Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 22:45, курсовая работа
Денежно – кредитное регулирование экономики представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения – в этом заключается актуальность выбранной темы.
Процентная политика предполагает постепенное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России для снижения волатильности ставок денежного рынка. На уровень ликвидности и процентные
ставки этого рынка также будут оказывать существенное влияние дефицит государственного бюджета, действия Правительства Российской Федерации по сокращению этого дефицита, ориентация на внутренние заимствования для его финансирования. Поэтому эффективность действий Банка России в области денежно-кредитной политики в значительной степени будет зависеть от состояния государственных финансов, успешности проведения умеренно-жесткой бюджетной политики, предусмотренной параметрами проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»19.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов. Усиление конкуренции потребует изменения модели развития кредитных организаций в направлении большей диверсификации банковской деятельности, снижения концентрации рисков. Одновременно это будет способствовать развитию российской экономики и повышению ее конкурентоспособности на международной арене. С целью повышения эффективности своих действий Банк России при проведении денежно-кредитной политики будет учитывать ситуацию на финансовых рынках, риски, обусловленные ростом денежных агрегатов, кредитов и цен на активы. Банк России будет уделять особое внимание более широкому анализу тенденций в динамике денежных и кредитных показателей, чтобы своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования и надзора могли способствовать предотвращению возникновения дисбалансов в финансовом секторе экономики, и, таким образом, содействовать не только выполнению задачи по снижению инфляции, но и поддержанию финансовой стабильности и общего макроэкономического равновесия.
В
целях обеспечения доверия к
проводимой денежно-кредитной политике
Банк России будет расширять
практику разъяснения широкой
общественности причин и ожидаемых
последствий принимаемых
Банк России разработал три варианта денежной программы в зависимости от основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2011 - 2013 годов. При этом второй вариант базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов. Темпы прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующие оценкам динамики экономического роста и валютного курса, в зависимости от варианта программы могут составить в 2011 году 8 - 19%, в 2012 году - 11 - 16%, в 2013 году - 9 - 13%.
При предполагаемом в прогнозный период ослаблении платежного баланса и повышении гибкости курсовой политики ожидается, что денежное предложение все в большей степени будет формироваться за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при уменьшении роли чистых международных резервов (ЧМР). При этом важное значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь предполагаемое изменение чистого кредита банкам, которое, согласно прогнозу, в 2011 году будет происходить за счет увеличения объема свободной ликвидности банковского сектора, а в 2012 - 2013 годах - за счет ее сокращения. При этом по первому варианту программы предполагается также значительный рост валового кредита банкам к концу прогнозного периода.
В рамках первого варианта денежной программы, рассчитанного исходя из значительного снижения цен на нефть - до 60 долларов США за баррель, снижение ЧМР может составить 0,2 трлн. рублей в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году.
Для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, увеличение ЧВА должно составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах - 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно.
Прогноз
показателей денежной программы
на 2011 - 2013 годы (млрд. рублей)20
1.01.2011 (оценка) | 1.01.2012 | 1.01.2013 | 1.01.2014 | |||||||
I
вариант |
II
вариант |
III
вариант |
I вариант | II вариант | III
вариант |
I вариант | II вариант | III
вариант | ||
Денежная
база (узкое определение)
-наличные деньги в обращении (вне банка России) -обязательные резервы |
5922 5789 133 |
6379 6230 149 |
6838 6679 159 |
7068 6904 165 |
7050 6880 171 |
7757 7569 188 |
8224 8025 199 |
7717 7523 194 |
8641 8424 218 |
9320 9085 235 |
Чистые
международные резервы
-в млрд. долларов США |
14682 486 |
14433 476 |
16121 534 |
17377 576 |
13705 454 |
17165 569 |
19606 650 |
12317 408 |
17144 658 |
20597 682 |
Чистые внутренние активы | -8760 | -8054 | -9282 | -10309 | -6655 | -9407 | -11382 | -4599 | -8502 | -11277 |
Чистый
кредит расширенному правительству
-чистый кредит федеральному правительству -остатки средств
консолидированных бюджетов |
-4683 -3683 -1000 |
-3761 -2661 -1100 |
-4511 -3411 -1100 |
-5224 -4125 -1100 |
-2869 -1670 -1200 |
-4603 -3403 -1200 |
-6126 -4927 -1200 |
-1686 -386 -1300 |
-4693 -3393 -1300 |
-6884 -5584 -1300 |
Чистый
кредит банкам
-валовой кредит -корреспондентские
счета кредитных организаций,
депозиты банков в Банке |
-1400 600 -2000 |
-1616 600 -2216 |
-2158 600 -2758 |
-2359 600 -2959 |
-893 600 -1493 |
-2080 600 -2680 |
-2277 600 -2877 |
489 600 -1111 |
-734 600 -1334 |
-983 600 -1583 |
Прочие чистые неклассифицированные активы | -2677 | -2677 | -2614 | -2726 | -2892 | -2724 | -2979 | -3403 | -3074 | -3409 |
Как предусмотрено "Основными
направлениями бюджетной и
Во втором варианте денежной
программы, предполагающем
В условиях предполагаемого по данному варианту сокращения дефицита федерального бюджета и изменения источников его финансирования ожидается, что динамика чистого кредита расширенному правительству не окажет существенного влияния на ЧВА: в 2011 году объем чистого кредита расширенному правительству возрастет на 0,2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он будет снижаться примерно на 0,1 трлн. рублей в год.
