Роль инвестиций в макроэкономическом развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 22:45, курсовая работа

Описание

Денежно – кредитное регулирование экономики представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения – в этом заключается актуальность выбранной темы.

Работа состоит из  1 файл

Денежно-кредитное регулирование страны. Ира.docx

— 91.50 Кб (Скачать документ)

       Процентная  политика предполагает постепенное   сужение   коридора   процентных ставок по операциям Банка России для снижения волатильности ставок денежного рынка.  На  уровень  ликвидности  и  процентные

       ставки  этого  рынка  также  будут  оказывать существенное   влияние   дефицит   государственного бюджета, действия Правительства Российской Федерации по сокращению этого дефицита, ориентация на внутренние заимствования для его финансирования. Поэтому эффективность действий Банка России в области денежно-кредитной политики в значительной степени будет зависеть от состояния государственных финансов, успешности проведения  умеренно-жесткой  бюджетной  политики, предусмотренной параметрами проекта  федерального  закона  «О  федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»19.

       Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной политики на 2011 год  и период 2012 и 2013 годов. Усиление конкуренции потребует изменения модели   развития   кредитных   организаций в  направлении  большей  диверсификации банковской деятельности, снижения концентрации рисков. Одновременно это будет способствовать  развитию  российской  экономики  и  повышению  ее  конкурентоспособности на международной арене. С   целью   повышения   эффективности своих  действий  Банк  России  при  проведении   денежно-кредитной   политики   будет учитывать ситуацию на финансовых рынках, риски,   обусловленные   ростом   денежных агрегатов,  кредитов  и  цен  на  активы.  Банк России  будет  уделять  особое  внимание  более  широкому  анализу  тенденций  в  динамике  денежных  и  кредитных  показателей, чтобы  своевременные  действия  в  области денежно-кредитной политики и банковского регулирования и надзора могли способствовать  предотвращению  возникновения  дисбалансов в финансовом секторе экономики, и,  таким  образом,  содействовать  не  только выполнению задачи по снижению инфляции, но  и  поддержанию  финансовой  стабильности  и  общего  макроэкономического  равновесия.

       В целях обеспечения доверия к  проводимой  денежно-кредитной  политике  Банк России  будет  расширять  практику  разъяснения   широкой   общественности   причин и ожидаемых  последствий принимаемых решений. В рамках подготовки к введению режима таргетирования инфляции будет также продолжена  работа  по  совершенствованию методов    экономического    моделирования и  прогнозирования  и  механизмов  принятия решений  относительно  изменений  параметров проводимой Банком России политики.

       Банк  России разработал три варианта денежной программы в зависимости от основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2011 - 2013 годов. При этом второй вариант  базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта  федерального бюджета на 2011 год и  плановый период 2012 - 2013 годов. Темпы  прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости  достижения целевых показателей  по инфляции и соответствующие оценкам  динамики экономического роста и  валютного курса, в зависимости  от варианта программы могут составить  в 2011 году 8 - 19%, в 2012 году - 11 - 16%, в 2013 году - 9 - 13%.

       При предполагаемом в прогнозный период ослаблении платежного баланса и  повышении гибкости курсовой политики ожидается, что денежное предложение  все в большей степени будет  формироваться за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при уменьшении роли чистых международных резервов (ЧМР). При этом важное значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь предполагаемое изменение чистого кредита банкам, которое, согласно прогнозу, в 2011 году будет происходить за счет увеличения объема свободной ликвидности банковского сектора, а в 2012 - 2013 годах - за счет ее сокращения. При этом по первому варианту программы предполагается также значительный рост валового кредита банкам к концу прогнозного периода.

       В рамках первого варианта денежной программы, рассчитанного исходя из значительного  снижения цен на нефть - до 60 долларов США за баррель, снижение ЧМР может  составить 0,2 трлн. рублей в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году.

       Для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, увеличение ЧВА должно составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах - 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно.

