Реструктуризация и санация предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:22, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы исследования связана с существующими экономическими условиями хозяйствования предприятий в России и необходимостью осуществления не столько реформирования промышленных предприятий, сколько восстановления бизнес-процессов с учетом реальных экономических условий и проблем и возможностей предприятий.
Особенно учитывая состояния национальной экономики в течение последних лет, изучение процесса финансового оздоровления предприятий, очевидно, является достаточно актуальным вопросом.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и основные виды финансового оздоровления 4
1.1. Антикризисное управление 5
1.2. Реструктуризация и банкротство 11
1.1.1. Банкротство 13
1.1.2. Реструктуризация 18
1.3. Проведение реструктуризации задолженности 20
1.4. Оценка стоимости компании 22
1.5. Согласование мер по реструктуризации 23
Глава 2. Пример реструктуризации: «Группа ГАЗ» 31
2.1. Завершение реструктуризации 34
Заключение 37
Список используемых источников 39
Приложение №1. График погашения долга Группы «ГАЗ» 40
Приложение №2. Структура баланса группы ГАЗ (2008-2009) 41
Приложение №3. Финансовые коэффициенты группы ГАЗ (2008-2009) 42

Работа состоит из  1 файл

Санация и реструктуризация предпрятий.docx

— 319.72 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Понятие и основные виды финансового  оздоровления 4

1.1. Антикризисное управление 5

1.2. Реструктуризация и банкротство 11

    1.1.1. Банкротство 13

    1.1.2. Реструктуризация 18

    1.3. Проведение реструктуризации задолженности 20

    1.4. Оценка стоимости компании 22

    1.5. Согласование мер по реструктуризации 23

Глава 2. Пример реструктуризации: «Группа ГАЗ» 31

2.1. Завершение реструктуризации 34

Заключение 37

Список  используемых источников 39

Приложение  №1. График погашения  долга Группы «ГАЗ» 40

Приложение  №2. Структура баланса  группы ГАЗ (2008-2009) 41

Приложение  №3. Финансовые коэффициенты группы ГАЗ (2008-2009) 42 

 

Введение

     Актуальность  проблемы исследования связана с  существующими экономическими условиями  хозяйствования предприятий в России и необходимостью осуществления  не столько реформирования промышленных предприятий, сколько восстановления бизнес-процессов с учетом реальных экономических условий и проблем  и возможностей предприятий.  
Особенно учитывая состояния национальной экономики в течение последних лет, изучение процесса финансового оздоровления предприятий, очевидно, является достаточно актуальным вопросом.

     В заключение обоснования актуальности данной темы стоит сказать, что в  России со времен распада Советского Союза и до нынешних времен нет  собственного эффективного института  кризисного управления, что очевидным  образом сказалось на множестве  предприятий экономики в течение  последнего кризисного периода в России. Как результат, мы наблюдали сложнейшее положение огромного количества стратегических предприятий страны, лишь малая часть из которых получила помощь в выходе из кризисного состояния.

     Объектом  исследования являются инструменты антикризисного управления, система механизмов по финансовой стабилизации предприятия, модели восстановления платежеспособности, а также иммитационные модели управления по бизнес-процессам и реструктуризации, опыты функционирования предприятий в России.

     Целью данной работы является установление понимание, как в теории, так и  на практическом примере методов  финансового оздоровления предприятий как способа преодоления кризисного состояния предприятия. В течение всей работы я попытаюсь раскрыть основные способы финансового оздоровления, такие как Антикризисная программа и Реструктуризация, но все же основной акцент сделаю именно на реструктуризации, как наиболее популярном и эффективном методе оздоровления предприятий.

     В начале, в рамках теоретической части, я раскрою основные понятия данной темы и приведу краткие примеры  из реальной практики.

     В качестве практической части я приведу  примеры из реструктуризации таких  компаний как ЗИЛ (Завод им. Лихачева) и группы ГАЗ.

Глава 1. Понятие и основные виды финансового оздоровления

     В первую очередь, введем основные понятия. В Российской Федерации существует закон о «Несостоятельности (банкротстве)» (Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ). Основной закон был принят 27 сентября 2002 года, а в последствии многократно менялся. На текущий момент последнее изменение зафиксировано 17 июля 2009 года №145-ФЗ).

     Итак, в законе о несостоятельности  само понятие банкротства звучит так: признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст.2 ФЗ).

