Российско-Белорусский союз: становление и проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности союза России и Белоруссии, изучение истории становления Союзного государства, рассмотрение перспектив экономического и политического развития российско-белорусских отношений.

Исходя из целей курсовой работы, задачами являются исследования:

- сущности и истории формирования союза;

- условий становления союзных отношений;

- нормативно-правовой базы Союзного государства;

- проблем развития интеграционных связей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Предпосылки и история формирования союза России и Белоруссии………6

1.1. Исторические аспекты образования союза России и Белоруссии………...6

1.2. Экономические предпосылки формирования союза России и

Белоруссии…………………………………………………………….................8

1.3. Политические предпосылки образования Союзного государства……….11

2. Нормативно-правовая база союза России и Белоруссии…………………...13

2.1. Основные документы нормативно-правовой базы союза………………..13

2.2. Основные положения Договора “О создании Союзного государства”…17

2.3. Органы Союзного государства России и Белоруссии……………………20

3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии…………………………………………………………….25

3.1. Внешняя и внутренняя политика союза России и Белоруссии…………..25

3.2. Программы Союзного государства России и Белоруссии………………..29

3.3. Перспективы образования союза России и Белоруссии………………….32

3.4. Результаты и перспективы экономической интеграции России и

Белоруссии…………………………………………..…………………………...36

Заключение……………………………………………………………………….40

Список использованных источников…………………………………………...43

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Ксёнз Д.Р..doc

— 464.50 Кб (Скачать документ)

     Совет Министров в пределах своей компетенции  издает постановления, директивы и  резолюции. Решение Совета Министров  может быть приостановлено или отменено Высшим Государственным Советом14.

     Таким образом, нормативно-правовая база союза  России и Белоруссии соответствует  международным стандартам, обеспечивает равные права и свободы граждан. Органы Союзного государства наделены широкими полномочиями и достаточно успешно выполняют свои функции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Основные  направления сотрудничества и перспективы           развития союза России и Белоруссии
 

    3.1. Внешняя и внутренняя политика союза России и Белоруссии 

     Значение cоюза России и Белоруссии выходит за пределы обоих государств. Он может рассматриваться не только как ядро нового международного объединения, а, будучи открыт для любой третьей страны, которая разделяет цели и принципы cоюза, представляет из себя одну из возможных моделей углубления интеграции между всеми странами СНГ, а также за его пределами.

     Среди основных направлений внешнеполитической деятельности Союзного государства можно выделить: координацию действий в сфере внешней политики, связанных с осуществлением Договора; принятие в состав Союзного государства других государств; взаимодействие в международной сфере по военным и пограничным вопросам, включая реализацию международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений. Кроме того, важнейшими направлениями внешнеполитической деятельности являются обеспечение признания Союзного государства всем мировым сообществом, активное участие в деятельности и мероприятиях международных организаций, развитие всесторонних связей с бывшими республиками СССР в рамках СНГ, участие в обеспечении стабильности и безопасности на евразийском континенте и в мире15.

     Главный акцент в интеграционном сотрудничестве России и Белоруссии ставится на создание единого экономического пространства. В этой плоскости ведется работа по углублению валютной интеграции, в рамках которой продолжается реализация Плана совместных действий правительств и Центробанков двух стран по введению единой денежной единицы Союзного государства, предусматривающего проведение структурных преобразований в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной политики, внешнеэкономической деятельности, страхования, валютного регулирования.

     Одним из важных направлений интеграции является реализация более 40 межгосударственных экономических, оборонных, социальных программ и проектов16. Их финансирование осуществляется из бюджета Союзного государства. Бюджет 2010 года, утверждённый Декретом №3 от 10.12.2009, составляет 4 млрд. 872 млн. российских рублей по доходам и расходам. Отчисления из бюджета РФ -3,167 млрд. руб. , из бюджета РБ - 1,705 млрд. руб.17

     Расширению  экономического сотрудничества содействует  образование межгосударственных финансово-промышленных групп (МФПГ). Зарегистрировано 6 МФПГ: "БелРусАвто" - по развитию дизельного автомобилестроения; "Формаш" - по производству оборудования для выпуска химических волокон и нитей, переработки льна и шерсти; "Межгосметиз" - по производству металлокорда; "Электронные технологии" - по производству телевизоров и средств связи; "Оборонительные системы" и "Аэрокосмическое оборудование".

