Прибыль коммерческого предприятия и пути ее увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы на тему: «Прибыль коммерческого предприятия и пути ее увеличения» является анализ прибыли, разработка рекомендаций по повышению прибыли предприятия.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 117.49 Кб (Скачать документ)

 

Введение

 

Переход к рыночной экономике  вызвал серьезные изменения финансовой системы России и в первую очередь  ее основного звена – финансов предприятий, т. к. они занимают ведущее место в финансовой системе. Условия хозяйствования для российских предприятий значительно изменились, это связано с определенными процессами, происходящие в стране, такими как становление и развитие предпринимательства, приватизация, либерализация и т.п.

В результате происходящих в России реформ в стране успешно  функционируют предпринимательские  структуры в различных в сферах деятельности, сформировалась современная  банковская система, а также финансовый рынок. Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность дееспособных лиц и их объединений, зарегистрированных в установленном порядке, осуществляемая на свой риск, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, или продажей товаров.

Реальное положение в  экономике сегодня таково, что  из всех возможных источников инвестирования, реальным для предприятий остается лишь акционирование и использование  части прибыли. Вследствие этого  анализ прибыли на предприятии сегодня  становится чрезвычайно актуальным.  Анализ прибыли позволяет выявить  основные факторы и пути ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.

Целью настоящей работы на тему: «Прибыль коммерческого предприятия и пути ее увеличения» является анализ прибыли, разработка рекомендаций по повышению прибыли  предприятия.

Реализация указанной  цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:

  1. Раскрыть смысл прибыли коммерческого предприятия.
  2. Проанализировать прибыль предприятия.
  3. Разработать рекомендации по повышению прибыли коммерческого предприятия.

Объект исследования: коммерческое предприятие  ООО «Центр».

Предметом исследования являются доходы данного предприятия.

Методологическую и теоретическую  основу курсовой работы составляют основные положения, содержащиеся в публикациях  отечественных и зарубежных ученых-экономистов. Вопросы основных оценочных показателей  деятельности хозяйствующих субъектов  нашли отражение в работах  отечественных авторов проф. А.М. Ковалева, М.Г. Лапуста, Л.Г. Скамай, В.В. Иванова В.В. Ковалева; С.А. Белозерова, Н.В. Колчиной и многих других.

Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами, поставленными перед автором. Во введении обосновывается актуальность темы изучения, излагаются цель и задачи, определяются теоретические и методологические основы курсовой работы, раскрывается структура работы. В первой части  работы рассматриваются, прежде всего, теоретические основы основных оценочных  показателей деятельности предприятия (прибыль и рентабельность). Вторая часть посвящена анализу прибыли коммерческого предприятия ООО «Центр». В третьей части сформулированы пути увеличения прибыли предприятия . В заключение курсовой работы по результатам изучения сформулированы обобщенные выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Прибыль коммерческого предприятия

1.1 Прибыль предприятия  – сущность, экономическое значение

Показатели финансовых результатов  характеризуют абсолютную эффективность  хозяйствования предприятия.  Важнейшими из них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики  составляет основу экономического развития предприятия.

Прибыль – это денежное выражение накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.

Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятия. За счет прибыли осуществляется финансирование различного рода мероприятий.

Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности фирмы представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и отрицательным знаком.

Прибыль как важнейшая  категория рыночных отношений выполняет  определенные функции.

Во-первых, характеризует экологический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически все сферы воздействия предприятия находятся коньюктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализацию продукции и зарплаты, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования. Перечисляемые факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

В условиях рыночной экономики  значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции  этим достигается нее только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя  прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего  прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.

Ведущее значение прибыли  в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности фирмы вместе с тем не означает его уникальности и универсальности. Анализ стимулирующей роли прибыли  показывает, что в отдельных хозяйствующих  субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в  целях увеличения фонда оплаты труда  в ущерб производственному и  социальному развитию коллектива. Более того, выявлены факты получения «незаработанной» прибыли, т.е. образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изменения, например, структуры выпускаемой продукции. Вместо производства низкорентабельной, но имеющей большой спрос продукции предприятия увеличивают производство более выгодной для них и более дорогой высокорентабельной продукции. В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.

Тем не менее, постепенный  рост объема производства в отраслях экономики способствует улучшению  экономических показателей деятельности предприятий и организаций, а, следовательно, позитивным изменениям в динамике прибыли.

Мы рассмотрели один из важнейших финансовый показателей – прибыль, так же какие функции она выполняет. Далее рассмотрим этапы анализа формирования и использования прибыли.

1.2. Методика анализа прибыли

Обобщающая оценка финансового  состояния предприятия достигается  на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.

Величина прибыли, зависят  от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют  все стороны хозяйствования.

Анализ формирования и  использования прибыли предполагает следующие этапы:

1. Анализ состава и  динамики балансовой прибыли.

2. Анализ финансовых результатов  от обычных видов деятельности.

3. Анализ уровня среднереализационных цен.

4. Анализ финансовых результатов  от прочих видов деятельности.

Источники информации: накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам «Прибыли и убытки», «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток», форма бухгалтерской отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках», данные финансового плана.

В анализе используются следующие  показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.

Анализ состава и динамики балансовой прибыли

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной  деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы  изменения ее суммы. Для этого  выручку необходимо скорректировать  на средневзвешенный рост цен на продукцию  предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Для проведения анализа прибыли  по составу и в динамике составляют аналитическую таблицу, где рассматривается  удельный вес, абсолютное и относительное  изменение и темпы роста показателей  прибыли.

Анализ финансовых результатов  от обычных видов деятельности

Основную часть прибыли  предприятия получают от обычных  видов деятельности, к которой  относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Прибыль от продаж продукции  в целом по предприятию зависит  от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем продаж продукции может  оказывать положительное и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции  приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы  прибыли.

Структура товарной продукции  может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние  на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции  и прибыль находятся в обратно  пропорциональной зависимости: при  увеличении уровня цен сумма прибыли  возрастает и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить  способом цепных подстановок, последовательно  заменяя плановую величину каждого  фактора фактической величиной.

Изменение суммы прибыли  за счет:

объема реализации продукции       

                                                      (1.2.1).

структуры товарной продукции   

                                               (1.2.2).

 

 средних цен реализации

                                                    (1.2.3).

себестоимости реализуемой  продукции

                                                        (1.2.4).

Сначала нужно найти сумму  прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных  факторов (Усл 1). Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном  и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости  отдельных изделий, так как себестоимость  меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом  объеме и структуре реализованной  продукции, но при плановой себестоимости  и плановых ценах (Усл2). Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

Информация о работе Прибыль коммерческого предприятия и пути ее увеличения