Ресурсы предприятия и эффективность их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение и изучение системы показателей экономической эффективности предприятия, производственной программы и мощности предприятия, определение доходной и расходной части предприятия. Данная тема буде раскрыта на примере ОАО «Брестский чулочный комбинат», который является одним из крупнейших предприятий лёгкой промышленности, специализируемое на выпуске чулочно-носочных изделий для всех половозрастных и социальных групп населения.
В соответствии с поставленной целью и задачами на основе бухгалтерских и экономических данных ОАО «Брестский чулочный комбинат» в первой главе буду рассмотрены следующие показатели экономической эффективности: показатели использования основных средств, показатели использования трудовых ресурсов, показатели использования оборотных средств.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1. Ресурсы предприятия и эффективность их использования……………….6
1.1. Основные средства, их состав, наличие и показатели использова-ния…...6
1.2. Оборотные средства предприятия, их состав, наличие, показатели использования…………………………………………………………………………11
1.3. Трудовые ресурсы, их состав, наличие, показатели использования ……15
2. Производственная программа и производственная мощность предпри-ятия………………………………………………………………………………….18
2.1. Объемы производства и реализации продукции………………………....18
2.2. Производственная мощность и степень ее использования………..…….22
3. Затраты и доходы предприятия………………………………………………26
3.1. Показатели себестоимости продукции…………………………………...26
3.2. Показатели прибыли и рентабельности………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………………………...36
Приложения………………………………………………………………………....37

Работа состоит из  1 файл

Экономика предприятия.doc

— 546.00 Кб (Скачать документ)

Обобщающим показателем издержек является уровень за­трат на рубль выпущенной продукции. Он исчисляется путем деления общей суммы затрат на производство и реализацию продукции на объем выпущенной продукции:

УЗ = 3 / ВП,

где УЗ — уровень затрат на рубль товарной продукции; 3 — затраты на производство и реализацию продукции; ВП — объем производства в отпускных ценах.

 

 

 

 

Себестоимость отдельных видов продукции определяется путем составления калькуляций, в которых показывается раз­мер затрат на производство и

реализацию единицы продукции. Расчет себестоимости единицы продукции и называется каль­куляцией. Калькуляции составляются по статьям расходов, принятым в данной отрасли промышленности.

Калькулирование себестоимости имеет своей целью:

•   обеспечение определения себестоимости изделия (работ, услуг) и всей товарной продукции;

•   создание базы для определения цены;

•   содействие осуществлению режима экономии, вскрытию и использованию резервов.

Различают следующие виды калькуляции: плановую, нор­мативную, сметную и отчетную. В плановой калькуляции се­бестоимость определяется путем расчета затрат по отдельным статьям, в нормативной — по действующим на данном пред­приятии нормам, поэтому она, в отличие от плановой калькуля­ции, в связи со снижением нормативов в результате проведения организационно-технических мероприятий пересматривается, как правило, ежемесячно. Отчетная калькуляция составля­ется на основании данных бухгалтерского учета и показывает фактическую себестоимость изделия, благодаря чему становят­ся возможными проверка выполнения плана по себестоимости изделий и выявление отклонений от плана на отдельных участ­ках производства.

На ОАО «Брестский чулочный комбинат» используют сортовый метод определения себестоимости продукции отдельных сортов, артикулов. Приведем пример плановой калькуляции.

Таблица 3.1.1

Калькуляция на изготовление чулочно-носочных изделий

Наименование статей

Сумма затрат, рублей за 1 десяток пар

Колготки женские эл. Артикул 334/9

Носки мужские ПХЛ+Эл.. Артикул 174

Носки женские. Артикул 227

1

Сырье

5149

2200

1089

2

Отклонение от учетных цен

204

137

35

3

Отходы

9

8

3

4

Вспомогательные материалы

2000

1025

617

5

Топливо и энергия

1107

1002

659

6

Прочие материальные затраты

8

114

5

7

ИТОГО материальных затрат

8477

4486

2408

8

Амортизация

356

253

253

9

Фонд заработной платы

2022

2441

1203

10

Отчисления на соцстрахование

708

854

421

11

ИТОГО обработка

3086

3548

1877

12

Прочие расходы

507

548

302

13

Себестоимость

12070

8582

4587

14

% рентабельности

16,05

26,82

27,68

15

Прибыль

1937

2301

1270

16

Оптовая цена

14007

10883

5857

17

Отпускная

14440

11220

6039

 

 

 

 

Таблица 3.1.2

Затраты на производство продукции

Наименования показателей

2007 год, млн. руб.

 

2008 год, млн. руб.

 

Отклонения

 

1

2

3

4

Материальные затраты

18060

22323

+4263

     в том числе:

 

 

 

сырье и материалы

14854

18412

+3559

топливо

290

333

+43

электрическая энергия

1978

2560

+582

тепловая энергия

924

1003

+79

прочие матер. затраты

14

14

 

Расходы на оплату труда

8833

9638

+805

Отчисления на социальные нужды

3297

3487

+190

Амортизация основных средств и нематер. Активов

938

1381

+443

Прочие затраты

2167

2255

+88

     из них:

 

 

 

платежи по страхованию

38

38

 

суточные и подъемные

76

66

-10

начисленные налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции

481

233

-248

оплата нематериальных услуг других организаций

703

651

-52

проценты по полученным кредитам и займам

608

990

+382

другие затраты

258

276

+18

Всего затрат на производство продукции

33295

39084

+5789

 

              Согласно данных таблицы 3.1.2 в 2008 году по сравнению с 2007 годом затраты на производство продукции возросли на 5789 млн. рублей темп роста составил 17% (39084/33295*100 = 17%). В основном увеличение произошло по статье материальные затраты +4263.

