Прибыль и рентабельность как основные показатели деятельности предприятия ОАО «Орский машиностроительный завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. Объектом исследования является ОАО
«Орский машиностроительный завод». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;

- определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;

- изучение путей повышения рентабельности предприятия на примере ОАО «Орский машиностроительный завод».

Содержание

Введение ________________________________________________________3

Теоретические основы прибыли и рентабельности __________________5
Значение прибыли в условиях рыночной экономики ______________5
Способы оценки рентабельности ______________________________9
Анализ современного состояния ОАО «Орский машиностроительный завод» ______________________________________________________ 12
Общая экономическая характеристика ОАО «Орский машиностроительный завод» ________________________________12
Динамика показателей прибыли и рентабельности деятельности ОАО «Орский машиностроительный завод» ________________________16
Пути повышения прибыли и рентабельности ОАО «Орский машиностроительный завод» ___________________________________23
Способы повышения прибыли и рентабельности предприятия_____23
Заключение _______________________________________________________27

Список использованной литературы __________________________________30

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 1.docx

— 64.51 Кб (Скачать документ)
 

     Из  данных табл.2  видно, что в 2009 году в ОАО «Орский машиностроительный завод» выпуск товарной продукции составил 834 448 тыс. руб. против 1 968 976 тыс. руб. в 2007г., темп роста 42,4%.

       Численность работников предприятия  сократилась в 2009 году по сравнению  с 2007 годом и составила 2077 человек. Значительное влияние  на уменьшение объема производства оказали чистые активы общества. По данным таблицы наблюдается рост чистых активов по сравнению с 2007 годом, что характеризует предприятие как активно развивающееся, наращивающее капитал [7]. В 2009 году чистые активы увеличились на 28,7%, что свидетельствует о эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия и одновременно о способности расплатиться со своими обязательствами. Чем выше стоимость чистых активов, тем выше инвестиционная привлекательность организации, к ней больше доверия со стороны кредиторов, акционеров, работников [8].

     Валовая прибыль в 2009 г. составила  1 56 456 тыс. руб. против 633 747 тыс. руб. в 2007 г., темп роста 24,7%.

     Балансовая  прибыль в 2009 г. уменьшилась и  равняется -113 624 тыс. руб. против 349 310 тыс. руб.   в 2007 г.

     Чистая  прибыль в 2009 г. -93 065 тыс. руб. когда в 2007 г. она составляла 260 673 тыс. руб.

     Основными стратегическими направлениями развития предприятия являются:

      - завоевание прочных конкурентных  позиций на внутреннем и внешнем  рынках в секторе газовые баллоны;

      - освоение новых видов продукции  для нефтегазовой отрасли, с  целью удовлетворения потребностей  нефтегазовых компаний и расширение  присутствия Общества на рынке  нефтегазовых услуг;

      - внедрение новых технологий с  целью расширения номенклатуры  выполняемых работ  и повышения  производительности труда;

      - создание интегрированной системы  управления проектами на основе  современных подходов и технологий;

     - освоение новых направлений на  рынке нефтегазового сервиса. 
 

     2.2 Динамика показателей прибыли и рентабельности деятельности ОАО «Орский машиностроительный завод» 

     Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица (табл. 3), в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы № 2[12]. 

     Таблица 3 – Динамика показателей прибыли

     тыс. руб.

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Темп роста, %
Выручка (нетто) от реализации продукции (работ, услуг) 1 955 509 1 926 264 893 836 45,7
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 1 321 762 1 340 315 737 380 55,8
Валовая прибыль 633 747 585 949 156 456 24,7
Коммерческие  расходы 23 167 17 609 12 413 53,6
Управленческие  расходы 201 285 150 762 118 231 58,7
Прибыль (убыток) от продаж 409 295 417 578 25 812 6,3
Прибыль (убыток) до налогообложения 349 310 343 678 113 369 32,5
Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода 260 673 249 430 93 065 35,7
 

       Анализ  динамики показателей прибыли показывает, что прибыль от реализации продукции в 2009 году снизилась на 383 483 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом. На данный показатель повлияло снижение выручки от реализации продукции на 1 061 673 тыс. руб., а также себестоимости продукции на 584 382 тыс. руб. Прибыль за отчётный период сократилась с 409 295 тыс. руб. до 25 812 тыс. руб. Чистая прибыль предприятия снизилась на 167 608 тыс. руб. и составила 93 065 тыс. руб.

       Рентабельность  непосредственно связана с величиной  прибыли. Все виды прибыли ОАО «Орский машиностроительный завод» представлены в таблице 3.

       1.Рентабельность  производства продукции: 
 
 

где  Р – рентабельность производства продукции, %

     ЧП  – чистая прибыль, тыс. руб.

     С – себестоимость продукции, тыс. руб. 
 
 
 
 
 
 

     Необходимо  отметить, что значение показателя рентабельности производства снижается. Причиной является большее снижение прибыли при меньшем снижении себестоимости

     2.Рентабельность  производства (фондорентабельность): 
 
 

где  Р – рентабельность производства, %

     ЧП  – чистая прибыль, тыс. руб.

