Российско-Белорусский союз: становление и проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности союза России и Белоруссии, изучение истории становления Союзного государства, рассмотрение перспектив экономического и политического развития российско-белорусских отношений.

Исходя из целей курсовой работы, задачами являются исследования:

- сущности и истории формирования союза;

- условий становления союзных отношений;

- нормативно-правовой базы Союзного государства;

- проблем развития интеграционных связей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Предпосылки и история формирования союза России и Белоруссии………6

1.1. Исторические аспекты образования союза России и Белоруссии………...6

1.2. Экономические предпосылки формирования союза России и

Белоруссии…………………………………………………………….................8

1.3. Политические предпосылки образования Союзного государства……….11

2. Нормативно-правовая база союза России и Белоруссии…………………...13

2.1. Основные документы нормативно-правовой базы союза………………..13

2.2. Основные положения Договора “О создании Союзного государства”…17

2.3. Органы Союзного государства России и Белоруссии……………………20

3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии…………………………………………………………….25

3.1. Внешняя и внутренняя политика союза России и Белоруссии…………..25

3.2. Программы Союзного государства России и Белоруссии………………..29

3.3. Перспективы образования союза России и Белоруссии………………….32

3.4. Результаты и перспективы экономической интеграции России и

Белоруссии…………………………………………..…………………………...36

Заключение……………………………………………………………………….40

Список использованных источников…………………………………………...43

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Ксёнз Д.Р..doc

— 464.50 Кб (Скачать документ)

     8) Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией О регулировании вопросов собственности Союзного государства”.

          Соглашение подписано 24 января 2006 года, вступило в силу в феврале 2009г.

          Документ определяет основания для возникновения и прекращения права собственности Союзного государства на имущество, которое может находиться в его собственности, основные положения, касающиеся управления такой собственностью. Собственность Союзного государства включает в себя средства союзного бюджета, имущество, созданное или приобретенное Союзным государством, в том числе за счет средств союзного бюджета, включая имущество, созданное в результате реализации союзных программ, а также имущество, переданное Сторонами в собственность Союзного государства, иное имущество, поступившее в собственность Союзного государства.

       9) Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации “О мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области нефти и нефтепродуктов”.

     Соглашение  подписано 12 января 2007г., ратифицировано 10 июня 2008г.

     В соответствии с Соглашением нефть  сырая, вывозимая из Российской Федерации  в Республику Беларусь, облагается вывозной таможенной пошлиной. Определяется механизм расчета пошлины в 2007, 2008 и 2009 годах. Предусматривается, что при экспорте нефти сырой и нефтепродуктов с территории Республики Беларусь в третьи страны взимаются таможенные пошлины по ставкам, равным применяемым в Российской Федерации. В случае невыполнения Белорусской Стороной данного обязательства Российская Сторона применяет вывозные таможенные пошлины на нефть сырую и нефтепродукты, экспортируемые в Республику Беларусь, в полном объёме в соответствии с законодательством РФ.

     10) Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации “О мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества”.

     Соглашение  подписано 28 февраля  2007г., вступило в силу со дня подписания.

     Соглашение  отменило все квоты на импорт и  экспорт товаров между  Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

     11) Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации “О мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов” от 12 января 2007г.

     Подписан 27 января 2010 г.,  вступил в силу 13 февраля 2010г.

     Протокол  предусматривает, что таможенной пошлиной не облагается нефть сырая, транспортируемая из России по заявкам компетентного  органа Беларуси, исходя из годового объема внутреннего потребления российской нефти, определяемого компетентными органами государств. Размер вывозной таможенной пошлины на нефть, вывозимую сверх данного объема, определяется исходя из ставок, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации 

     2.2. Основные положения Договора «О создании Союзного            государства» 

     8 декабря 1999 года Российская Федерация  и Республика Беларусь, руководствуясь волей народов России и Белоруссии к единению и опираясь на общность их исторических судеб, заботясь о жизненных интересах своих граждан, заключили Договор «О создании Союзного государства».

     Главы России и Белоруссии были убеждены в том, что образование Союзного государства позволит объединить усилия в интересах социального и экономического прогресса обоих государств, продолжить развитие интеграционных процессов, заложенных Договором «Об образовании Сообщества России и Белоруссии» от 2 апреля 1996 года, Договором «О Союзе Беларуси и России» от 2 апреля 1997 года, Уставом Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года, а также реализовать положения Декларации «О дальнейшем единении России и Беларуси» от 25 декабря 1998 года.

     Целями  Союзного государства являются5:

  1. обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;
  2. создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;
  3. неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  4. проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;
  5. формирование единой правовой системы демократического государства;
  6. проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  7. обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;
  8. укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.

     Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств. Также оно основано на разграничении предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами-участниками. Союзное государство России и Белоруссии является светским, демократическим, социальным, правовым государством, в котором признаются политическое и идеологическое многообразие.

