Процесс планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 09:19, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование процесса планирования.
Задачи курсовой работы:
* Определить этапы, элементы и методы планирования,а также классификацию планов;
* Раскрыть функции и задачи планирования;
* Узнать методологические основы планирования;
* Рассмотреть основные разделы и показатели плана развития предприятия;
* Изучить планирование как элемент составляющая стратегического управления;
* Дать понятие оперативному планированию;
o Рассмотреть процесс и суть бизнес – планирования и производственной программы;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Планирование в условиях рынка. …………….……………………………...6
1.1 Этапы, элементы и методы планирования. Классификация планов…..6
1.2 Функции и задачи планирования…………………………………………12
1.3 Методологические основы планирования……………………………….15
1.4 Основные разделы и показатели плана развития предприятия…………17
2 Планирование и стратегическое управление деятельностью
предприятия…………………………………………………………………..25
2.1 Планирование как элемент составляющая стратегического
управления……………………………………………………….…………….25
2.2 Оперативное планирование……………………………………………….30
2.3 Бизнес – планирование. Производственная программа...........................34 Заключение………………………………………………………………………....39
Список использованных источников и литературы………………………….41

Работа состоит из  1 файл

Оглавлени(3).doc

— 234.50 Кб (Скачать документ)

    Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Планирование в условиях рынка. …………….……………………………...6       

    1.1 Этапы, элементы и методы планирования. Классификация планов…..6

            1.2 Функции и задачи планирования…………………………………………12

            1.3 Методологические основы планирования……………………………….15

            1.4 Основные разделы и показатели плана развития предприятия…………17

    2 Планирование и стратегическое управление деятельностью  

            предприятия…………………………………………………………………..25

            2.1 Планирование как элемент составляющая стратегического         

    управления……………………………………………………….…………….25

            2.2 Оперативное планирование……………………………………………….30

       2.3 Бизнес – планирование. Производственная программа...........................34 Заключение………………………………………………………………………....39

    Список  использованных источников и литературы………………………….41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     

Введение 

    При переходе к рыночным отношениям в России планирование отошло на второй план в управлении предприятиями. Между тем, планирование – важная составляющая управления любой организации. Многолетний опыт зарубежных фирм и российских компаний показал, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

    Рынок не подавляет и не отрицает планирование вообще, а только перемещает эту  работу в первичное производственное звено. Даже в стране в целом сохраняется необходимость планирования, и его нельзя полностью заменить невидимой регулирующей рукой рынка. Государство должно планировать стратегию своего экономического развития, решение глобальных экологических проблем, крупных социальных и научно-технических программ, распределение бюджета страны, расходы на оборону и др. Успешно работающие предприятия осуществляют не только стратегическое (долгосрочное) планирование, но и детальную разработку оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. Календарные планы (месячные, декадные, квартальные, полугодовые), конкретизирующие цели и задачи предприятия, включают сведения о заказах, об обеспеченности их материальными ресурсами, о степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом срока исполнения каждого заказа. В них предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др. в условиях хозяйствования предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе [24, с. 35].

    Поэтому важно хорошо подготовится к началу ведения предпринимательской деятельности, уметь составить продуманный  и всесторонне обоснованный детальный  план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, технологию, организацию производства и реализацию продукции. Наличие такого плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы, а также:

  • максимально использовать конкурентные преимущества

                            предприятия, предотвращать ошибочные действия;

  • использовать инновации в своей деятельности;
  • своевременно принимать защитные меры против разного

                           рода рисков;

  • объективно оценивать результаты производственной и  

                           коммерческой деятельности предприятия.

    Одновременно  план является руководством к действию. Он используется для проверки идей, целей, для управления предприятием и прогнозирования результатов  деятельности. По мере реализации и при изменении обстоятельств план может уточняться путем корректировки соответствующих показателей. План необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.

    Стратегическое  планирование (определение общей  стратегии) осуществляется высшим руководством предприятия, а разработкой годовых и календарных планов (месячных, декадных и т.д.) занимаются все его службы.

    Начинать  любое дело без плана слишком  рискованно. Поэтому каждый предприниматель  должен знать основы планирования в  новых условиях. Рынок и план в общем едины. Они не исключают, а уместно дополняют друг друга. В результате выигрывает дело и, следовательно, каждый принимающий в нем участие [16, с. 63].

    План – это образ, модель будущего; планирование – умственный процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий; производственный план – директивный документ, издаваемый вышестоящей организацией, устанавливающий показатели производственной деятельности строительной организации и обеспечение её материальными ресурсами.

    Объектом  исследования является процесс планирования деятельности организации (предприятия).

    Предметом исследования курсовой работы – определить значение производственного плана в деятельности современных предприятий.

    Целью курсовой работы является исследование процесса планирования.

    Задачи  курсовой работы:

  • Определить этапы, элементы и методы планирования,а также классификацию планов;
  • Раскрыть функции и задачи планирования;
  • Узнать методологические основы планирования;
  • Рассмотреть основные разделы и показатели плана развития предприятия;
  • Изучить планирование как элемент составляющая стратегического управления;
  • Дать понятие оперативному планированию;
    • Рассмотреть процесс и суть бизнес – планирования и производственной программы;

    Теоретической и методической основой исследования выступают работы отечественных и зарубежных авторов в области управления экономической сферой, в том числе на этапе формирования рыночных отношений и их влияния на общественное развитие.

    Среди методов исследования можно отметить единство исторического и логического подхода, сравнение, анализ, синтез и другие методы.

    Характер  материала определил структуру  работы, состоящей из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы. 
 