     ОФ  – стоимость основных фондов, тыс. руб.

     ОС  – стоимость оборотных средств, тыс. руб. 
 
 
 
 
 
 

     В 2008 году самый высокий показатель рентабельности за счет того, что снизилась  стоимость основных  и оборотных  средств, а в 2009 году наблюдается  самый низкий показатель, так как  стоимость основных и оборотных  средств увеличилась, а прибыль  заметно снизилась. Отсюда следует, что каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции в 2007 году принес предприятию 31,74 коп., в 2008 году – 42,20 коп., а в 2009 году – 10, 26 коп.

     3.Рентабельность  продаж: 
 
 

где    Р – рентабельность продаж, %

     ЧП  – прибыль от продаж, тыс. руб.

     ВОР – выручка от реализации, тыс. руб. 
 
 
 
 
 
 

      Рентабельность  продаж предприятия снижается, так  как одновременно снижаются  сумма чистой прибыли и выручка от реализации. Это отрицательно характеризует коммерческую деятельность предприятия. Возможно, на рынке сложилась неблагоприятная ситуация. Если в 2007 году предприятие с каждого рубля реализованной продукции получало 13,33 коп. прибыли, то в 2009 году этот показатель снизился до 10,41 коп.

      4.Рентабельность  активов: 
 
 

где    Р – рентабельность активов, %

     ЧП  – прибыль от продаж, тыс. руб.

     Ак – стоимость активов предприятия, тыс. руб. 
 
 
 
 
 
 

     5.Рентабельность собственного капитала: 
 
 

где    Р – рентабельность собственного капитала, %

     ЧП  – прибыль от продаж, тыс. руб.

     СК  – стоимость собственного капитала предприятия, тыс. руб. 
 
 
 
 
 
 

     Снижение  рентабельности капитала в 2008 году объясняется  увеличением стоимости собственного капитала и снижением прибыли, а  в 2009 году снижение рентабельности происходит за счет снижения и стоимости капитала и суммы прибыли. Эффективность использования собственных средств предприятия снижается с каждым годом. 

     Таблица 4 – Сводная таблица показателей  рентабельности

     %

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. Изменение
Рентабельность  производства продукции 19,72 18,61 12,62 -7,1
Рентабельность  производства (фондорентабельность) 31,74 42,20 10,26 -21,48
Рентабельность  продаж 13,33 12,95 10,41 -2,92
Рентабельность  активов 52,78 34,18 14,65 -38,13
Рентабельность  собственного капитала 30,34 19,75 9,92 -20,42
 

     Из  данных таблицы 4 видно, что все показатели рентабельности предприятия в 2009 году заметно снизились по сравнению  с 2007 годом.

     Анализ  результатов деятельности и финансового  состояния предприятия, проведенный  на основе данных бухгалтерской отчетности в 2008 году, свидетельствует о том, что общую финансово-экономическую  ситуацию на предприятии можно считать  удовлетворительной. За 2008 год валюта баланса увеличилась на 403 999 тыс. руб. В течении отчетного периода предприятие получило 249 430 тыс. руб. чистой прибыли, что ниже показателя прошлого года на 11 243 тыс. руб. Коэффициент текущей ликвидности находится  выше  норм , соответственно предприятие является платежеспособным. А анализ 2009 года показал, что ситуация на предприятии неудовлетворительная, так как валюта баланса уменьшилась на 324 616 тыс. руб., а предприятие в течении года получило 93 065 тыс. руб. убытков. Показатели рентабельности в течении года отрицательные, деятельность предприятия была убыточной. Коэффициент текущей ликвидности находится в пределах норм, соответственно предприятие является платежеспособным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3 Пути повышения  прибыли и рентабельности ОАО «Орский машиностроительный завод» 

     3.1Способы увеличения прибыли и рентабельности предприятия  
 
 

     Для правильного формирования прибыли  и повышения рентабельности предприятие  должно искать пути совершенствования  [10]. Рентабельность показывает, насколько прибыльна деятельность предприятия, соответственно, чем выше коэффициенты рентабельности, тем эффективней деятельность. Поэтому компания должна стремиться к более высоким показателям, а руководство должно определить пути повышения рентабельности [11].

     Повышение показателей рентабельности обеспечивается, во-первых, увеличением массы прибыли, а во-вторых, улучшением использования  соответствующего вида ресурсов или  уменьшением затрат.

     Так как рентабельность находится в  прямой зависимости от величины прибыли, поиск путей роста рентабельности должен рассматриваться в синтезе  с постом прибыли. Важнейшими путями роста прибыли являются увеличение доходов от продаж продукции, а также  от других видов производственно-коммерческой деятельности предприятия. Однако на промышленных предприятиях основным видом доходов  является выручка от реализации продукции, рост которой достигается за счет:

     1. изучения рынка продукции на  основе маркетинговых исследований  и обеспечения производства продукции  в соответствии с требованиями  потребителя;

Информация о работе Прибыль и рентабельность как основные показатели деятельности предприятия ОАО «Орский машиностроительный завод»