Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:05, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и изучение системы показателей экономической эффективности предприятия, производственной программы и мощности предприятия, определение доходной и расходной части предприятия. Данная тема буде раскрыта на примере ОАО «Брестский чулочный комбинат», который является одним из крупнейших предприятий лёгкой промышленности, специализируемое на выпуске чулочно-носочных изделий для всех половозрастных и социальных групп населения.
В соответствии с поставленной целью и задачами на основе бухгалтерских и экономических данных ОАО «Брестский чулочный комбинат» в первой главе буду рассмотрены следующие показатели экономической эффективности: показатели использования основных средств, показатели использования трудовых ресурсов, показатели использования оборотных средств.
Введение……………………………………………………………………………...5
1. Ресурсы предприятия и эффективность их использования……………….6
1.1. Основные средства, их состав, наличие и показатели использова-ния…...6
1.2. Оборотные средства предприятия, их состав, наличие, показатели использования…………………………………………………………………………11
1.3. Трудовые ресурсы, их состав, наличие, показатели использования ……15
2. Производственная программа и производственная мощность предпри-ятия………………………………………………………………………………….18
2.1. Объемы производства и реализации продукции………………………....18
2.2. Производственная мощность и степень ее использования………..…….22
3. Затраты и доходы предприятия………………………………………………26
3.1. Показатели себестоимости продукции…………………………………...26
3.2. Показатели прибыли и рентабельности………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………………………...36
Приложения………………………………………………………………………....37
• дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим организации, а также проценты, получаемые от банков и кредитных организаций за пользование денежными средствами, находящимися на счетах предприятия, и проценты по коммерческим кредитам;
• суммы полученных и уплаченных экономических санкций (штрафы, цены, неустойки и др.);
• доходы от долевого участия в деятельности других организаций;
• списание дебиторской и кредиторской задолженностей.
Рассмотренные выше элементы формируют прибыль отчетного периода, которая, в свою очередь, является объектом дальнейшего распределения. Прибыль отчетного периода корректируется в процессе распределения: из прибыли отчетного периода уплачивается налог на недвижимость (1 % остаточной стоимости основных производственных фондов)
Льготируемая прибыль — это прибыль, освобождаемая от уплаты налога на нее.
Чистая прибыль — это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и обязательных платежей.
Чистая прибыль распределяется в порядке, предусмотренном в учредительных документах предприятия. В обобщенном виде чистая прибыль подразделяется на прибыль, направляемую на накопление, на потребление и в резервный фонд. Прибыль, направляемая на накопление, служит источником финансирования расширения производства, развития предприятия. Из прибыли, направляемой на потребление, предприятие выплачивает дивиденды владельцам капитала, производит социальные выплаты работникам предприятия.
А теперь рассмотрим показатели прибыли по предприятию.
Таблица 3.2.1
Показатели прибыли ОАО «Брестский чулочный комбинат»
Наименование показателей | 2007 год, млн.руб. | 2008 год, млн.руб. | Отклонения | Темп роста, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Выручка от реализации продукции | 47530 | 51860 | +4330 | 109,1 |
Налоги и сборы, включ. в выручку | 6028 | 6741 | +713 | 111,8 |
Выручка от реализации продукции за минусом налогов и сборов | 41502 | 45119 | +3617 | 108,7 |
Себестоимость реализованной продукции | 37379 | 38931 | +1552 | 104,2 |
Валовая прибыль | 4123 | 6188 | +2065 | 150,1 |
Расходы на реализацию | 1261 | 1394 | +133 | 110,5 |
ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) от реализации продукции | 2862 | 4794 | +1932 | 167,5 |
ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) от операционных доходов и расходов | 38 | 275 | +237 | 723,7 |
ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) от внереализационных доходов и расходов | -713 | -2067 | +1354 | 289,9 |
ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) до налогообложения | 2187 | 3002 | +815 | 137,3 |
Налог на прибыль | 1059 | 1405 | +346 | 132,7 |
Прочие налоги и сборы из прибыли | 19 | 4 | -15 | 21,1 |
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) | 1109 | 1593 | +484 | 143,6 |
Как показывает анализ, показатели прибыли на ОАО «Брестский чулочный комбинат» в 2008 году по сравнению с 2007 годом значительно выросли: выручка от реализации продукции возросла на 9,1 %, прибыль от реализации увеличилась на 67,5%, операционная прибыль возросла в 7 раз, а вот внереализационный убыток увеличился почти в 3 раза за счет списания просроченной дебеторской задолженности, курсовых разниц по операциям с иностранной валюты и роста суммы оплаченных процентов по кредитам. В целом по предприятию чистая прибыль выросла на 43,6% и составила 1593 млн. руб., которая была распределена следующим образом: 1353,7 млн. руб. использована на приобретение нового имущества и строительство, 79,6 млн. руб. отчислены в резервный фонд, а 159,3 млн. руб. – на выплату дивидентов.
Для оценки эффективности работы предприятия значения показателя прибыли недостаточно. Например, два предприятия получают одинаковую при-
быль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т.е. ос-новных фондов основного вида деятельности, и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше. Поэтому используется такая экономическая категория как рентабельность.
