Процесс планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 09:19, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование процесса планирования.
Задачи курсовой работы:
* Определить этапы, элементы и методы планирования,а также классификацию планов;
* Раскрыть функции и задачи планирования;
* Узнать методологические основы планирования;
* Рассмотреть основные разделы и показатели плана развития предприятия;
* Изучить планирование как элемент составляющая стратегического управления;
* Дать понятие оперативному планированию;
o Рассмотреть процесс и суть бизнес – планирования и производственной программы;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Планирование в условиях рынка. …………….……………………………...6
1.1 Этапы, элементы и методы планирования. Классификация планов…..6
1.2 Функции и задачи планирования…………………………………………12
1.3 Методологические основы планирования……………………………….15
1.4 Основные разделы и показатели плана развития предприятия…………17
2 Планирование и стратегическое управление деятельностью
предприятия…………………………………………………………………..25
2.1 Планирование как элемент составляющая стратегического
управления……………………………………………………….…………….25
2.2 Оперативное планирование……………………………………………….30
2.3 Бизнес – планирование. Производственная программа...........................34 Заключение………………………………………………………………………....39
Список использованных источников и литературы………………………….41

Работа состоит из  1 файл

Оглавлени(3).doc

— 234.50 Кб (Скачать документ)

    Объемно-динамический метод предусматривает тесное взаимодействие таких планово-расчетных показателей, как сроки, объемы и динамика производства продукции, товаров и услуг. В условиях рынка этот метод позволяет наиболее полно учитывать объемы спроса и производственные возможности предприятия и создает планово-организационные основы оптимального использования наличных ресурсов на каждом предприятии.

    В соответствии с рассмотренными методами необходимо различать виды оперативного планирования производства: календарное, объемное и смешанное.

    Таким образом, можно сказать, что основная задача оперативного планирования сводится в конечном итоге к обеспечению на предприятии слаженного и ритмического хода всех производственных процессов с целью наибольшего удовлетворения основных потребностей рынка, рационального использования имеющихся экономических ресурсов и максимизации получаемой прибыли. 

2.3 Бизнес – планирование. Производственная программа 
 

    Бизнес-планирование (деловое планирование) – самостоятельный  вид плановой деятельности, которая  непосредственно связана с предпринимательством

    В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д. Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия. Прежде, при наличии государственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю предприятий оставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавших сверху.

    Сегодня большинство коммерческих фирм не имеет  официально принятых планов, нет и  необходимого механизма планирования: различного рода норм, нормативов и т. д. Планирование подменяется разного рода решениями собственника о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняется быстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого аппарата на небольших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства, хотя практика часто ставит и таких руководителей в тупик.

    Квартальная и годовая финансовая отчетность представляется в соответствии с  Приказом Министерства финансов, статистическая отчетность – по указанию Госкомстата  и т. д. Что касается бизнес- планирования, то определенных требований или указаний по разработке бизнес-планов пока нет. О допущенных ошибках, просчетах и потерях предпринимательской деятельности становится известно лишь после составления квартального баланса. Однако и обстоятельные аналитические обзоры к балансам не составляются, поэтому своевременные меры для исправления ситуации не принимаются. Отчасти и по этой причине большинство предприятий оказалось в сложном финансовом положении (или вообще неплатежеспособными), включая предприятия торговли, общественного питания и других видов услуг, хотя в этих отраслях проблема неплатежей должна, казалось бы, беспокоить меньше всего. Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению с принятием решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка.

    Таким образом, бизнес-планирование – это  объективная оценка собственной  предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.

    В общем случае бизнес-планирование предусматривает  решение стратегических и тактических  задач, стоящих перед предприятием.

    Формальное  планирование, безусловно, требует  усилий, но оно обеспечивает и немалые  выгоды:

    1) заставляет руководителей мыслить  перспективно;

    2) обеспечивает основу для принятия  эффективных управленческих решений;

    3) увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

    4) способствует снижению рисков  предпринимательской деятельности;

    5) ведет к четкой координации  действий всех участников бизнеса;

    6) позволяет предвидеть ожидаемые  перемены, подготовиться к внезапному  изменению рыночной обстановки.

    Производственная  программа – основной раздел перспективного и годового бизнес-плана развития предприятия, в котором определяются объем изготовления и выпуска  продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и  стоимостном выражениях [1, c. 293].

    Производственная  программа отражает основные направления  и задачи развития предприятия в  плановом периоде, производственно-хозяйственные  связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации  и комбинирования производства.

    Основные разделы производственной программы для предприятий, занятых производством материального продукта:

    • план по производству товарной (валовой) продукции;

    • план выпуска продукции на экспорт;

    • план по повышению качества продукции;

    • план реализации продукции.

