Роль инвестиций в макроэкономическом развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 22:45, курсовая работа

Описание

Денежно – кредитное регулирование экономики представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения – в этом заключается актуальность выбранной темы.

Работа состоит из  1 файл

Денежно-кредитное регулирование страны. Ира.docx

— 91.50 Кб (Скачать документ)

       - ломбардные - под залог государственных ценных бумаг, включенных в Ломбардный список Банка России;

       - внутридневные кредиты предоставлялись  банкам в течение операционного  дня при наличии неисполненных  платежных поручений;

       - однодневные расчетные кредиты  (кредиты "овернайт") предоставлялись  для завершения расчетов в  конце операционного дня путем  зачисления кредита на корреспондентский  счет банка в расчетном подразделении Банка России.

       Кредиты выдавались в пределах лимитов, определенных Банком России. С марта 1998 г. коммерческим банкам стали выдаваться только обеспеченные кредиты под залог государственных  ценных бумаг. Условием их предоставления являлось предварительное блокирование государственных ценных бумаг на счете "депо" банка в уполномоченном депозитарии. Рыночная стоимость этих ценных бумаг, скорректированная на соответствующий поправочный коэффициент  Банка России, являлась максимально  возможной величиной для получения кредита.

       В настоящее время  Центральный  банк РФ  предоставляет кредитным организациям кредиты следующих видов:

       - кредит банку-санатору, осуществляющему санацию кредитной организации (до 1 года);

       - кредит в поддержку мер по  погашению обязательств перед  вкладчиками (до 6 месяцев);

       - кредит на поддержку ликвидности  (от 1-2 месяцев до 1 года);

       - кредит в поддержку мер по  повышению финансовой устойчивости  банка (до 1 года),

       - стабилизационный кредит (до 1 года).

       Депозитные  операции. Это операции по привлечению  в депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.

       Валютное  регулирование осуществлялось с  помощью валютной интервенции, под  которой понимается купля-продажа  Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия  на курс рубля, суммарной спрос и  предложение валюты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк России продавал валюту из своих золотовалютных резервов. Если предложение валюты превышало спрос, то Банк России покупал валюту. Эти операции стали возможны благодаря значительным накоплениям валютных ресурсов у Банка России. Валютные резервы должны соответствовать мировому уровню, равному финансированию трехмесячных объемов импорта.

       Помимо  основных методов регулирования  существуют второстепенные методы.

       Предписываемая  законом маржа - минимальный процент  первоначального взноса за ценные бумаги за счет собственных средств инвестора. Покупка ценных бумаг в кредит опасна, так как в нее вовлекаются  банки. Поэтому во всех странах сделки с ценными бумагами в кредит строго регулируются. В России минимальная маржа установлена Инструкцией Министерства финансов РФ "О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами" от 6 июня 1992 г. № 53.5 Она составляет 50% общей стоимости приобретенных ценных бумаг.

       Потребительский кредит - продажа товаров в кредит. Если она ограничивается, то уменьшается  количество денег в обращении. Если продажа растет, то увеличивается масса денег в обращении. Вследствие низких доходов населения развитие потребительского кредита в России возможно только при определенном подъеме уровня доходов. Потребительский кредит является стимулом экономического роста, активизации совокупного спроса.  

       1.3. Роль государства в денежно-кредитном регулировании экономики 

       Оценка  роли государства в регулировании  макроэкономических процессов и  выполнение им функций в данной сфере  весьма неоднозначны. В научной литературе по макроэкономическим проблемам выделялись и продолжают существовать два диаметрально различных подхода. Первый предполагает, что чем больше экономика носит  рыночный характер, тем меньше государственным  инструментам нужно вмешиваться  в экономическую жизнь и тем  слабее должен быть государственный  сектор экономики. Другой подход базируется на концепции признания значительной роли государственного регулирования, которая должна быть преобладающей  всегда: и на этапах становления  рыночных взаимодействий, и там, где  уже сложились самые высокоразвитые механизмы рынка.

       Период  разгосударствления в России свидетельствовал о следовании первому подходу. Господствующей в политической элите стала точка  зрения, что саморегулирующие начала рынка приведут хозяйствующую систему  страны в желаемое состояние, адекватное мировым тенденциям. Однако и тогда  уже звучали предупреждения, что эффективного рынка без мощных регулирующих начал государства не бывает и что наиболее ответственной роль государства должна быть именно в переходное время.

       В последующем функцию государственного регулирования экономики перестали  отвергать и осуждать. Стало утверждаться понимание, что развитая рыночная экономика  предполагает и развитое, квалифицированное  государственное регулирование. В  последние годы это становится все  более признаваемым.

       Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов  развития и формирования кредитной  системы капиталистических стран.

       Основными направлениями государственного регулирования  являются:6

  • политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков;
  • налоговая политика правительства на центральном и местном уровне;
  • участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах;
  • законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.

       В промышленно развитых странах политика центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах7:

       1) учетная политика;

       2) регулирование нормы обязательных  резервов;

       3) операции на открытом рынке;

       4) прямое воздействие на кредит.

       Учетная политика центрального банка состоит  в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная  политика центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд. Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее, они ориентируются на учетную ставку центрального банка, так называемое дисконтное окно. При этом необходимо отметить, что в каждой стране существует своя специфика учетной политики, определяемая традициями, развитием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике.

       Следующей формой регулирования центрального банка является определение нормы  обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования  заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть  своих кредитных ресурсов на беспроцентном  счете в центральном банке. Норма  резерва может уменьшаться или  увеличиваться в зависимости  от конъюнктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению  кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение - к расширению кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются по странам  и колеблются в пределах от 5 до 20%.

       Политика  регулирования нормы резервов распространяется главным образом на все виды банков (а в ряде стран и на некоторые  специальные кредитно-финансовые институты), однако, основным ее объектом являются коммерческие банки, которые определяют процентные ставки по кредитам. Большинство  других кредитно-финансовых институтов в процентной политике следует за коммерческими банками. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).

       Еще одной формой регулирования центральным  банком кредитной системы являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путем их купли-продажи  кредитно-финансовыми институтами. Продавая государственные облигации, центральный банк тем самым уменьшает  денежные ресурсы банков и других кредитно-финансовых институтов и способствует повышению процентной ставки на рынке  ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты либо продавать  ценные бумаги, либо сокращать кредиты. При этом все кредитно-финансовые институты, согласно законодательству, обязаны покупать определенную часть  государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета и государственный долг.

       Формой  регулирования является также прямое государственное воздействие центрального банка на кредитную систему путем  прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев  центральный банк осуществляет контроль за крупными кредитами, лимитирование банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени - на другие кредитно-финансовые институты.

       Один  из методов регулирования - налоговая  политика. Она заключается в изменении  налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Как правило, последние облагаются налогом на прибыль, как и все  прочие юридические лица, действующие  в определенных экономических условиях. В то же время взимание налогов  существенно различается по странам  и кредитным институтам в соответствии с их функциональной спецификой. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению  процентных ставок. Наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное регулирование деятельности кредитной системы.

       В ряде стран в отличие от промышленных и торговых компаний кредитно-финансовые учреждения имеют определенные налоговые  льготы. Они обычно распространяются на специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения (страховые, инвестиционные, финансовые компании, благотворительные  фонды).

       Другим  регулирующим методом кредитной  системы является участие государства  в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направлениях: приобретение части кредитных институтов государством путем национализации; организация  новых учреждений как дополнение к частным; долевое участие государства  путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и в результате - создание смешанных институтов.

       Посредством данного метода государство оказывает  достаточно эффективное воздействие  на функционирование всей кредитной  системы. Метод регулирования путем  создания государственной собственности  довольно широко распространен в  странах континентальной Европы и развивающихся странах. Так, во Франции, Германии, Италии, Испании, Португалии, Турции, Скандинавских странах сохраняется  довольно крупный государственный  сектор в кредитной системе, несмотря на расширение процесса приватизации в последнее время. Необходимо отметить, что в большинстве промышленно  развитых стран государственная  собственность в кредитной системе  распространяется и на банковский сектор. Это позволяет государству быстрее  и эффективнее решать проблему государственного долга путем продажи правительственных  ценных бумаг своим кредитным  институтам и за счет последних финансировать  крупные инвестиционные проекты  национальных масштабов. Кроме того, при наличии государственных  и полугосударственных учреждений осуществляется воздействие на спрос и предложение ссудного капитала, динамику его рынка, процентные ставки.

       Большое влияние на регулирование кредитной  системы оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов.

       В рамках исполнительной власти основными  регулирующими органами являются центральный  банк и министерство финансов. В  ряде стран создаются дополнительные регулирующие органы центрального правительства. Обычно они действуют в странах  со сравнительно высоким уровнем  огосударствления кредитной системы. Так, во Франции, кроме центрального банка и министерства финансов, в  регулировании кредитной системы  участвуют Национальный совет по кредиту, Комиссия контроля над банками, Комиссия биржевых операций.

Информация о работе Роль инвестиций в макроэкономическом развитии