Прибыль в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание

Прибыль — многозначная экономическая категория. От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.

Содержание

Введение 3
1.Понятие прибыли, ее сущность, факторы, влияющие на
нее. 4
2.Формирование прибыли 9
3.Распределение и использование прибыли 15
Заключение 27
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Прибыль.docx

— 298.67 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение                                                                                                    3

1.Понятие прибыли, ее сущность, факторы, влияющие на

нее.                                                                                                               4

2.Формирование прибыли                                                                       9

3.Распределение и использование прибыли                                           15

Заключение                                                                                                 27

Список литературы                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Прибыль — многозначная экономическая  категория. От глубины ее познания и  рациональности использования зависит  эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических  рычагов хозяйствования. Являясь  источником производственного и  социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении  самофинансирования предприятий и  объединений, возможности которых  во многом определяются тем, насколько  доходы превышают затраты.

Прибыль является обобщающим результативным показателем производственно-финансовой деятельности предприятия и источником финансовых накоплений является прибыль.

В экономической литературе приводится много убедительных доказательств  важной роли прибыли как показателя, который выражает долгосрочные цели развития хозяйственной деятельности предприятия; выступает в качестве источника жизнедеятельности предприятия, основы самофинансирования деятельности предприятия.

Вследствие этого анализ прибыли  имеет важное практическое решение. Он позволяет выявить основные факторы  ее роста, эффективное использование  ресурсов, потенциальные возможности  предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок  ее распределения.

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходов Российского  государства. Механизм распределения  прибыли должен быть построен таким  образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

Основная  задача анализа распределения и  использования прибыли состоит  в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли  за отчетный год по сравнению с  прошлым годом. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.

 

1.Понятие прибыли, ее сущность, факторы, влияющие на нее.

Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях рыночной экономики главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.

Получение прибыли играет большую роль в  стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств  или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных  документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие  может понести убытки.

Прибыль - это обобщающий показатель, наличие  которого свидетельствует об эффективности  производства, о благополучном финансовом состоянии.

Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической науке.

Прибыль предприятия можно рассматривать  с нескольких сторон:

  • как экономическую категорию;
  • как форму денежных накоплений;
  • как результат деятельности предприятия;
  • как источник финансирования развития предприятия;
  • как критерий оптимизации текущих затрат;
  • как критерий выбора инвестиционных проектов.

Как экономическая категория прибыль — это чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования его дальнейшего развития. Другими словами, прибыль — это превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.

Прибыль = Доходы - Расходы.

Экономическое содержание прибыли  проявляется в выполняемых ею функциях, среди которых можно  выделить следующие:

Рисунок 1 - Функции прибыли.

  • Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности организации, т. е. прибыль является показателем эффективности деятельности организации.
  • Стимулирующая функция прибыли проявляется в том, что прибыль выступает основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов организации, обеспечивающих ее развитие, а также источником выплаты дивидендов ее акционерам и владельцам.
  • Прибыль является источником формирования доходов бюджетов. Таким образом, прибыль является источником формирования финансовых ресурсов предприятия и государства, источником расширенного воспроизводства не только в рамках предприятия, но и в масштабе всего общества, фактором экономического и социального развития государства в целом.

Главная цель управления прибылью — максимизация благосостояния собственников в текущем периоде и в перспективе. Это означает:

  • получение максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;
  • обеспечение оптимальной пропорции между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;
  • обеспечение выплаты дохода на инвестированный собственниками капитал;
  • получение достаточного объема инвестиционных ресурсов, сформированных за счет прибыли, в соответствии с задачами развития бизнеса;
  • обеспечение роста рыночной стоимости организации и эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.

Основные факторы, влияющие на прибыль  делятся  на внешние и внутренние.