     Большую роль в российско-белорусских отношениях играет быстро развивающееся межрегиональное  сотрудничество. В настоящее время  все 6 белорусских областей и Минск  связаны соглашениями о сотрудничестве с 80 субъектами Российской Федерации. В одиннадцати регионах России открыты отделения посольства Белоруссии. В Минске действуют представительства шести российских регионов.18 В настоящее время действует более 200 соглашений и протоколов, направленных на развитие всех форм сотрудничества между Беларусью и регионами России. Первые места в товарообороте занимают Москва и Тюменская область (60 процентов), причем российская столица занимает первое место в экспорте Беларуси в Россию. В первую десятку по объему торговли с Беларусью входят также Ярославская и Нижегородская области, Республика Татарстан.19

     Осуществляется  тесное внешнеполитическое взаимодействие. Россия и Белоруссия выступают с  единых или близких позиций по основным международным проблемам, тесно сотрудничают в ООН, другими универсальными и региональными организациями. Поддерживаются активные контакты между внешнеполитическими ведомствами в рамках двухгодичной Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора «О создании Союзного государства». В ноябре 2010 г. состоялось четвертое совместное заседание коллегий МИД России и МИД Белоруссии. На совместном заседании коллегии министерств иностранных дел двух стран уделили особое внимание вопросам деятельности интеграционных структур на пространстве СНГ. Отмечена необходимость активизации совместных усилий по дальнейшему углублению интеграционного сотрудничества на основе принципов взаимной выгоды, равноправия и солидарности, укреплению и повышению эффективности самого Содружества, ЕврАзЭС и ОДКБ. Значительный импульс этому процессу призвано дать формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. На заседании получила подтверждение готовность к дальнейшему укреплению практической координации дипломатических ведомств на основе действующей в рамках Союзного государства Программы согласованных действий в области внешней политики на 2010-2011 гг.Достигнута договоренность о проведении следующего совместного заседания коллегий МИД России и МИД Белоруссии в 2011 г.

     Укрепляется российско-белорусское сотрудничество в сфере обороны и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. В декабре 2001 г. принята Военная доктрина Союзного государства. Эффективно функционирует совместная региональная группировка войск. Проводятся мероприятия по восстановлению кооперационных связей между предприятиями ВПК, 30 – 40 совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки различного уровня и характера.20 Знаковым событием последнего времени стало подписание Россией и Беларусью 3 февраля 2009 года, в ходе заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства, Соглашения о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Республики Беларусь и Российской Федерации.

     В социальной сфере ведется работа по выполнению положений Договора «О равных правах граждан». Значимым шагом стало создание единого миграционного пространства России и Белоруссии, обеспечение равных имущественных прав граждан двух стран, а также возможностей в получении бесплатного образования и при трудоустройстве. В январе 2006 г. подписаны соглашения по дальнейшему обеспечению равенства прав российских граждан в Белоруссии и белорусских граждан в России в сфере здравоохранения, пенсионной системы и налогообложения.

     Интенсивный характер носят связи между Россией  и Белоруссией в области культуры. В 2004 и 2009 гг. был проведен Год культуры Белоруссии в России, в 2005 и 2010 гг.  Год культуры Республики Беларусь в Российской Федерации. Наиболее крупным среди регулярных культурных мероприятий является частично финансируемый из бюджета Союзного государства фестиваль "Славянский базар". Ежегодно вручаются премии Союзного государства в области литературы и искусства, проходят фестивали  “Молодежь за Союзное государство”, “Творчество Юных”, проводятся совместные Дни славянской письменности и культуры.  

