Роль финансово-промышленных групп в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 06:39, курсовая работа

Описание

Цель работы - рассмотреть роль финансово-промышленных групп в экономике страны. Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- изучить функционирование ФПГ;
- рассмотреть финансовую деятельность;
- проанализировать создание и деятельность ФПГ как в России, так и в зарубежных странах.

Содержание

Введение…………………………………………………….……………….……3
Глава 1. Основы функционирования ФПГ………......……………….…..….5
Нормативное регулирование деятельности………………….....….5
Основные принципы функционирования……………………….....7
Недостатки и перспективы развития………………………….…..10
Глава 2. Финансы в деятельности ФПГ…………………………….….…...14
2.1. Финансовые аспекты……………………………………….……..….14
2.2. Инвестиционная деятельность…………………………….….…......16
2.3. Инновационное финансирование……………………….….….…....18
Глава 3. ФПГ в России и за рубежом…………………………………..…….21
3.1. Формирование и развитие ФПГ в России……………………..……21
3.2. Деятельность ФПГ за рубежом………………………………...……26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......31
Расчетная часть
ЗАДАНИЕ № 1……………………………………………………………….....………...…..33
ЗАДАНИЕ № 2……………………………………………………………………...…...……36
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………….………….....40

Работа состоит из  1 файл

курсовая_РОЛЬ_ФПГ_В_ЭКОНОМИКЕ_СТРАНЫ_Созинов_Ф-081[1].doc

— 286.00 Кб (Скачать документ)

Обязательства участников финансово-промышленной группы по исполнению договора о создании ФПГ в случае ее ликвидации действуют, так как это не противоречит действующему законодательству.

  Меры государственной поддержки деятельности ФПГ:

- Зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах, в объем предусмотренных конкурсом инвестиций для покупателя центральной компании той же ФПГ;

- Предоставление участникам группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования;

- Передача в доверительное управление центральной компании временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой группы;

- Предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций;

- Предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ3.

 

1.3. Недостатки и перспективы развития

 

  На создание ФПГ мешают как  неблагоприятные  внешние  условия,  так  и многочисленные   внутренние   трудности.   Участники   групп   жалуются   на перегруженность налогами, сборами, платежами, запутанность  и непостоянство налоговых требований, чрезмерно высокие налоговые ставки,  а  также  на  то, что государство неэффективно распоряжается  своей  долей  в  капиталах  ФПГ, занимая неконструктивную выжидательную или безразличную позицию.

  Факторы,  которые  отрицательно  влияют  на деятельность ФПГ:

- Неплатежеспособность  потребителей;            

- Недостаточность денежных  средств в целом, в том числе:  собственных, кредитных и заемных;     

- Недостаток инвестиций;   

- Нестабильность государственной  политики;             

- Изношенность оборудования;

- Трудности со сбытом продукции;             

- Разрыв или неустойчивость хозяйственных связей;             

- Отсутствие или несовершенство необходимой законодательной и нормативной базы;     

- Нехватка сырья, материалов и топлива;   

- Недостаток оборудования.

  Причины  значительных  расхождений  в  результатах  деятельности   ФПГ аналитики  достоверно  назвать  затрудняются,  ссылаясь   на   недоступность реальной финансовой информации о них и проходящих  через их  родственные структуры денежных потоках. И все же  можно  выделить  "болевые  точки",  от умения справиться с которыми зависят успехи или неудачи группы.

      "Хлипкость"  банка.  Крепость  всей  групповой  конструкции  во  многом зависит  от  силы  банка,  который  зачастую   является   системообразующим. Характерно, что в ФПГ участвуют очень большие  или  очень  маленькие  банки. Отсутствие  средних  банков  специалисты   объясняют   тем,   что   банкиров интересуют лишь те группы, деятельность которых они могут контролировать. ФПГ, которые контролируются сильными  банками,  меньшинство,  хотя  их доля  в  общем  обороте  составляет  более   40%   (речь   идет   только   о зарегистрированных группах, с учетом неофициальных структур этот  показатель оценивается намного  выше).  Преобладают  группы  со  слабыми,  "карманными" банками - это так называемые индустриальные ФПГ, на которые  приходится  95% всех групп. Предприятия нередко обвиняют банки (которые стали  их  акционерами)  в том, что их интересует не развитие производства,  а  извлечение  собственной выгоды из контроля над финансовыми потоками, а к  реализации  инвестиционных проектов в ФПГ они проявляют минимальный интерес. Разумные банки отказываются  подчиняться  внутригрупповой  дисциплине, если от них требуют инвестировать в невыгодные проекты. Некоторым  банкам  в ходе наращивания акционерного капитала  удалось  дистанцироваться  от  своих промышленных учредителей, хотя есть опыт  успешного  развития  групп  и  при сохранении за промышленными акционерами крупных пакетов акций банков. Резкое уменьшение банковских капиталов  в  результате  кризиса  внесло коррективы в формирование ФПГ.  До  кризиса  они  формировались  в  основном вокруг банков, после их  центрами,  скорее  всего,  станут  наиболее  мощные предприятия. Банки сосредоточатся на расчетном обслуживании  и кредитовании предприятий, входящих в ФПГ, а не на скупке их контрольных пакетов.

