Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 21:22, курсовая работа
Цель данной работы – анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. Объектом исследования является ОАО
«Орский машиностроительный завод». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
- определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
- изучение путей повышения рентабельности предприятия на примере ОАО «Орский машиностроительный завод».
Введение ________________________________________________________3
Теоретические основы прибыли и рентабельности __________________5
Значение прибыли в условиях рыночной экономики ______________5
Способы оценки рентабельности ______________________________9
Анализ современного состояния ОАО «Орский машиностроительный завод» ______________________________________________________ 12
Общая экономическая характеристика ОАО «Орский машиностроительный завод» ________________________________12
Динамика показателей прибыли и рентабельности деятельности ОАО «Орский машиностроительный завод» ________________________16
Пути повышения прибыли и рентабельности ОАО «Орский машиностроительный завод» ___________________________________23
Способы повышения прибыли и рентабельности предприятия_____23
Заключение _______________________________________________________27
Список использованной литературы __________________________________30
Из данных табл.2 видно, что в 2009 году в ОАО «Орский машиностроительный завод» выпуск товарной продукции составил 834 448 тыс. руб. против 1 968 976 тыс. руб. в 2007г., темп роста 42,4%.
Численность работников
Валовая прибыль в 2009 г. составила 1 56 456 тыс. руб. против 633 747 тыс. руб. в 2007 г., темп роста 24,7%.
Балансовая прибыль в 2009 г. уменьшилась и равняется -113 624 тыс. руб. против 349 310 тыс. руб. в 2007 г.
Чистая прибыль в 2009 г. -93 065 тыс. руб. когда в 2007 г. она составляла 260 673 тыс. руб.
Основными стратегическими направлениями развития предприятия являются:
-
завоевание прочных
-
освоение новых видов
-
внедрение новых технологий с
целью расширения номенклатуры
выполняемых работ и
-
создание интегрированной
-
освоение новых направлений на
рынке нефтегазового сервиса.
2.2
Динамика показателей
прибыли и рентабельности
деятельности ОАО «Орский
машиностроительный
завод»
Для
анализа и оценки уровня и динамики
показателей прибыли составляется
таблица (табл. 3), в которой используются
данные бухгалтерской отчетности организации
из формы № 2[12].
Таблица 3 – Динамика показателей прибыли
тыс. руб.
Показатели | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Темп роста, % |
Выручка (нетто) от реализации продукции (работ, услуг) | 1 955 509 | 1 926 264 | 893 836 | 45,7 |
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг | 1 321 762 | 1 340 315 | 737 380 | 55,8 |
Валовая прибыль | 633 747 | 585 949 | 156 456 | 24,7 |
Коммерческие расходы | 23 167 | 17 609 | 12 413 | 53,6 |
Управленческие расходы | 201 285 | 150 762 | 118 231 | 58,7 |
Прибыль (убыток) от продаж | 409 295 | 417 578 | 25 812 | 6,3 |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 349 310 | 343 678 | 113 369 | 32,5 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | 260 673 | 249 430 | 93 065 | 35,7 |
Анализ динамики показателей прибыли показывает, что прибыль от реализации продукции в 2009 году снизилась на 383 483 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом. На данный показатель повлияло снижение выручки от реализации продукции на 1 061 673 тыс. руб., а также себестоимости продукции на 584 382 тыс. руб. Прибыль за отчётный период сократилась с 409 295 тыс. руб. до 25 812 тыс. руб. Чистая прибыль предприятия снизилась на 167 608 тыс. руб. и составила 93 065 тыс. руб.
Рентабельность
непосредственно связана с
1.Рентабельность
производства продукции:
где Р – рентабельность производства продукции, %
ЧП – чистая прибыль, тыс. руб.
С
– себестоимость продукции, тыс.
руб.
Необходимо отметить, что значение показателя рентабельности производства снижается. Причиной является большее снижение прибыли при меньшем снижении себестоимости
2.Рентабельность
производства (фондорентабельность):
где Р – рентабельность производства, %
ЧП – чистая прибыль, тыс. руб.
ОФ – стоимость основных фондов, тыс. руб.
ОС
– стоимость оборотных средств,
тыс. руб.
В 2008 году самый высокий показатель рентабельности за счет того, что снизилась стоимость основных и оборотных средств, а в 2009 году наблюдается самый низкий показатель, так как стоимость основных и оборотных средств увеличилась, а прибыль заметно снизилась. Отсюда следует, что каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции в 2007 году принес предприятию 31,74 коп., в 2008 году – 42,20 коп., а в 2009 году – 10, 26 коп.
3.Рентабельность
продаж:
где Р – рентабельность продаж, %
ЧП – прибыль от продаж, тыс. руб.
ВОР
– выручка от реализации, тыс. руб.
Рентабельность продаж предприятия снижается, так как одновременно снижаются сумма чистой прибыли и выручка от реализации. Это отрицательно характеризует коммерческую деятельность предприятия. Возможно, на рынке сложилась неблагоприятная ситуация. Если в 2007 году предприятие с каждого рубля реализованной продукции получало 13,33 коп. прибыли, то в 2009 году этот показатель снизился до 10,41 коп.
4.Рентабельность
активов:
где Р – рентабельность активов, %
ЧП – прибыль от продаж, тыс. руб.
Ак
– стоимость активов предприятия, тыс.
руб.
5.Рентабельность
собственного капитала:
где Р – рентабельность собственного капитала, %
ЧП – прибыль от продаж, тыс. руб.
СК
– стоимость собственного капитала
предприятия, тыс. руб.
Снижение
рентабельности капитала в 2008 году объясняется
увеличением стоимости
Таблица 4 – Сводная таблица показателей рентабельности
%
Показатель | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Изменение |
Рентабельность производства продукции | 19,72 | 18,61 | 12,62 | -7,1 |
Рентабельность производства (фондорентабельность) | 31,74 | 42,20 | 10,26 | -21,48 |
Рентабельность продаж | 13,33 | 12,95 | 10,41 | -2,92 |
Рентабельность активов | 52,78 | 34,18 | 14,65 | -38,13 |
Рентабельность собственного капитала | 30,34 | 19,75 | 9,92 | -20,42 |
Из данных таблицы 4 видно, что все показатели рентабельности предприятия в 2009 году заметно снизились по сравнению с 2007 годом.
Анализ
результатов деятельности и финансового
состояния предприятия, проведенный
на основе данных бухгалтерской отчетности
в 2008 году, свидетельствует о том,
что общую финансово-
Глава
3 Пути повышения
прибыли и рентабельности
ОАО «Орский машиностроительный
завод»
3.1Способы
увеличения прибыли
и рентабельности предприятия
Для правильного формирования прибыли и повышения рентабельности предприятие должно искать пути совершенствования [10]. Рентабельность показывает, насколько прибыльна деятельность предприятия, соответственно, чем выше коэффициенты рентабельности, тем эффективней деятельность. Поэтому компания должна стремиться к более высоким показателям, а руководство должно определить пути повышения рентабельности [11].
Повышение показателей рентабельности обеспечивается, во-первых, увеличением массы прибыли, а во-вторых, улучшением использования соответствующего вида ресурсов или уменьшением затрат.
Так
как рентабельность находится в
прямой зависимости от величины прибыли,
поиск путей роста
1.
изучения рынка продукции на
основе маркетинговых