Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:05, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и изучение системы показателей экономической эффективности предприятия, производственной программы и мощности предприятия, определение доходной и расходной части предприятия. Данная тема буде раскрыта на примере ОАО «Брестский чулочный комбинат», который является одним из крупнейших предприятий лёгкой промышленности, специализируемое на выпуске чулочно-носочных изделий для всех половозрастных и социальных групп населения.
В соответствии с поставленной целью и задачами на основе бухгалтерских и экономических данных ОАО «Брестский чулочный комбинат» в первой главе буду рассмотрены следующие показатели экономической эффективности: показатели использования основных средств, показатели использования трудовых ресурсов, показатели использования оборотных средств.
Введение……………………………………………………………………………...5
1. Ресурсы предприятия и эффективность их использования……………….6
1.1. Основные средства, их состав, наличие и показатели использова-ния…...6
1.2. Оборотные средства предприятия, их состав, наличие, показатели использования…………………………………………………………………………11
1.3. Трудовые ресурсы, их состав, наличие, показатели использования ……15
2. Производственная программа и производственная мощность предпри-ятия………………………………………………………………………………….18
2.1. Объемы производства и реализации продукции………………………....18
2.2. Производственная мощность и степень ее использования………..…….22
3. Затраты и доходы предприятия………………………………………………26
3.1. Показатели себестоимости продукции…………………………………...26
3.2. Показатели прибыли и рентабельности………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………………………...36
Приложения………………………………………………………………………....37
Обобщающим показателем издержек является уровень затрат на рубль выпущенной продукции. Он исчисляется путем деления общей суммы затрат на производство и реализацию продукции на объем выпущенной продукции:
УЗ = 3 / ВП,
где УЗ — уровень затрат на рубль товарной продукции; 3 — затраты на производство и реализацию продукции; ВП — объем производства в отпускных ценах.
Себестоимость отдельных видов продукции определяется путем составления калькуляций, в которых показывается размер затрат на производство и
реализацию единицы продукции. Расчет себестоимости единицы продукции и называется калькуляцией. Калькуляции составляются по статьям расходов, принятым в данной отрасли промышленности.
Калькулирование себестоимости имеет своей целью:
• обеспечение определения себестоимости изделия (работ, услуг) и всей товарной продукции;
• создание базы для определения цены;
• содействие осуществлению режима экономии, вскрытию и использованию резервов.
Различают следующие виды калькуляции: плановую, нормативную, сметную и отчетную. В плановой калькуляции себестоимость определяется путем расчета затрат по отдельным статьям, в нормативной — по действующим на данном предприятии нормам, поэтому она, в отличие от плановой калькуляции, в связи со снижением нормативов в результате проведения организационно-технических мероприятий пересматривается, как правило, ежемесячно. Отчетная калькуляция составляется на основании данных бухгалтерского учета и показывает фактическую себестоимость изделия, благодаря чему становятся возможными проверка выполнения плана по себестоимости изделий и выявление отклонений от плана на отдельных участках производства.
На ОАО «Брестский чулочный комбинат» используют сортовый метод определения себестоимости продукции отдельных сортов, артикулов. Приведем пример плановой калькуляции.
Таблица 3.1.1
Калькуляция на изготовление чулочно-носочных изделий
№ | Наименование статей | Сумма затрат, рублей за 1 десяток пар | ||
Колготки женские эл. Артикул 334/9 | Носки мужские ПХЛ+Эл.. Артикул 174 | Носки женские. Артикул 227 | ||
1 | Сырье | 5149 | 2200 | 1089 |
2 | Отклонение от учетных цен | 204 | 137 | 35 |
3 | Отходы | 9 | 8 | 3 |
4 | Вспомогательные материалы | 2000 | 1025 | 617 |
5 | Топливо и энергия | 1107 | 1002 | 659 |
6 | Прочие материальные затраты | 8 | 114 | 5 |
7 | ИТОГО материальных затрат | 8477 | 4486 | 2408 |
8 | Амортизация | 356 | 253 | 253 |
9 | Фонд заработной платы | 2022 | 2441 | 1203 |
10 | Отчисления на соцстрахование | 708 | 854 | 421 |
11 | ИТОГО обработка | 3086 | 3548 | 1877 |
12 | Прочие расходы | 507 | 548 | 302 |
13 | Себестоимость | 12070 | 8582 | 4587 |
14 | % рентабельности | 16,05 | 26,82 | 27,68 |
15 | Прибыль | 1937 | 2301 | 1270 |
16 | Оптовая цена | 14007 | 10883 | 5857 |
17 | Отпускная | 14440 | 11220 | 6039 |
Таблица 3.1.2
Затраты на производство продукции
Наименования показателей | 2007 год, млн. руб. |
2008 год, млн. руб.
| Отклонения
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Материальные затраты | 18060 | 22323 | +4263 |
в том числе: |
|
|
|
сырье и материалы | 14854 | 18412 | +3559 |
топливо | 290 | 333 | +43 |
электрическая энергия | 1978 | 2560 | +582 |
тепловая энергия | 924 | 1003 | +79 |
прочие матер. затраты | 14 | 14 |
|
Расходы на оплату труда | 8833 | 9638 | +805 |
Отчисления на социальные нужды | 3297 | 3487 | +190 |
Амортизация основных средств и нематер. Активов | 938 | 1381 | +443 |
Прочие затраты | 2167 | 2255 | +88 |
из них: |
|
|
|
платежи по страхованию | 38 | 38 |
|
суточные и подъемные | 76 | 66 | -10 |
начисленные налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции | 481 | 233 | -248 |
оплата нематериальных услуг других организаций | 703 | 651 | -52 |
проценты по полученным кредитам и займам | 608 | 990 | +382 |
другие затраты | 258 | 276 | +18 |
Всего затрат на производство продукции | 33295 | 39084 | +5789 |
Согласно данных таблицы 3.1.2 в 2008 году по сравнению с 2007 годом затраты на производство продукции возросли на 5789 млн. рублей темп роста составил 17% (39084/33295*100 = 17%). В основном увеличение произошло по статье материальные затраты +4263.