    1. Внешние:

А) социально-экономические условия  в стране

Б) цена на производственные ресурсы

В) уровень развития внешнеэкономических  связей

Г) транспортные и природные условия 

    1. Внутренние:

А) основные

1. объем продаж

2. рост цен (в период высокой  инфляции)

3. себестоимость (необходимо снижать  себестоимость продукции в области  расходов за улучшение управляемости  производства)

4. обновление ассортимента и  номенклатуры выпускаемой продукции 

5. величина амортизационных отчислений 

Б) неосновные

1. нарушение хозяйственной дисциплины 

2. нарушение условий труда 

3. нарушение требований к качеству  продукции

Рисунок 2. – Факторы влияющие на прибыль.

В хозяйственной практике прибылью считается превышение общей суммы  доходов от реализации и прочих доходов  в действующих ценах (без НДС  и акцизов) над общей суммой расходов по обычным видам деятельности и  прочих расходов.

Валовая прибыль — это разность между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (выручкой от реализации без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов и сборов) и себестоимостью проданных товаров, работ и услуг. В себестоимость продукции при определении валовой прибыли включаются прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда и начисления, а также косвенные общепроизводственные расходы. Валовая прибыль является показателем эффективности собственно производства (строительства, торговли).

Прибыль (убыток) от продаж — это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов. Тем самым прибыль от продаж есть показатель эффективности основной деятельности предприятия, т. е. деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Прибыль (убыток) до налогообложения (бухгалтерская прибыль) — это прибыль от продаж, увеличенная на суммы прочих доходов (проценты к получению, доходы от участия в других организациях, доходы от продажи основных средств и т.п.), за вычетом прочих расходов (проценты к уплате, штрафы, неустойки, расходы на создание резервов и т.п.). Показатель прибыли (убытка) до налогообложения — это показатель эффективности всей хозяйственной деятельности организации.

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода — это прибыль (убыток) до налогообложения, уменьшенная (увеличенная) на величину отложенных налоговых обязательств, текущего налога на прибыль и увеличенная (уменьшенная) на сумму отложенных налоговых активов за отчетный период.

Если из величины чистой прибыли  вычесть величину распределенной прибыли, то получим нераспределенную прибыль  отчетного периода. Данный вид прибыли  отражается в форме № 1 бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс» по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Обособление тех или иных видов  прибыли осуществляется исходя из интересов  лиц, имеющих отношение к предприятию, организации. Так, для собственников  основным показателем является чистая прибыль. С позиций интересов  государства основной финансовый показатель — прибыль до налогообложения как база для расчета налога на прибыль.

Таким образом, сущность рассматриваемой экономической  категории заключается в том, что необходимый уровень прибыли - это:

    1. основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации;
    2. главный источник возрастания рыночной стоимости организации;
    3. индикатор кредитоспособности организации;
    4. главный интерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса;
    5. индикатор конкурентоспособности организации при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;

6. гарант  выполнения организацией своих  обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных  потребностей общества.

2. Формирование прибыли

Прибыль как финансовый результат  выступает в следующих основных видах: балансовая, налогооблагаемая, чистая. Основой формирования прибыли  является следующая модель (рис.3).

Прибыль, учитывающая все результаты производственно – хозяйственной деятельности предприятия, называется балансовой прибылью. В ее составе учитывается: прибыль (убыток) от реализации продукции; прибыль от реализации прочей продукции и услуг; прибыль (убыток) от реализации иного имущества предприятия; прибыль от внереализационных, операционных, чрезвычайных операций:

Пб = Прп + Прмц + Пво + Поп + Пч (1)

где Пб - балансовая прибыль;

Прп - прибыль от реализации продукции;

Прмц - прибыль от реализации иных материальных ценностей;

Пво - прибыль от внереализационных операций;

Поп – прибыль от операционных операций;

Пч – прибыль от чрезвычайных операций.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) - это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.

Выручка принимается в расчет без  налога на добавленную стоимость  и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручки также исключаемая сумма  наценок (скидок), поступающая торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции.

Рисунок 3. Модель формирования прибыли

Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли  от реализации продукции.

Информация о работе Прибыль в организации