3.2. Программы Союзного государства России и Белоруссии 

     К основным программам союза России и Белоруссии относятся следующие21:

     1. «Создание компьютерных технологий программно-переналаживаемого оборудования, новых материалов и инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики до астрооптики из традиционных и нетрадиционных оптических материалов»

     Задачами программы являются: создание автоматизированного, управляемого компьютерами оборудования для обработки оптических компонентов, изготовления оптических систем и управления технологическими циклами; создание компьютеризированных контрольных устройств, предоставляющих полную информацию о ходе технологического процесса в реальном времени для системы управления качеством.

     Социально-экономическая  значимость программы состоит в  следующем:

     - сохранение и развитие научно-технического  потенциала в области оптико-электронного приборостроения специального и гражданского назначения России и Белоруссии, совершенствование их интеграционных связей;

     -обновление  оптического производства новым  компьютеризированным программно-переналаживаемым и экологически чистым оборудованием;

     - развитие производства и обеспечения  оптико-механическими и оптико-электронными приборами отраслей народного хозяйства;

     -  создание на базе данного оборудования  новых форм организации производства оптической элементной базы оптико-электронных систем и комплексов «двойного» назначения, максимально адаптированных к условиям рынка.

     2. «Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года»

     Основная  цель – создание и организация производства автомобильной техники, отвечающей современным международным и перспективным требованиям по экологии, экономичности, безопасности и надежности.

     Основные задачи программы: разработка конструкций и организация производства различных видов большегрузной автомобильной техники, силовых агрегатов, систем, компонентов и материалов, отвечающих требованиям норм ЕВРО-3 и ЕВРО-4 по экологии, безопасности, экономичности и надежности.

     Программой  предусматривается проведение НИОКР по разработке конструкций автомобилей, двигателей, топливной аппаратуры, электронных систем и других автомобильных компонентов, проведению сертификационных мероприятий в России и при необходимости – в Европе. Эти работы носят инновационный характер и обеспечивают создание конструкций для реализации в инвестиционных проектах, направленных на создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение существующих мощностей по производству дизельной автомобильной техники, компонентов, электронных систем и материалов. Создание специализированных мощностей по компонентам и электронным системам учитывает потребность автосборочных и автобусных заводов России и Беларуси, не являющихся непосредственными участниками программы.

       В результате реализации программы ожидается:

     - активизация и повышение эффективности  экономики Российской Федерации и Республики Беларусь на основе развития производства на предприятиях автомобильной промышленности и в смежных отраслях;

     - организация дизельного автомобилестроения, отвечающего перспективным техническим требованиям по экологии, безопасности и надежности, в количествах, удовлетворяющих основные потребности внутреннего рынка и государственные нужды;

     - создание новых рабочих мест.

     3. «Создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергосредства мощностью 200-450 л.с. на 2006-2009 годы»

       Цель программы – создание конструкции и освоение производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергосредства с двигателем мощностью 200-450 л.с. и его модификации повышенной проходимости для Нечерноземной зоны России с мощностью двигателя 210-280 л.с.

     Программа решает следующие основные задачи: повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства за счет обеспечения его техникой повышенной энергонасыщенности; повышение эффективности сельскохозяйственного производства за счет увеличения использования сельскохозяйственной техники (комплексов УЭС) до 1000-1200 часов в год вместо 150-200 часов (узкоспециализированной) в настоящее время.

     Программа реализуется в два этапа. Первый этап – проведение НИР и ОКР  по созданию универсального мобильного энергосредства и его модификации повышенной проходимости для Нечерноземной зоны России, а также высокопроизводительных комплексов машин и комбинированных агрегатов, проведение испытаний на машиноиспытательных станциях России и Беларуси. Второй этап – подготовка совместного производства универсальных мобильных энергосредств, комплексов уборочных машин и комбинированных агрегатов на предприятиях Беларуси и России, организация центров по реализации и сервису новой техники в регионах России и Беларуси.

     Применение  комплексов машин на базе УЭС позволит сократить материалоемкость машинно-тракторного парка в 1,7-2 раза, повысить производительность труда на 40-60%, сократить расход топлива на 25-30%, вдвое уменьшить потребность в мощных дизельных двигателях, создать дополнительные рабочие места  на предприятиях России и Беларуси.

Информация о работе Российско-Белорусский союз: становление и проблемы развития