Приватизация и разгосударствление предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
• изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
• изучить организацию приватизации;

Работа состоит из  1 файл

Приватизация и разгосударствление предприятий.docx

— 74.40 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Наша Республика Беларусь находится  на стадии перехода к рыночной экономике  и поэтому тема, посвященная приватизации государственной собственности  является актуальной.

В последние годы правительства  более восьмидесяти стран проводили  или проводят приватизацию государственных  предприятий. Она начиналась под  самыми разными лозунгами, но чаще всего  при этом шла речь о необходимости  либерализации и децентрализации  экономики. Основной причиной начала широкомасштабного  процесса приватизации послужило осознание  того, что организация хозяйственной  жизни в соответствии с рыночными  законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и  регламентации.

Приватизация означает смену государственной  формы собственности на частную (приватную). Наряду с традиционным пониманием приватизации как процесса передачи объектов определенных видов  деятельности из рук государства  в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка.

Следовательно, приватизация связана, прежде всего, с прагматическими  соображениями на макро- и микроэкономическом уровнях. В первом случае она призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить децентрализацию и  сокращение масштабов государственной  предпринимательской деятельности для повышения эффективности  всей хозяйственной системы и  уменьшения бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении  технико-экономических показателей  работы предприятий. Освобождение в ходе приватизации предприятий от государственной сверх централизации и призвано предоставить администрации, трудовым коллективам возможность принимать решения, соответствующие их коммерческим интересам. В результате приватизации формируется группа частных собственников на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, что повышает материальную заинтересованность в эффективном использовании факторов производства, в увеличении выпуска и реализации продукции.

Естественно, что приватизация в  каждой стране проводится по различным  схемам и имеет свои специфические  особенности в зависимости от доли государственной собственности  в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности государственного регулирования  экономики и т.д. Однако можно  отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране.

Таким образом, цель данной работы - на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной  собственности в Республике Беларусь.

Задачи курсовой работы:

  • изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
  • изучить организацию приватизации;
  • изучить методы и способы приватизации;
  • изучить сущность разгосударствления - основное содержание преобразований собственности;
  • проанализировать мировой опыт проведения приватизации;
  • изучить этапы проведения приватизация в Республике Беларусь;
  • выявить проблемы приватизации в Республике Беларусь;
  • изучить причины медленной приватизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Сущность и экономическое содержание разгосударствления и приватизации государственной собственности

 

1.1.1 Сущность, способы и формы разгосударствления

 

Разгосударствление – процесс  отстранения государства частично или полностью (в том числе  путем приватизации) от функций непосредственного  прямого управления хозяйствующими субъектами.

Разгосударствление охватывает все  формы собственности. В рамках самой  государственной собственности  оно проявляется прежде всего  в устранении ее фактической монополии, «разрешении» других форм собственности. Сохраняющиеся государственные  предприятия должны коренным образом  изменить характер своего функционирования, перейти на условия коммерциализации; отказаться от форм планового патернализма (льготы, субсидии, выгодные цены и т.д.); перейти на равные с другими формами  условия хозяйствования, в частности  на жесткое бюджетное ограничение; широко использовать в целях большего динамизма акционерную форму  и др.

Разгосударствление экономике  в нашей республике – это процесс  формирования многоукладной, смешанной  экономики, децентрализация управления. Освобождение государства от функций  прямого хозяйственного управления. Однако разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике,  уменьшаются лишь масштабы государственного предпринимательства.

Основными формами разгосударствления являются:

- аренда государственных предприятий;

- преобразование госпредприятий  в акционерные общества;

- ограничение вмешательства государства в управление собственностью.

Процесс разгосударствления основывается на следующих принципах: добровольность, экономическая заинтересованность трудовых коллективов и отдельных  граждан, гласность, соблюдение интересов  государства и населения. При  этом очень важно, чтобы процесс  разгосударствления способствовал  росту производительности труда  на основе улучшения его организации, управления и материальной заинтересованности работников.

Основными способами разгосударствления являются:

  • сокращение доли государственного сектора в экономике;
  • уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через госбюджет;
  • либерализация рынков и устранение государственной монополии на внешнюю торговлю;
  • коммерциализация, т.е. перевод государственных предприятий на коммерческий расчет и ориентацию на максимизацию прибыли;
  • переход от централизованного распределения материальных, финансовых и трудовых ресурсов к формированию соответствующих рынков;
  • денационализация собственности.

Одним из путей разгосударствления является приватизация, т.е. смена государственной  формы собственности на частную. Частная собственность наиболее динамичный сегмент переходной экономики, в наибольшей степени обладающий способностью к преобразованию всей экономики на началах предпринимательства.

 

1.1.2. Сущность, цели и основные принципы приватизации

 

Под приватизацией следует понимать процесс передачи права собственности  на предприятия, имущественные комплексы  и иное имущество, ранее принадлежащие  государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах  негосударственных форм собственности. В результате приватизации государство  утрачивает право владения, пользования  и распоряжения объектами государственной  собственности, а государственные  органы – право управления ими.

Приватизация является центральным  пунктом всех реформ, проводимых в  Восточной Европе, но в той или  иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и  укреплению частного сектора во многих странах.

В развитых западных странах, с одной  стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства  на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности  эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.

Важным основополагающим принципом, имеющим всеобщий характер, является необходимость признания того, что  приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики. Она является лишь одним из средств  достижения множества разнообразных  целей. И прежде чем что-либо приватизировать, необходимо понять, с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации могут быть многообразными, долгосрочными  и краткосрочными. И чрезвычайно  важно в этом многообразии определить приоритеты, ранжировать их по степени  неотложности задач и не допустить  возникновения противоречий между  ними.

К главным целям приватизации, следует  отнести:

  • формирование новых форм собственности: частной и собственной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики – это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция, новые распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений;
  • создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;
  • формирование новых экономических отношений, построенных на многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;
  • развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;
  • сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;
  • уменьшение расходов на государственное управление;
  • становление слоя частных собственников (среднего класса).

Конечной целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения.

Мировой опыт свидетельствует, что  цели приватизации могут быть достигнуты лишь при условии наличия в  стране обоснованной программы преобразования государственной собственности. В ней должны быть определены задачи и сроки этапов приватизации, источники финансирования работ по приватизации и направления расходования средств, полученных за приватизируемое имущество, задачи органов государственной власти и управления, меры по содействию приватизации и т.д.

Контроль за разработкой и координацией программ приватизации объектов государственной  собственности осуществляет в каждой стране определенный государственный  орган. К примеру, в Республике Беларусь была разработана Государственная  программа приватизации государственной  собственности, контроль за исполнением  которой возложен на Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации. Вместе с тем в  соответствии с этой программой ежегодно разрабатывается Советом Министров  и утверждается Президентом Республики Беларусь.

В Законе о приватизации закреплены следующие принципы приватизации:

  • сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации. Это означает, что часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан Республики Беларусь, а другая - продается;
  • право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности, которое реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков, ваучеров;
  • дифференциация методов, форм и процедур приватизации в зависимости от стоимости, размера, технического состояния и назначения объекта приватизации (от продажи на аукционе до преобразования в акционерное общество);
  • определение масштабов допуска иностранного капитала к дележу собственности;
  • предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
  • обеспечение гласности и прозрачности процесса приватизации, решение вопроса о возможности допуска теневого капитала к дележу собственности;
  • контроль за ходом приватизации со стороны государства.

Информация о работе Приватизация и разгосударствление предприятий