Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 16:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности союза России и Белоруссии, изучение истории становления Союзного государства, рассмотрение перспектив экономического и политического развития российско-белорусских отношений.
Исходя из целей курсовой работы, задачами являются исследования:
- сущности и истории формирования союза;
- условий становления союзных отношений;
- нормативно-правовой базы Союзного государства;
- проблем развития интеграционных связей.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Предпосылки и история формирования союза России и Белоруссии………6
1.1. Исторические аспекты образования союза России и Белоруссии………...6
1.2. Экономические предпосылки формирования союза России и
Белоруссии…………………………………………………………….................8
1.3. Политические предпосылки образования Союзного государства……….11
2. Нормативно-правовая база союза России и Белоруссии…………………...13
2.1. Основные документы нормативно-правовой базы союза………………..13
2.2. Основные положения Договора “О создании Союзного государства”…17
2.3. Органы Союзного государства России и Белоруссии……………………20
3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии…………………………………………………………….25
3.1. Внешняя и внутренняя политика союза России и Белоруссии…………..25
3.2. Программы Союзного государства России и Белоруссии………………..29
3.3. Перспективы образования союза России и Белоруссии………………….32
3.4. Результаты и перспективы экономической интеграции России и
Белоруссии…………………………………………..…………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованных источников…………………………………………...43
Приложение
В
результате этих, а также иных неблагоприятных
факторов можно проследить непрерывное
ухудшение экономических
Еще один впечатляющий пример распада экономики — взаимные задолженности предприятий, которые к концу 1995 г. достигли 57% ВНП. 4
Исходя из приведенных данных, можно говорить о том, что объединение двух государств могло способствовать восстановлению баланса экономики Белоруссии. Несомненно, Россия тоже получала преимущества в виде расширения своей территории, что всегда выступает положительным явлением в государстве, а также огромного притока рабочей силы за счет населения Белоруссии.
Понимая значимость экономических реформ для создания благополучного будущего своих народов, Россия и Белоруссия посчитали целесообразным и необходимым восстановление утраченных межгосударственных хозяйственных связей на новой - рыночной - основе, чтобы совместно в рамках Союзного государства обеспечить защищенность своих граждан в экономической сфере.
Под экономической безопасностью Союзного государства понимается состояние защищенности жизненно важных интересов российско-белорусского интеграционного союза от внутренних и внешних угроз, которое обеспечивается национальными и союзными институтами власти путем налаживания более эффективного функционирования и развития народнохозяйственных комплексов в рамках единого экономического пространства.
Состояние экономики с точки зрения ее жизнеспособности характеризуется комплексом показателей, важнейшими из которых являются: оценка ресурсного потенциала и возможности его эффективного использования; соответствие капитала и труда требуемому уровню; конкурентоспособность экономики; целостность территории и экономического пространства; способность противостояния внешним и внутренним угрозам для обеспечения социальной стабильности.
При построении Союзного государства обеспечение экономической безопасности становится важным направлением экономической политики. В ней фокусируется вся сложность процессов, которые происходят в союзных странах в ходе внутренних реформ и экономической трансформации на переходе от одной общественно-политической системы к другой. Она, по существу, становится непременным условием устойчивого развития, чтобы обеспечить защищенность гражданина и общества в Союзном государстве.
Необходимость создания такого государства заключается в том, что от союзных стран на современном этапе требуется объединение их потенциалов для решения поставленных экономических задач. Отвлечение сил и средств на нейтрализацию существующих угроз затрудняет достижение стратегической цели и при определенных условиях может сделать достижение цели невозможным. Укрепление экономической безопасности Союзного государства подчиняется задаче создания таких внутренних и внешних условий, при которых обеспечивалось бы благополучие и устойчивое поступательное развитие личности, общества и экономики как в России, так и в Белоруссии.
1.3
Политические предпосылки
образования Союзного
государства
С точки зрения определенных военно-политических кругов, в российском руководстве объединение России с Белоруссией представляет собой адекватный ответ на запланированное расширение НАТО на восток и предоставляет в распоряжение России военно-стратегическое предполье на западе. Однако, это осложняет формирование особых отношений между Россией и НАТО: при выдвижении российских войск, возможно, с ядерными компонентами, к белорусско-польской границе под вопросом окажутся обязательства НАТО не размещать на территории стран–кандидатов на вступление ядерное оружие и иностранные войска, т.е. протест России против продвижения военной инфраструктуры НАТО на восток стал бы менее убедителен, если бы Москва продвинула свою военную инфраструктуру на запад.
Для Белоруссии объединение с Россией в военно-политическом плане означает следующее: Россия берет на себя обслуживание и уничтожение оружия, находящегося на территории Беларусии; обеспечивает демонтаж и вывод российского ядерного оружия и стратегических ракетных вооружений с территории Белоруссии; Россия становится мощной силовой поддержкой в случае конфликтных ситуаций.
