Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение прибыли и рентабельности, как показателя эффективности работы предприятия.
Введение
Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство в зависимости от своих национальных и исторических традиций, географических условий и трудовых навыков населения создает уникальный комплекс отраслей народного хозяйства, на формирование которого все большее влияние оказывает международное сотрудничество с другими странами.
По международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги. к первой группе относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства (издательская деятельность, утилизация вторичного сырья, сбор дикорастущих грибов и ягод и т. д.). К отраслям, оказывающим услуги, относятся образование, транспорт, торговля, здравоохранение, общее государственное управление и пр.
Целью курсовой работы является изучение прибыли и рентабельности, как показателя эффективности работы предприятия. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
-рассмотреть прибыль предприятия ее сущность и формирование;
-изучить факторы, влияющие на прибыль;
-определить распределение прибыли;
- выделить виды и показатели рентабельности;
- узнать про метод расчета уровня рентабельности
- провести анализ чувствительности прибыли.
В условиях рыночных отношений организация объективно становится основным звеном экономики. Дело в том, что именно на этом уровне производится нужная обществу продукция, оказываются услуги. Здесь создаются рабочие места, обеспечивается занятость населения, начисляется заработная плата. Здесь решаются вопросы эффективного использования ресурсов, применения техники и технологии. Выплачивая федеральные и местные налоги, организации вносят вклад в формирование бюджетов различных уровней, в содержание государственных органов, в реализацию государственных программ, развития образования, здравоохранения, Обеспечение высокоэффективной работы организации требует глубоких экономических знаний. В условиях рыночной экономики успешной работы добивается лишь тот, кто наиболее грамотно определяет запросы рынка, создает и организует эффективное производство продукции, обеспечивает прибыльную работу организации.
Для достижения цели курсовой работы необходимо изучить дополнительные справочники и учебную литературу.
I Теоретическая
сущность показатели эффективности работы
предприятия: прибыли и рентабельности.
1.1Прибыль
предприятия ее сущность и формирование.
Прибыль является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации.
В условиях рыночной экономики существенно меняется отношение к прибыли в сторону возрастания ее роли в хозяйственном механизме, поскольку в рыночных условиях прибыль не только выступает основным источником развития любого предприятия, но и становится стимулом практически любой хозяйственной деятельности.
Прибыль
является конечным результатом
Прибыль наряду с суммой амортизационных отчислений является основным источником финансирования капитальных вложений, осуществления воспроизводства основных средств. А также финансирования затрат на социальное развитие и материальное стимулирование работников.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие функции:
- характеризует
экономический эффект, полученный
в результате деятельности
- играет
стимулирующую роль, являясь одновременно
финансовым результатом и
- является
одним из источников
Различают прибыль от реализации продукции, балансовую прибыль, валовую прибыль и чистую прибыль.
Прибыль от реализации продукции - финансовый результат производительной и сбытовой деятельности предприятия, основная или преобладающая часть валовой прибыли. Прибыль (или убыток) от реализации продукции определяется как разность между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей и затратим на её производство и реализацию, включаемых в себестоимость продукции.
Из приведенного определения следует, что происхождение прибыли от реализации связанно с получением валового дохода предприятия от реализации своей продукции по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход предприятия- выручка от реализации продукции за вычетом материальных затрат – представляет собой форму чистой продукции предприятия, включая в себя оплату труда и прибыль.
Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой- от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.
Объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой работы- умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т. е. проводить маркетинг, организовывать рекламу, сбыт, формировать ценовую и товарную политику и т. д.
Уровень издержек производства зависит от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.
Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяю так называемую балансовую прибыль. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т. п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшие продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т. д.).
Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.
Валовая
прибыль предприятия может
-валовая
прибыль увеличивается для
-при
осуществлении прямого обмена
по основным средствам и иному
имуществу или реализации этих
видов имущества по ценам ниже
их балансовой стоимости сумма
сделки определяется по
-выручка
в валюте пересчитывается в
рубли по курсу на день
-налогообложению
подлежат денежные средства, получаемые
безвозмездно от других
-по имуществу, полученному безвозмездно, его стоимость оценивается не ниже балансовой, по которой оно числится у передающего предприятия;
-валовая прибыль учитывает также уплаченные штрафы и пени (за исключением суммы штрафов и пени, перечисленных в бюджет и внебюджетные фонды).
Исчисляются в установленном выше порядке валовая (общая), прибыль является базой для определения налогооблагаемой (расчетной) прибыли, расчет которой производится в следующем порядке.
Валовая прибыль уменьшается на следующие виды доходов (прибыли):
-доходы
от долевого участия в
-доходы от сдачи в аренду и других видов использования имущества, а также от посреднических операций и сделок. Расчет налога по этим видам доходов осуществляется в ином порядке;
-суммы прибыли, по которым установлены налоговые льготы.
После всех перечисленных корректировок валовой прибыли остается налогооблагаемая прибыль, с которой уплачивается налог на прибыль.
Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии.
В соответствии с законодательством валовая прибыль за вычетом всех налогов на прибыль, полученную от различных форм хозяйственной деятельности, называется чистой прибылью, которая остается в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.
По своей величине чистая прибыль представляет собой часть балансовой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, включая финансовые санкции за нарушения налогового законодательства. Чистая прибыль - единственный источник средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, распределения между участниками пропорционально их долям в обществах с ограниченной ответственностью.
Чистая прибыль направляется:
-на
финансирование
-удовлетворение потребительских и социальных нужд;
-финансирование социально-культурной сферы;
-отчисление в фонд оплаты труда сверх заработной платы;
-благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и т. д.
Однако не вся чистая прибыль используется предприятием по собственному усмотрению. За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов (например: налог на имущество предприятий, сбор за право торговли и т. д.); штрафы при не соблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнений, санитарных норм и правил, а также в случае утаивания прибыли от налогообложения и другие платежи.
На некоторых предприятиях и в акционерных обществах чистая прибыль распределяется по следующим направлениям: фонд накопления; фонд потребления; резервный фонд; фонд социальной сферы; фонд валютных отчислений; прибыль к распределению между учредителями и т. п. Нераспределенная прибыль присоединяется к уставному капиталу предприятия.
В условиях рыночной отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайне мере, к тому объему прибыли, который позволял бы не только прочно удерживать позиции на рынке сбыта товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождения методов оптимального их использования.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются два основных источника получения прибыли.
Первый источник - это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или по уникальности выпускаемого продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.
Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъектуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь по сути все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит: