Процесс планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 09:19, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование процесса планирования.
Задачи курсовой работы:
* Определить этапы, элементы и методы планирования,а также классификацию планов;
* Раскрыть функции и задачи планирования;
* Узнать методологические основы планирования;
* Рассмотреть основные разделы и показатели плана развития предприятия;
* Изучить планирование как элемент составляющая стратегического управления;
* Дать понятие оперативному планированию;
o Рассмотреть процесс и суть бизнес – планирования и производственной программы;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Планирование в условиях рынка. …………….……………………………...6
1.1 Этапы, элементы и методы планирования. Классификация планов…..6
1.2 Функции и задачи планирования…………………………………………12
1.3 Методологические основы планирования……………………………….15
1.4 Основные разделы и показатели плана развития предприятия…………17
2 Планирование и стратегическое управление деятельностью
предприятия…………………………………………………………………..25
2.1 Планирование как элемент составляющая стратегического
управления……………………………………………………….…………….25
2.2 Оперативное планирование……………………………………………….30
2.3 Бизнес – планирование. Производственная программа...........................34 Заключение………………………………………………………………………....39
Список использованных источников и литературы………………………….41

Работа состоит из  1 файл

Оглавлени(3).doc

— 234.50 Кб (Скачать документ)

    В перспективных планах определяются действия, которые организация намеревается предпринять для достижения стратегических целей, направления распределения ресурсов, развития творческого потенциала, оборудования, увеличения количества посетителей и пользователей культурных услуг.

    Тактическое планирование направлено на реализацию тактических целей, имеет более  короткий планируемый период (обычно квартал, месяц). В организациях тактические планы определяют конкретные мероприятия деятельности с указанием времени их проведения и исполнителей.

    Оперативные планы разрабатываются в структурных  подразделениях организации. Они определяют последовательность действий по достижению оперативных целей, решение промежуточных тактических задач и направлены на выполнение тактических планов. На основе оперативных планов строится деятельность специалистов и структурных подразделений. Оперативные планы могут разрабатываться в форме планов-графиков или сетевых планов, представляющих собой привязанные к календарю последовательно выполняемые операции и работы.

    Технология  планирования деятельности организации  предполагает ориентацию на определенную систему принципов.

    1. Принцип научности ориентирует  на использование выводов и  рекомендаций науки в процессе  планирования.

    2. Принцип целенаправленности и  непрерывности требует четкости в выработке целей и реализации плановой деятельности как постоянного и непрерывного процесса. Непрерывность требует также, чтобы все планы разрабатывались с учетом перспектив и результатов выполнения предшествующих планов, как система перспективных и текущих планов.

    3. Принцип конкретности ориентирует  на четкость и ясность формулировок  задач, мероприятий, ответственных  лиц и сроков исполнения.

    4. Принцип реальности предполагает  учет условий и реальных возможностей  выполнения плана, обеспеченности необходимыми ресурсами, наличия времени и других факторов.

    5. Принцип связи с жизнью, состоянием  окружающей социальной среды.

    6. Принцип установления персональной  ответственности позволяет обеспечить  контроль исполнения и дать  объективную оценку деятельности специалистов и структурных подразделений.

    7. Гибкость. Реализация данного принципа  достигается путем корректирования  планов в процессе деятельности  с учетом изменения условий,  задач и других обстоятельств.

    8. Экономичность. Суть данного принципа состоит в том, чтобы затраты на плановую деятельность не превышали ожидаемую от него эффективность.

    Технология  планирования деятельности предполагает выделение нескольких этапов.

    1. Организационно-подготовительный этап.

    2. Этап разработки проекта плана.

    3. Этап согласования и утверждения  плана.

    На  первом этапе создаются организационно-методические предпосылки для успешной плановой деятельности и решаются следующие  вопросы.

    1. Определение ответственных разработчиков  проекта плана (обычно эта задача  поручается наиболее квалифицированным сотрудникам или группе сотрудников).

    2. Определение сроков разработки  и утверждения плана.

    3. Организация методического обеспечения  (проводится совещание всех участников  процесса планирования, разъясняются  цели и задачи планирования, его методика и другие вопросы).

    4. Информационное обеспечение, суть  которого состоит в том, чтобы  предоставить участникам плановой  деятельности необходимую для  планирования информацию.

    На  втором этапе (этап разработки проекта  плана) решаются следующие вопросы.

    1. Редактирование целей и задач  социально-культурной деятельности.

    2. Выбор формы и структуры плана  работы. Следует отметить, что стандартных  требований по этому вопросу  не существует, однако здравый  смысл и опыт работы показывают, что структура плана (его разделы) должна соответствовать системе задач организации.

    3. Определение форм и методов  деятельности. Эта задача решается  с учетом возможностей организации  и наличия материальных, финансовых, людских и других ресурсов.

    4. Определение сроков (времени) проведения мероприятий и их исполнителей. В решении данного вопроса целесообразно использовать календарную форму рабочего документа. Намеченные мероприятия сначала расписываются в календарном виде, по дням (и даже числам). Это позволяет избежать накладок и несогласованности по времени и исполнителям.

    5. Оформление проекта плана в  соответствии с требованиями  к документам, изложенными в государственных  стандартах.

    На  третьем этапе решается задача согласования и утверждения плана. План необходимо согласовывать со всеми заинтересованными лицами.

    В организации планирование осуществляется на нескольких уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном. На стратегическом уровне руководство организации  разрабатывает долгосрочные цели и  направления деятельности. Разработка таких планов возможна лишь на основе прогнозирования развития организации в будущем. В этой связи организация нуждается в разнообразных прогнозах.

    На  тактическом уровне планирование цели и задачи конкретизируется в русле  принятых стратегий.

    Основой планирования в организации является оперативное планирование, в котором  устанавливается перечень конкретных работ, действий, необходимых для  достижения целей, а также сроки  исполнения и ответственные лица. Все виды планирования в организации  образуют единую систему. Технология работы по планированию представляет собой достаточно сложный и творческий процесс. Она предполагает выделение определенных этапов работы, которые могут быть универсальными, однако методы планирования и прогнозирования существенно отличаются. 

                  1.2 Функции и задачи планирования 
 

Планирование  необходимо для достижения фирмой следующих  целей:

    -повышение  контролируемой доли рынка; 

    - предвидение  требований потребителя; 

    - выпуск  продукции более высокого качества;

    - обеспечение согласованных сроков поставок;

    - установление  уровня цен с учетом условий  конкуренции;

    - поддержание  репутации фирмы у потребителей;

    Задачи  планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему:

    1. Планирование роста прибыли. 

    2. Планирование издержек предприятия, и, как следствие, их  

    уменьшение.

    3. Увеличение доли рынка, увеличение  доли продаж.

    4. Улучшение социальной политики фирмы.

    Условиями, которыми должна располагать фирма, чтобы адекватно отвечать на вызов  внешней среды является:

  1. Способность к макроэкономическому анализу ситуации в стране и за ее пределами;
  2. Способность к своевременному обнаружению актуальных нужд, потребностей и запросов потенциальных потребителей;
  3. Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков товаров и услуг, позволяющих эффективно, своевременно и качественно удовлетворить обнаруженные нужды, потребности и запросы; 
  4. Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков факторов производства;
    1.   Способность к выдвижению конкурентоспособных идей;
    1. Способность к реализации этих идей;
    2. Способность к обеспечению независимости фирмы от изменения конъюнктуры рынков товаров, факторов производства за счет внешней гибкости производственных сил;
    3. Способность к обеспечению внутренней гибкости за счет оснащения средствами технологического оснащения и другого оборудования;
    4. Способность к обеспечению за счет плодотворной технологии; Способность к обеспечению за счет формирования адекватного изменения целей кадрового потенциала;
    5. Способность осуществлять изменения архитектурно планировочных решений, адекватно изменениям целей производственных сил;
    6. Способность обеспечить уровень конкурентоспособности товаров и услуг, требуемой для захвата лидерства в обслуживаемых и перспективных сегментах рынка;
    7. Способность обеспечить выпуск товаров и услуг в необходимых объемах;
    8. Способность обеспечить высокую эффективность функционирования фирмы за счет наиболее рационального использования инвестиционных возможностей фирмы;
    9. Способность обеспечить эффективную разработку и реализацию стратегической программы технологического и социального развития фирмы [14, с. 13-30].

         Цели  должны быть:

  • конкретными и измеримыми;
  • ориентированными во времени (долгосрочные,среднесрочные,краткосрочными);
  • достижимыми;
  • взаимно поддерживающими (непротиворечивыми).

    Таким образом, основной задачей планирования является получение максимальной прибыли  как результата деятельности и осуществления его важнейших функций: планирование маркетинга, производительности, инноваций и другого.  

         1.3. Методологические  основы планирования на предприятии 
 

    Планирование  на предприятии - это взаимосвязанная  научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей [2, с. 65].

    Планы развития предприятий разрабатываются  на основе системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм. Под нормой понимается максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. на изготовление единицы продукции (или выполнение определённого объёма работы) установленного качества (например, норма расхода металла на изготовление изделия, детали). Нормативом называют относительную величину, характеризующую степень использования орудий и предметов труда, их расход на единицу площади, веса, объёма и т.д. (например, показатель фондоотдачи - выпуск продукции на 1 рубль основных фондов) [1, с. 333].

    Применяемые технико-экономические нормы и  нормативы должны быть прогрессивными, т.е. при их разработке нужно учитывать  современный уровень развития науки, техники, технологии, организации производства и труда; наиболее полно использовать производственные мощности и передовой производственный опыт.

    Наиболее  совершенным методом разработки норм является расчётно-аналитический  метод, при котором нормы и  нормативы технически обосновываются с помощью всестороннего анализа состояния производства, возможных различных факторов. В основу норм закладывают технико-экономические и организационные условия работы в плановый период [1, с. 333].

    В условиях рынка формирование предприятиями  производственных программ осуществляется на основе прямых договоров производителями и потребителями продукции, учитывающих потребности в ней, а также производственные и ресурсные возможности их удовлетворения. Таким образом, эффективная деятельности предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития предприятий.

    В современном отечественном производстве функции планирования на предприятиях определяют не только основной предмет планово-экономической деятельности, но и главным образом объект этого планирования.

    Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных  принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов.

Информация о работе Процесс планирования