Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 09:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование процесса планирования.
Задачи курсовой работы:
* Определить этапы, элементы и методы планирования,а также классификацию планов;
* Раскрыть функции и задачи планирования;
* Узнать методологические основы планирования;
* Рассмотреть основные разделы и показатели плана развития предприятия;
* Изучить планирование как элемент составляющая стратегического управления;
* Дать понятие оперативному планированию;
o Рассмотреть процесс и суть бизнес – планирования и производственной программы;
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Планирование в условиях рынка. …………….……………………………...6
1.1 Этапы, элементы и методы планирования. Классификация планов…..6
1.2 Функции и задачи планирования…………………………………………12
1.3 Методологические основы планирования……………………………….15
1.4 Основные разделы и показатели плана развития предприятия…………17
2 Планирование и стратегическое управление деятельностью
предприятия…………………………………………………………………..25
2.1 Планирование как элемент составляющая стратегического
управления……………………………………………………….…………….25
2.2 Оперативное планирование……………………………………………….30
2.3 Бизнес – планирование. Производственная программа...........................34 Заключение………………………………………………………………………....39
Список использованных источников и литературы………………………….41
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1 Планирование в условиях рынка. …………….……………………………...6
1.1 Этапы, элементы и методы планирования. Классификация планов…..6
1.2 Функции и задачи планирования…………………………………………12
1.3 Методологические основы планирования……………………………….15
1.4 Основные разделы и показатели плана развития предприятия…………17
2 Планирование и стратегическое управление деятельностью
предприятия…………………………………………………
2.1 Планирование как элемент составляющая стратегического
управления…………………………………………
2.2 Оперативное планирование………………………………………………
2.3 Бизнес – планирование. Производственная
программа.....................
Список
использованных источников
и литературы………………………….41
Введение
При переходе к рыночным отношениям в России планирование отошло на второй план в управлении предприятиями. Между тем, планирование – важная составляющая управления любой организации. Многолетний опыт зарубежных фирм и российских компаний показал, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.
Рынок не подавляет и не отрицает планирование вообще, а только перемещает эту работу в первичное производственное звено. Даже в стране в целом сохраняется необходимость планирования, и его нельзя полностью заменить невидимой регулирующей рукой рынка. Государство должно планировать стратегию своего экономического развития, решение глобальных экологических проблем, крупных социальных и научно-технических программ, распределение бюджета страны, расходы на оборону и др. Успешно работающие предприятия осуществляют не только стратегическое (долгосрочное) планирование, но и детальную разработку оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. Календарные планы (месячные, декадные, квартальные, полугодовые), конкретизирующие цели и задачи предприятия, включают сведения о заказах, об обеспеченности их материальными ресурсами, о степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом срока исполнения каждого заказа. В них предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др. в условиях хозяйствования предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе [24, с. 35].
Поэтому
важно хорошо подготовится к началу
ведения предпринимательской
предприятия, предотвращать ошибочные действия;
рода рисков;
коммерческой деятельности предприятия.
Одновременно план является руководством к действию. Он используется для проверки идей, целей, для управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и при изменении обстоятельств план может уточняться путем корректировки соответствующих показателей. План необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.
Стратегическое планирование (определение общей стратегии) осуществляется высшим руководством предприятия, а разработкой годовых и календарных планов (месячных, декадных и т.д.) занимаются все его службы.
Начинать любое дело без плана слишком рискованно. Поэтому каждый предприниматель должен знать основы планирования в новых условиях. Рынок и план в общем едины. Они не исключают, а уместно дополняют друг друга. В результате выигрывает дело и, следовательно, каждый принимающий в нем участие [16, с. 63].
План – это образ, модель будущего; планирование – умственный процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий; производственный план – директивный документ, издаваемый вышестоящей организацией, устанавливающий показатели производственной деятельности строительной организации и обеспечение её материальными ресурсами.
Объектом исследования является процесс планирования деятельности организации (предприятия).
Предметом исследования курсовой работы – определить значение производственного плана в деятельности современных предприятий.
Целью курсовой работы является исследование процесса планирования.
Задачи курсовой работы:
- Определить этапы, элементы и методы планирования,а также классификацию планов;
- Раскрыть функции и задачи планирования;
- Узнать методологические основы планирования;
- Рассмотреть основные разделы и показатели плана развития предприятия;
- Изучить планирование как элемент составляющая стратегического управления;
- Дать понятие оперативному планированию;
Теоретической и методической основой исследования выступают работы отечественных и зарубежных авторов в области управления экономической сферой, в том числе на этапе формирования рыночных отношений и их влияния на общественное развитие.
Среди методов исследования можно отметить единство исторического и логического подхода, сравнение, анализ, синтез и другие методы.
Характер
материала определил структуру
работы, состоящей из введения, двух
глав, разделенных на параграфы, заключения
и списка использованных источников
и литературы.
1
ПЛАНИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ
РЫНКА
1.1
Этапы, элементы и методы
планирования. Классификация
планов
Планирование
- это процесс определения целей,
задач и показателей
В
условиях административно-командной
экономики инструментарий экономической
науки и практики свободно обходился
без таких понятий, как рынок,
спрос и предложение, менеджмент,
маркетинг, и др. Командно- административная
система требовала от предприятий беспрекословного
исполнения указаний «сверху». Предприятия
обязаны были тратить заработанные средства
(прибыль) на производственное и социальное
развитие в строго выделенных количествах,
получать сырьё от закреплённых поставщиков
и передавать готовую продукцию заранее
определённым потребителям по стабильным
ценам, установленным из центра. Поскольку
конечный результат был заведомо определён
планом- законом, то должна была быть выплачена
заранее рассчитанная заработная плата.
При формальном хозрасчёте и противопоставлении
рентабельности отдельных предприятий
некоей высшей рентабельности, при оценке
достижений «по валу» совсем необязательно
было производить и поставлять продукцию
кому- то «в точности» нужную, снижать
издержки производства, разрабатывать
новую продукцию, можно отчитаться и продукцией,
нужной «приблизительно», получить дотацию
при росте себестоимости. Потребитель
к производителю был прикован планом,
и деваться ему в такой экономической
системе просто некуда.
Разумеется, что в этих условиях вопросы
изучения спроса, ценообразования, рекламы,
снижения издержек производства, стимулирование
сбыта, расширение товарного ассортимента,
т. е. всё то, что составляет для нас новое
понятие
«маркетинг-менеджмент», являлось для
предприятия экономическим нонсенсом.
Новые хозяйственные отношения, новые экономические условия, складывающиеся в процессе радикальных экономических преобразований, не могут быть обеспечены «старым» экономическим инструментам. Главнейшая задача хозяйственной перестройки может быть определена как переход предприятий на рыночные отношения, реальное признание всего многообразия форм собственности и форм хозяйствования. Рыночная экономика объективно требует, чтобы предприятия быстрее адаптировались к новым условиям, овладевали теорией и практикой рынка и путём систематических, строго обдуманных и построенных на точном учёте процессов рынка экономических мероприятий добивались непрерывного роста результативности производства. Таким образом, переход от командно-административной системы управления экономикой к рыночной экономике требует кардинальной перестройки системы управления предприятием. Естественно, это требует перестройки всей системы планирования на предприятиях, поскольку планирование - это одна из важнейших основных функций управления в любой социально-экономической системе или подсистеме [ 6, с. 12-23].
В процессе планирования деятельности организации решаются следующие основные задачи:
деятельностью;
определяется система
Планирование как процесс реализуется в системе планов, в которых с различных позиций зафиксированы прогноз развития организации, промежуточные и конечные цели, задачи, механизмы выполнения плановых заданий и использования ресурсов, сроки выполнения определенных мероприятий и ответственные лица. Эта система планирования включает различные виды.
1.
С точки зрения уровня
- планы вышестоящих органов;
- планы собственной организации;
- планы структурных подразделений;
- индивидуальные планы сотрудников.
2.
В зависимости от
- прогнозные планы (дают ориентировку, концепцию развития);
- рекомендательные
(содержат рекомендательные
-директивные
(содержат четкие показатели, конкретные
мероприятия, сроки исполнения и ответственных
лиц).
3. По направленности:
-тематические;
- комплексные (программные).
4.
В зависимости от срока (
- перспективные (которые могут быть долгосрочными или стратегическими, среднесрочными и краткосрочными);
- текущие (на месяц, квартал);
- оперативные (на неделю, декаду).
Следует рассмотреть наиболее важные виды планирования деятельности организации более конкретно. Перспективное планирование этой деятельности может осуществляться на срок от 1 до 5 лет и более. В перспективном планировании деятельности организации особую актуальность имеет такая его разновидность, как программирование.
Программирование представляет собой процесс подготовки целей и задач развития организации, рассчитанный на длительный период. Программа - это совокупность организационных, хозяйственных, экономических мероприятий с единым управлением, вертикальными и горизонтальными связями, согласованными по времени, ресурсам. Цель программирования - объединить усилия всех реальных и потенциальных субъектов деятельности по достижению ее целей. Таким образом, программирование интегрирует в себе деятельность не столько одной организации в отдельности, сколько всей совокупности субъектов этой деятельности, объединенных по территориальному, отраслевому, объектному и другому признаку, оно решает проблему развития в целом, определяет основные направления и виды деятельности, их конечные и промежуточные цели, сроки и исполнителей. Поэтому программирование может и должно осуществляться субъектами управления на территориальном, многоотраслевом уровнях, а затем использоваться и конкретизироваться в низовых структурах организации [4, с. 23-26].
Перспективное
планирование организаций определяется
миссией и общими стратегическими
целями. Их перспективные планы