Российско-Белорусский союз: становление и проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности союза России и Белоруссии, изучение истории становления Союзного государства, рассмотрение перспектив экономического и политического развития российско-белорусских отношений.

Исходя из целей курсовой работы, задачами являются исследования:

- сущности и истории формирования союза;

- условий становления союзных отношений;

- нормативно-правовой базы Союзного государства;

- проблем развития интеграционных связей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Предпосылки и история формирования союза России и Белоруссии………6

1.1. Исторические аспекты образования союза России и Белоруссии………...6

1.2. Экономические предпосылки формирования союза России и

Белоруссии…………………………………………………………….................8

1.3. Политические предпосылки образования Союзного государства……….11

2. Нормативно-правовая база союза России и Белоруссии…………………...13

2.1. Основные документы нормативно-правовой базы союза………………..13

2.2. Основные положения Договора “О создании Союзного государства”…17

2.3. Органы Союзного государства России и Белоруссии……………………20

3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии…………………………………………………………….25

3.1. Внешняя и внутренняя политика союза России и Белоруссии…………..25

3.2. Программы Союзного государства России и Белоруссии………………..29

3.3. Перспективы образования союза России и Белоруссии………………….32

3.4. Результаты и перспективы экономической интеграции России и

Белоруссии…………………………………………..…………………………...36

Заключение……………………………………………………………………….40

Список использованных источников…………………………………………...43

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Ксёнз Д.Р..doc

— 464.50 Кб (Скачать документ)

     4. «Повышение эффективности производства и переработки плодоовощной продукции на основе прогрессивных технологий и техники»

     Основная  цель – насыщение продовольственных  рынков Беларуси и России конкурентоспособными продуктами питания из плодов и овощей отечественного производства в объемах и ассортименте, позволяющих удовлетворить покупательский спрос, повысить качество питания населения.

     Для достижения этой цели необходимо реализовать  такие конкретные задачи, как:

     - разработка прогрессивных, экологически безопасных, ресурсо- и энергосберегающих технологий производства и переработки плодов и овощей;

     - создание на их основе новой  современной техники и освоение  ее серийного производства;

     - оснащение новой техникой белорусских  и российских хозяйств и предприятий плодоовощной отрасли.

     Выполнение Программы и дальнейшее использование ее результатов, то есть создание и внедрение современных безопасных ресурсо- и энергосберегающих технологий и конкурентоспособной техники для производства, транспортировки, послеуборочной доработки, хранения и глубокой комплексной переработки плодов и овощей позволит увеличить объемы производства, переработки и потребления населением плодоовощной продукции улучшенного качества и в расширенном ассортименте. 

    1. Перспективы образования союза России и Белоруссии
 

     Перспективы союза России и Белоруссии стали одной из наиболее важных проблем, обсуждаемых аналитиками. И это неудивительно, поскольку отношение к «братской республике» и к установившемуся там режиму является для россиян важным критерием при оценке адекватности самой российской власти.

     В принципе, существует четыре сценария сближения России и Белоруссии:

     1) полное поглощение,

     2) продолжение нынешнего сближения на базе союзного договора,

     3) сближение по типу ЕС,

     4) самостоятельное развитие с надеждой объединиться когда-нибудь в «Соединенных Штатах Европы».

     Поглощение Россией Белоруссии по образцу объединения Германии было бы наиболее эффективным и приемлемым вариантом для народов обеих стран. Разумеется, это повлекло бы за собой серьезные экономические издержки для России, однако, когда речь идет о стремлении братских народов к объединению, не следует измерять гармонию народных настроений экономической алгеброй. От такого развития событий более всего выиграл бы белорусский народ, так как для него закончилась бы эпоха экономической экзотики и неосталинской риторики. Впрочем, этот вариант является и наименее вероятным, поскольку белорусская правящая элита к нему совершенно не готова — для нее он равнозначен потере средств к существованию.

     Продолжение движения в логике нынешнего союзного договора совершенно неприемлемо для России. Этот сценарий справедливо было бы назвать «ремонтом», т. е. состоянием неустойчивости и неопределенности, из которого участники ремонта могут извлекать личную пользу: ремонт всегда выгоден строителям. Расхождение таможенных тарифов, множественность валютных курсов, цены на энергоносители — эти и многие другие неурегулированные вопросы вредят союзу, однако выгодны отдельным участникам «строительства». Практика многих лет ремонта продемонстрировала его полную неэффективность — не только экономическую, но и политическую. Если посмотреть на эволюцию политических институтов России и Белоруссии, на произошедшие изменения в экономическом законодательстве двух стран, то нельзя не поразиться тому, как же далеко они разошлись друг с другом за годы сближения.

     Объединение в «Соединенных Штатах Европы» может  рассматриваться в качестве стратегической перспективы, однако этот сюжет не имеет прямого отношения к текущим проблемам и среднесрочным перспективам российско-белорусского союза.

