Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 21:22, курсовая работа
Цель данной работы – анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. Объектом исследования является ОАО
«Орский машиностроительный завод». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
- определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
- изучение путей повышения рентабельности предприятия на примере ОАО «Орский машиностроительный завод».
Введение ________________________________________________________3
Теоретические основы прибыли и рентабельности __________________5
Значение прибыли в условиях рыночной экономики ______________5
Способы оценки рентабельности ______________________________9
Анализ современного состояния ОАО «Орский машиностроительный завод» ______________________________________________________ 12
Общая экономическая характеристика ОАО «Орский машиностроительный завод» ________________________________12
Динамика показателей прибыли и рентабельности деятельности ОАО «Орский машиностроительный завод» ________________________16
Пути повышения прибыли и рентабельности ОАО «Орский машиностроительный завод» ___________________________________23
Способы повышения прибыли и рентабельности предприятия_____23
Заключение _______________________________________________________27
Список использованной литературы __________________________________30
Сумма дивидендов акционерных и иных обществ непосредственно зависит от суммы прибыли после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Итак, прибыль - движущая сила и источник социально-экономического развития предприятия, проведения обоснованной инвестиционной и дивидендной политики, материального поощрения и социальных выплат работникам.
3. Прибыль хозяйствующих субъектов через налоговую систему является одним из источников формирования бюджетов страны, что позволяет органам государственной власти решать важнейшие народнохозяйственные и социально-экономические задачи общества, национальной безопасности страны.
Таким
образом, прибыль служит рычагом
умелого сочетания социально-экономических
интересов хозяйствующих субъектов, трудовых
коллективов и общества в целом [9].
1.2
Способы оценки рентабельности
Кроме
абсолютного размера прибыли
показателем эффективности
Рентабельность (от нем. rentabel – доходный) представляет собой эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности [1]. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании [5].
Чтобы проанализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия, необходимо правильно выбрать показатели ее рентабельности. Вообще существует более тридцати различных показателей (коэффициентов) Использование того или иного из них зависит прежде всего от целей анализа.
Самые распространенные показатели, которые позволяют сделать основные выводы о работе фирмы - это коэффициенты рентабельности:
- компании в целом (так называемая рентабельность всего капитала);
- производства;
- продаж;
- оборотных активов;
- внеоборотных активов.
Коэффициент рентабельности всего капитала позволяет сделать общий вывод о том, насколько хорошо идут дела у предприятия. Таким образом, оценивают сразу все ресурсы компании. Используя эти данные, можно сравнить рентабельность организации с показателями других фирм.
С помощью следующего показателя можно оценить производство компании. Когда он высокий - деятельность уже эффективна. Если же при этом предприятие получает низкую прибыль, значит, у него слишком большие непроизводственные расходы. Тем предприятиям, которые выпускают несколько наименований продукции, советуют рассчитывать рентабельность производства каждого из товаров. Это позволит определить наиболее выгодную продукцию, увеличив выпуск которой можно увеличить прибыль предприятия.
Коэффициент рентабельности продаж отражает долю прибыли компании в каждом заработанном рубле. Естественно, он нужен для выводов об эффективности предпринимательской деятельности предприятия. Но не менее важную роль он играет, когда нужно сравнить фирму с ее конкурентами. Сопоставляя свои и чужие коэффициенты рентабельности продаж, можно прогнозировать развитие рынка, а также разрабатывать стратегию продвижения своей продукции.
Коэффициенты рентабельности оборотных и внеоборотных активов помогают понять, насколько эффективно используются эти средства. Так, чем выше
показатель оборотных активов, тем быстрее «крутятся» деньги, материалы и пр. А значит, чаще поступает выручка и проще получать краткосрочные займы и кредиты.
В свою очередь показатель внеоборотных активов демонстрирует, с какой отдачей организация использует свои основные средства, оправдывают ли себя капиталовложения. Величина этого коэффициента зависит от размеров компании и характера ее деятельности. Понятно, что фирма, оказывающая платные услуги, гораздо меньше зависит от основных средств, чем промышленное предприятие[6].
Количественно рентабельность исчисляется как частное от деления прибыли на затраты, расход ресурсов, обеспечивающих получение прибыли. Рентабельность продукции определяется как отношение прибыли от ее реализации к себестоимости. Рентабельность производства определяется как отношение прибыли, приносимой производством, к стоимости основных средств.
Показатели рентабельности не имеют нормативных значений, зависят от множества факторов и существенно изменяются в зависимости от профиля, размера, структуры активов и источников средств организации, поэтому целесообразно анализировать тенденции их изменения во временном периоде.
