Приватизация и разгосударствление предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
• изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
• изучить организацию приватизации;

Работа состоит из  1 файл

Приватизация и разгосударствление предприятий.docx

— 74.40 Кб (Скачать документ)
  1. Необходимость удешевления государственного аппарата управления, финансируемого из бюджета.
  2. Повышение эффективности предприятий и отраслей, находящихся под юрисдикцией правительства.
  3. Переход экономик на инновационную модель развития, для чего более приспособленным оказался частный сектор экономики.
  4. Часть государственных предприятий, особенно в менее демократических странах, подверглись коррумпированности и превратились в общества по найму, обеспечивающие работой политических союзников, отставных военных и т.п. Эти предприятия существуют за счет налоговых льгот и субсидий, опустошая казну.

Процессы смены собственников  в странах с развитой рыночной экономикой в подавляющем большинстве  случаев проводились на платной  основе через разные формы купли-продажи  имущества, подлежащего приватизации. В постсоциалистических странах  применялись и бесплатные ваучерные схемы приватизации. Практически повсеместно перед началом легитимной приватизации по стандартным схемам имел место этап так называемой спонтанной приватизации или «прихватизации».

В России, Болгарии, Польше, Румынии  и Чехословакии (позже Чехии и  Словакии) были приняты ваучерные схемы приватизации. Но, за исключением Чехословакии они не осуществлялись на практике вплоть до середины 90-х годов. В это время различные группы правящего слоя и криминального бизнеса боролись за контроль над государственной собственностью и делили ее. В итоге ваучерная приватизация уже к 1995-1996 годам потеряла привлекательность для населения, так как лучшие объекты уже были приватизированы.

Практически единственным примером быстрой  и успешной ваучерной приватизации в Восточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии. Граждане этих стран получили ваучеры, которые смогли обменять на акции предприятий или инвестиционных фондов. Причем эти фонды у них не прекратили существование после завершения приватизации, как в России, а превратились в собственников бывшего государственного имущества и сумели наладить эффективное управление приватизированными предприятиями .

В Польше применяются два метода приватизации – фондовый (когда  объектом приватизации является действующее  предприятие) и ликвидационный (при  котором предприятие приватизируется  как совокупность имущества). Трудовые коллективы приватизируемых предприятий  пользуются существенными льготами перед другими покупателями.

Причины, особенности, масштабы и итоги  проведения разгосударствления и приватизации в переходных экономиках постсоциалистических стран отличаются от таковых в  странах с традиционной и развитой рыночной  экономикой. Главная особенность состоит в том, что в развитых рыночных странах приватизации подвергся государственный сектор, составлявший от 30% до 50% их экономик (при этом частный сектор традиционно составлял 50-70%), а в постсоциалистических странах – до 95% собственности находилось в руках государства.

На Украине начало преобразований в аграрно-промышленном комплексе  началось с 1991-1992 г.г. с принятия Земельного кодекса, законов «О коллективном сельскохозяйственном предприятии», «О формах собственности  на землю» и ряда других нормативно-правовых актов.

К настоящему времени согласно указам президента Украины «О неотложных мерах  по ускорению реформирования аграрного  сектора экономики» (декабрь 1999г . и январь 2001 г.) созданы новые агроформирования, в том числе 47% составляют хозяйственные общества (в основном общества с ограниченной ответственностью), 26% - сельхозкооперативы, 21% - частные предприятия, 5% - крестьянские (фермерские) хозяйства, 1% - другие виды предприятий.

Таким образом, анализируя опыт других стран, можно сделать вывод, что  наиболее жизнеспособными и эффективными в современном сельскохозяйственном секторе экономики большинства  рыночных стран являются акционерные  общества, сельхозкооперативы, совместные сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства.

 

      1. Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь

 

Реформирование отношений собственности  в Республике Беларусь направлено на создание многоукладной социально  ориентированной рыночной экономики, стимулирование инвестиционной активности.

Целью государственной политики в  области приватизации является кардинальное повышение эффективности работы предприятий и экономического комплекса  страны в целом. Ее достижение предполагает: вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизацию  структуры последней; обеспечение  контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества; обеспечение поступлений в республиканский  и местные бюджеты средств  от приватизации; усиление социальной направленности процесса приватизации государственного имущества.

В соответствии с законодательством  государственные организации в  процессе приватизации могут быть преобразованы  в открытые акционерные общества (далее — ОАО):

  • со 100-процентной долей государства;
  • с участием других, кроме государства, учредителей.

Создание ОАО со 100-процентной долей  государства осуществляется в соответствии с Положением о порядке разработки проектов создания открытых акционерных  обществ в процессе разгосударствления и приватизации государственной  собственности, утвержденным приказом Министерства по управлению государственным  имуществом и приватизации от 18 июня 1998 г. № 96.

Преобразование в ОАО осуществляется на основании предложений коллективов  работников организаций, согласованных  с соответствующими органами государственного управления.

При отсутствии предложений работников организаций инициатором приватизации, в целях их финансового оздоровления может выступать по объектам республиканской  собственности — Совет Министров  Республики Беларусь, по объектам коммунальной собственности — соответствующие  местные исполнительные и распорядительные органы.

В случае разногласий между коллективами работников организаций и органом государственного управления, по вопросам целесообразности приватизации данных организаций решения принимаются:

  • по организациям с численностью работающих свыше 4 тысяч человек — Президентом Республики Беларусь;
  • по организациям с численностью работающих от 2 до 4 тысяч человек — Советом Министров Республики Беларусь;
  • по организациям с численностью работающих до 2 тысяч человек — республиканским органом государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации — Госкомимуществом.

