Служба упраления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:28, курсовая работа

Описание

В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы совершенствования организации и управления, позволяющие повысить социально-экономическую эффективность предприятия, так как среди большой части руководителей организаций и владельцев фирм в России бытует распространённое заблуждение, что работа с персоналом не является важнейшей задачей наряду со многими другими стратегическими, тактическими или финансовыми проблемами, с которыми приходится сталкиваться любой компании в своей деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Служба персонала в системе управления предприятием……………...4
1.1.Значимость службы управления персоналом для предприятия…………….4
Структура службы управления персоналом………………………………….9
Глава 2. Задачи службы управления персоналом……………………………….15
2.1. Задачи службы управления персоналом в период формирования………..15
2.2. Задачи службы управления персоналом в период роста…………………..20
2.3. Задачи службы управления персоналом в период стабилизации………...24
2.4. Задачи службы управления персоналом в период спада…………………..31
Заключение………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по управлению окончательно.docx

— 86.45 Кб (Скачать документ)

На  данном этапе становится понятным, что каждая кадровая программа должна в итоге приносить прибыль  компании -- будь то подбор персонала, создание учебного центра или проведение корпоративного мероприятия.

Главная задача службы персонала в этот период - повышение рыночной стоимости компании с помощью инструментов управления персоналом, а также разработка стратегии  компании в области управления персоналом, развитие ее организационной структуры, создание систем оценки деятельности подразделений.

Практика  показывает, что в отечественных  компаниях довольно редко HR-службы становятся стратегическими партнерами. Это обусловлено относительной  молодостью бизнеса в нашей стране и молодостью самой профессии  специалиста по кадровому менеджменту, которая только вступает во второе десятилетие своего существования. По мнению экспертов, наиболее оптимальным  является позиционирование HR-отдела как  сервисной службы, в то время как  она, тем не менее, играет неафишируемую  роль бизнес-партнера.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Структура службы управления персоналом

 

Опыт показывает, что в  настоящее время в состав службы управления персоналом многих отечественных  организаций входят следующие подразделения: отдел кадров, отдел обучения, отдел  труда и заработной платы, отдел  социального развития  и другие отделы социальной инфраструктуры, отдел  охраны труда и техники безопасности, лаборатория социологии, отдел охраны окружающей среды, юридический отдел, отдел организации труда, производства и управления, отдел научно-технической  информации, патентно-лицензионный отдел, бюро рационализации и изобретательства.4

Раскроем цели и функции  основных подразделений службы управления персоналом.

Цель отдела кадров – сохранение квалифицированных работников в условиях нестабильного производства и наём новых работников.

Функции отдела кадров:

    • обеспечивать кадрами организацию (наём, расстановка, увольнение);
    • вести кадровое делопроизводство;
    • анализировать текучесть кадров и дисциплину труда;
    • учитывать движение персонала;
    • подготавливать кадровые приказы и др.

Цель отдела обучения – обучение руководителей, специалистов, рабочих.

Функции отдела обучения:

    • организовывать обучение руководителей, специалистов, рабочих основам рыночной экономики по отдельным программам;
    • организовывать проведение обучения и аттестации руководителей, специалистов, рабочих по правилам техники безопасности и охраны труда;
    • организовывать повышение квалификации, переподготовку руководителей и специалистов через обучение в  высших и средних учебных заведениях;
    • организовывать подготовку преподавателей из числа руководителей и специалистов организации;
    • осуществлять учебно-методическое руководство производственно-экономическим обучением рабочих через подготовку и переподготовку;
    • изучать и обобщать опыт работы лучших работников;
    • организовывать производственную практику студентов и учащихся.

Цель отдела труда  и заработной платы – объективная оценка результатов деятельности каждого работника для поддержания эффективной мотивации его труда.