Поэтому, рассчитывая показатели рентабельности, даже при наличии убытка (рентабельность со знаком минус), в динамике можно определить складывающуюся тенденцию развития предприятия[1].
Конечно,
для более подробных выводов
о финансовом состоянии предприятия
и об общей эффективности бизнеса одних
коэффициентов рентабельности недостаточно.
Для полного анализа деятельности компании
необходимо использовать комплексный
подход с еще несколькими показателями.
Такими, как показатели финансовой устойчивости
предприятия, ликвидности его активов,
и др. [6].
Глава
2 Анализ современного
состояния ОАО «Орский
машиностроительный
завод»
1.2
Общая экономическая
характеристика ОАО
«Орский машиностроительный
завод»
Орский машиностроительный завод был основан в 1941 году на базе предприятия, эвакуированного с Украины. В настоящее время завод является одним из крупнейших машиностроительных предприятий Оренбургской области по производству продукции для нефтегазового комплекса и продукции общего назначения. Он занимает лидирующее место среди предприятий машиностроения Оренбургской области и входит в сотню лучших предприятий машиностроительной отрасли России. Орский машиностроительный завод осуществляет обслуживание нефтяных компаний, среди которых Роснефть, БК Евразия.
Продукция предприятия поставляется как российским, так и зарубежным потребителям [13].
ОАО «Орский машиностроительный завод» расположен на территории Оренбургской области в г. Орске по адресу улица Крупской, дом 1.
Предприятие функционирует на основе Устава, в котором определены цели и виды деятельности организации, права и обязанности, управление организацией, имущество, прибыль и оплата труда работникам, учет, отчетность и контроль, ответственность организации, реорганизация и прекращение деятельности организации.
Высшим органом управления предприятием является общее собрание акционеров.
Уставный капитал предприятия составляет 1 320 918 рублей. Основными акционерами предприятия являются ОАО «Трубная металлургическая компания – 75% и Государственная корпорация «Ростехнология» – 25%.
Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
- производство стальных труб и фитингов;
-
производство металлических
-
обработка металлических
- производство прочего подъемно-транспортного оборудования;
- производство гидравлических и
пневматических силовых
- деятельность автомобильного
- деятельность автомобильного
- производство строительных
- производство фасовочно-
-
производство оборудования для
разбрызгивания или распыления
жидких или газообразных
- деятельность в области телефонной связи.
Производство
основных видов продукции на предприятии
за три года представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Производство основных видов продукции предприятия ОАО «Оренбургский машиностроительный завод»
шт.
Вид продукции | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | % изменения |
Замки для бурильных труб | 202 895 | 196 976 | 105 297 | 51,9 |
Муфты | 269 987 | 252 816 | 214 531 | 79,5 |
Переводники | 3 817 | 3 070 | 1 422 | 37,3 |
Втулки | 27 645 | 28 778 | 9 578 | 34,6 |
Газовые баллоны | 42 001 | 31 080 | 2 251 | 5,4 |
Гидроцилиндры | 17 565 | 14 295 | 1 224 | 7 |
Как видно из таблицы производство продукции по сравнению с 2007 годом снизилось, основной причиной снижения является ухудшение макроэкономической ситуации, что привело к резкому уменьшению объемов заказов в отчетном году.
Динамику
основных производственно-экономических
показателей деятельности предприятия
(табл. 2) ОАО «Орский машиностроительный
завод», можно показать, проанализировав
показатели организации за три года.
Таблица
2 – Динамика основных производственно-экономических
показателей деятельности предприятия
Показатели | 2007 г. | 2008г. | 2009г. | Темп роста,
% |
Товарная
продукция
в отпускных ценах, тыс. руб. |
1 968 976 | 2 016 167 | 834 448 | 42,4 |
Прибыль по отгруженной основной продукции, тыс. руб. | 396 305 | 407 676 | 23 431 | 5,9 |
Валовая прибыль, тыс. руб. | 633 747 | 585 949 | 156 456 | 24,7 |
Балансовая прибыль, тыс. руб. | 349 310 | 343 678 | -113 624 | - |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 260 673 | 249 430 | -93 065 | - |
Стоимость чистых активов, тыс. руб. | 493 849 | 729 795 | 635 462 | 128,7 |
Среднесписочная численность рабочих, чел | 2 796 | 2 729 | 2 077 | 74,3 |
Средняя зарплата, руб. | 10 459 | 11 588 | 10 346 | 98,9 |