Приватизация и разгосударствление предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
• изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
• изучить организацию приватизации;

Работа состоит из  1 файл

Приватизация и разгосударствление предприятий.docx

— 74.40 Кб (Скачать документ)

В целях соблюдения этих принципов  и повышения эффективности процесса приватизации в каждой стране должна быть проведена работа по созданию или совершенствованию системы  частного права; упорядочению юридических  прав собственности и фактического права распоряжения ею. Также созданию эффективного механизма социальной защиты населения, прежде всего малообеспеченных слоев; сведению к минимуму предпосылок злоупотреблений в ходе приватизации и т.д.

 

1.1.3. Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы приватизации

 

Объектами приватизации являются:

  • государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы и подразделения предприятий;
  • государственное имущество, сданное в аренду или ликвидируемых предприятий;
  • государственное имущество в виде оборудования, зданий, других материальных и нематериальных активов ликвидируемых (ликвидированных) предприятий;
  • доли (паи, акции) государства и административно-территориальных образований в имуществе субъектов хозяйствования.  

Субъектами, приобретающими государственную  собственность в процессе приватизации, могут быть:

  • граждане и юридические лица Республики Беларусь, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности;
  • юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50% членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
  • иностранные инвесторы.

Не подлежат приватизации:

  • предприятия оборонного комплекса;
  • объекты, деятельность которых может угрожать жизни и здоровью людей;
  • естественные монополии: предприятия единой энергетической сети, магистральные железные дороги, системы связи;
  • казенные предприятия, т.е. предприятия неэффективные по рыночным критериям, но жизненно необходимые для общества (их число должно соответствовать реальным возможностям госбюджета).

В мировой практике приватизации государственной  собственности известны два метода ее осуществления – возмездный и  безвозмездный.

В РБ выделяют следующие методы приватизации:

- возмездный (выкуп государственного  имущества);

- безвозмездный (бесплатная передача  госимущества);

- передача собственности трудовым  коллективам;

- раздача гражданам республики  при помощи приватизационных чеков.

Возмездный метод – это передача государственных предприятий в частные руки в результате продажи. В развитых странах и в развивающихся государствах приватизация осуществляется по этому методу. Такая модель приватизации:

- обеспечивает появление частного  собственника;

- дает государству дополнительные  средства;

- создает условия для привлечения  в страну иностранного капитала, который приносит с собой эффективный  менеджмент и современные технологии.

Существует два вида продажи  предприятий: закрытая и открытая.

Закрытая продажа предусматривает  продажу предприятий персоналу  и приравненным к нему лицам. Деньги, полученные в ходе продажи, остаются на предприятии и используются для его развития. Самый большой недостаток закрытой продажи состоит в том, что у администрации предприятия сохраняются все возможности и рычаги для фактического перевода предприятия в свою собственность по довольно низким ценам.

Открытая продажа позволяет  участвовать в покупке приватизируемого предприятия всем лицам, а не только персоналу, конкретного предприятия. Полученные от приватизации средства, как правило, направляются в государственный  бюджет. Этот способ продажи технически не сложен. Среди его недостатков  отмечается отсутствие достоверной  информации о стоимости приватизируемых  предприятий.

Безвозмездный метод – это приватизация в результате распределения государственной  собственности среди населения страны. Она имеет место в государствах с переходной экономикой, где население на располагает значительным капиталом, а прилив иностранного капитала незначителен. И это понятно – ведь собственность создана трудом народа, она им уже оплачена и должна быть ему бесплатно возвращена.

Безвозмездная приватизация реализуется  в соответствии с Законом «Об  именных приватизационных чеках  в Республике Беларусь», который  определяет, что акции открытых акционерных  обществ обмениваются на именные  приватизационные чеки (ваучеры).

Чек (ваучер) – это ценная бумага на предъявителя, которая дает их владельцу  право на бесплатное приобретение акций  приватизируемых предприятий и  право получения дивидендов на эти  акции. В Республике Беларусь в качестве ваучеров выступают приватизационные чеки «Имущество» и «Жилье». Приватизационные чеки получают только граждане Республики Беларусь на сумму чеков, соответствующую  их квоте в безвозмездно передаваемой государством собственности.

Выдача приватизационных чеков  позволяет быстро распределить активы государственных предприятий среди  большого числа граждан. Приватизация посредством чеков не дает доходов  в государственный бюджет, но позволяет  при наличии и устойчивом развитии финансовых рынков с обращением ценных бумаг – акций, облигаций, векселей – наладить нормальную инвестиционную работу в стране.

Другие способы безвозмездной  приватизации допускаются только с  разрешения Совета Министров и Президента Республики Беларусь.

 Необходимо отметить, что использование этих методов приватизации позволяет осуществлять преобразование государственной собственности на основе трех подходов.

Первый основан на том, что главным  направлением перехода к многообразию форм собственности должна быть продажа  государственного имущества (непосредственная), а также аренда с последующим  выкупом. При этом могут быть использованы различные формы стимулирования и поддержки покупателей, в том  числе продажа в рассрочку, со скидкой, на основе льготного кредитования.

