показатель, используемый для расчета рентабельности продаж);

     3) прибыль (убыток) до налогообложения рассчитывается, как сумма (разница) прибыли (убытка) от продаж и сальдо прочих доходов и расходов (именуется бухгалтерской прибылью);

     4) чистая прибыль (убыток) отчетного  периода определяется, как разница между прибылью (убытком) до налогообложения и отчислениями в бюджет по налогу на прибыль и иными аналогичными платежами (важнейший показатель для инвесторов; используется для расчета многих показателей рентабельности; базовая величина для объявления дивидендов и иного распределения прибыли);

     5) нераспределенная прибыль (непокрытый  убыток) отчетного года, остаток от вычитания суммы распределенной прибыли из чистой прибыли

(убытка) (показывает величину важнейшего внутреннего источника финансирования деятельности организации; зависит от дивидендной политики);

     6) нераспределенная прибыль (непокрытый  убыток), сумма нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) отчетного года и прошлых

лет (характеризует  способность менеджмента организации увеличивать собственность акционеров (пайщиков, участников); показатель

результативности  деятельности и эффективности дивидендной  политики; существенный элемент капитала организации).

     Прибыли как экономическая категория выполняет следующие функции:

     1. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный предприятием в результате его хозяйственной деятельности.

     Прибыль производственного предприятия  говорит о том, что выручка от реализации его продукции превышает себестоимость. Если при продаже товаров по розничным ценам возмещаются их покупная стоимость и сумма издержек обращения, торговое предприятие получает прибыль.

     Следовательно, прибыль отражает финансовые результаты, конкурентоспособность продукции (товаров), деловую активность предприятий на рынке.

     2. Прибыль является составной частью  формирования финансовых ресурсов  предприятия и играет стимулирующую роль в его развитии. С помощью прибыли обеспечивается принцип самофинансирования - расширенное воспроизводство и социальное развитие организации. В увеличении прибыли материально заинтересованы и трудовые коллективы, так как за счет части прибыли образуются фонды потребления, осуществляются различные поощрительные и социальные выплаты.

Информация о работе Прибыль и рентабельность как основные показатели деятельности предприятия ОАО «Орский машиностроительный завод»