У стран – непосредственных соседей Белоруссии на двустороннем уровне растет недоверие к новому объединению. Симптоматичен в этом смысле необычный шаг президентов Польши, Литвы и Украины — заявление от 20 ноября 2005 г., в котором они выразили глубокую озабоченность происходящем в Белоруссии и призвали уважать права и гражданские свободы. Стратегическое сближение России и Белоруссии в сочетании с установлением авторитарного режима три соседние страны воспринимают как источник повышенного риска для собственной безопасности и стабильности.
С военно-политической точки зрения объединение России и Белоруссии представляет собой крупный шаг вперед и оказывает сдерживающее влияние на вход европейских стран в блок НАТО. В некоторой степени это объединение сказалось на заключении договора между Россией и НАТО, касающегося неразмещения ядерного оружия и войск блока на территории стран-участниц.
Процесс единения Белоруссии и России происходил в условиях дальнейшего обострения геополитического противоборства в мире. В современной международной обстановке геополитическая значимость союза еще в большей степени возрастает. Скорейшее развитие Союзного государства будет способствовать созданию условий для формирования многополярного мира, обеспечению стабильности и безопасности на евразийском континенте. Сегодня Белоруссия является самым последовательным и надежным союзником России в отстаивании ее национальных интересов на международной арене, обеспечении безопасности, суверенитета и территориальной целостности. В силу особого геополитического положения Республика Беларусь является своеобразным мостом между Европой и Азией, наличие которого существенным образом укрепляет позиции России как великой евразийской державы.
Не является секретом, что любые попытки сближения и объединения народов бывшего Советского Союза встречают жесткое противодействие западных геополитических конкурентов. Все годы становления Союзного государства Белоруссии и России осуществляется его целенаправленная дискредитация. В первую очередь это касается Белоруссии, в отношении которой предпринимаются беспрецедентные шаги по дискриминации ее политического и экономического курса, осуществляется постоянное давление на руководство суверенной республики.
Но, несмотря на это, с образованием Союзного государства создаются реальные предпосылки дальнейшей интеграции России и Белоруссии в единое общеевропейское пространство, качественного укрепления их позиций на международной арене. Таким образом, обе страны выигрывают от сближения как в экономическом, так и в политическом плане.
2.1.
Основные документы
нормативно-правовой
базы союза
Нормативно-правовая база союза базируется на следующих основных документах:
Договор подписан 8 декабря 1999г., вступил в силу 26 января 2000г.
Договор подписан 25 декабря 1998 г., вступил в силу 22 июля 1999г.
Данный договор обеспечивает равные права граждан избирать и быть избранными в выборные органы союза; на участие в хозяйственной деятельности на территориях России и Белоруссии; на получение среднего, среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования; на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом на своих территориях; на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях Беларуси и России.
Договор подписан 2 апреля 1997г., вступил в силу в день подписания.
В соответствии с данным постановлением граждане Республики Беларусь и Российской Федерации по своему усмотрению владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на территории другого государства союза имуществом наравне с гражданами этого государства. Гарантированная законодательством Союзного государства зашита права собственности относится в равной мере к гражданам Республики Беларусь в Российской Федерации и к гражданам Российской Федерации в Республике Беларусь.
Подписано 22 июня 1996 г., вступило в силу со дня подписания.
На основе данного решения Высшего Совета порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется. Документы, выданные в Белоруссии и России для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации. Трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории обеих стран, взаимно признается за их гражданами. Исчисление трудового стажа граждан производится в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Подписано 16 мая 1996г., вступило в силу 18 декабря 1996.
Данное постановление гарантирует то, что каждое из государств обеспечивает гражданам другого государства доступность и равные со своими гражданами права на все виды медицинской помощи. Взаиморасчеты за оказание гражданам Республики Беларусь в Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в Республике Беларусь скорой и неотложной медицинской помощи и лечение социально значимых заболеваний не производятся.
Договор подписан 24 января 2006г., вступил в силу 29 марта 2007г.
Настоящий Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством договаривающихся сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том, что относится к:
-
пособиям по временной
- пособиям по безработице;
- трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и социальным пенсиям;
- пособиям в случае трудового увечья или профессионального заболевания;
- пособиям для семей с детьми;
- пособиям на погребение.
7) Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией “Об обеспечении равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства”.
Соглашение подписано 24 января 2006г., вступило в силу 28 октября 2008г.
В
соответствии с соглашением граждане
одной стороны, независимо от места проживания,
имеют право свободно въезжать, выезжать,
пребывать, следовать транзитом и выбирать
место жительства на территории другой
стороны, за исключением мест, для посещения
которых в соответствии с законодательством
сторон требуется специальное разрешение.
Граждане, прибывшие на территорию другой
стороны, в течение 30 дней с даты въезда
освобождаются от регистрации в компетентных
органах.
Информация о работе Российско-Белорусский союз: становление и проблемы развития