Функции отдела труда и  заработной платы:

    • разрабатывать штатное расписание и изменения к нему на основе утверждённой организационной структуры, согласовывать штатные расписания структурных подразделений;
    • систематически отслеживать численность по структурным подразделениям;
    • внедрять современные системы оплаты труда, ориентированные на конечный результат, разрабатывать и совершенствовать системы оценки труда персонала;
    • формировать и внедрять системы премирования;
    • внедрять контрактную форму найма персонала;
    • формировать коллективный договор и организовывать контроль за ходом его выполнения;
    • осуществлять контроль за соблюдением Трудового кодекса РФ в части нормирования и оплаты труда, правил внутреннего распорядка;
    • организовывать работу по аттестации рабочих мест;
    • разрабатывать графики работы организации (одно-, двух- и трёхсменный режим) и согласовывать графики работы структурных подразделений;
    • анализировать технико-экономические показатели структурных подразделений по труду;
    • составлять статическую отчётность по трудовым показателям.

Цель отдела социального  развития -  осуществление прав и гарантий социальной защиты для каждого работника.

Функции отдела социального  развития:

    • разрабатывать формы социальной защиты работающих;
    • планировать и использовать средства социального страхования;
    • организовывать фонды материальной помощи;
    • оформлять пенсионные дела и проводить работу с ветеранами труда, осуществлять медицинское и другие виды страхования работающих;
    • организовывать выплаты ссуд, всех видов пособий и обеспечение санитарно-курортными путёвками, социальную защиту молодёжи, организовывать общественные мероприятия для работников и ветеранов организации.

Цель отдела охраны труда и техники безопасности – обеспечение безопасности и здоровых условий труда на каждом рабочем месте.

Функции отдела охраны труда  и техники безопасности:

    • организовывать и координировать работу по охране труда в организации;
    • контролировать соблюдение законодательных и иных нормативно-правовых актов по охране труда работников;
    • совершенствовать работу по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
    • согласовывать разрабатываемую на предприятии проектную документацию в части соблюдения в ней требований по охране труда;
    • анализировать и обобщать предложения по расходованию средств фонда охраны труда;
    • составлять отчётность по охране труда.

Цель социологической  лаборатории – формирование корпоративной культуры и здорового морально-психологического климата в каждом структурном подразделении.

Функции социологической  лаборатории:

    • изучать социологические и психологические проблемы организации труда, быта и отдыха работников, разрабатывать пути и методы их разрешения;
    • повышать стабильность трудового коллектива, его активность и инициативность;
    • повышать эффективность системы социального управления;
    • пропагандировать социологические и психологические знания;
    • разрабатывать системы комфортных взаимоотношений в организации, основы корпоративной культуры, мероприятия по повышению удовлетворённости трудом.

Безусловно, функциональная структура службы управления персоналом во многом определяется характером и  размерами организации, особенностями  выпускаемой продукции и оказываемых  услуг.

В некоторых организациях формируются функциональные структуры  управления персоналом, объединяющие под единым руководством заместителя  директора по управлению персоналом все подразделения, имеющие отношение  к работе с кадрами. Приведём функциональные подсистемы системы управления персоналом организации, объединяющие однородные функции, носителями которых являются различные подразделения по работе с кадрами.

