Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:28, курсовая работа
Маркетинг представляет собой систему управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия на основе изучения законов рынка в целях реализации товаров и услуг и получения прибыли в условиях конкуренции. Маркетинг необходим при следующих условиях:
• при насыщении рынка товарами, т.е. при превышении предложения над спросом («рынок покупателя»);
• острой конкуренции, усилении борьбы за покупателя;
• свободных рыночных отношениях, т. е. возможности без административных ограничений выбирать рынки сбыта и снабжения, устанавливать цены, вести коммерческую политику и т.д.;
• полной самостоятельности предприятий.
16.1. Разработка маркетинговой стратегии.
16.2. Товарная стратегия предприятия.
16.3. Теория оптимального объема выпуска продукции
К наиболее распространенным методам определения оптимального объема производства относятся:
При использовании этих методов применяются следующие допущения:
Приведенные допущения могут показаться достаточно «жесткими», однако если принять во внимание, что именно цена выпускаемого товара и объем его производства и реализации, как правило, оказывают наибольшее влияние на экономику предприятия, применение указанных методов в значительной мере повышает вероятность того, что будут приняты верные решения.
Суть
предложенных методов рассмотрим на
примере гипотетического
Метод сопоставления валовых показателей предполагает расчет прибыли предприятия при различных объемах производства и реализации продукции. Последовательность расчета такова:
Таблица
16.1 – Объем реализации продукции и издержки
на ее производство
Объем реализации, тыс. шт. | Постоянные издержки, тыс. руб. | Переменные издержки, тыс. руб. | Валовые издержки, тыс. руб. |
0 | 1200 | 0 | 1200 |
10 | 1200 | 200 | 1400 |
20 | 1200 | 360 | 1560 |
30 | 1200 | 490 | 1690 |
40 | 1200 | 610 | 1810 |
50 | 1200 | 760 | 1960 |
60 | 1200 | 960 | 2160 |
70 | 1200 | 1220 | 2420 |
80 | 1200 | 1550 | 2750 |
90 | 1200 | 1980 | 3180 |
100 | 1200 | 2560 | 3760 |
Таблица
16.2 – Величина прибыли при различных
объемах производства
Объем реализации, тыс. шт. | Цена, руб. | Валовая выручка, тыс. руб. | Валовые издержки, тыс. руб. | Прибыль, тыс. руб. |
0 | - | 0 | 1200 | -1200 |
10 | 48 | 480 | 1400 | -920 |
20 | 48 | 960 | 1560 | -600 |
30 | 48 | 1440 | 1690 | -250 |
40 | 48 | 1920 | 1810 | 110 |
50 | 48 | 2400 | 1960 | 440 |
60 | 48 | 2880 | 2160 | 720 |
70 | 48 | 3360 | 2420 | 940 |
80 | 48 | 3840 | 2750 | 1090 |
90 | 48 | 4320 | 3180 | 1140 |
100 | 48 | 4800 | 3760 | 1040 |
В
рассматриваемом примере
На
рисунке 16.5 представлено наглядное
графическое изображение
Линия ВВ показывает изменение валовой выручки, а кривая ВИ – соответствующие валовые издержки.
Рисунок
16.5 – Сопоставление валовой
Рисунок 16.5 показывает, что реализация продукции в объеме до 37 тыс. шт. для предприятия убыточна, поскольку кривая валовых издержек располагается выше линии валовой выручки. В точке, где производство равно 37 тыс. шт., прибыль равна нулю, а валовая выручка составляет 1776 тыс. руб. С увеличением объемов производства после 37 тыс. шт. валовая выручка начинает превышать издержки и появляется прибыль (АС), максимальная величина которой достигается при объеме производства и реализации в 90 тыс. шт. Это и есть в данном случае оптимальный объем производства.