     Наконец, существует сценарий сближения, опирающийся  на опыт западноевропейской интеграции, который становится весьма популярным. Строго говоря, опыт ЕС не может быть транслирован на российско-белорусские отношения непосредственно. Тому есть несколько причин. Во-первых, в ЕС объединялись народы, разделенные столетиями вражды и войн, тогда как в случае России и Белоруссии речь идет о народах, живших в составе единого государства. Во-вторых, в ЕС первоначально входили примерно равные по экономическому потенциалу страны. В-третьих, европейские страны имели примерно идентичные экономические и политические институты, тогда так в России и Белоруссии они различны и за прошедшие годы эволюционировали в противоположных направлениях. В-четвертых, реальная интеграция экономик наших стран уже сейчас гораздо ближе, чем была в послевоенной Западной Европе.

     Следовательно, специфика отношений России и Белоруссии сама по себе еще не позволяет сделать однозначный вывод относительно перспектив использования опыта ЕС. Одни факторы создают предпосылки для более быстрой и более глубокой интеграции, другие, напротив, тормозят этот процесс.

     Но  существует еще один фактор сближения  наших западноевропейских соседей, который принципиально важен для оценки перспектив российско-белорусского союза. Это близость базовых ценностей формирующих европейский союз народов. Наблюдая за поведением правящей элиты Белоруссии и, особенно, за решениями большинства белорусского народа на выборах, трудно сделать вывод, что российские и белорусские ценности находятся в одной системе координат. Можно спорить вслед за белорусской демократической оппозицией, на какой именно процент голосов мог бы рассчитывать Лукашенко при более честной системе выборов, однако вряд ли стоит сомневаться: большинство белорусских избирателей отдает предпочтение именно ему. О чем свидетельствует хотя бы опыт ЛДПР, в России политик подобного типа вряд ли получил бы большинство даже в самые тяжелые моменты посткоммунистической трансформации. И в этом глубочайшее расхождение между двумя странами.

     Сказанное, однако, не должно закрывать дискуссию  о необходимых шагах по формированию реального российско-белорусского союза. Политические обстоятельства, препятствующие этому союзу, могут отпасть, и тогда интеграция возобновится.

     Для начала реального движения к объединению  Белоруссия должна сама (хотя и с помощью России) пройти ту часть пути, которую Россия прошла за последнее десятилетие. Речь идет о восстановлении в Белоруссии реально функционирующей политической демократии, оздоровлении бюджета, принятии российской налоговой системы и таможенного законодательства. На этой базе можно начать и совместное движение к единой экономике.

     Россия  может и должна помочь братскому  народу пройти свою часть пути. В самой же России весьма искаженно понимают эту помощь, предоставляя белорусскому правительству комфортные финансовые условия для существования — будь то дешевые энергоресурсы или кредитование бюджета. Между тем, как свидетельствует практика десятков стран (в том числе посткоммунистических), дешевые ресурсы не только не способствуют решению назревших проблем, но, напротив, тормозят преобразования.

     Помощь  нужна Белоруссии, прежде всего, в виде четкой политической позиции России и ее руководства относительно условий и направлений сближения двух стран, в виде технической помощи в осуществлении стабилизационных мероприятий и структурной реформы, в виде поддержки российского бизнеса, готового инвестировать в Белоруссию. И только в данном контексте имеет смысл обсуждать реальные возможности применения опыта формирования ЕС для создания союза России и Белоруссии.  

    1. Результаты  и перспективы  экономической          интеграции России и  Белоруссии
 

     Учитывая  накопленный опыт, как положительный, так и отрицательный, необходимо выработать принципиально новую стратегию развития взаимоотношений между Россией и Белоруссией.

     В рамках СНГ сформировался феномен  разноскоростного интеграционного процесса, в результате которого на территории СНГ сложился ряд субрегиональных объединений с различными принципами взаимодействия. В связи с этим перед русскими и белорусами сегодня стоит сложная задача, во-первых, преодоления угрозы разобщения внутри союза и, во-вторых, использования преимуществ появления небольших группировок, которые могут ускорить решение практических вопросов взаимодействия.

     Исходя  из накопленного опыта интеграции и  учитывая инерционность интеграционных процессов, дальнейшая стратегия развития взаимоотношений между государствами будет, как и прежде, строиться путем заключения двусторонних соглашений. 

     Интеграционный  процесс будет развиваться как  сверху вниз, так и снизу – от реальных связей субъектов хозяйствования, от региональных программ к общегосударственным. При этом главный приоритет  будет отдан расширению и углублению рыночных основ интеграции, повышению роли предпринимательских структур в хозяйственном взаимодействии стран. Локомотивом и катализатором интеграционного процесса станут транснациональные корпорации, которые способствуют развитию межгосударственной торговли, расширению сбыта продукции на всей территории России и Белоруссии путем создания дочерних предприятий, производственных и торговых филиалов.

     Новая стратегия экономической интеграции России и Белоруссии включает основные принципы: прагматизм, совпадение интересов, взаимовыгодность двухстороннего сотрудничества, сохранение политического суверенитета.

