Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:59, контрольная работа
Обращаясь к первому методу, подчеркнем, что, как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер, т. е. основанный на практическом опыте. Это предполагает наблюдение экономических процессов в их реальном виде, и сбор фактов, происходящих в действительности. Например, благодаря наблюдению и сбору фактической информации можно определить, как изменились товарные цены за тот или иной период.
Казанский государственный аграрный университет
Институт экономики
кафедра «Экономика сельского хозяйства»
Контрольная работа
по дисциплине «методы экономических исследовании»
Шифр: ЭЗ11814в
Казань, 2013
Состав общенаучных и специальнх методов, применяемых при проведениии экономических исследовании
Наблюдение, эксперимент, моделирование.
Обращаясь к первому методу,
подчеркнем, что, как и всякая научная
деятельность, экономические исследования
носят эмпирический характер, т. е. основанный
на практическом опыте. Это предполагает наблюдение эк
В отличие от этого, эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставиться в специально созданные и контролируемые условия. Например, для проверки эффективности новой системы оплаты труда проводят ее экспериментальные испытания в рамках определенной группы работников.
Метод моделирования предусматр
Метод научных абстракций.
Абстрагирование используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий или категорий, таких, как цена, деньги, дешевый, дорогой и т. д. При этом необходимо абстрагироваться от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделить. Например, для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других характеристик, не существенных в данном случае, и в тоже время зафиксировать объединяющее их свойство: все эти вещи – продукты труда, предназначенные для продажи.
Анализ и синтез, системный подход.
Метод анализа и синтеза предполагает изучение социально-экономических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез).
Благодаря сочетанию анализа
и синтеза обеспечивается систе
Ошибки анализа.
Обоснование экономических явлений может наталкиваться на два различного вида препятствия – «волчьи ямы» (pitfalls) анализа.
1. Бывает трудно различить причины и следствия явлений.
Предположим, что событию А (причина) всегда следует событие Б (следствие).
Например, снижению цен – рост спроса, если другие факторы остаются неизменными. В действительности события А и Б хотя и происходят одновременно, причинной связи между ними может и не быть. Например, оба события вызваны событием С (дым, свет и огонь).
Например, в 1988 г. были созданы кооперативы, которые дали 1.5 % товарооборота страны (А). Одновременно возник товарный дефицит и выросли цены (Б). В этом обвинялись кооператоры. Реальные причины – рост дефицита госбюджета и заработной платы (В).
Ошибки от неправильного понимания причин и следствий называют ошибками ложного довода (софизм).
Например, определить взаимосвязь между событиями А, Б, В, где А – низкая зарплата, Б -низкий уровень жизни, В – низкая производительность труда.
Возможные варианты: А-Б-В или В-А-Б.
Предлагается учащимся определить более существенную связь.
2. Находясь в горящем
помещении, каждый человек
Ошибка составления (
С другой стороны, представление, что все, что правильно для целого, относиться и его частям, называется ошибкой деления.
Например, является правильным суждение, что высоко конкурентный рынок- благо для всего общества. Но фирма со слабым управлением обанкротится на этом рынке.
Выводы правильные на уровне микроэкономического анализа, могут таковыми и не быть на макроуровне и наоборот.
Примеры:
Чем дольше наблюдать за ночным небом, тем больше можно увидеть падающих звезд. Но это не значит, что длительное вглядывание в небо вызывает рост количества падающих звезд.
Чем дольше наблюдать за ночным небом, тем больше можно увидеть падающих звезд. Но это не значит, что длительное вглядывание в небо вызывает рост количества падающих звезд.
Зрители смотрят фильм. Ошибка происходит, когда кто-то встает, чтобы лучше видеть. Этого не произойдет, если встанут все.
С методом анализа и
синтеза логически связано
Так микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает экономику отдельных фирм, домохозяйств, отраслей, цен и т. д. Таким образом, микроэкономический подход близок к методу анализа.
В отличие от вышерассмотренного
метода макроэкономика исследуе
Образно говоря, если микро экономика изучает деревья, то макроэкономика – образовавшийся из них лес
Различия микро- и макроэкономики:
Микроэкономика стремиться к стабильности, равновесию; макроэкономика – к динамике и росту.
Микроэкономика подчиняется принципу рыночной целесообразности, тогда как макроэкономика – к принципу социального эффекта.
В микроэкономике – только два субъекта (фирма и домохозяйство), а в макроэкономике к ним полноправно присоединяется и государство.
В то же время деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, и иногда их непросто разделять. Многие вопросы и темы экономической теории входят в обе сферы.
Индукция и дедукция.
Индукция и дедукция представляют
собой два противоположных, но тесно
взаимосвязанных способа
Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – это индукция, ли обобщение. А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией. См рис.
Например, факты увеличения цен на хлеб, молоко, мясо и другие продукты наводят на печальную мысль о росте дороговизны в стране (индукция). В свою очередь, из общего положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия (дедукция).
Исторический и логический методы
Они тоже применяются в единстве. Они предполагают подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности, но одновременно с логическими обобщениями, которые позволяют оценить эти процессы в целом и сделать общие выводы.
К примеру, ученые детально
исследовали конкретный подход и
особенности опыта
Графический метод.
Широкое применение в экономических
науках имеет графический метод
отображения хозяйственных
Например, на рисунке видна зависимость между ценами на товар и предложением. Чем выше цены, тем больше предлагающих товар.
Содержание плана и программы выполнения научного исследования
Организация и техника научного исследования
Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода к его изучению.
Известно, что новые научные результаты и ранее накопленные знания находятся в диалектическом взаимодействии.
Лучшее и прогрессивное их старого переходит в новое и дает ему силу и действенность. Иногда позабытое старое вновь возрождается на новой научной основе и живет как бы вторую жизнь, но в ином, более совершенном виде.
Изучать в научном смысле - это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, являются важнейшими факторами научного исследования. Но в то же время научное изучение - это обоснованное применение научного предвидения, это хорошо продуманный расчет.
Изучать в научном смысле - это значит быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и даже открытия из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.
При научном исследовании важно все. Концентрируя внимание на основных или ключевых вопросах темы, нельзя не учитывать так называемые косвенные факты, которые на первый взгляд кажутся малозначительными. Часто бывает, что именно такие факты скрывают за собой начала важных открытий.
В науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиций современной науки, показать его общепознавательное, теоретическое или практическое значение.
Накопление научных фактов в процессе исследования - всегда творческий процесс, в основе которого всегда лежит замысел ученого, его идея. В философском определении идея представляет собой продукт человеческой мысли, форму отражения действительности. Идея отличается от других форм мышления и научного знания тем, что в ней не только отражен объект изучения, но и содержится сознание цели, перспективы познания и практического преобразования действительности.
Идеи рождаются из практики, наблюдений окружающего мира и потребностей жизни. В основе идей лежат реальные факты и события. Жизнь выдвигает конкретные задачи, но зачастую не сразу находятся продуктивные идеи для их решения.
Тогда на помощь приходит
способность исследователя
Общая схема хода научного исследования
Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:
1. Обоснование актуальности выбранной темы.
2. Постановка цели
и конкретных задач
3. Определение объекта и предмета исследования.
4. Выбор методов (методики) проведения исследования.
5. Описание процесса исследования.
6. Обсуждение результатов исследования.
7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Обоснование актуальности выбранной темы - начальный этап любого исследования. В применении к дипломной, курсовой работе понятие "актуальность" имеет одну особенность. Дипломная работа, как уже указывалось, является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.
Освещение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации - очень важная часть введения. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии "проблема" более подробно.
Любое научное исследование
проводится для того, чтобы преодолеть
определенные трудности в процессе
познания новых явлений, объяснить
ранее неизвестные факты или
выявить неполноту старых способов
объяснения известных фактов. Эти
трудности в наиболее отчетливой
форме проявляют себя в так
называемых проблемных ситуациях, когда
существующее научное знание оказывается
недостаточным для решения