     Финансовое  оздоровление предприятий – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 2 ФЗ)

     Или же, иными словами, финансовое оздоровление это трансформация предприятий и изменение принципов их действия, направленные на улучшения, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности, посредством применения мер государственной поддержки, разработки и реализации планов финансового оздоровления, механизмов привлечения к кризисным предприятиям инвестиционных ресурсов, антикризисных компаний и инфраструктуры сопровождения реабилитационных процедур (страховые, лизинговые, субконтрактинговые, иные компании).

     Финансовое  оздоровление предприятий ставит своей  основной целью создания необходимости  приведения производственно-технологический структуры промышленности в соответствие рыночному платежеспособному спросу при условии достижения прибыльной работы предприятий.

     В условиях кризисной ситуаций перед  менеджерами встают следующие основные задачи:

  • Правильно оценить реальное состояние дел
  • Выявить причину проблем
  • Найти оптимальные пути преодоления кризисного положения

Признаки  банкротства юридического лица: (Ст.2)

     Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие  обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. 

    1. Антикризисное управление

     В законе о несостоятельности также  существует такое понятие как  «Меры по предупреждению банкротства  организаций:

  1. В случае возникновения признаков банкротства, установленных пунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.
  2. Учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.
  3. В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

     Главное отличие реструктуризации предприятий  от других способов преодоления неплатежеспособности и нерентабельности заключается  в том, что антикризисное управление преодолевающими убыточность компаниями реализуется посредством разработки и осуществления комплексных программ реструктуризации. Такое программно-целевое антикризисное управление обретает четко выраженное единство задач и способов достижения заданных ориентиров, увязку намеченных рубежей с предполагаемыми ресурсами.

     Важнейшая цель антикризисной программы - устойчивость работы предприятия, что проявляется  не только в достижении требуемых  показателей платежеспособности и доходности, но и в поддержании их уровня, предотвращающего повторный кризис.

     При разработке и реализации антикризисных  программ важно обращать внимание на повышение их эффективности, т.е. лучшее использование выделяемых ресурсов. Критерий эффективности - отношение приращения чистого дохода предприятия, получаемого за счет инвестирования программы, к объему инвестиций. Показателем эффективности может служить также срок окупаемости вложений.

     Поскольку научных и практических разработок антикризисных программ компаний недостаточно, приходится ориентироваться на общие положения методологии программно-целевого управления, методику формирования целевых федеральных программ, а также опыт реструктуризации промышленных предприятий. В то же время при определении структуры программы, включаемых в нее мероприятий, показателей, ресурсных источников и способов управления ее разработкой и реализацией необходимо иметь в виду специфику отрасли.

     Формированию  антикризисной программы должен предшествовать обстоятельный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его активов и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспеченности собственными средствами, существующих и возможных заказов, спроса и цен на продукцию и услуги. Это позволяет выявить причины кризисного состояния, наметить способы его преодоления.

     Анализ, дополняемый прогнозированием перспективы, помогает также определить структуру, объемы и источники ресурсов, необходимых для устранения убыточности. Чтобы получить более обширные данные о ресурсных потребностях программы и источниках их удовлетворения, требуется разработка мероприятий, ведущих к достижению поставленных целей.

     Традиционно в комплексных социально-экономических  программах на первом месте были мероприятия  в области производства, в настоящее  же время не менее важная роль принадлежит  сфере обращения. Имеются в виду необходимость воздействия на спрос, сбыт, повышение конкурентоспособности продукции, поиск новых сегментов рынка.

     Поэтому в антикризисных программах целесообразен  раздел по маркетингу, формируемый на основе изучения рынка, анализа динамики спроса и конъюнктуры в тех секторах рынка, где фирма способна предложить свой товар. Вместе с тем важны меры, касающиеся изменения объемов производства, ценообразования, повышения эффективности функционирования предприятия, развития рекламного дела, оказания сервисных услуг заказчикам и потребителям.

     Большое значение имеет преобразование форм управления компанией в процессе ее реструктуризации. Нередко это  выдвигается на первое место, исходя из того, что основная причина кризиса  производства - несовершенство управления, неприспособленность его к рыночным условиям хозяйствования.

     Острой  проблемой является ресурсное обеспечение  программ, что вызвано дефицитом денежных средств у нерентабельных предприятий. Приходится привлекать источники инвестиций в виде банковских кредитов, средств заказчиков и других заинтересованных лиц, выручки от продажи неиспользуемого имущества, дебиторской задолженности, иностранных вложений, поступлений от продажи дополнительных выпусков акций за счет «разводнения» акционерного капитала компании.

     Обобщение и осмысление специфических моделей  поведения предприятий в кризисных  условиях позволяет сформулировать следующие выводы:

Информация о работе Реструктуризация и санация предприятия