     К исключительному ведению Союзного государства относятся6:

  1. создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;
  2. единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;
  3. единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;
  4. объединенные транспортная и энергетическая системы;
  5. разработка и размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений и военной техники, объединенная система технического обеспечения вооруженных сил государств-участников;
  6. единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
  7. единое законодательство об иностранных инвестициях;
  8. разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства;
  9. управление собственностью Союзного государства;
  10. международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;
  11. функционирование региональной группировки войск;
  12. пограничная политика Союзного государства;
  13. стандарты, эталоны, гидрометеорологическая служба, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография;
  14. статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных;
  15. установление системы органов Союзного государства, порядка их организации и деятельности, формирование органов Союзного государства.
 
---

    2.3. Органы Союзного государства России и Белоруссии 

     В соответствии с Договором «О создании Союзного государства», вступившим в силу 26 января 2000 года, к органам Союзного государства Беларуси и России относятся Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд и Счетная палата7.

     Высший  Государственный Совет является высшим органом Союзного государства. В состав Высшего Государственного Совета входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников. Согласно Договору, в заседаниях Высшего Государственного Совета участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства8.

     К основным задачам Высшего Государственного Совета относятся9:

  1. решение важнейших вопросов развития Союзного государства;
  2. образование в пределах своей компетенции органов Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;
  3. назначение выборов в Палату Представителей Парламента Союзного государства;
  4. утверждение бюджета Союзного государства, принятого Парламентом Союзного государства, и годовых отчетов о его исполнении;
  5. утверждение международных договоров Союзного государства, ратифицированных Парламентом;
  6. утверждение государственной символики Союзного государства;
  7. определение местопребывания органов Союзного государства;
  8. заслушивание ежегодного отчета Председателя Совета Министров о реализации принятых решений.

     Парламент Союзного государства является представительным и законодательным органом Союзного государства10.

     К основным вопросам ведения Парламента относятся11:

  1. решение вопросов развития нормативно-правовой базы интеграции государств-участников в политической, правовой, экономической, социальной, экологической, гуманитарной и других областях;
  2. одобрение проекта Конституционного Акта Союзного государства;
  3. принятие законов Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;
  4. принятие Основ законодательства Союзного государства по вопросам, отнесенным к совместному ведению Союзного государства и государств-участников;
  5. внесение предложений по вопросам развития нормативно-правовой базы Союзного государства в органы Союзного государства;
  6. содействие унификации законодательства государств-участников и внесение соответствующих предложений в органы государств-участников, обладающих правом законодательной инициативы;
  7. обеспечение взаимодействия парламентов государств-участников;
  8. заслушивание ежегодных посланий Высшего Государственного Совета о положении в Союзном государстве и об основных направлениях его развития;
  9. принятие бюджета Союзного государства, заслушивание годовых и полугодовых отчетов о его исполнении;
  10. ратификация международных договоров, заключаемых от имени      Союзного государства;

     Совет Министров является исполнительным органом Союзного государства. В Совет Министров входят Председатель Совета Министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства12.

     На  заседания Совета Министров могут приглашаться руководители центральных банков и министры государств-участников.

     Функции Совета Министров, его состав, а также  порядок его деятельности определяются Положением, утверждаемым Высшим Государственным Советом. Государственный секретарь, руководители отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства назначаются и освобождаются от должности Высшим Государственным Советом по представлению Председателя Совета Министров.

     Совет Министров в соответствии со своей  компетенцией, определенной Договором «О создании союзного государства» и решениями Высшего Государственного Совета, призван решать следующие задачи13:

  1. разрабатывать основные направления общей политики по вопросам развития Союзного государства и вносить их в Высший Государственный Совет для рассмотрения;
  2. вносить в Высший Государственный Совет предложения по формированию отраслевых и функциональных органов Союзного государства и осуществлять руководство их деятельностью;
  3. вносить в Парламент Союзного государства проекты союзных законов и Основ законодательства;
  4. обеспечивать контроль над выполнением положений Договора, актов Союзного государства и при необходимости вносить мотивированные представления государствам-участникам в случае невыполнения обязательств, вытекающих из них;
  5. разрабатывать и вносить в Парламент Союзного государства проект бюджета Союзного государства, обеспечивать исполнение бюджета, представлять Парламенту годовые и полугодовые отчеты об исполнении бюджета;
  6. рассматривать отчеты и доклады Счетной палаты;
  7. осуществлять управление собственностью Союзного государства;
  8. обеспечивать создание и развитие единого экономического пространства, проведение единых финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой и торговой политики;
  9. координировать процесс унификации законодательства государств-участников;
  10. способствовать проведению согласованной политики государств-участников в международных делах, в сфере обороны, безопасности, обеспечения законности, прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны окружающей среды.

Информация о работе Российско-Белорусский союз: становление и проблемы развития