Метод сопоставления предельных показателей позволяет установить, до каких пределов рентабельно увеличение производства и реализации. Он основан на сопоставлении предельных издержек и предельного дохода. Если величина предельного дохода на единицу продукции превышает величину предельных издержек на единицу продукции, то увеличение производства и реализации будет рентабельно.
Проиллюстрируем
это на основе данных, приведенных
в таблице 16.3.
Таблица
16.3 – Расчет оптимального объема реализации
продукции методом сопоставления предельных
показателей
Объем реализации, тыс. шт. | Предельный доход, руб. | Предельные издержки, руб. | Предельная прибыль, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 |
10 | 48 | 20 | 28 |
20 | 48 | 16 | 32 |
30 | 48 | 13 | 35 |
40 | 48 | 12 | 36 |
Продолжение
табл. 16.3
1 | 2 | 3 | 4 |
50 | 48 | 15 | 33 |
60 | 48 | 20 | 28 |
70 | 48 | 26 | 22 |
80 | 48 | 33 | 15 |
90 | 48 | 43 | 5 |
100 | 48 | 58 | -10 |
В данном случае предельным доходом на единицу продукции по сути дела является рыночная цена единицы изделия, равная 48 руб., а предельные издержки (Ипр) исчисляются как разница между последующими общими издержками и предыдущими, поделенная на объем производства.
Предельная
прибыль исчисляется как
Наглядное представление данного метода дано на рис. 16.6.
График
рис. 16.6 показывает, что до тех пор, пока
кривая предельного дохода располагается
выше кривой предельных издержек, увеличение
объемов производства эффективно, т.е.
расширение производства до 90 тыс. шт.
рентабельно. При дальнейшем увеличении
объема производства величина дополнительных
издержек превысит величину дополнительного
дохода на единицу продукции, что приведет
к уменьшению валовой прибыли.
Рисунок
16.6 – Сопоставление предельного
дохода и предельных издержек
В обоих случаях предполагалось, что рыночная цена единицы изделия составляла 48 руб., а что будет, если цена уменьшится? В этом случае предприятие будет нести убытки, и может прийти к банкротству. Допустим, что цена снизилась с 48 до 30 руб. за 1 шт., т.е. предельный доход на единицу продукции при любых объемах производства составит 30 руб., а оптимальный объем производства – 70 тыс. шт.
Рассчитаем
средние переменные и средние
валовые издержки (табл. 16.4).
Таблица
16.4 – Объем реализации продукции
и средние издержки
Объем реализации, тыс. шт. | Средние переменные издержки, руб. | Средние постоянные издержки, руб. | Средние валовые издержки, руб. |
0 | - | - | - |
10 | 20,00 | 120,00 | 140,00 |
20 | 18,00 | 60,00 | 78,00 |
30 | 16,33 | 40,00 | 56,33 |
40 | 15,25 | 30,00 | 45,25 |
50 | 15,20 | 24,00 | 39,20 |
60 | 16,00 | 20,00 | 36,00 |
70 | 17,43 | 17,14 | 34,57 |
80 | 19,38 | 15,00 | 34,38 |
90 | 22,00 | 13,33 | 35,33 |
100 | 25,60 | 12,00 | 37,60 |
Из таблицы 16.4 следует, что оптимальный объем расширения производства лежит в пределах 70 тыс. шт. Дальнейшее его увеличение приведет к тому, что предприятие начнет работать в убыток.
Следует заметить, что средние валовые издержки составляют 34,57 руб., т.е. превышают цену, установленную на уровне 30 руб. Поскольку цена выше средних переменных издержек (17,43 руб.), средняя величина покрытия составит 12,57 руб. (30,00-17,43), что соответствует валовой величине в 879 000 руб. (12,57 • 70 000). Эта величина не возмещает постоянные издержки, равные 1 200 000 руб. Иными словами, предприятие будет иметь убыток в размере 320 100 руб. (1 200 000 - 879 000). Если руководство предприятия прекратит производство, то фирма понесет убыток в размере 1 200 000 руб., т.е. в объеме стоимости постоянных издержек.