 
 
 
 

1 ПЛАНИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 
 
 

              1.1 Этапы, элементы и методы планирования. Классификация планов 
 

    Планирование - это процесс определения целей, задач и показателей деятельности организации на будущее, а также  конкретных действий (мероприятий) и  необходимых для их решения материальных и людских ресурсов. По сути, планирование - это процесс выработки и принятия решения, позволяющего обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем. В узком смысле планирование сводится к работе по составлению специального документа - плана, определяющего конкретные действия по достижению поставленных целей в рамках предстоящего планового периода. План - документ, определяющий содержание, объем, последовательность, сроки выполнения мероприятий и их исполнителей [23, с. 67].

    В условиях административно-командной  экономики инструментарий экономической  науки и практики свободно обходился  без таких понятий, как рынок, спрос и предложение, менеджмент, маркетинг, и др. Командно- административная система требовала от предприятий беспрекословного исполнения указаний «сверху». Предприятия обязаны были тратить заработанные средства (прибыль) на производственное и социальное развитие в строго выделенных количествах, получать сырьё от закреплённых поставщиков и передавать готовую продукцию заранее определённым потребителям по стабильным ценам, установленным из центра. Поскольку конечный результат был заведомо определён планом- законом, то должна была быть выплачена заранее рассчитанная заработная плата. При формальном хозрасчёте и противопоставлении рентабельности отдельных предприятий некоей высшей рентабельности, при оценке достижений «по валу» совсем необязательно было производить и поставлять продукцию кому- то «в точности» нужную, снижать издержки производства, разрабатывать новую продукцию, можно отчитаться и продукцией, нужной «приблизительно», получить дотацию при росте себестоимости. Потребитель к производителю был прикован планом, и деваться ему в такой экономической системе просто некуда. 
Разумеется, что в этих условиях вопросы изучения спроса, ценообразования, рекламы, снижения издержек производства, стимулирование сбыта, расширение товарного ассортимента, т. е. всё то, что составляет для нас новое понятие 
«маркетинг-менеджмент», являлось для предприятия экономическим нонсенсом.

     Новые хозяйственные отношения, новые  экономические условия, складывающиеся в процессе радикальных экономических  преобразований, не могут быть обеспечены «старым» экономическим инструментам. Главнейшая задача хозяйственной перестройки может быть определена как переход предприятий на рыночные отношения, реальное признание всего многообразия форм собственности и форм хозяйствования. Рыночная экономика объективно требует, чтобы предприятия быстрее адаптировались к новым условиям, овладевали теорией и практикой рынка и путём систематических, строго обдуманных и построенных на точном учёте процессов рынка экономических мероприятий добивались непрерывного роста результативности производства. Таким образом, переход от командно-административной системы управления экономикой к рыночной экономике требует кардинальной перестройки системы управления предприятием. Естественно, это требует перестройки всей системы планирования на предприятиях, поскольку планирование - это одна из важнейших основных функций управления в любой социально-экономической системе или подсистеме [ 6, с. 12-23].

    В процессе планирования деятельности организации  решаются следующие основные задачи:

  • обеспечивается целенаправленность деятельности;
  • создаются организационные основы управления

                              деятельностью;

  • обеспечивается координация усилий всех сотрудников структурных подразделений в процессе деятельности;
  • вырабатывается оптимальный вариант управленческого решения;

      определяется система конкретных показателей, помощью которых осуществляется контроль их выполнения, дается объективная оценка деятельности каждого сотрудника, структурных подразделений и организации культуры в целом.

    Планирование  как процесс реализуется в  системе планов, в которых с различных позиций зафиксированы прогноз развития организации, промежуточные и конечные цели, задачи, механизмы выполнения плановых заданий и использования ресурсов, сроки выполнения определенных мероприятий и ответственные лица. Эта система планирования включает различные виды.

    1. С точки зрения уровня принятия  решений:

    - планы  вышестоящих органов;

    - планы  собственной организации;

    - планы  структурных подразделений;

    - индивидуальные  планы сотрудников.

    2. В зависимости от обязательности  выполнения:

    - прогнозные планы (дают ориентировку, концепцию развития);

    - рекомендательные (содержат рекомендательные установки);

    -директивные  (содержат четкие показатели, конкретные мероприятия, сроки исполнения и ответственных лиц). 

    3. По направленности:

    -тематические;

    - комплексные (программные).

    4. В зависимости от срока (длительность  периода), на который они разрабатываются:

        - перспективные (которые могут быть долгосрочными или стратегическими, среднесрочными и краткосрочными);

   -  текущие  (на месяц, квартал);

   -  оперативные (на неделю, декаду).

    Следует рассмотреть наиболее важные виды планирования деятельности организации более конкретно. Перспективное планирование этой деятельности может осуществляться на срок от 1 до 5 лет и более. В перспективном планировании деятельности организации особую актуальность имеет такая его разновидность, как программирование.

    Программирование  представляет собой процесс подготовки целей и задач развития организации, рассчитанный на длительный период. Программа - это совокупность организационных, хозяйственных, экономических мероприятий с единым управлением, вертикальными и горизонтальными связями, согласованными по времени, ресурсам. Цель программирования - объединить усилия всех реальных и потенциальных субъектов деятельности по достижению ее целей. Таким образом, программирование интегрирует в себе деятельность не столько одной организации в отдельности, сколько всей совокупности субъектов этой деятельности, объединенных по территориальному, отраслевому, объектному и другому признаку, оно решает проблему развития в целом, определяет основные направления и виды деятельности, их конечные и промежуточные цели, сроки и исполнителей. Поэтому программирование может и должно осуществляться субъектами управления на территориальном, многоотраслевом уровнях, а затем использоваться и конкретизироваться в низовых структурах организации [4, с. 23-26].

    Перспективное планирование организаций определяется миссией и общими стратегическими  целями. Их перспективные планы существенно  отличаются от планов других организаций, т.к. свое будущее они не связывают с показателями прибыли.

Информация о работе Процесс планирования