Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:28, курсовая работа
Маркетинг представляет собой систему управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия на основе изучения законов рынка в целях реализации товаров и услуг и получения прибыли в условиях конкуренции. Маркетинг необходим при следующих условиях:
• при насыщении рынка товарами, т.е. при превышении предложения над спросом («рынок покупателя»);
• острой конкуренции, усилении борьбы за покупателя;
• свободных рыночных отношениях, т. е. возможности без административных ограничений выбирать рынки сбыта и снабжения, устанавливать цены, вести коммерческую политику и т.д.;
• полной самостоятельности предприятий.
16.1. Разработка маркетинговой стратегии.
16.2. Товарная стратегия предприятия.
16.3. Теория оптимального объема выпуска продукции
Отсутствие товарной стратегии ведет к неустойчивости структуры ассортимента товаров, снижает конкурентоспособность предприятия. Принимаемые руководителем текущие решения в таких случаях нередко основываются на интуиции, а не на трезвом расчете, учитывающем долговременные интересы.
Продуманная товарная стратегия позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий. Отсутствие генерального курса, без которого нет и долгосрочной товарной стратегии, может привести к неправильным решениям, распылению сил и средств, отказу от запуска изделий в производство, когда на это уже затрачены огромные средства.
Формирование товарной стратегии требует соблюдения ряда условий:
Необходимо продуманное на длительную перспективу решение таких проблем, как: оптимизация ассортимента (номенклатуры) производимых изделий с учетом их потребительских характеристик и особенностей технологии производства; темпы обновления продукции в целом и по отдельным ее видам с учетом жизненного цикла; соотношение новых и “старых” изделий в программе, новых и освоенных рынков при сбыте; уровень обновления товаров; выход на рынок с принципиально новыми товарами и изъятия из программы существующих, но теряющих рыночные позиции товаров и др. Эти вопросы решаются в тесной привязке к рынку, его требованиям, к поведению конкурентов.
Товарная стратегия определяет решение названных проблем на перспективу. Разработанная применительно к тому или иному периоду (3-5 лет или более) товарная стратегия в основе своей в течение данного времени остается, как правило, практически неизменной. Товарную стратегию невозможно отделить от реальных условий деятельности предприятия, специфики его профиля.
Большое значение для предприятия имеет успешное решение проблемы формирования ассортимента и управление им.
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли бы требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.
Номенклатура, или товарный ассортимент, - это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара (автомобиль и т.д.) делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Например, предприятие производит холодильники и стиральные машины. Холодильники представлены одно-, двухкамерными моделями и морозильными камерами. Последние имеют несколько марок, отличаются объемом и некоторыми техническими данными.
Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).
Формирование ассортимента - проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между “старыми” и “новыми” товарами, товарами единичного и серийного производства, “наукоемкими” и “обычными” товарами. При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.
Формированию ассортимента предшествует разработка ассортиментной концепции. Она должна ориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей. В процессе разработки концепции определяются различные показатели: Разнообразие видов и разновидностей товаров, уровень и частота обновления ассортимента, уровень и соотношение цен на товары данного вида и др. Обычно прогнозируется лишь тенденция развития ассортимента.
Планирование, формирование и управление ассортиментом продукции – непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и заканчивая изъятием из товарной программы.
Система формирования ассортимента включает:
Искусство планирования ассортимента продукции состоит в умении воплощать уже имеющиеся и (или) потенциальные технологии и материальные возможности в продуктах, которые, принося производителю прибыль, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей покупателя. Иными словами, производитель занят не просто созданием и производством товаров, но также формированием клиентуры и удовлетворением ее специфических потребностей.
На планирование ассортимента влияют:
С учетом быстрых перемен внешней среды (вкусы, мода, технология, конкуренция и т.д.) предприятие не может полагаться только на существующие товары. У каждого предприятия должна быть своя программа разработки нового товара. Новинки возможно получить двумя способами:
Но новаторство может быть рискованным делом. На рынке товаров широкого потребления терпят неудачу 40 – 80% предлагаемых новинок, на рынке товаров промышленного назначения – 20%, на рынке услуг – 18%.
Основные причины неудачных проектов:
Таким образом, возникает дилемма: с одной стороны, разрабатывать новые товары необходимо, а с другой – шансов на успех не так уж много.
Для
достижения успеха предприятие должно
тщательно прорабатывать каждую
стадию новых товаров. Основные этапы
этого процесса представлены на рисунке
16.4.
Рисунок 16.4 – Этапы разработки нового товара
Разработка нового товара начинается с поиска идей. Поиски эти должны вестись систематически, а не от случая к случаю. Руководство предприятия должно определить, на какие товары и рынки следует обращать основное внимание. Оно должно четко сформулировать цели фирмы:
Оно должно ясно заявить, каким образом следует распределять усилия между созданием подлинных новинок, модификацией существующих товаров и имитацией товаров конкурентов.
Основные источники идей:
Цель деятельности по генерации идей заключается в выработке как можно большего их числа. Цель последующих этапов — сократить это число.
Первым шагом на этом пути является отбор (фильтрация) идей. Цель отбора – как можно раньше выявить и отсеять непригодные идеи. Оценочные характеристики, по которым ведется отбор (рис. 16.4), базируются на обобщенных оценках, аналогиях, экспертных оценках и т.п.
Важнейшим элементом этапа отбора идей, открывающих перед предприятием новые рыночные возможности, является оценка этих возможностей с точки зрения целей и ресурсов предприятия.
Оставшиеся после отбора идеи (идея) подвергаются концептуальной разработке.
Важно провести четкое различие между идеей и концепцией нового товара.
Идея товара — это общее представление о возможном товаре, который предприятие могло бы, по его мнению, предложить рынку.
Концепция товара — проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями.
Задача предприятия — проработать идею до стадии ряда альтернативных концепций, оценить их сравнительную привлекательность и выбрать лучшую из них с учетом запросов потенциальных потребителей.
Проверка концепции нового товара предусматривает апробирование его на соответствующей группе целевых потребителей, которым предоставляют варианты концепций.
Результатом проверки концепции является получение ответов на следующие вопросы: