Разработка маркетинговой и товарной стратегии. Теория оптимального объема выпуска продукции. Производственная программа и мощность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание

Маркетинг представляет собой систему управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия на основе изучения законов рынка в целях реализации товаров и услуг и получения прибыли в условиях конкуренции. Маркетинг необходим при следующих условиях:
• при насыщении рынка товарами, т.е. при превышении предложения над спросом («рынок покупателя»);
• острой конкуренции, усилении борьбы за покупателя;
• свободных рыночных отношениях, т. е. возможности без административных ограничений выбирать рынки сбыта и снабжения, устанавливать цены, вести коммерческую политику и т.д.;
• полной самостоятельности предприятий.

Содержание

16.1. Разработка маркетинговой стратегии.
16.2. Товарная стратегия предприятия.
16.3. Теория оптимального объема выпуска продукции

Работа состоит из  1 файл

Маркетинговая и товарная стратегии.doc

— 254.50 Кб (Скачать документ)
stify">      Под оптимальным объемом выпуска продукции понимается такой объем, который обеспечивает выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные сроки с максимально возможной эффективностью.

      К наиболее распространенным методам  определения оптимального объема производства относятся:

  • метод сопоставления валовых показателей;
  • метод сопоставления предельных показателей.

      При использовании этих методов применяются  следующие допущения:

    • предприятие производит и реализует только один товар;
    • целью предприятия является максимизация прибыли в рассматриваемый период;
    • оптимизируются только цена и объем производства (предполагается, что все остальные параметры деятельности предприятия остаются неизменными);
    • объем производства в рассматриваемый период равен объему реализации.

      Приведенные допущения могут показаться достаточно «жесткими», однако если принять во внимание, что именно цена выпускаемого товара и объем его производства и реализации, как правило, оказывают наибольшее влияние на экономику предприятия, применение указанных методов в значительной мере повышает вероятность того, что будут приняты верные решения.

      Суть  предложенных методов рассмотрим на примере гипотетического предприятия, действующего на рынке совершенной  конкуренции (исходные данные приводятся в табл. 16.1).

      Метод сопоставления валовых  показателей предполагает расчет прибыли предприятия при различных объемах производства и реализации продукции. Последовательность расчета такова:

    • определяется величина объема производства, при котором достигается нулевая прибыль;
    • определяется объем производства с максимальной прибылью (таблица 16.2).

          Таблица 16.1 – Объем реализации продукции и издержки на ее производство 

Объем реализации, тыс. шт. Постоянные  издержки, тыс. руб. Переменные  издержки, тыс. руб. Валовые издержки, тыс. руб.
0 1200 0 1200
10 1200 200 1400
20 1200 360 1560
30 1200 490 1690
40 1200 610 1810
50 1200 760 1960
60 1200 960 2160
70 1200 1220 2420
80 1200 1550 2750
90 1200 1980 3180
100 1200 2560 3760
 

            Таблица 16.2 – Величина прибыли при различных  объемах производства 

Объем реализации, тыс. шт. Цена, руб. Валовая выручка, тыс. руб. Валовые издержки, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб.
0 - 0 1200 -1200
10 48 480 1400 -920
20 48 960 1560 -600
30 48 1440 1690 -250
40 48 1920 1810 110
50 48 2400 1960 440
60 48 2880 2160 720
70 48 3360 2420 940
80 48 3840 2750 1090
90 48 4320 3180 1140
100 48 4800 3760 1040
 

      В рассматриваемом примере нулевая  прибыль достигается при объеме производства и реализации продукции  в интервале 30-40 тыс. шт., что соответствует  значению валовой выручки и издержкам  соответственно в интервалах 1440 – 1920 и 1620 – 1810 тыс. руб.

      На  рисунке 16.5 представлено наглядное  графическое изображение данного  метода.

      Линия ВВ показывает изменение валовой  выручки, а кривая ВИ – соответствующие  валовые издержки.

      

      Рисунок 16.5 – Сопоставление валовой выручки  и издержек 

      Рисунок 16.5 показывает, что реализация продукции в объеме до 37 тыс. шт. для предприятия убыточна, поскольку кривая валовых издержек располагается выше линии валовой выручки. В точке, где производство равно 37 тыс. шт., прибыль равна нулю, а валовая выручка составляет 1776 тыс. руб. С увеличением объемов производства после 37 тыс. шт. валовая выручка начинает превышать издержки и появляется прибыль (АС), максимальная величина которой достигается при объеме производства и реализации в 90 тыс. шт. Это и есть в данном случае оптимальный объем производства.

      Метод сопоставления предельных показателей позволяет установить, до каких пределов рентабельно увеличение производства и реализации. Он основан на сопоставлении предельных издержек и предельного дохода. Если величина предельного дохода на единицу продукции превышает величину предельных издержек на единицу продукции, то увеличение производства и реализации будет рентабельно.

      Проиллюстрируем это на основе данных, приведенных  в таблице 16.3. 

          Таблица 16.3 – Расчет оптимального объема реализации продукции методом сопоставления предельных показателей 

      Объем реализации, тыс. шт.       Предельный  доход, руб.       Предельные  издержки, руб.       Предельная  прибыль, руб.
      1       2       3       4
      10       48       20       28
      20       48       16       32
      30       48       13       35
      40       48       12       36
 

      Продолжение табл. 16.3 

      1       2       3       4
      50       48       15       33
      60       48       20       28
      70       48       26       22
      80       48       33       15
      90       48       43       5
      100       48       58       -10
 

      В данном случае предельным доходом на единицу продукции по сути дела является рыночная цена единицы изделия, равная 48 руб., а предельные издержки (Ипр) исчисляются как разница между последующими общими издержками и предыдущими, поделенная на объем производства.

      Предельная  прибыль исчисляется как разница  между предельным доходом и предельными издержками.

      Наглядное представление данного метода дано на рис. 16.6.

      График  рис. 16.6 показывает, что до тех пор, пока кривая предельного дохода располагается выше кривой предельных издержек, увеличение объемов производства эффективно, т.е. расширение производства до 90 тыс. шт. рентабельно. При дальнейшем увеличении объема производства величина дополнительных издержек превысит величину дополнительного дохода на единицу продукции, что приведет к уменьшению валовой прибыли. 

      

      

 

      Рисунок 16.6 – Сопоставление предельного  дохода и предельных издержек 

      В обоих случаях предполагалось, что рыночная цена единицы изделия составляла 48 руб., а что будет, если цена уменьшится? В этом случае предприятие будет нести убытки, и может прийти к банкротству. Допустим, что цена снизилась с 48 до 30 руб. за 1 шт., т.е. предельный доход на единицу продукции при любых объемах производства составит 30 руб., а оптимальный объем производства – 70 тыс. шт.

      Рассчитаем  средние переменные и средние  валовые издержки (табл. 16.4). 

      Таблица 16.4 – Объем реализации продукции  и средние издержки 

Объем реализации, тыс. шт. Средние переменные издержки, руб. Средние постоянные издержки, руб. Средние валовые  издержки, руб.
0 - - -
10 20,00 120,00 140,00
20 18,00 60,00 78,00
30 16,33 40,00 56,33
40 15,25 30,00 45,25
50 15,20 24,00 39,20
60 16,00 20,00 36,00
70 17,43 17,14 34,57
80 19,38 15,00 34,38
90 22,00 13,33 35,33
100 25,60 12,00 37,60
 

      Из  таблицы 16.4 следует, что оптимальный объем расширения производства лежит в пределах 70 тыс. шт. Дальнейшее его увеличение приведет к тому, что предприятие начнет работать в убыток.

      Следует заметить, что средние валовые  издержки составляют 34,57 руб., т.е. превышают цену, установленную на уровне 30 руб. Поскольку цена выше средних переменных издержек (17,43 руб.), средняя величина покрытия составит 12,57 руб. (30,00-17,43), что соответствует валовой величине в 879 000 руб. (12,57 • 70 000). Эта величина не возмещает постоянные издержки, равные 1 200 000 руб. Иными словами, предприятие будет иметь убыток в размере 320 100 руб. (1 200 000 - 879 000). Если руководство предприятия прекратит производство, то фирма понесет убыток в размере 1 200 000 руб., т.е. в объеме стоимости постоянных издержек.

Информация о работе Разработка маркетинговой и товарной стратегии. Теория оптимального объема выпуска продукции. Производственная программа и мощность