  Ограниченные инвестиционные возможности.  На  нынешнее  состояние  ФПГ существенно  влияют  повышенный   риск   крупных   инвестиций   в   условиях расплывчатости   государственных   структурных   приоритетов   и    масштабы инвестиций, необходимых для решения стратегических задач.

  Плохая управляемость группой. Когда центральная компания образована  в складчину несколькими акционерами - участниками группы, они владеют  ею  как дочерним обществом,  а  не  наоборот,  как  если  бы  она  была  материнской компанией. Поэтому центральная компания может играть любую  роль  (например, искать инвестиции или  развивать  новые  направления  бизнеса),  кроме  роли контролирующего центра, который определяет стратегию группы.

  Неэффективный  менеджмент.  Его  неэффективность  является  следствием вялости внешнего контроля  (со  стороны рынка и собственников).  С одной стороны, менеджеры, контролирующие  холдинги,  стремятся  на  взаимовыгодной основе реализовать преимущества его приспособленности к  рыночным  условиям, с другой - пытаются сохранить в миниатюре  прежнюю систему,  включая опеку слабых  предприятий  и  содержание  социальной  инфраструктуры,   готовы   к сомнительным  операциям,  вплоть  до  искусственного  ухудшения  финансового положения предприятий лишь бы облегчить скупку  их  акций,  пренебрегают  их

интересами, перекладывая на них текущие трудности.

ФПГ обеспечивают своим  членам облегченный доступ к финансовым ресурсам и операциям с ценными бумагами, контроль над использованием  этих  ресурсов, лучшее знание экономической конъюнктуры,  координацию  действий,  соединение средств, помощь фирмам, оказавшимся в тяжелом положении. В нашей стране создана необходимая правовая база по деятельности ФПГ и уже имеется небольшой опыт  в области их  формирования  и развития.  Надо надеяться на то, что существующие недоработки будут  устранены  в  ближайшее время, и ФПГ  будут  содействовать  стабилизации  экономической  ситуации  в стране. Сегодня  роль  ФПГ  является  особенно  заметной  в   условиях   спада экономического  развития,  когда   необходима   мобилизация   ресурсов,   их концентрация  и  эффективное  перераспределение  в  ключевые  сферы   науки, техники и производства. ФПГ способны решить существующие проблемы и способствовать  подъему  и последующему развитию отечественного производства и помогут:

- сконцентрировать финансовые  ресурсы  на  приоритетных  направлениях развития экономики;

- обеспечить финансовыми  ресурсами промышленность, НИОКР,  ускорить НТП;

- повысить экспортный  потенциал  и  конкурентоспособность   продукции отечественных предприятий;

- сформировать  рациональные  хозяйственные  связи   в   сегодняшних условиях4.

Создание  ФПГ  в  нашей стране - это закономерное явление, вызванное необходимостью  концентрации  и интеграции финансового  и промышленного капитала. Оно  должно стать одним из стратегических элементов государственной политики,  а в перспективе ФПГ видятся как мощные многопрофильные межрегиональные объединения.

 

 

 

 

 

Глава 2. Финансы  в деятельности ФПГ

2.1. Финансовые  аспекты

 

Необходимость объединения  финансовых и иных активов ставит перед ФПГ ряд вопросов в области финансовой отчетности. Высокая степень объединения активов участников вплоть до их слияния в конечном итоге приведет к тому, что консолидированный баланс группы будет полностью включать в себя балансы всех ее участников. Между тем структура баланса коммерческого банка совершенно отлична от структуры балансов иных участников финансового рынка, также имеющих право участия в ФПГ. Любой участник ФПГ должен вести отдельный от ФПГ баланс в отношении части собственных ресурсов, используемых вне деятельности ФПГ. Определение принципов ведения консолидированного баланса может иметь решающее значение для всей финансовой организации деятельности ФПГ, поскольку без консолидации баланса невозможно признание участников ФПГ консолидированной группой налогоплательщиков, открывающее значительные возможности по свободному маневрированию собственными ресурсами и снижению себестоимости конечного продукта.

