Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 09:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование процесса планирования.
Задачи курсовой работы:
* Определить этапы, элементы и методы планирования,а также классификацию планов;
* Раскрыть функции и задачи планирования;
* Узнать методологические основы планирования;
* Рассмотреть основные разделы и показатели плана развития предприятия;
* Изучить планирование как элемент составляющая стратегического управления;
* Дать понятие оперативному планированию;
o Рассмотреть процесс и суть бизнес – планирования и производственной программы;
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Планирование в условиях рынка. …………….……………………………...6
1.1 Этапы, элементы и методы планирования. Классификация планов…..6
1.2 Функции и задачи планирования…………………………………………12
1.3 Методологические основы планирования……………………………….15
1.4 Основные разделы и показатели плана развития предприятия…………17
2 Планирование и стратегическое управление деятельностью
предприятия…………………………………………………………………..25
2.1 Планирование как элемент составляющая стратегического
управления……………………………………………………….…………….25
2.2 Оперативное планирование……………………………………………….30
2.3 Бизнес – планирование. Производственная программа...........................34 Заключение………………………………………………………………………....39
Список использованных источников и литературы………………………….41
В
перспективных планах определяются
действия, которые организация
Тактическое планирование направлено на реализацию тактических целей, имеет более короткий планируемый период (обычно квартал, месяц). В организациях тактические планы определяют конкретные мероприятия деятельности с указанием времени их проведения и исполнителей.
Оперативные
планы разрабатываются в
Технология планирования деятельности организации предполагает ориентацию на определенную систему принципов.
1. Принцип научности ориентирует на использование выводов и рекомендаций науки в процессе планирования.
2. Принцип целенаправленности и непрерывности требует четкости в выработке целей и реализации плановой деятельности как постоянного и непрерывного процесса. Непрерывность требует также, чтобы все планы разрабатывались с учетом перспектив и результатов выполнения предшествующих планов, как система перспективных и текущих планов.
3.
Принцип конкретности
4.
Принцип реальности
5. Принцип связи с жизнью, состоянием окружающей социальной среды.
6.
Принцип установления
7.
Гибкость. Реализация данного принципа
достигается путем
8.
Экономичность. Суть данного
Технология планирования деятельности предполагает выделение нескольких этапов.
1.
Организационно-
2. Этап разработки проекта плана.
3.
Этап согласования и
На
первом этапе создаются
1.
Определение ответственных
2. Определение сроков разработки и утверждения плана.
3.
Организация методического
4.
Информационное обеспечение,
На втором этапе (этап разработки проекта плана) решаются следующие вопросы.
1.
Редактирование целей и задач
социально-культурной
2.
Выбор формы и структуры плана
работы. Следует отметить, что стандартных
требований по этому вопросу
не существует, однако здравый
смысл и опыт работы
3.
Определение форм и методов
деятельности. Эта задача решается
с учетом возможностей
4. Определение сроков (времени) проведения мероприятий и их исполнителей. В решении данного вопроса целесообразно использовать календарную форму рабочего документа. Намеченные мероприятия сначала расписываются в календарном виде, по дням (и даже числам). Это позволяет избежать накладок и несогласованности по времени и исполнителям.
5. Оформление проекта плана в соответствии с требованиями к документам, изложенными в государственных стандартах.
На третьем этапе решается задача согласования и утверждения плана. План необходимо согласовывать со всеми заинтересованными лицами.
В организации планирование осуществляется на нескольких уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном. На стратегическом уровне руководство организации разрабатывает долгосрочные цели и направления деятельности. Разработка таких планов возможна лишь на основе прогнозирования развития организации в будущем. В этой связи организация нуждается в разнообразных прогнозах.
На тактическом уровне планирование цели и задачи конкретизируется в русле принятых стратегий.
Основой
планирования в организации является
оперативное планирование, в котором
устанавливается перечень конкретных
работ, действий, необходимых для
достижения целей, а также сроки
исполнения и ответственные лица.
Все виды планирования в организации
образуют единую систему. Технология работы
по планированию представляет собой достаточно
сложный и творческий процесс. Она предполагает
выделение определенных этапов работы,
которые могут быть универсальными, однако
методы планирования и прогнозирования
существенно отличаются.
1.2
Функции и задачи планирования
Планирование необходимо для достижения фирмой следующих целей:
-повышение контролируемой доли рынка;
- предвидение требований потребителя;
- выпуск
продукции более высокого
- обеспечение согласованных сроков поставок;
- установление уровня цен с учетом условий конкуренции;
- поддержание
репутации фирмы у
Задачи планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему:
1. Планирование роста прибыли.
2.
Планирование издержек
уменьшение.
3.
Увеличение доли рынка,
4. Улучшение социальной политики фирмы.
Условиями, которыми должна располагать фирма, чтобы адекватно отвечать на вызов внешней среды является:
- Способность к выдвижению конкурентоспособных идей;
- Способность к реализации этих идей;
- Способность к обеспечению независимости фирмы от изменения конъюнктуры рынков товаров, факторов производства за счет внешней гибкости производственных сил;
- Способность к обеспечению внутренней гибкости за счет оснащения средствами технологического оснащения и другого оборудования;
- Способность к обеспечению за счет плодотворной технологии; Способность к обеспечению за счет формирования адекватного изменения целей кадрового потенциала;
- Способность осуществлять изменения архитектурно планировочных решений, адекватно изменениям целей производственных сил;
- Способность обеспечить уровень конкурентоспособности товаров и услуг, требуемой для захвата лидерства в обслуживаемых и перспективных сегментах рынка;
- Способность обеспечить выпуск товаров и услуг в необходимых объемах;
- Способность обеспечить высокую эффективность функционирования фирмы за счет наиболее рационального использования инвестиционных возможностей фирмы;
- Способность обеспечить эффективную разработку и реализацию стратегической программы технологического и социального развития фирмы [14, с. 13-30].
Цели должны быть:
- конкретными и измеримыми;
- ориентированными во времени (долгосрочные,среднесрочные,
краткосрочными); - достижимыми;
- взаимно поддерживающими (непротиворечивыми).
Таким
образом, основной задачей планирования
является получение максимальной прибыли
как результата деятельности и осуществления
его важнейших функций: планирование маркетинга,
производительности, инноваций и другого.
1.3.
Методологические
основы планирования
на предприятии
Планирование на предприятии - это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей [2, с. 65].
Планы развития предприятий разрабатываются на основе системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм. Под нормой понимается максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. на изготовление единицы продукции (или выполнение определённого объёма работы) установленного качества (например, норма расхода металла на изготовление изделия, детали). Нормативом называют относительную величину, характеризующую степень использования орудий и предметов труда, их расход на единицу площади, веса, объёма и т.д. (например, показатель фондоотдачи - выпуск продукции на 1 рубль основных фондов) [1, с. 333].
Применяемые технико-экономические нормы и нормативы должны быть прогрессивными, т.е. при их разработке нужно учитывать современный уровень развития науки, техники, технологии, организации производства и труда; наиболее полно использовать производственные мощности и передовой производственный опыт.
Наиболее совершенным методом разработки норм является расчётно-аналитический метод, при котором нормы и нормативы технически обосновываются с помощью всестороннего анализа состояния производства, возможных различных факторов. В основу норм закладывают технико-экономические и организационные условия работы в плановый период [1, с. 333].
В условиях рынка формирование предприятиями производственных программ осуществляется на основе прямых договоров производителями и потребителями продукции, учитывающих потребности в ней, а также производственные и ресурсные возможности их удовлетворения. Таким образом, эффективная деятельности предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития предприятий.
В
современном отечественном
Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов.