Роль инвестиций в макроэкономическом развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 22:45, курсовая работа

Описание

Денежно – кредитное регулирование экономики представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения – в этом заключается актуальность выбранной темы.

Работа состоит из  1 файл

Денежно-кредитное регулирование страны. Ира.docx

— 91.50 Кб (Скачать документ)

       Объем задолженности по кредитам нефинансовым организациям в рублях и иностранной  валюте (в рублевом выражении) за январь - сентябрь 2010 года увеличился на 8,7%, по кредитам физическим лицам - на 8,3%. Вместе с тем в настоящее время  более быстрый рост кредитов реальному  сектору экономики сдерживается рядом факторов.

       Продолжается  рост просроченной задолженности по банковским кредитам нефинансовым организациям и физическим лицам, однако в 2010 году он был менее интенсивным, чем  в 2009 году. Объем просроченной задолженности  нефинансовых организаций за январь - декабрь 2010 года возрос на 7,3%, физических лиц - на 18,8%. Сохраняющаяся повышенная неопределенность и кредитные риски удерживают на относительно высоком уровне премии за риск, входящие в рыночную стоимость заимствований.

       Объем денежной базы в широком определении15, характеризующий денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования, за январь - сентябрь 2010 года увеличился на 10,2% (за соответствующий период 2009 года он снизился на 13,9%). Годовой темп прироста широкой денежной базы на 1.10.2010 составил 48,3% (на 1.10.2009 ее объем сократился по сравнению с аналогичной датой предыдущего года на 9,7%). Опережающий рост денежной базы по сравнению с денежной массой отражает снижение денежного мультипликатора, составившее за рассматриваемый период 11,6%. Такая динамика стала следствием существенного роста уровня ликвидности банковского сектора: отношение совокупных банковских резервов16 к депозитам, включаемым в состав денежной массы, возросло с 13,0% на 1.10.2009 до 19,4% на 1.10.2010. Это отражает потенциальную возможность расширения банковского кредитования.

        

     Оценка  показателей денежной программы  на 2010 год (млрд. рублей)17  

  1.01.2010 (факт) 1.10.2010 (факт) 1.01.2011 (прогноз) Прирост за 2010 год (прогноз)
Денежная  база(узкое определение)

-наличные деньги  в обращении (вне банка России)

-обязательные  резервы

4716

4623

93

5147

5024

123

5922

5789

133

1206

1166

40

Чистые  международные резервы

-в млрд. долларов  США

12755

423

14595

484

14682

486

1927

64

Чистые  внутренние активы -8039 -9448 -8760 -721
Чистый  кредит расширенному правительству

-чистый кредит  федеральному правительству

Остатки средств  консолидированных бюджетов субъектов  РФ и государственных внебюджетных фондов на счетах Банка России

-5516

-4614

-902

-5645

-4241

-1403

-4683

-3683

-1000

832

931

-98

Чистый  кредит банкам

-валовой кредит

-корреспондентские  счета кредитных организаций,  депозиты банков в Банке России  и другие инструменты абсорбирования  свободной банковской ликвидности

-53

1640

-1693

-1299

589

-1888

-1400

600

-2000

-1347

-1040

-307

  -2471 -2505 -2677 -207
 

       Изменение динамики денежной базы по сравнению  с предыдущим годом было обусловлено  главным образом ускорением роста  международных резервов органов  денежно-кредитного регулирования. За январь - сентябрь 2010 года объем чистых международных резервов в долларовом эквиваленте, рассчитанный по фиксированным  курсам валют к доллару США, повысился  на 14,4% (на 0,7% за тот же период 2009 года). Общий объем нетто-покупки иностранной  валюты Банком России на внутреннем валютном рынке в январе - сентябре 2010 года составил 44,5 млрд. долларов США, в результате чего в банковский сектор поступила  ликвидность в объеме 1,3 трлн. рублей. При этом бюджетный канал в текущем году оказывал сдерживающее влияние на рост денежной базы вследствие формирования профицита расширенного бюджета (в январе - августе текущего года его величина по отношению к ВВП составила 0,9% по сравнению с дефицитом в размере 2,3% ВВП в январе - августе 2009 года). В этих условиях чистый кредит расширенному правительству со стороны органов денежно-кредитного регулирования за январь - сентябрь 2010 года сократился на 129,0 млрд. рублей.