        

     Прогноз показателей денежной программы  на 2011 - 2013 годы (млрд. рублей)20 

  1.01.2011 (оценка) 1.01.2012 1.01.2013 1.01.2014
I

вариант

II

вариант

III

вариант

I вариант II вариант III

вариант

I вариант II вариант III

вариант

Денежная  база (узкое определение)

-наличные деньги  в обращении (вне банка России)

-обязательные  резервы

5922 
 

5789 
 
 
 

133

6379 
 

6230 
 
 
 

149

6838 
 

6679 
 
 
 

159

7068 
 

6904 
 
 
 

165

7050 
 

6880 
 
 
 

171

7757 
 

7569 
 
 
 

188

8224 
 

8025 
 
 
 

199

7717 
 

7523 
 
 
 

194

8641 
 

8424 
 
 
 

218

9320 
 

9085 
 
 
 

235

Чистые  международные резервы

-в млрд. долларов  США

14682 
 

486

14433 
 

476

16121 
 

534

17377 
 

576

13705 
 

454

17165 
 

569

19606 
 

650

12317 
 

408

17144 
 

658

20597 
 

682

Чистые  внутренние активы -8760 -8054 -9282 -10309 -6655 -9407 -11382 -4599 -8502 -11277
Чистый  кредит расширенному правительству

-чистый кредит  федеральному правительству

-остатки средств  консолидированных бюджетов субъектов  РФ и государственных внебюджетных  фондов на счетах Банка России

-4683 
 

-3683 
 

-1000

-3761 
 

-2661 
 

-1100

-4511 
 

-3411 
 

-1100

-5224 
 

-4125 
 

-1100

-2869 
 

-1670 
 

-1200

-4603 
 

-3403 
 

-1200

-6126 
 

-4927 
 

-1200

-1686 
 

-386 
 

-1300

-4693 
 

-3393 
 

-1300

-6884 
 

-5584 
 

-1300

Чистый  кредит банкам

-валовой кредит

-корреспондентские  счета кредитных организаций,  депозиты банков в Банке России  и другие инструменты абсорбирования  свободной банковской ликвидности

-1400 

600

-2000

-1616 

600

-2216

-2158 

600

-2758

-2359 

600

-2959

-893 

600

-1493

-2080 

600

-2680

-2277 

600

-2877

489 

600

-1111

-734 

600

-1334

-983 

600

-1583

Прочие  чистые неклассифицированные активы -2677 -2677 -2614 -2726 -2892 -2724 -2979 -3403 -3074 -3409
 

         Как предусмотрено "Основными  направлениями бюджетной и налоговой  политики на 2011 год и плановый  период 2012 - 2013 годов", в случае  снижения цен на нефть ниже 75 долларов США за баррель для  финансирования бюджетного дефицита  возможно использование средств  Фонда национального благосостояния  в объемах, превышающих показатели, предусмотренные проектом федерального  бюджета. Данный сценарий может  быть реализован в рамках первого  варианта программы. При этом  объем чистого кредита расширенному  правительству может увеличиться  на 0,9 трлн. рублей как в 2011 году, так и в 2012 году и на 1,2 трлн. рублей - в 2013 году. Согласно расчетам  по программе, в 2011 году такое  увеличение чистого кредита расширенному  правительству с учетом динамики  ЧМР может вызвать необходимость  уменьшения чистого кредита банкам  на 0,2 трлн. рублей и осуществления  Банком России операций по  дополнительной стерилизации свободной  банковской ликвидности. Однако в 2012 и 2013 годах в рамках первого варианта будет необходима активизация других источников роста денежного предложения: прогнозируется увеличение чистого кредита банкам на 0,7 и 1,4 трлн. рублей соответственно за счет сокращения объемов свободных денежных средств в банковском секторе, а в 2013 году - также за счет увеличения валового кредита банкам на 1,0 трлн. рублей.

         Во втором варианте денежной  программы, предполагающем умеренный  рост цен на нефть в рамках  прогнозного периода, соответствующий  показателям прогноза платежного  баланса прирост ЧМР составит  в 2011 году 1,4 трлн. рублей, в 2012 году - 1,0 трлн. рублей, а в 2013 году он будет близок к нулевому. В 2011 и 2012 годах указанный прирост ЧМР будет частично компенсирован сокращением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период оценивается в объеме 0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно. Вместе с тем в 2013 году прогнозируется, что для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, потребуется увеличение ЧВА на 0,9 трлн. рублей.