     В краткосрочном периоде на первый план выходят конструктивные решения  и четкие действия по активизации  интеграции, завершение формирования полноценной правовой базы.  В долгосрочном периоде интеграционные процессы будут развиваться в направлении создания зоны свободной торговли через открытие национальных границ на пути движения товаров, услуг, труда, капитала, достаточно свободной, чтобы учитывать интересы и суверенитет государств.

     На  сегодняшний день ощутимыми темпами  растет взаимный товарооборот между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, что является свидетельством необратимости процесса экономической интеграции двух стран.

     Товарооборот  России с Беларусью в 2006 году составил 19,9 млрд. долл. США и вырос на 26% по сравнению с 2005 годом, в том  числе экспорт в Беларусь - 13,1 млрд. долл. США (рост на 29,5%), импорт из Беларуси - 6,8 млрд. долл. США (рост на 19,8%). В 2006 году в основном сохранилась сложившаяся в предшествующие годы структура взаимного товарооборота.

     По  данным Минстата Республики Беларусь, по итогам 2006 года поступление иностранных инвестиций в Беларусь по сравнению с 2005 годом увеличилось в 2,2 раза и составило более 4,0 млрд. долл. США. Объем инвестиций из России в экономику Беларуси составил 398,7 млн. долл. США.

     Объем товарооборота России с Белоруссией  в 1-м полугодии 2008 г увеличился на 60,7 проц по сравнению с аналогичным  периодом 2007 года и превысил 18 млрд долл. Объем экспорта в из Белоруссии в Россию вырос на 42 проц до 5,6 млрд долл, а импорт из России в Белоруссию – на 70,8 проц до 12,4 млрд долл. Положительная динамика прироста товарооборота подтверждается данными за июль-август 2008 г. За этот период товарооборот между Россией и Белоруссией уже превысил 580 млрд руб /порядка 23 млрд долл/. Белоруссия заняла 6-е место во внешнеторговом обороте России по итогам 2007 г. Удельный вес Белоруссии во внешнеторговом обороте России составляет в этом году 5 проц, в 2007 г – 4,6 проц. Доля России во внешнеторговом обороте Белоруссии увеличилась в 2008 г до 49 проц с 48,3 проц в 2007 г.       Объем взаимного товарооборота двух стран достиг рекордной отметки в 34 млрд. долларов США.22

     Из-за последствий мирового кризиса в январе-октябре 2009 года товарооборот между Россией и Беларусью по сравнению с аналогичным периодом 2008 года снизился на 38,3% и составил 18693,2 млн.долл. США, в том числе экспорт России в Беларусь – 13307,7 млн.долл. США (падение на 36,3%), импорт – 5385,5 млн.долл. США (падение на 42,6%). Положительное сальдо для России уменьшилось по сравнению с январем-октябрем 2008 года почти в 1,5 раза до 7922,2 млн. долл. США. 23 24

       Как заявил премьер-министр России  В.В.Путин на встрече с белорусским премьером М.Мясниковичем: "Самое главное в экономической сфере отношений РФ и Белоруссии - рост товарооборота... За январь-ноябрь 2010 года - других, более точных данных пока мы не имеем - он вырос существенно (приблизительно на 20%) и практически восстановился на докризисном уровне(около 25 миллиардов долларов)".25

       Для построения полноценного альянса России и Белоруссии нужно выбрать определенную стратегию развития, лучше всего подходящую для особенностей экономического и политического уклада. Основными принципами должны быть прагматизм, совпадение интересов, взаимовыгодность двухстороннего сотрудничества, сохранение политического суверенитета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Размышляя над общими перспективами российско-белорусской  экономической интеграции можно сказать, что анализ основных факторов, влияющих на развитие российско-белорусских отношений, реальное положение дел в этой области со всеми достижениями, трудностями и проблемами показывает, что создание Союзного государства в том виде, как оно определено соответствующим договором, является хотя и чрезвычайно сложной, но в принципе выполнимой задачей.

     В экономической области процессу объединения способствует взаимодополняемость экономик, а также уже имеющиеся достижения в плане реализации совместных программ Союзного государства, создания совместных предприятий, успехи межрегионального сотрудничества. Постоянно растет взаимный товарооборот.

     Вместе  с тем страны далеко не в полной мере реализовали экономический потенциал Союзного государства, что объясняется, прежде всего, различным подходом к управлению экономикой, а также несогласованностью шагов в финансово-экономической сфере. Особое значение имеет сотрудничество в области энергетики. Республика Беларусь в решающей степени зависит от энергопоставок из Российской Федерации. В свою очередь Россия зависит от беспрепятственного транзита по территории Беларуси, увеличение объемов которого привело бы к снижению зависимости от транзита по территории Украины и снизило напряжение в отношениях с ЕС в данной области. «Газовые» и «нефтяные» войны на протяжении ряда лет отравляли отношения между двумя странами, переводили экономические отношения в плоскость политических противоречий.

Информация о работе Российско-Белорусский союз: становление и проблемы развития