Себестоимость продукции и особенности ее планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:09, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение себестоимости продукции и особенностей ее планирования.
Задачи работы:
Рассмотреть теоретические аспекты себестоимости продукции
Исследовать планирование издержек в разрезе экономических элементов (на примере ОАО «алтайвагон»);
Проанализировать характеристику деятельности предприятия;
Провести анализ планирования издержек продукции по статьям калькуляции.

Содержание

Введение___________________________________________________________3
1. Теоретические аспекты себестоимости продукции и особенности ее планирования_______________________5
2. Планирование издержек в разрезе экономических элементов (на примере ОАО «Алтайвагон»)_______________14
2.1. Характеристика деятельности предприятия__________________________14
2.2. Организационная структура управления предприятия_________________ 16
2.3. Особенности планирования себестоимости продукции по статьям калькуляции______________________17
2.4. Решение задач__________________________________________________25
Заключение________________________________________________________27
Список использованной литературы___________________________________ 29

Работа состоит из  1 файл

Планир. и бюдж. кр.р..doc

— 330.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Рубцовский  индустриальный институт (филиал)

 ГОУ  ВПО «Алтайский государственный технический

университет им. И.И. Ползунова» 
 

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

по дисциплине «Планирование и бюджетирование» 
 

на тему: «Себестоимость продукции и особенности ее планирования» 
 
 
 
 
 
 

                     Выполнила:

                        студентка группы ФиК61з

                     Лопатина И.Л.

                     Руководитель:

                     к.э.н., доцент каф. «ФиК»

                     Прокопьева Т.В. 

                                                              Курсовая работа защищена                                                                   с оценкой______________

      «___»______________2011 г. 
 
 
 
 
 
 

Рубцовск 2011

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение___________________________________________________________3

1.Теоретические аспекты себестоимости продукции и особенности ее планирования_______________________________________________________5

2. Планирование издержек в разрезе экономических элементов (на примере ОАО «Алтайвагон»)_________________________________________________14

2.1. Характеристика деятельности предприятия__________________________14

2.2. Организационная  структура управления предприятия_________________ 16

2.3. Особенности планирования себестоимости продукции по статьям калькуляции_______________________________________________________17

2.4. Решение задач__________________________________________________25

Заключение________________________________________________________27

Список использованной литературы___________________________________ 29

Приложение_______________________________________________________30

 

 

Введение 

      Себестоимость продукции – это выраженные в  денежной форме текущие затраты  предприятия на ее производство и  сбыт. Затраты на производство образуют производственную себестоимость, а затраты на производство и сбыт – полную себестоимость продукции.

      Себестоимость – один из важнейших показателей  работы предприятия, отражающий результаты их производственно – хозяйственной  деятельности. Она показывает конкретные затраты на производство и сбыт продукции. Себестоимость отражает организацию производства, технику, технологию, экономику и планирование, как отдельного предприятия, так и отрасли в целом. Объем, ассортимент и качество продукции, рациональное использование материальных и энергетических ресурсов, использование оборудование, организация труда и его производительность и многие другие факторы оказывают влияние на уровень себестоимости и находят отражение при ее исчислении.

       Себестоимость продукции, работ и услуг является важнейшим показателем, характеризующим эффективность деятельности предприятий. От уровня этого показателя зависят темпы расширенного воспроизводства, получение организацией прибыли или убытка и, в конечном счете - финансовое состояние субъектов хозяйствования. Всем вышеперечисленным обусловлена актуальность работы.

      Объект  курсовой работы – себестоимость  продукции.

      Предмет курсовой работы – теоретические и методологические основы себестоимости продукции. 

      Целью курсовой работы является изучение себестоимости продукции и особенностей ее планирования.

       Задачи  работы:

    • Рассмотреть теоретические аспекты себестоимости продукции
    • Исследовать планирование издержек в разрезе экономических элементов (на примере ОАО «алтайвагон»);
    • Проанализировать характеристику деятельности предприятия;
    • Провести анализ планирования издержек продукции по статьям калькуляции.

        Теоретической и методологической основой написания работы послужили труды известных российских и зарубежных ученых-экономистов. В качестве дополнительных источников использовались обзоры статей, представленных в периодической печати. 
 
 
 

 

  1. Теоретические аспекты себестоимости  продукции 

    и особенности ее планирования 

      Себестоимость — все издержки (затраты), понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции или услуги.

      Более полное определение себестоимости:

      «Себестоимость — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию»

      В экономической науке и для  прикладных задач выделяется несколько  типов себестоимости:

      Полная  себестоимость (средняя) — соотношение полных издержек к объему производства;

      Предельная  себестоимость — это себестоимость каждой последующей произведенной единицы продукции;

      Виды  себестоимости:

      - Себестоимость по статьям калькуляции (распределение затрат для составления себестоимости по статьям учета);

      - Себестоимость по элементам затрат.

      Многочисленные  затраты, формирующие себестоимость  продукции, в практике планирования и учета классифицируются по экономически элементам и статьям калькуляции. Перечень этих элементов и статей представляет собой состав себестоимости продукции. Структура же себестоимости продукции - это соотношение этих элементов и статей между собой, выраженное в процентах к общему итогу.