Рентабельность — это доходность, прибыльность, показатель экономической эффективности деятельности промышленного предприятия, отражающие конечные результаты хозяйственной деятельности.
В работе предприятий применяется ряд показателей рентабельности. При расчете рентабельности отражается процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из следующих показателей: себестоимость продукции, стоимость основных фондов основного вида деятельности, оборотных средств, выручка от реализации продукции (объем продаж) и т.д.
Рассмотрим следующие виды рентабельности на примере нашего предприятия:
o Рентабельность всех активов = чистая прибыль/средняя стоимость всех активов *100, показывает сумму прибыли полученной предприятием с каждого рубля капитала находящегося в его расположении.
o Рентабельность собственного капитала = чистая прибыль/средняя стоимость собственного капитала*100. Рентабельность собственных средств позволяет оценить эффективность использования инвестированных собственником средств, характеризует величину прибыли на один рубль собственных средств
o Рентабельность заемного капитала = чистая прибыль/заемный капитал*100.
o Рентабельность продаж = прибыль от реализации продукции/выручка от реализации этой продукции*100. Данный показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет хозяйствующий субъект с рубля продаж.
o Рентабельность продукции = прибыль от реализации продукции/себестоимость этой продукции*100, показывает, какую прибыль получит предприятие на каждый рубль затрат.
Таблица 3.2.2
Исходные данные для расчета показателей рентабельности
Наименование показателей | 2007 год, млн. руб. | 2008 год, млн. руб. |
Чистая прибыль (строка 300, формы 2) | 1109 | 1593 |
Средняя стоимость всех активов (строка 300: (н+к)/2, форма 1) | 49866 | 60984 |
Средняя стоимость собственного капитала (строка 490: (н+к)/2, форма 1) | 36872 | 43346 |
Заемный капитал (строка 690+590, форма 1) | 14660 | 20617 |
Прибыль от реализации продукции (строка 070, форма 2) | 2862 | 4794 |
Выручка от реализации продукции (строка 020, форма 2) | 41502 | 45119 |
Полная себестоимость реализованной продукции (строка 030, форма 2) | 37379 | 38931 |
Таблица 3.2.3
Расчет показателей рентабельности
Показатели рентабельности | Расчет | Отклонения | |
2007 год | 2008 год | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Рентабельность всех активов | 1109/49866*100=2,2 | 1593/60984*100=2,6 | +0,4 |
Рентабельность собственного капитала | 1109/36872*100=3,0 | 1593/43346*100=3,7 | +0,7 |
Рентабельность заемного капитала | 1109/14660*100=7,6 | 1593/20617*100=7,7 | +0,1 |
Рентабельность продаж | 2862/41502*100=6,9 | 4794/45119*100=10,6 | +3,7 |
Рентабельность продукции | 2862/37379*100=7,7 | 4794/38931*100=12,3 | +4,6 |
Согласно проведенным расчетам наблюдается тенденция увеличения значений почти по всем показателям. Самый высокий прирост отмечается по рентабельности продаж +3,7 пунктов и продукции +4,6 пунктов, т.к. идет рост прибыли за счет снижения себестоимости продукции. Отмечается также незначительное увеличение рентабельности собственных средств +0,7 пунктов, это говорит об улучшении эффективности использования собственного капитала.
Заключение
Проведя анализ хозяйственной деятельности ОАО «Брестский чулочный комбинат», подведем итоги. В целом по предприятию отмечается положительная динамика. В 2008 году по сравнению с 2007 годом произошел рост выручки от продажи продукции на 3617 млн. руб., чистой прибыли – на 484 млн. руб., уровень затрат на реализацию и производство продукции имеет тенденцию уменьшения на 0,04 и 0,22 пунктов соответственно. Рентабельность по всем показателям увеличилась. Производительность труда увеличилась на 28% при проведении политики оптимизации численности рабочих. На предприятии производится замена изношенного оборудования на новое современное, автоматизированное оборудование, при этом отмечается повышение эффективности его использования.
Однако на ОАО «Брестский чулочный комбинат» отмечаются и сложные вопросы – остро стоит вопрос реализации выпускаемой продукции. План по реализации товаров не выполняется, следовательно, продукция залеживается на складах и отмечается уменьшение скорости оборачиваемости оборотных средств, примерно на 27 дней, что говорит об ухудшении использования оборотных средств. Темп роста составляет всего 1%. При низких показателях реализации выпускаемой продукции ОАО «Брестский чулочный комбинат» использует мощность предприятия всего на 79,9%.
В целях улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия и стабилизации финансового состояния, на мой взгляд, необходимо на предприятии производить:
1. улучшение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
2. расширять ассортимент продукции;
3. улучшать качество работы маркетинговых служб;
4. проводить современные рекламные акции: реклама в интернете, выставки-продажи, изготовление каталогов продукции и др.;
5. развивать фирменную торговлю и искать пути выхода на новые зарубежные рынки сбыта;
6. предоставлять товарный кредит для дилеров предприятия;
Информация о работе Ресурсы предприятия и эффективность их использования