В процессе проведения работ по преобразованию организации в ОАО создаются три комиссии:

  1. комиссия по преобразованию — на преобразуемой организации;
  2. отраслевая комиссия по преобразованию организации в ОАО — в органе государственного управления, иной государственной организации;
  3. комиссия по приватизации:
    • по организациям, находящимся в республиканской собственности в областном, Минском городском территориальном фонде государственного имущества по месту расположения преобразуемой организации;
    • по организациям, находящимся в коммунальной собственности — местными исполнительными и распорядительными органами — по месту расположения преобразуемой организации.

Уставный фонд создаваемого ОАО  формируется по балансовой стоимости  организации по состоянию на 1 января текущего года, исходя из результатов  инвентаризации и оценки активов  и пассивов.

Порядок создания ОАО с участием других, кроме государства, учредителей  осуществляется по аналогии с порядком создания ОАО со 100-процентной долей  государства.

Решение о необходимости привлечения  других, кроме государства, учредителей  ОАО принимается на общем собрании или конференции коллектива работников организации с участием представителя  органа государственного управления.

Выбор других, кроме государства, учредителей  ОАО осуществляется органом государственного управления, иной государственной организацией на конкурсной основе, а при наличии  одного потенциального инвестора —  путем прямых переговоров.

В качестве других, кроме государства, учредителей ОАО, создаваемых в  процессе приватизации организаций, могут  выступать национальные либо иностранные инвесторы, внесшие в уставный фонд создаваемого общества в соответствии с договором о создании ОАО, принадлежащее им имущество, включая денежные средства.

Решение о создании ОАО с участием другого, кроме государства, учредителя принимается на учредительном собрании по созданию ОАО до издания приказа  Госкомимуществом, местными исполнительными  и распорядительными органами о  передаче государственного имущества  в уставный фонд создаваемого ОАО.

При продаже организаций на аукционе, по конкурсу работы проводятся в соответствии с Перечнем работ по продаже предприятия  как имущественного комплекса на аукционе, по конкурсу в процессе приватизации республиканской собственности  и Перечнем документов проекта приватизации предприятия как имущественного комплекса, проданного на аукционе, по конкурсу, утвержденным постановлением Госкомимущества от 3 мая 2008 г. № 39 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 123, 8/18798).

Решение о продаже предприятия  как имущественного комплекса на аукционе, по конкурсу в процессе приватизации принимается общим собранием  или конференцией работников организации  с участием представителей органа государственного управления, иной государственной организации.

Руководитель организации в  течение месяца от даты принятия положительного решения о продаже на аукционе, по конкурсу готовит предложение на приватизацию, которое согласовывается с органом государственного управления, иной государственной организацией, областным (Минским городским) исполнительным комитетом и представляется в областной, Минский городской территориальный фонд государственного имущества. Областной, Минский городской территориальный фонд государственного имущества в месячный срок со дня поступления предложения на приватизацию принимает решение о сроках и условиях проведения приватизации, и в течение месяца создает комиссию по приватизации. В состав комиссии входят представители областных, Минского городского территориального фонда государственного имущества, налоговых органов, полномочные представители коллектива работников организации.

После принятия Президентом Республики Беларусь решения о приватизации предприятия как имущественного комплекса Госкомимущество создает  комиссию по проведению аукциона, конкурса в соответствии с Инструкцией  о порядке организации и проведения торгов по продаже некоторых объектов республиканской собственности.

Продажа объекта государственной  собственности может осуществляться на открытых торгах, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий (аукцион без условий) или  когда от покупателя требуется выполнение определенных условий (аукцион с  условиями), устанавливаемых органом  приватизации.

При продаже объекта государственной  собственности на аукционе с условиями  от покупателя требуется выполнение каких-либо из следующих условий: сохранение назначения или профиля объекта  приватизации, сохранение или создание рабочих мест; выполнение инвестиционных программ, сохранение исторического  характера объекта приватизации, являющегося историко-культурной ценностью. Предъявление условий, непредусмотренных  законодательством о приватизации не допускается. Победителем аукциона признается участник, предложивший в  ходе торгов максимальную цену.

Убыточные государственные организации  в течение последних трех и  более лет могут быть проданы  по конкурсу в процессе приватизации в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 «О порядке и условиях продажи  юридическим лицам предприятий  как имущественных комплексов убыточных  государственных организаций».

Продажа осуществляется юридическим  лицам, предоставившим инвестиционные проекты.

Обязательными условиями продажи  для покупателей являются:

  • реализация инвестиционного проекта, социальных программ по поддержке коллектива работников;
  • принятие на себя неисполненных обязательств убыточной государственной организации;
  • сохранение рабочих мест, создание дополнительных рабочих мест в соответствии с инвестиционным проектом.

1.2.3. Проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь

 

Проблемы приватизации государственной  собственности в Республике Беларусь:

  • преобразование форм собственности в Беларуси проходит медленно и отстает по темпам осуществления этого процесса не только от большинства стран, проводящих сегодня рыночные преобразования, но и от нормативно-законодательных установок и прогнозных показателей этого процесса;
  • активнее реформируются менее значительные объекты;
  • вопросы разгосударствления и приватизации не теряют актуальности, что обусловлено:

Информация о работе Приватизация и разгосударствление предприятий