      Классификация по экономическим элементам используется для определения и поддержания оптимального соотношения между первородными экономическими затратами, живым и овеществленным трудом, соотношения потребляемых ресурсов, увязки и взаимосвязи различных разделов бизнес-плана, плана (программы) развития отрасли.

      Экономические элементы затрат - это экономически первородные, более неделимые, нерасщепляемые затраты.

      Статьи  калькуляции, наоборот, состоят из разнородных  в экономическом смысле затрат. Каждая статья калькуляции включает все экономические элементы затрат.

      Классификация затрат на себестоимость продукции  по статьям калькуляции позволяет  выявить конкретный объект и место  осуществления затрат, определить себестоимость  единицы продукции, прибыль, рентабельность продукции и производства.

      Состав  себестоимости по экономическим  элементам затрат (смета затрат на производство) представлена ниже:

      1. Сырье и основные материалы. 

      2. Вспомогательные материалы. 

      3. Топливо со стороны. 

      4. Энергия со стороны. 

      5. Заработная плата всех работников.

      6. Начисления на заработную плату. 

      7. Амортизация. 

      8. Прочие денежные расходы. 

      Статьи  калькуляции в наиболее обобщенном виде представляют:

      1. Сырье и основные материалы  за вычетом годных отходов. 

      2. Вспомогательные материалы. 

      3. Топливо на технологические цели.

      4. Энергия на технологические цели.

      5. Заработная плата рабочих основного  производства.

      6. Начисления на заработную плату. 

      7. Расходы на содержание и эксплуатацию  оборудования.

      8. Цеховые расходы. 

      Итого цеховая себестоимость 

      9. Общезаводские расходы. Итого производственная себестоимость

      10. Внепроизводственные (коммерческие) расходы. Всего полная (коммерческая) себестоимость.[1, с.217]

      Основной  целью планирования себестоимости  является выявление и использование  имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и живого труда, промышленность добивается наряду с ростом накоплений увеличения объема выпуска продукции. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий. Только при научно организованном нормировании затрат можно выявить и использовать резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции.

      Плановая  себестоимость определяется путем  технико-экономических расчетов величины затрат на производство и реализацию всей товарной продукции и каждого  вида изделий. В зависимости от характера производства применяется ряд показателей, характеризующих себестоимость продукции.

      При выпуске одного вида продукции себестоимость  единицы этой продукции является показателем уровня и динамики затрат на ее производство. Для характеристики себестоимости разнородной продукции в планах и отчетах используются показатели снижения себестоимости сравнимой товарной продукции и затрат на 1 руб. товарной продукции. План предприятия содержит также сводную смету затрат на производство и плановые калькуляции себестоимости отдельных изделий.

      Показатель  затрат на 1 руб. товарной продукции  определяется исходя из уровня затрат на производство товарной продукции  по отношению к стоимости продукции  в оптовых ценах предприятия.

      Показатель  затрат на 1 руб. товарной продукции  не только характеризует планируемый уровень снижения себестоимости, но и определяет также уровень рентабельности товарной продукции. Его величина зависит как от снижения себестоимости продукции, так и от изменения оптовых цен, ассортимента и качества продукции.

      В плане затраты рассчитываются на плановый объем и ассортимент  продукции, но фактический ее ассортимент  может отличаться от планового. Поэтому  плановое задание по затратам на 1 руб. продукции пересчитывается на фактический  ассортимент и потом уже сопоставляется с данными о затратах на 1 руб. продукции. [1, с.219]

      План  по себестоимости промышленной продукции  составляется по единым для всех предприятий  правилам, установленным в инструкциях  по планированию, учету и калькулированию  себестоимости промышленной продукции. В этих инструкциях содержится перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, и определяются способы калькулирования себестоимости.

      Установление  общих, единых для всех предприятий  правил имеет важное значение для  правильного планирования и учета себестоимости продукции. В частности, общим для всех отраслей промышленности является порядок включения в себестоимость продукции только тех затрат, которые прямо или косвенно связаны с производством продукции. Поэтому нельзя включать в плановую себестоимость продукции расходы, не относящиеся к производству продукции, например расходы, связанные с обслуживанием бытовых нужд предприятия (содержание жилищно-коммунальных хозяйств, расходы других непромышленных хозяйств и т.д.), по капитальному ремонту и строительно-монтажным работам, а также расходы культурно-бытового назначения.

      Некоторые расходы хотя и учитываются в  фактических затратах на производство, однако в силу их особого характера  также не могут включаться в плановую себестоимость продукции. К таким затратам относятся разного рода непроизводительные расходы и потери, например обусловленный отступлениями от установленного технологического процесса производственный брак (потери от брака планируются только лишь в литейных, термических, вакуумных, стекольных, оптических, керамических и консервных производствах, а также в особо сложных производствах новейшей техники в минимальных размерах по нормам, устанавливаемым вышестоящей организацией). [8, с.117]

Информация о работе Себестоимость продукции и особенности ее планирования