Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 22:45, курсовая работа
Денежно – кредитное регулирование экономики представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения – в этом заключается актуальность выбранной темы.
- ломбардные - под залог государственных ценных бумаг, включенных в Ломбардный список Банка России;
-
внутридневные кредиты
-
однодневные расчетные кредиты
(кредиты "овернайт") предоставлялись
для завершения расчетов в
конце операционного дня путем
зачисления кредита на
Кредиты
выдавались в пределах лимитов, определенных
Банком России. С марта 1998 г. коммерческим
банкам стали выдаваться только обеспеченные
кредиты под залог
В настоящее время Центральный банк РФ предоставляет кредитным организациям кредиты следующих видов:
- кредит банку-санатору, осуществляющему санацию кредитной организации (до 1 года);
- кредит в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками (до 6 месяцев);
-
кредит на поддержку
-
кредит в поддержку мер по
повышению финансовой
- стабилизационный кредит (до 1 года).
Депозитные операции. Это операции по привлечению в депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.
Валютное регулирование осуществлялось с помощью валютной интервенции, под которой понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарной спрос и предложение валюты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк России продавал валюту из своих золотовалютных резервов. Если предложение валюты превышало спрос, то Банк России покупал валюту. Эти операции стали возможны благодаря значительным накоплениям валютных ресурсов у Банка России. Валютные резервы должны соответствовать мировому уровню, равному финансированию трехмесячных объемов импорта.
Помимо основных методов регулирования существуют второстепенные методы.
Предписываемая законом маржа - минимальный процент первоначального взноса за ценные бумаги за счет собственных средств инвестора. Покупка ценных бумаг в кредит опасна, так как в нее вовлекаются банки. Поэтому во всех странах сделки с ценными бумагами в кредит строго регулируются. В России минимальная маржа установлена Инструкцией Министерства финансов РФ "О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами" от 6 июня 1992 г. № 53.5 Она составляет 50% общей стоимости приобретенных ценных бумаг.
Потребительский
кредит - продажа товаров в кредит.
Если она ограничивается, то уменьшается
количество денег в обращении. Если
продажа растет, то увеличивается масса
денег в обращении. Вследствие низких
доходов населения развитие потребительского
кредита в России возможно только при
определенном подъеме уровня доходов.
Потребительский кредит является стимулом
экономического роста, активизации совокупного
спроса.
1.3.
Роль государства в денежно-
Оценка
роли государства в регулировании
макроэкономических процессов и
выполнение им функций в данной сфере
весьма неоднозначны. В научной литературе
по макроэкономическим проблемам выделялись
и продолжают существовать два диаметрально
различных подхода. Первый предполагает,
что чем больше экономика носит
рыночный характер, тем меньше государственным
инструментам нужно вмешиваться
в экономическую жизнь и тем
слабее должен быть государственный
сектор экономики. Другой подход базируется
на концепции признания
Период разгосударствления в России свидетельствовал о следовании первому подходу. Господствующей в политической элите стала точка зрения, что саморегулирующие начала рынка приведут хозяйствующую систему страны в желаемое состояние, адекватное мировым тенденциям. Однако и тогда уже звучали предупреждения, что эффективного рынка без мощных регулирующих начал государства не бывает и что наиболее ответственной роль государства должна быть именно в переходное время.
В
последующем функцию
Государственное
регулирование кредитно-
Основными направлениями государственного регулирования являются:6
В промышленно развитых странах политика центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах7:
1) учетная политика;
2)
регулирование нормы
3) операции на открытом рынке;
4) прямое воздействие на кредит.
Учетная
политика центрального банка состоит
в учете и переучете
Следующей
формой регулирования центрального
банка является определение нормы
обязательных резервов для коммерческих
банков. Смысл этой формы регулирования
заключается в том, что коммерческие
банки обязаны хранить часть
своих кредитных ресурсов на беспроцентном
счете в центральном банке. Норма
резерва может уменьшаться или
увеличиваться в зависимости
от конъюнктуры на рынке капиталов.
Ее увеличение ведет к ограничению
кредитной экспансии
Политика
регулирования нормы резервов распространяется
главным образом на все виды банков
(а в ряде стран и на некоторые
специальные кредитно-
Еще
одной формой регулирования центральным
банком кредитной системы являются
операции на открытом рынке с государственными
облигациями путем их купли-продажи
кредитно-финансовыми
Формой
регулирования является также прямое
государственное воздействие
Один
из методов регулирования - налоговая
политика. Она заключается в изменении
налоговых ставок на прибыль, получаемую
различными кредитно-финансовыми
В ряде стран в отличие от промышленных и торговых компаний кредитно-финансовые учреждения имеют определенные налоговые льготы. Они обычно распространяются на специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения (страховые, инвестиционные, финансовые компании, благотворительные фонды).
Другим регулирующим методом кредитной системы является участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направлениях: приобретение части кредитных институтов государством путем национализации; организация новых учреждений как дополнение к частным; долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и в результате - создание смешанных институтов.
Посредством
данного метода государство оказывает
достаточно эффективное воздействие
на функционирование всей кредитной
системы. Метод регулирования путем
создания государственной собственности
довольно широко распространен в
странах континентальной Европы
и развивающихся странах. Так, во
Франции, Германии, Италии, Испании, Португалии,
Турции, Скандинавских странах
Большое влияние на регулирование кредитной системы оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов.
В
рамках исполнительной власти основными
регулирующими органами являются центральный
банк и министерство финансов. В
ряде стран создаются дополнительные
регулирующие органы центрального правительства.
Обычно они действуют в странах
со сравнительно высоким уровнем
огосударствления кредитной системы.
Так, во Франции, кроме центрального
банка и министерства финансов, в
регулировании кредитной
Информация о работе Роль инвестиций в макроэкономическом развитии