Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:22, курсовая работа
Цель данной работы - на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
• изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
• изучить организацию приватизации;
Введение
Наша Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому тема, посвященная приватизации государственной собственности является актуальной.
В последние годы правительства
более восьмидесяти стран проводили
или проводят приватизацию государственных
предприятий. Она начиналась под
самыми разными лозунгами, но чаще всего
при этом шла речь о необходимости
либерализации и
Приватизация означает смену государственной
формы собственности на частную
(приватную). Наряду с традиционным
пониманием приватизации как процесса
передачи объектов определенных видов
деятельности из рук государства
в частную собственность, бытует
также и более широкая
Следовательно, приватизация связана,
прежде всего, с прагматическими
соображениями на макро- и микроэкономическом
уровнях. В первом случае она призвана
укрепить рыночное начало в экономике,
осуществить децентрализацию и
сокращение масштабов государственной
предпринимательской
Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным схемам и имеет свои специфические особенности в зависимости от доли государственной собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности государственного регулирования экономики и т.д. Однако можно отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране.
Таким образом, цель данной работы - на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
1.1 Сущность и экономическое содержание разгосударствления и приватизации государственной собственности
1.1.1 Сущность, способы и формы разгосударствления
Разгосударствление – процесс
отстранения государства
Разгосударствление охватывает все формы собственности. В рамках самой государственной собственности оно проявляется прежде всего в устранении ее фактической монополии, «разрешении» других форм собственности. Сохраняющиеся государственные предприятия должны коренным образом изменить характер своего функционирования, перейти на условия коммерциализации; отказаться от форм планового патернализма (льготы, субсидии, выгодные цены и т.д.); перейти на равные с другими формами условия хозяйствования, в частности на жесткое бюджетное ограничение; широко использовать в целях большего динамизма акционерную форму и др.
Разгосударствление экономике
в нашей республике – это процесс
формирования многоукладной, смешанной
экономики, децентрализация управления.
Освобождение государства от функций
прямого хозяйственного управления.
Однако разгосударствление не означает,
что государство перестает
Основными формами разгосударствления являются:
- аренда государственных
- преобразование госпредприятий в акционерные общества;
- ограничение вмешательства государства в управление собственностью.
Процесс разгосударствления основывается
на следующих принципах: добровольность,
экономическая
Основными способами разгосударствления являются:
Одним из путей разгосударствления является приватизация, т.е. смена государственной формы собственности на частную. Частная собственность наиболее динамичный сегмент переходной экономики, в наибольшей степени обладающий способностью к преобразованию всей экономики на началах предпринимательства.
1.1.2. Сущность, цели и основные принципы приватизации
Под приватизацией следует понимать процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежащие государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. В результате приватизации государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы – право управления ими.
Приватизация является центральным
пунктом всех реформ, проводимых в
Восточной Европе, но в той или
иной мере характерна и для других
стран с развитой рыночной экономикой.
В последние десятилетия
В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.
Важным основополагающим принципом, имеющим всеобщий характер, является необходимость признания того, что приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики. Она является лишь одним из средств достижения множества разнообразных целей. И прежде чем что-либо приватизировать, необходимо понять, с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации могут быть многообразными, долгосрочными и краткосрочными. И чрезвычайно важно в этом многообразии определить приоритеты, ранжировать их по степени неотложности задач и не допустить возникновения противоречий между ними.
К главным целям приватизации, следует отнести:
Конечной целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения.
Мировой опыт свидетельствует, что цели приватизации могут быть достигнуты лишь при условии наличия в стране обоснованной программы преобразования государственной собственности. В ней должны быть определены задачи и сроки этапов приватизации, источники финансирования работ по приватизации и направления расходования средств, полученных за приватизируемое имущество, задачи органов государственной власти и управления, меры по содействию приватизации и т.д.
Контроль за разработкой и координацией
программ приватизации объектов государственной
собственности осуществляет в каждой
стране определенный государственный
орган. К примеру, в Республике Беларусь
была разработана Государственная
программа приватизации государственной
собственности, контроль за исполнением
которой возложен на Министерство по
управлению государственным имуществом
и приватизации. Вместе с тем в
соответствии с этой программой ежегодно
разрабатывается Советом
В Законе о приватизации закреплены следующие принципы приватизации:
Информация о работе Приватизация и разгосударствление предприятий