В соответствии с третьим
С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать более существенного, чем по второму варианту, увеличения остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 0,5 трлн. рублей в 2011 году, на 0,9 трлн. рублей в 2012 году и на 0,8 трлн. рублей в 2013 году. При этом согласно прогнозу в 2011 году уменьшение чистого кредита банкам может составить около 1,0 трлн. рублей, а в 2012 году ожидается его незначительный прирост (на 0,1 трлн. рублей). В 2013 году требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен путем повышения чистого кредита банкам на 1,3 трлн. рублей за счет уменьшения объема свободной ликвидности банковского сектора.
Параметры
денежной программы не являются жестко
заданными и могут быть уточнены
при изменении экономической
конъюнктуры и отклонении фактических
значений от исходных условий формирования
вариантов развития экономики. В целях
адекватного реагирования на изменение
состояния денежно-кредитной сферы и учета
возможных рисков при реализации денежно-кредитной
политики Банк России будет использовать
весь спектр инструментов, имеющихся в
его распоряжении.
3.2.
Рекомендации и перспективы использования
инструментов денежно-кредитной политики
в период с 2011 по 2013гг.
В
среднесрочной перспективе
Действие автономных факторов формирования ликвидности со стороны бюджетных потоков (с учетом предполагаемого дефицита бюджета), а также операций на внутреннем валютном рынке при относительно благоприятной внешней конъюнктуре допускает вероятность сохранения избытка банковской ликвидности. В этих условиях будут востребованы инструменты абсорбирования ликвидности.
В качестве инструментов денежно-кредитной политики Банку России необходимо продолжить:
1. Использование операций по размещению ОБР и депозитных операций. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности могут также являться операции Банка России на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством.
2. Совершенствование порядка и условий проведения депозитных операций, в частности путем внедрения механизма исполнения обязательств кредитными организациями по депозитным сделкам путем предъявления инкассовых поручений Банка России (по согласованию с кредитными организациями) на списание денежных средств в депозит с банковских счетов кредитных организаций, участвующих в депозитных операциях.21
3. Использование как рыночных инструментов изъятия свободной ликвидности - депозитных аукционов, так и инструментов постоянного действия - депозитных операций по фиксированным процентным ставкам. Применение последних будет направлено на абсорбирование краткосрочной ликвидности кредитных организаций.
4. Осуществлять меры по сокращению использования антикризисных инструментов и возвращению к традиционным механизмам регулирования ликвидности. Но в случае возникновения объективной необходимости Банк России может возобновить использование кредитов без обеспечения и других приостановленных к настоящему моменту инструментов рефинансирования..
5. В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банку России необходимо продолжить работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования Банка России для кредитных организаций, включая возможность расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям, в том числе за счет золота.
Принимая решения о выборе инструментов денежно-кредитной политики, Банку России необходимо исходить как из текущих задач, так и задач, поставленных на среднесрочную перспективу, которыми, в частности, являются создание условий для последовательного снижения темпов инфляции и восстановление устойчивого экономического роста, включая формирование предпосылок для перераспределения активов кредитных организаций в пользу реального сектора экономики.
Как
отмечается на сайте Министерства финансов22,
в 2011 - 2013 годах Банк России продолжит взаимодействие
с Минфином России как в сферах, непосредственно
относящихся к реализации денежно-кредитной
политики, так и в области дальнейшего
развития национальных финансовых рынков.
В частности, будет продолжено использование
реализованного Минфином России совместно
с Банком России механизма размещения
временно свободных бюджетных средств
на депозиты в кредитных организациях,
позволяющего сглаживать воздействие
неравномерности бюджетных потоков на
состояние банковской ликвидности.
Информация о работе Роль инвестиций в макроэкономическом развитии