    1. Функции подсистемы планирования и маркетинга персонала:
    • разрабатывать концепцию и стратегию управления персоналом;
    • разрабатывать кадровую политику;
    • анализировать кадровый потенциал, рынок труда;
    • организовывать кадровое планирование, кадровый контроллинг;
    • планировать и прогнозировать потребность в персонале;
    • организовывать рекламу;
    • поддерживать взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами;
    • проводить аудит персонала;
    • формировать благоприятный имидж организации.
    1. Функции подсистемы найма и учёта персонала:
    • организовывать наём персонала;
    • организовывать собеседование, оценку, отбор и приём персонала;
    • осуществлять учёт приёма, перемещений и увольнений персонала;
    • осуществлять социализацию, профессиональную ориентацию и трудовую адаптацию персонала;
    • организовывать рациональное использование персонала;
    • управлять занятостью персонала;
    • осуществлять делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом;
    • управлять высвобождением персонала;
    • изучать причины текучести кадров.
    1. Функции подсистемы трудовых отношений:
    • анализировать и регулировать групповые и личностные взаимоотношения;
    • анализировать и регулировать отношения руководства;
    • управлять производственными конфликтами и стрессами;
    • проводить социально-психологическую диагностику;
    • соблюдать этические нормы взаимоотношений;
    • управлять партнёрским взаимодействием с профсоюзами;
    • управлять культурой организации;
    • обеспечивать дисциплину труда;
    • контролировать правильное использование персонала.
    1. Функции подсистемы условий труда:
    • соблюдать требования психофизиологии труда;
    • соблюдать требования эргономики труда;
    • соблюдать требования технической эстетики;
    • осуществлять охрану труда и безопасность персонала;
    • осуществлять охрану окружающей среды;
    • осуществлять военизированную охрану организации и отдельных должностных лиц;
    • осуществлять организацию труда и рабочего места, обеспечивать оптимальный распорядок работы;
    • рассматривать письма, жалобы, заявления персонала.
    1. Функции подсистемы развития персонала:
    • организовывать обучение персонала;
    • организовывать переподготовку и повышение квалификации персонала;
    • осуществлять введение в должность новых работников;
    • осуществлять текущую периодическую оценку результатов деятельности и трудового потенциала персонала, аттестацию;
    • управлять деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением;
    • организовывать работу с кадровым резервом;
    • осуществлять подбор и расстановку персонала.
    1. Функции подсистемы мотивации и стимулирования персонала:
    • управлять мотивацией и стимулированием трудовой деятельности;
    • осуществлять нормирование и тарификацию трудового процесса;
    • разрабатывать формы и системы оплаты труда;
    • разрабатывать стимулы и формы стимулирования;
    • разрабатывать мотивы и формы мотивации;
    • разрабатывать формы участия персонала в прибылях и капитале;
    • разрабатывать формы морального поощрения персонала.
    1. Функции подсистемы социального развития:
    • организовывать общественное питание;
    • управлять жилищно-бытовым обслуживанием;
    • развивать культуру и физическое воспитание;
    • обеспечивать здравоохранение и отдых;
    • обеспечивать детскими учреждениями;
    • управлять социальными конфликтами и стрессами;
    • организовывать социальное страхование;
    1. Функции подсистемы развития оргструктур управления:
    • анализировать сложившуюся оргструктуру управления;
    • проектировать новую оргструктуру управления;
    • разрабатывать штатное расписание;
    • формировать новую оргструктуру управления;
    • разрабатывать и реализовывать рекомендации по развитию стиля и методов руководства;
    • разрабатывать и реализовывать регламентирующую документацию;
    • организовывать нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом.
    1. Функции подсистемы правового обеспечения управления персоналом:
    • решать правовые вопросы трудовых отношений на базе использования трудового законодательства;
    • согласовывать распорядительные документы по управлению персоналом;
    • решать правовые вопросы хозяйственной деятельности;
    • проводить консультации по юридическим вопросам;
    • контролировать соблюдение требований Трудового кодекса РФ.
    1. Функции подсистемы информационного обеспечения управления персоналом:
    • вести учёт статистики персонала;
    • осуществлять информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом;
    • обеспечивать персонал научно-технической информацией;
    • организовывать патентно-лицензионную деятельность;
    • организовывать работу органов массовой информации организации;
    • обеспечить доступ персонала в Интернет по служебным вопросам.

В зависимости от размеров организации состав подразделений  будет меняться: в крупных организациях функции каждой подсистемы обычно выполняет  отдельное подразделение, а в  небольших и средних организациях функции всех подсистем, как правило, сосредоточены в одном подразделении  – отделе управления персоналом.