Как известно, себестоимость реализованной продукции имеет практическое значение для определения рентабельности продаж, т.е. при росте затрат на реализованную продукцию более высокими темпами, чем выручка от реализации, рентабельность продаж снизится и, наоборот.

Себестоимость реализованной продукции не равна себестоимости произведенной. Различия в темпах роста себестоимости произведенной и реализованной продукции показывают тенденции изменения рентабельности продаж в следующем периоде, когда будет реализованы остатки готовой продукции отчетного периода. Так, если себестоимость произведенной продукции увеличилась более медленными темпами, чем реализованной, можно предположить, что в следующем периоде при прочих равных условиях рентабельность продаж повысится.

 

 

При оценке показателей себестоимости целесообразно на производственную и реализованную продукцию с изменением выручки от реализации (таблица 3.1.3).

 

Таблица 3.1.3

Расчет показателя эффективности всех производственных затрат ОАО «Брестский чулочный комбинат»

Наименование показателей

2007 год

2008 год

Отклонения

Темп роста, %

1

2

3

4

5

Выручка от реализации продукции,

млн. руб.

41502

45119

+3617

108,7

Себестоимость реализованной продукции, млн. руб.

37379

38931

+1552

104,2

Уровень затрат  реализованной продукции, млн. руб.

37379/41502=0,90

38931/45119=0,86

-0,04

 

Объем произведенной продукции, млн. руб.

37067

43754

+6687

118,0

Себестоимость произведенной продукции, млн. руб.

33295

39084

+5789

117,4

Уровень затрат  произведенной продукции, млн. руб.

37067/33295=1,11

39084/43754=0,89

-0,22

 

 

              А теперь произведем анализ таблицы 3.1.3. Темп роста выручки от реализации продукции в 2008 году по сравнению с 2007 годом составил 8,7%, а себестоимости реализованной продукции – 4,2%. Как видно прирост выручки на 4,5% больше прироста себестоимости, что имеет положительную динамику для предприятия.  Объем произведенной продукции на 0,6% выше ее себестоимости, хотя это не высокий показатель, но зато положительный. Уровень же затрат в 2008 году ниже 1, а это значит, что производство продукции для предприятия является прибыльной деятельностью. Уровень затрат реализованной продукции в отчетном году по сравнению предыдущим годом снизился на 0,04 пункта, а по произведенной продукции на 0,22, соответственно идет увеличение рентабельности продаж, что мы увидим в разделе 3.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.  Показатели прибыли и рентабельности

 

 

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в про­цессе предпринимательской деятельности. Результатом соеди­нения факторов производства (труда, капитала, природных ре­сурсов) и эффективной производственной деятельности хозяй­ствующих субъектов является готовая продукция, которая ста­новится товаром при условии ее реализации потребителю.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции:

•  результативную, т.е. получаемая прибыль выступает из­мерителем результатов деятельности предприятия. Но все ас­пекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть, а поэтому для выяснения конечного финансового резуль­тата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в про­изводстве;

•   стимулирующую, т.е. часть прибыли выступает источни­ком материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала;

•   финансирующую, т.е. часть полученной прибыли являет­ся источником самофинансирования предприятия. Доля чистой прибыли, оставшейся в рас­поряжении предприятия после уплаты налогов и других обяза­тельных платежей, должна быть достаточной для финансиро­вания расширения производственной деятельности, науч­но-технического и социального развития предприятия.

В условиях рыночной экономики значение прибыли очень велико. Получение ее ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, необходимой по­требителю, снижение затрат на производство. Для предприни­мателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Определенную роль играют и убытки. Они свидетельствуют об ошибках и просчетах в на­правлении и использовании средств, организации производства и сбыта продукции.

В экономической теории и практике в зависимости от мето­да исчисления оперируют следующими видами прибыли: эко­номической, бухгалтерской, чистой, валовой, остающейся в распоряжении предприятия и т.д.

Мы же заострим внимание на формировании прибыли отчетного периода и чистой прибыли.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» и действующим порядком бухгалтерского учета прибыль отчетного периода включает:

•   прибыль от реализации продукции, товаров, работ и услуг;

•   прибыль от реализации имущества (прочей реализации);

•   доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

 

 

 

Расчет и состав прибыли отчетного периода содержатся в форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках", входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности.

Первой, основной частью прибыли отчетного периода явля­ется прибыль от реализации продукции, работ и услуг. Она оп­ределяется как превышение выручки от реализации над себе­стоимостью товаров, продукции, работ и услуг, а также ком­мерческими и управленческими расходами. Возможно превы­шение расходов над полученной выручкой, и тогда возникает убыток, который свидетельствует о недостатках в управлении предприятием.

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг еще называют прибылью от основной деятельности пред­приятия. На ее формирование большое влияние оказывают тех­нологические и экономические особенности развития отрасли.

Вторая часть прибыли отчетного года показана в "Отчете о прибылях и убытках" в двух статьях: "Прочие операционные доходы" и "Прочие операционные расходы". Разность между ними и составит прибыль (убыток) от реализации имущества.

К операциям, связанным с движением имущества, относятся:

•   реализация основных средств (основных фондов и немате­риальных активов) и прочего имущества (излишне закуплен­ных ранее запасов сырья, материалов и некоторых других ви­дов материальных ценностей);

•   содержание законсервированных производственных мощ­ностей и объектов;

•   аннулирование производственных заказов (договоров);

•   результаты переоценки имущества и обязательств, стои­мость которых выражена в иностранной валюте (курсовые раз­ницы).

Третью часть прибыли отчетного периода составляет превы­шение доходов от внереализационных операций над расходами по этим операциям. В составе этих внереализационных операций учиты­ваются следующие доходы (расходы):

Информация о работе Ресурсы предприятия и эффективность их использования