         В условиях предполагаемого по данному варианту сокращения дефицита федерального бюджета и изменения источников его финансирования ожидается, что динамика чистого кредита расширенному правительству не окажет существенного влияния на ЧВА: в 2011 году объем чистого кредита расширенному правительству возрастет на 0,2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он будет снижаться примерно на 0,1 трлн. рублей в год.

         В соответствии с третьим вариантом  денежной программы, основанным  на предположении о существенном  росте цен на нефть, в 2011 году прогнозируется увеличение  ЧМР на 2,7 трлн. рублей, а в 2012 и  2013 годах - на 2,2 и 1,0 трлн. рублей  соответственно. При этом с учетом  оцениваемой динамики денежной  базы ожидается, что сокращение  ЧВА по данному варианту должно  составить в 2011 году 1,5 трлн. рублей, в 2012 году - 1,1 трлн. рублей. В 2013 году  прирост ЧВА может составить  0,1 трлн. рублей.

         С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать более существенного, чем по второму варианту, увеличения остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 0,5 трлн. рублей в 2011 году, на 0,9 трлн. рублей в 2012 году и на 0,8 трлн. рублей в 2013 году. При этом согласно прогнозу в 2011 году уменьшение чистого кредита банкам может составить около 1,0 трлн. рублей, а в 2012 году ожидается его незначительный прирост (на 0,1 трлн. рублей). В 2013 году требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен путем повышения чистого кредита банкам на 1,3 трлн. рублей за счет уменьшения объема свободной ликвидности банковского сектора.

       Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической  конъюнктуры и отклонении фактических  значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет использовать весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении. 

     3.2. Рекомендации и перспективы использования инструментов денежно-кредитной политики в период с 2011 по 2013гг. 

       В среднесрочной перспективе одной  из важнейших задач Банка России является создание необходимых условий  для реализации эффективной процентной политики, что предполагает совершенствование  системы инструментов денежно-кредитной  политики и переход к более гибкому курсообразованию.

       Действие  автономных факторов формирования ликвидности  со стороны бюджетных потоков (с  учетом предполагаемого дефицита бюджета), а также операций на внутреннем валютном рынке при относительно благоприятной  внешней конъюнктуре допускает  вероятность сохранения избытка  банковской ликвидности. В этих условиях будут востребованы инструменты  абсорбирования ликвидности.

       В качестве инструментов денежно-кредитной политики Банку России необходимо продолжить:

       1. Использование операций по размещению ОБР и депозитных операций. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности могут также являться операции Банка России на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством.

       2. Совершенствование порядка и условий проведения депозитных операций, в частности путем внедрения механизма исполнения обязательств кредитными организациями по депозитным сделкам путем предъявления инкассовых поручений Банка России (по согласованию с кредитными организациями) на списание денежных средств в депозит с банковских счетов кредитных организаций, участвующих в депозитных операциях.21

       3. Использование как рыночных инструментов изъятия свободной ликвидности - депозитных аукционов, так и инструментов постоянного действия - депозитных операций по фиксированным процентным ставкам. Применение последних будет направлено на абсорбирование краткосрочной ликвидности кредитных организаций.

       4. Осуществлять меры по сокращению использования антикризисных инструментов и возвращению к традиционным механизмам регулирования ликвидности. Но в случае возникновения объективной необходимости Банк России может возобновить использование кредитов без обеспечения и других приостановленных к настоящему моменту инструментов рефинансирования..

       5. В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банку России необходимо продолжить работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования Банка России для кредитных организаций, включая возможность расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям, в том числе за счет золота.

       Принимая  решения о выборе инструментов денежно-кредитной  политики, Банку России необходимо исходить как из текущих задач, так и задач, поставленных на среднесрочную перспективу, которыми, в частности, являются создание условий для последовательного снижения темпов инфляции и восстановление устойчивого экономического роста, включая формирование предпосылок для перераспределения активов кредитных организаций в пользу реального сектора экономики.

       Как отмечается на сайте Министерства финансов22, в 2011 - 2013 годах Банк России продолжит взаимодействие с Минфином России как в сферах, непосредственно относящихся к реализации денежно-кредитной политики, так и в области дальнейшего развития национальных финансовых рынков. В частности, будет продолжено использование реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние банковской ликвидности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Роль инвестиций в макроэкономическом развитии