  В настоящее время основными факторами, увеличивающими себестоимость производства, можно считать, во-первых, неплатежи покупателей и заказчиков, во-вторых, - высокий уровень налоговых отчислений. Объединение активов участников ФПГ и ведение консолидированного баланса должны оказать значительное содействие в решении проблемы неплатежей как внутри ФПГ, так и по отношению к внешним контрагентам. Сводный баланс позволяет вести централизованный учет однородных групп расходов и усилить финансовый контроль за использованием финансовых ресурсов, что вместе с взаимозачетом неплатежей дает возможность избежать их неэффективного расходования.

  Право ведения консолидированного баланса предоставляет центральной компании беспрепятственно с точки зрения налогового законодательства распределять финансовые ресурсы между участниками ФПГ. Это, в свою очередь, дает возможность говорить о центральной компании как об институте формирования и распределения финансовых ресурсов внутри ФПГ и как об инвестиционном институте. Консолидированный баланс позволяет группе при осуществлении налогового планирования не ограничиваться определением сроков амортизации, но и использовать данные налоговые льготы. Еще одно достоинство подобной формы финансовой отчетности заключается в том, что участники транснациональных финансовых групп, по крайней мере, в рамках СНГ, будут избавлены от двойного налогообложения: «одна из допускаемых законом России льгот для участников ФПГ исключает их «двойное» налогообложение».

  Не следует, однако, рассматривать ФПГ как способ минимизации налогов. Консолидированный баланс и сокращение налогооблагаемой базы всего лишь исправляет в некоторой степени закрепившуюся в процессе приватизации практику дробления взаимозависимых финансово-хозяйственных структур на независимые хозяйствующие субъекты. Независимость хозяйствующих субъектов для целей налогообложения определяется формально по признаку обособления собственности, что приводит к увеличению налогооблагаемой базы внутри фактически неделимых производственных цепей. Вне этих производственных цепей производственные стадии продукта зачастую могут не иметь самостоятельного значения и ценности, но с точки зрения налогообложения они соответствуют формально независимым юридическим лицам. Это многократно увеличивает конечную цену реализации продукта, большая часть из которой взыскивается в бюджет, чтобы впоследствии возвратиться в производство в виде государственных дотаций и прочих льгот. Поэтому с полной уверенностью можно говорить о том, что в настоящее время формирование налогооблагаемой базы в российской экономике происходит за счет ее многократного умножения в производственных цепях, а не в результате увеличения собственно производства.

 

2.2. Инвестиционная  деятельность

 

  Инвестиционная деятельность финансово-промышленных групп представляет собой  систему, основными структурными элементами которой являются объекты вложения, субъекты инвестиционной деятельности, формирование инвестиционных ресурсов ФПГ, использование инвестиционных ресурсов, инвестиционная стратегия ФПГ, правовое обеспечение инвестиционной деятельности ФПГ. Обычно инвестиции рассматривают как расходы, направляемые на увеличение основного капитала. При этом под основным капиталом они понимают не только здания, оборудование, сооружения и другие экономические элементы с длительным сроком службы, используемые в процессе производства, но и жилье, а также товарно-материальные запасы5.

  По вопросу классификации инвестиций существуют различные концепции. Инвестиции классифицируются по объекту вложения, периоду инвестирования, формам собственности, характеру участия, региональному признаку. Обычно инвестиции состоят из: предпринимательских инвестиций в основной капитал (расходы фирм на покупку машин, оборудования длительного пользования и сооружений); инвестиций в жилищное строительство (в строительство жилых домов); в товарно-материальные запасы.

Также существует иная классификация:

Материальные (инвестиции в имущество) – инвестиции, прямо  участвующие в производственном процессе (инвестиции в оборудование, здания, запасы);

Финансовые – вложения в финансовое имущество, приобретение прав на участие в делах других фирм и деловых прав (приобретение акций, других ценных бумаг);

Нематериальные –  инвестиции в нематериальные ценности (на подготовку кадров, исследования и  разработки и т.д.)

  Оптимальной представляется классификация инвестиций по следующему ряду признаков: объекту вложения, характеру участия, периоду инвестирования, форме собственности, месту размещения. По объекту вложения можно выделить реальные, финансовые и нематериальные инвестиции. По характеру участия целесообразно выделить прямые и непрямые инвестиции, по периоду инвестирования – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. По форме собственности – частные, государственные, иностранные, совместные, по месту размещения – внутренние и внешние.

  Инвестиционный проект – это обоснования экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций. Перечни однородных инвестиционных проектов образуют инвестиционные программы, что вместе представляют собой объекты инвестиционной деятельности.

Информация о работе Роль финансово-промышленных групп в экономике