    При разработке производственной программы  основываются на потребностях народного  хозяйства и мирового рынка в  продукции предприятия, общей рыночной ситуации, состоянии конкурентных предприятий  и отраслей.

    Формирование  разделов производственной программы осуществляется с применением балансового метода, позволяющего приводить в соответствие объемы планируемых работ и потребности на них, а также осуществлять расчеты обеспеченности производственной программы производственными мощностями, материальными, топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами.

    Исходными данными при разработке производственной программы являются:

    • уставные виды деятельности предприятия по производству и реализации продукции (работ, услуг);

    • результаты фактического выполнения производственной программы за предыдущие периоды;

    • данные по спросу на продукцию предприятия;

    • сведения о рекламациях, замечаниях по качеству продукции за предыдущий период;

    • сведения о долях продукции в общем объеме ее выпуска за предыдущий период по уровням качества;

    • сведения об объеме реализации продукции за предыдущий период по его периодам (месяцам, кварталам)

    • расчеты производственной мощности предприятия;

    • прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы;

    • решения высших органов управления предприятия о стратегических перспективах его развития.

    В упрощенном виде, результат подготовки производственной программы проявляется  в ответах на ключевые вопросы  управления производственной структуры:

  • какие виды продукции и в каких количествах производить?
  • в какие сроки должна быть готова продукция к отправке покупателю?
  • какого качества должна быть продукция в планируемом периоде;
  • сколько дополнительно предприятие может выпустить продукции, какого вида и качества в случае возникновения срочных заказов;
  • каков нижний предел объема выпуска продукции, при котором следует перейти в режим его консервации или остановить для модернизации;
  • каковы должны быть объемы потребляемых ресурсов для производства продукции и возможности для их удовлетворения.

      Варианты производственной программы.

    Работа  по составлению производственной программы  имеет свои особенности для разных типов производства.

    Для единичного и мелкосерийного производства производственная программа разрабатывается  на основе графика изготовления изделий  в соответствии с утвержденными сроками сдачи продукции потребителям. Календарный график запуска-выпуска изделий разрабатывается в порядке, обратном ходу технологического процесса, на основе длительности производственного цикла по всем видам работ (испытание, сборка, механическая обработка, подача заготовок).

    Для серийного производства планирование выпуска продукции на протяжении года производится с учетом незавершенного производства на всех стадиях производственного  процесса и изменения номенклатуры запускаемых в производство изделий.

    Массовое  производство осуществляется обычно поточным методом, и в связи с этим производственная программа разрабатывается одновременно по предприятию и всем основным цехам, с разбивкой по кварталам и  месяцам.

    Несмотря  на то, что по определенным видам продукции сроки изготовления (сдачи) устанавливаются по договорам с заказчиком, предприятие имеет возможность разрабатывать различные варианты производственной программы выпуска продукции во времени в целях достижения полной и равномерной загрузки оборудования и рабочих мест. Число вариантов распределения (комбинации) выпуска изделий при любом типе производства может быть значительным. Наиболее целесообразные варианты можно получить путем использования методов программирования [1, с. 294].

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     

    В современных условиях процесс планирования деятельности современных предприятий( организаций) имеет особую значимость, так как планирование позволяет определить основные цели, задачи фирмы, а также основные направления ее развития.

    Важно отметить, что деятельность внутрипроизводственного планирования предприятия - это многоуровневая система, в которой объект управления вышестоящей системы превращается в субъект управления нижестоящей системы.

    Таким образом, планирование, - это задание целей системе, подсистеме, и процесс проектирования желаемого будущего. Конечным результатом такого процесса являются плановые решения - основа последующей целенаправленной деятельности. Взаимосвязь плановых решений с последующими заданиями представляет основную трудность процесса планирования.

    Планирование является одним из способов прояснения будущего, в которые включены: вертикальная интеграция:

  • контроль над спросом;
  • использование контрактных отношений;
  • создание предпринимательских сетей;

    К числу основных принципов планирования на предприятии относятся системность, участие, непрерывность, гибкость, эффективность.

    Следует подчеркнуть, что одним из недостатков существующей практики планирования на предприятиях является преобладающее внимание к текущим задачам. Важно ставить стратегические цели, чтобы определить деятельность предприятия на перспективу.

    В зависимости от охваченного временного отрезка тактические планы делятся на три типа: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.

    Состав и величина служб планирования на предприятии зависят от размеров предприятия, степени централизации, представлений о стиле управления и на каждом предприятии этот вопрос решается индивидуально.

    Стратегическое планирование - это планирование от будущего к настоящему исходя из глобальных идей и поставленных целей развития, и стратегия не функция времени, а функция поставленной цели развития, специфическое, ориентированное на будущее направление развития.

    Таким образом, использование планирования, передовых методов разработки и контроля выполнения плана – основной путь развития современного менеджмента предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Процесс планирования