       Прирост денежной базы в узком определении  в 2010 году оценивается в 26%, и на конец 2010 года ее объем составил 5,9 трлн. рублей. Прирост чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования в 2010 году в соответствии с прогнозом платежного баланса составил 1,9 трлн. рублей Прирост чистого кредита расширенному правительству со стороны Банка России в 2010 году оценивается в 0,8 трлн. рублей.  

     2.3 Применение инструментов денежно-кредитной политики ЦБ РФ в 2010 году

      

       В прошлом году в условиях усиления платежного баланса и значительного притока ликвидности в банковский сектор, в том числе за счет проведения Банком России интервенций на внутреннем валютном рынке, возросла роль инструментов абсорбирования свободных денежных средств кредитных организаций при осуществлении денежно-кредитной политики. Основными инструментами, применяемыми Банком России, были проводимые с кредитными организациями депозитные операции и операции с облигациями Банка России (ОБР). По состоянию на 1.10.2010 общий объем денежных средств кредитных организаций, абсорбированных за счет указанных инструментов, составил 1,3 трлн. рублей.

       Общий объем заключенных Банком России депозитных сделок за девять месяцев 2010 года составил 26,1 трлн. рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим  периодом 2009 года на 12,5 трлн. рублей, или  в 1,9 раза.

       В 2010 году существенно возрос спрос со стороны банковского сектора на операции Банка России с ОБР. В целом за январь - сентябрь 2010 года Банк России разместил на первичном рынке ОБР в объеме 1,85 трлн. рублей. Совокупный объем ОБР в обращении на 1 октября 2010 года составил 825,2 млрд. рублей по номинальной стоимости. Также в целях повышения эффективности процентной политики Банка России за счет усиления воздействия ее инструментов на краткосрочные рыночные процентные ставки Банком России было принято решение с ноября 2010 года сократить срок обращения выпускаемых ОБР с 6 до 3 месяцев, а периодичность их размещения - с 3 до 2 месяцев.

       Дополнительным инструментом абсорбирования свободной ликвидности были операции Банка России по продаже государственных ценных бумаг без обязательства обратного выкупа. Объем продажи Банком России ОФЗ18 из собственного портфеля за январь - сентябрь 2010 года составил 22,3 млрд. рублей по номинальной стоимости.

       Факторы, обеспечившие формирование в 2010 году высокого уровня ликвидности банковского  сектора, обусловили значительное снижение спроса кредитных организаций на операции по рефинансированию со стороны  Банка России по сравнению с 2009 годом. Средний дневной объем операций Банка России по предоставлению ликвидности  в январе - сентябре 2010 года составлял 14,1 млрд. рублей против 221,4 млрд. рублей за тот же период 2009 года, а совокупный объем средств, предоставленных  за девять месяцев 2010 года, составил 2,6 трлн. рублей (40,7 трлн. рублей в январе - сентябре предыдущего года).

       За  девять месяцев 2010 года общий объем  предоставленных кредитным организациям ломбардных кредитов уменьшился по сравнению  с соответствующим периодом 2009 года на 194,1 млрд. рублей, или в 4,4 раза, и  составил 57,4 млрд. рублей. В целях унификации сроков предоставления денежных средств с помощью различных инструментов рефинансирования 29.04.2010 было принято решение о замене операций по предоставлению ломбардных кредитов Банка России на аукционной основе на срок 14 календарных дней аналогичными операциями на срок 7 календарных дней, что соответствует условиям проведения операций прямого РЕПО на тот же срок.

       Банк  России также предоставлял кредитным  организациям кредиты "овернайт" для завершения операционного дня. Объем таких кредитов за девять месяцев 2010 года уменьшился по сравнению с  соответствующим периодом 2009 года на 66,1 млрд. рублей, или в 1,4 раза, и составил 174,6 млрд. рублей.

       Объем внутридневных кредитов, предоставляемых Банком России в целях поддержания ликвидности кредитных организаций в платежной системе, за девять месяцев 2010 года составил 19,9 трлн. рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2009 года на 3,4 трлн. рублей, или на 20,2%.

       Улучшение ситуации в банковской системе и  сокращение спроса кредитных организаций  на инструменты рефинансирования позволили  Банку России в 2010 году продолжить постепенное  сокращение масштабов применения антикризисных инструментов поддержки кредитных организаций и их переориентацию на стандартные инструменты денежно-кредитной политики.