 

 

 

Глава 2.Задачи службы управления персоналом

2.1. Задачи службы управления  персоналом в период формирования

Задачи  кадровой службы — направления кадровой работы, представление о целях  работы с персоналом, конкретизированные с учетом конкретных условий существования  организации.

Необходимо  заметить, что как таковой кадровой службы в 99,9% вновь формирующихся  организаций нет. Слишком велик  дефицит средств, слишком далеки “отцы-основатели” от формальной атмосферы  и тех задач, которые необходимо решать в области работы с персоналом, чтобы создавать такого рода подразделение.

Задачи, стоящие перед HR-службой, также определяются стадией развития организации. А  именно, стадии формирования, роста, стабилизации и спад прямым образом влияют на перечень задач, решаемых службой персонала.

Формирование. Молодая компания характеризуется неформальной атмосферой и небольшим количеством сотрудников, которые в курсе планов и проблем организации и могут заменить друг друга на рабочем месте. Менеджера по персоналу в штате нет - все решает руководитель (часто он же собственник). Тесные отношения коллег нечетко определенные обязанности часто приводят к конфликтам.

Рост. Количество сотрудников возрастает, формируется внутренняя структура компании, разрабатываются полномочия и ответственность отделов и персонала. На первое место выходят интенсивный поиск и отбор кадров, разработка правил и положений, возникает потребность в развитии внутренних коммуникаций, происходит бурный карьерный рост сотрудников.

Стабилизация. Компания стремится удержать достигнутые позиции. Появляются поддерживающие бизнес - отделы, меняется структурный состав работников. Управлением персонала решаются новые задачи, внедряются новые технологии адаптации, оценки, формирования социального пакета и др. Происходит формализация и регламентация процедур и политик.

Спад. Сокращение деятельности компании, уменьшение потока инвестиций и финансирования приводит к сокращению персонала, ликвидации социальных программ, проблемам мотивации сотрудников. В этот период возрастает роль внутрифирменных коммуникаций по сопровождению изменений в компании.

 Таким  образом, наглядно прослеживается  зависимость функций и задач  службы управления персоналом  от стадии жизненного цикла  организации.

Однако  отсутствие осознания необходимости  кадровых мероприятий не отменяет их естественной реализации: в рамках бизнес-плана необходимо описать  проект организационной структуры, рассчитать потребность в персонале, представить расчет изменения количественного  и качественного состава предприятия. Необходимо рассчитать затраты, в том  числе и на набор, обучение персонала, оплату труда. Для выбора места дислокации предприятия, разработки систем оплаты необходимо провести анализ рынка труда  и рынка профессий. Для формирования кадрового состава важно сформулировать требования к будущим работникам, найти источники наименее затратного привлечения персонала и его  адаптации. Однако менее всего на стадии формирования обращается внимание на создание самой системы работы с персоналом, формирование корпоративных принципов, а даже просто системы работы с кадровой документацией. Обычно осознание необходимости формализации, определения кадровой работы, создания систем хранения информации приходит много позже, в тот момент, когда количество информации превышает мыслимые объемы, когда что-то найти становится отдельной проблемой и когда, к сожалению, кадровая информация теряет свое свойство информации, с ней нельзя работать в период подготовки и оценки управленческих решений.

Сформулируем  основные задачи по управлению персоналом на данном этапе.

1) Подготовка  организационного проекта: проектирование  организационной структуры; расчет  потребности в персонале; анализ  кадровой ситуации в регионе;  разработка системы стимулирования  труда.

2) Формирование  кадрового состава:

  • анализ деятельности и формирование критериев отбора кандидатов;
  • определение сегмента рынка рабочей силы, из которого целесообразно проводить набор.

3) Разработка  системы и принципов кадровой  работы:

  • формирование кадровой политики и плана кадровых мероприятий;
  • формирование самой кадровой службы (организационная структура, набор состава сотрудников);
  • разработка системы сбора, хранения и использования кадровой информации.

Информация о работе Служба упраления персоналом