Второй подход основан на безвозмездной  или за небольшую плату, прежде всего  из прибыли предприятия, передаче имущества  государственных предприятий в  собственность трудовым коллективам.

Третий подход основан на том, что  каждый гражданин страны является совладельцем государственной собственности. Это  дает основание разделить определенную долю государственной собственности  между всеми гражданами и передать им безвозмездно в равных размерах соответственно возрасту и трудовому стажу.

Вместе с тем каждый из методов  приватизации имеет как достоинства, так и недостатки.

Возмездный метод приватизации:

  • обеспечивает реальную смену собственников и изначально «утверждает» действие законов рыночной экономики;
  • свидетельствует о заинтересованности покупателя в приобретении собственности и формирует ответственного хозяина;
  • уменьшает, связывает свободные деньги, дает антиинфляционный эффект;
  • предоставляет возможность продать имущество тому, кто больше заплатит;
  • дает возможность частично погасить внутренний государственный долг, способствует финансовому оздоровлению экономики.

Однако ориентация только на продажу  объектов государственной собственности  нереальна в условиях ограниченности денежных средств у населения  и у предприятия, и приватизация может затянуться на многие годы.

В тоже время осуществление приватизации методом безвозмездной передачи (раздела) государственного имущества:

  • вызывает положительное отношение всех граждан, снижает социальную напряженность, но такое уравнительное распределение не является «двигателем» рыночной экономики;
  • расширяет круг потенциальных собственников из числа не только производственной, но и социальной среды, однако нет гарантии, что эти люди будут заинтересованы в накоплении собственности, а не загубят ее неумелым хозяйствованием или просто «проедят»;
  • позволяет при переходе к рынку частично и временно «компенсировать» рост цен, потери безработицы, но для этого не обязательно пытаться сделать всех собственниками средств производства, ведь есть и другие, более надежные средства социальной защиты людей;
  • является быстрым способом раздела и преобразования госсобственности в частную, если согласиться с тем, что приватизация выступает самоцелью.

Поэтому был сделан вывод, что без  использования безвозмездного метода приватизации процесс преобразования государственной собственности либо затянется на многие годы, либо в случае его искусственного ускорения, приведет к переходу имущества в руки владельцев «теневой» экономики или иностранных инвесторов.

 

1.1.4. Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности и способы приватизации

 

Объекты приватизации могут быть приобретены  за счет любых имеющихся в соответствии с законодательством у субъектов  приватизации собственных и заемных средств.

Безусловно, все эти источники  финансовых средств могут использоваться одновременно в различных соотношениях для выкупа государственного имущества. Однако в действительности многие предприятия  встречаются с серьезными трудностями  при изыскании средств для  выкупа. Так, опыт приватизации свидетельствует  о том,  что основная доля (более 60 %) приватизированных в 1991-1992 годах предприятий была приобретена за счет заемных и кредитных ресурсов; 20% составило имущество, приобретенное в собственность трудовыми коллективами за время работы на условиях аренды; 15% - передано безвозмездно. За счет собственных средств граждан и предприятий было выкуплено немногим более 2% госимущества приватизируемых предприятий. В результате отсутствия собственных средств предприятия вынуждены были брать для целей выкупа кредиты под высокие проценты, расчеты по которым в течении нескольких лет сдерживали развитие их производства.

Источниками средств являются:

  • средства предприятия;
  • часть чистой прибыли, переданной в собственность членов трудового коллектива;
  • остатки фондов экономического стимулирования предприятия;
  • чистая прибыль арендного предприятия или хозяйственного товарищества;
  • амортизационные отчисления на собственные основные фонды арендного предприятия или хозяйственного товарищества;
  • собственные средства негосударственных юридических лиц;
  • заемные и привлеченные средства;
  • кредиты государственных коммерческих банков;
  • кредиты других предприятий и организаций;
  • средства, привлеченные от выпуска акций, облигаций и других ценных бумаг;
  • личные средства субъектов приватизации;
  • именные приватизационные чеки;
  • средства личных приватизационных счетов работников предприятия;
  • иностранные инвестиции.

Приватизация государственной  собственности в настоящее время  осуществляется в основном следующими способами:

    1. выкуп арендованного имущества арендным предприятием;
    2. продажа акций, принадлежащих государству;
    3. продажа объектов государственной собственности на аукционе;
    4. продажа объектов государственной собственности по конкурсу;
    5. безвозмездная передача части государственной собственности.

Более подробно о способах приватизации государственной собственности  в Республике Беларусь будет изложено в третьей главе данной курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Приватизация  государственной собственности  в Республике Беларусь

1.2.1 Мировой опыт приватизации

 

Через процесс приватизации за последние 25 лет прошли свыше 50 стран мира: распродаются государственные предприятия; сельское хозяйство и промышленность выводятся из-под чрезмерного  государственного контроля, сдаются  в аренду правительственные службы.

Причины приватизации государственной собственности в странах с рыночной экономикой:

Информация о работе Приватизация и разгосударствление предприятий