       Так, на фоне снижения процентных ставок по другим инструментам денежно-кредитной  политики минимальные процентные ставки по кредитам без обеспечения с  сентября 2009 года оставались на неизменном уровне. Таким образом Банк России проводил политику дестимулирования использования данного антикризисного механизма рефинансирования. В то же время Банк России сохранял возможности банковского сектора по рефинансированию ранее взятых кредитов без обеспечения посредством регулярного проведения аукционов и установления на них соответствующих лимитов.

       В рамках проводимой работы по постепенному сокращению использования антикризисных  инструментов и сроков предоставления ликвидности Банк России в апреле 2010 года приостановил проведение аукционов по предоставлению кредитов без обеспечения на сроки 6 месяцев и более. В июне 2010 года Советом директоров Банка России было принято решение о приостановлении с 1 октября 2010 года проведения аукционов по предоставлению кредитным организациям кредитов Банка России без обеспечения на срок более 5 недель, а с 1 января 2011 года - на все сроки.

       В апреле 2010 года также были приняты  решения о приостановлении проведения аукционов РЕПО на сроки 6 и 12 месяцев, операций ломбардного кредитования на аукционной основе на срок 12 месяцев  и операций по предоставлению кредитным  организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами, на срок от 181 до 365 календарных дней. В  сентябре 2010 года Банком России принято  решение о приостановлении начиная с 1 октября 2010 года операций по предоставлению ломбардных кредитов на аукционной основе на срок 6 месяцев.

       В 2010 году Банк России в качестве инструмента  прямого регулирования ликвидности  применял нормативы обязательных резервов (резервные требования), которые  составляли 2,5% по всем категориям резервируемых  обязательств.

         По состоянию на 1 октября 2010 года  обязательные резервы кредитных  организаций, депонированные на  отдельных счетах в Банке России, составили 182,2 млрд. рублей, увеличившись  по сравнению с 1 января 2010 года  на 30,8 млрд. рублей, или на 20,3%.

       Подводя итог данной главе, можно сделать следующие выводы:

       1. В 2010 году улучшились внешние условия для российской экономики. Международные финансовые институты и экономические организации прогнозируют продолжение в 2011 - 2013 годах роста мировой экономики темпами, близкими к ожидаемым в 2010 году показателям (не менее 4%).

       2. Преодоление   острой   фазы   кризиса и  восстановление  роста  экономики  определяют  постепенное  сокращение  применения специальных антикризисных мер. Основную роль  в  денежно-кредитном  регулировании теперь играют стандартные инструменты.

       3.    Улучшение ситуации в банковской системе и сокращение спроса кредитных организаций на инструменты рефинансирования позволили Банку России в 2010 году продолжить постепенное сокращение масштабов применения антикризисных инструментов поддержки кредитных организаций и их переориентацию на стандартные инструменты денежно-кредитной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА 3. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ В 2011 ГОДУ И НА ПЕРИОД 2012 И 2013 ГОДОВ 

       3.1. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа на среднесрочную перспективу (период 2011 - 2013 годов) 

       В  ближайшие  годы  российской  экономике  необходимо  преодолеть  последствия  мирового  финансово-экономического  кризиса  и  выйти  на  траекторию  устойчивого роста. В этой связи  главной целью денежно-кредитной  политики в предстоящий трехлетний  период  является  удержание  инфляции в границах 5-7% в годовом выражении. Обеспечение  контроля  над  инфляцией  и  поддержание  ее  на  стабильном  уровне  будет способствовать  формированию  низких  инфляционных  ожиданий,  оживлению  деловой  активности.

       В   целях   повышения   эффективности  денежно-кредитной  политики  Банк  России продолжит  движение  в  сторону  свободного курсообразования,  не  препятствуя динамике обменного курса рубля, формирующейся на  основе  фундаментальных макроэкономических  факторов.  При этом  Банк  России

сохранит  свое  присутствие  на  внутреннем валютном рынке с целью сглаживания  чрезмерных  колебаний  рублевой  стоимости  бивалютной корзины. Сокращение  интервенций на  внутреннем  валютном  рынке,  повышение гибкости обменного курса рубля и постепенное сворачивание  антикризисных мер будут способствовать  усилению  роли  процентной  политики Банка России в снижении инфляции и инфляционных  ожиданий  экономических агентов.

Информация о работе Роль инвестиций в макроэкономическом развитии