Как известно, себестоимость реализованной продукции имеет практическое значение для определения рентабельности продаж, т.е. при росте затрат на реализованную продукцию более высокими темпами, чем выручка от реализации, рентабельность продаж снизится и, наоборот.
Себестоимость реализованной продукции не равна себестоимости произведенной. Различия в темпах роста себестоимости произведенной и реализованной продукции показывают тенденции изменения рентабельности продаж в следующем периоде, когда будет реализованы остатки готовой продукции отчетного периода. Так, если себестоимость произведенной продукции увеличилась более медленными темпами, чем реализованной, можно предположить, что в следующем периоде при прочих равных условиях рентабельность продаж повысится.
При оценке показателей себестоимости целесообразно на производственную и реализованную продукцию с изменением выручки от реализации (таблица 3.1.3).
Таблица 3.1.3
Расчет показателя эффективности всех производственных затрат ОАО «Брестский чулочный комбинат»
Наименование показателей | 2007 год | 2008 год | Отклонения | Темп роста, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Выручка от реализации продукции, млн. руб. | 41502 | 45119 | +3617 | 108,7 |
Себестоимость реализованной продукции, млн. руб. | 37379 | 38931 | +1552 | 104,2 |
Уровень затрат реализованной продукции, млн. руб. | 37379/41502=0,90 | 38931/45119=0,86 | -0,04 |
|
Объем произведенной продукции, млн. руб. | 37067 | 43754 | +6687 | 118,0 |
Себестоимость произведенной продукции, млн. руб. | 33295 | 39084 | +5789 | 117,4 |
Уровень затрат произведенной продукции, млн. руб. | 37067/33295=1,11 | 39084/43754=0,89 | -0,22 |
|
А теперь произведем анализ таблицы 3.1.3. Темп роста выручки от реализации продукции в 2008 году по сравнению с 2007 годом составил 8,7%, а себестоимости реализованной продукции – 4,2%. Как видно прирост выручки на 4,5% больше прироста себестоимости, что имеет положительную динамику для предприятия. Объем произведенной продукции на 0,6% выше ее себестоимости, хотя это не высокий показатель, но зато положительный. Уровень же затрат в 2008 году ниже 1, а это значит, что производство продукции для предприятия является прибыльной деятельностью. Уровень затрат реализованной продукции в отчетном году по сравнению предыдущим годом снизился на 0,04 пункта, а по произведенной продукции на 0,22, соответственно идет увеличение рентабельности продаж, что мы увидим в разделе 3.2.
3.2. Показатели прибыли и рентабельности
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и эффективной производственной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции:
• результативную, т.е. получаемая прибыль выступает измерителем результатов деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть, а поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве;
• стимулирующую, т.е. часть прибыли выступает источником материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала;
• финансирующую, т.е. часть полученной прибыли является источником самофинансирования предприятия. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.
В условиях рыночной экономики значение прибыли очень велико. Получение ее ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, необходимой потребителю, снижение затрат на производство. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Определенную роль играют и убытки. Они свидетельствуют об ошибках и просчетах в направлении и использовании средств, организации производства и сбыта продукции.
В экономической теории и практике в зависимости от метода исчисления оперируют следующими видами прибыли: экономической, бухгалтерской, чистой, валовой, остающейся в распоряжении предприятия и т.д.
Мы же заострим внимание на формировании прибыли отчетного периода и чистой прибыли.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» и действующим порядком бухгалтерского учета прибыль отчетного периода включает:
• прибыль от реализации продукции, товаров, работ и услуг;
• прибыль от реализации имущества (прочей реализации);
• доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Расчет и состав прибыли отчетного периода содержатся в форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках", входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности.
Первой, основной частью прибыли отчетного периода является прибыль от реализации продукции, работ и услуг. Она определяется как превышение выручки от реализации над себестоимостью товаров, продукции, работ и услуг, а также коммерческими и управленческими расходами. Возможно превышение расходов над полученной выручкой, и тогда возникает убыток, который свидетельствует о недостатках в управлении предприятием.
Прибыль от реализации продукции, работ и услуг еще называют прибылью от основной деятельности предприятия. На ее формирование большое влияние оказывают технологические и экономические особенности развития отрасли.
Вторая часть прибыли отчетного года показана в "Отчете о прибылях и убытках" в двух статьях: "Прочие операционные доходы" и "Прочие операционные расходы". Разность между ними и составит прибыль (убыток) от реализации имущества.
К операциям, связанным с движением имущества, относятся:
• реализация основных средств (основных фондов и нематериальных активов) и прочего имущества (излишне закупленных ранее запасов сырья, материалов и некоторых других видов материальных ценностей);
• содержание законсервированных производственных мощностей и объектов;
• аннулирование производственных заказов (договоров);
• результаты переоценки имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (курсовые разницы).
Третью часть прибыли отчетного периода составляет превышение доходов от внереализационных операций над расходами по этим операциям. В составе этих внереализационных операций учитываются следующие доходы (расходы):
Информация о работе Ресурсы предприятия и эффективность их использования