Прибыль и рентабельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:48, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение прибыли и рентабельности, как показателя эффективности работы предприятия.

Работа состоит из  1 файл

курсовая (2).doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

     Фонд  потребления является источником средств, зарезервированных хозяйствующим субъектом для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива, и направления в частности, на следующие цели:

     -выплаты  единовременных вознаграждений  по итогам работы за год;

     -выплату  пособий;

     -оплату  поезда;

     -выдачу  беспроцентных ссуд;

     -установление  надбавок к пенсиям работающих  пенсионеров;

     -единовременные  поощрения работников;

     -установление  трудовых и социальных льгот;

     -выплату  дивидендов, процентов по акциям  и ценным бумагам.

     Резервный фонд может быть создана на случай прекращения деятельности предприятия для покрытия кредиторской задолженности. Он используется на выплату дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности для этих целей чистой прибыли.

     По  экономическому содержанию фонды- это  чистая прибыль отчетного года либо прошлых лет, распределяется по фондам для ее целевого использования: на приобретение новой техники и оборудования, на мероприятия социальной направленности, материальное поощрение и прочие нужды.

     Совет учредителей вправе направлять средства фондов на покрытие убытков, перераспределять средства фондов между ними, направлять часть средств на увеличение уставного капитала и финансирование других мероприятий. 

    1. Виды и  показатели рентабельности.
 

     Рентабельность  – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий  уровень отдачи затрат и степень  использования ресурсов.

     В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли ( чаще всего в расчет включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия.

     В практике работы предприятия применяется  ряд показателей:

Таблица 1 – Показатели рентабельности

Показатель Формула
Рентабельность  отдельных видов продукции, всей товарной продукции и производства Прибыль в расчете  на единицу продукции/Себестоимость единицы продукции×100%

Прибыль в расчете на товарный выпуск/Себестоимость товарной продукции×100%

Балансовая (чистая) прибыль/Сумма основных производственных фондов и материальных оборотных  средств×100%

Рентабельность  реализации (продаж) Прибыль от реализации продукции/выручка от реализации×100%
Рентабельность  активов (капитала) Прибыль/Совокупные активы×100%
Рентабельность  текущих активов Прибыль/Текущие  активы×100%
Рентабельность  чистых активов Прибыль/Чистые активы×100%
Рентабельность  собственного капитала Балансовая (чистая) прибыль/Собственный капитал×100%
 

     Рентабельность  продукции можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение  прибыли от реализации продукции  к затратам на ее производство и  реализацию. Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается: как отношение прибыли от реализованной товарной продукции к выручке от реализации продукции; как отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции; как отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.

     Во  втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она  зависит от цены, по которой продукция  реализуется потребителю, и себестоимости  по данному ее виду.

     Рентабельность  производственных фондов рассчитывается как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств. Этот показатель можно рассчитать и по чистой прибыли.

     Рентабельность  вложений в предприятие активов  определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. При расчете используется показатели балансовой и чистой прибыли. Стоимость имущества определяется по бухгалтерскому балансу. Кроме прибыли при расчете рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на 1 руб. вложений в имущество предприятия.

     Рентабельность  собственных средств предприятия  определяется отношением чистой прибыли  к его собственным средствам, определяется по балансу. Целесообразно рассчитать и отдачу долгосрочных финансовых вложений. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений  рассчитывается как отношении суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений. Полученный результат интересно сравнить с рентабельностью производственных фондов. В ряде случаев он может быть выше, чем рентабельность производственных фондов.

     Показатели  рентабельности (доходности) характеризуют  конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, реализации продукции, доходе и рентабельности. 

    1. Методика  расчета уровни рентабельности.

       Рентабельность  является результатом производственного  процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности использования оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий. Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию следующих факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов, оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции.

       Существуют  две основные методики анализа общей  рентабельности:

       1)по  факторам эффективности;

       2)в  зависимости от размера прибыли и велечены производственных факторов.

       Конечным  финансовым результатом производственно-финансовой деятельности  предприятия может  быть как балансовая (общая) прибыль, так и убыток (такое предприятие перейдет в категорию убыточных). Общая прибыль (убыток) состоит из прибыли (убытка) от реализации продукции, работ и услуг и внереализационных прибылей и убытков.

       Следовательно, в круг задач анализа рентабельности входит:

       -оценка  динамики показателя рентабельности  с начала года;

       -определение  степени выполнения плана;

       -выявление  и оценка факторов, влияющих на  эти показатели, и их отклонение  от плана;

       -выявление  и изучение причин потерь и  убытков, вызванных бесхозяйственностью,  ошибками в руководстве и другими  упущениями в производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

       -поиск  резервов возможного увеличении  прибыли или дохода предприятия. 

 

        II. Расчет показателей хозяйственной деятельности предприятия

       2.1 Расчет чувствительности прибыли  к изменениям цены и структуры  затрат.

       Произведем  анализ чувствительности прибыли по данным таблицы 1

Таблица 2 – Исходные данные

Показатель Данные
  1. Годовой объем производительности, шт.
100000
  1. Цена одного изделия, руб./шт.
2500
  1. Средние переменные издержки на единицу руб./шт.
1550
  1. Постоянные издержки на годовой объем, млн. руб.
50
 

       Выполнение  работы:

    1. Определим величину выручки предприятия:

      100000×2500=250 млн. руб.

    1. Определим переменные затраты:

      100000×1550=155 млн. руб.

    1. Определяем валовую маржу:

      250-155=95 млн.  руб.

    1. Определяем величину прибыли:

      95-50=45 млн.  руб. 

    1. Проведем  анализ чувствительности прибыли при  увеличении цены на 15%.
      1. Определим величину выручки предприятия.

        100000×2875=287,5 млн. руб.

      1. Определим переменные затраты:

        100000×1550=155 млн. руб.

      1. Определяем валовую маржу:

        287,5-155=132,5

      1. Определим величину прибыли:

        132,5-50=82,5 
         
         
         

    Таблица 3 - Анализ чувствительности прибыли

    Показатель Исходная цена   Новая цена  
      Млн. руб. % Млн. руб. %
    1. Выручка от реализации
    250 100 250 100
    1. Переменные затраты
    155 62 155 62
    1. Валовая маржа
    95 38 132,5 53
    1. Постоянные затраты
    50 20 50 20
    1. Прибыль
    45 18 82,5 33
 
    1. Проведем  анализ чувствительности прибыли при  снижении постоянных затрат на 10%
    2. Определим величину выручки предприятия:

      100000×2500=250 млн.  руб.

    1. Определим переменные затраты:

      100000×1550=155 млн. руб.

    1. Определим валовую маржу:

      250-155=95 млн.  руб.

    1. Определить величину прибыли:

      95-45=50 млн.  руб.

    Таблица 4 - Анализ чувствительности прибыли

    Показатель Исходная цена   Новая цена  
      Млн. руб. % Млн. руб. %
    1. Выручка от реализации
    250 100 250 100
    1. Переменные затраты
    155 62 155 62
    1. Валовая маржа
    95 38 95 38
    1. Постоянные затраты
    50 20 45 18
    1. Прибыль
    45 18 50 20
 
    1. Произведем  анализ чувствительности прибыли при  увеличении постоянных затрат на 5%
    2. Определим величину выручки предприятия:

      100000×2500=250 млн.  руб.

    1. Определим переменные затраты:

      100000×1550=155 млн.  руб.

Информация о работе Прибыль и рентабельность