Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 22:22, курсовая работа
Макаронные изделия были известны еще в Древнем Египте. В гробницах IV тысячелетия до н. э. были найдены изображения людей, изготавливающих продукт, напоминающий лапшу, а также сама лапша, запасенная для питания по дороге в царство мертвых.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Производство макаронных изделий в России 5
1.1. Анализ динамики пищевой промышленности России 5
1.2. Современное состояние рынка макаронных изделий России 10
2. Анализ развития отечественной макаронной промышленности на примере ОАО «Макфа» 20
2.1. Общая характеристика предприятия 20
2.2. Анализ экономических показателей деятельности предприятия 23
3. Тенденции развития рынка макаронных изделий 30
3.1. Проблемы развития российского рынка макаронных изделий 30
3.2. Оценка инвестиционной привлекательности макаронной промышленности России на примере ОАО «Макфа» и ОАО «Байсад» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Данные таб. 3 показывают, что в период 2000-2007 гг. вырос объем производства всех видов макаронных изделий, наиболее заметно (в 2 раза) выросло производство фигурных макаронных изделий, далее по убыванию идут вермишель, рожки и собственно макароны и лапша.
В зависимости от качества и сорта муки макаронные изделия подразделяют на группы — А, Б, В и классы — первый и второй. Изделия группы А изготавливаются из муки из твердой пшеницы; группы Б — из муки из мягкой высокостекловидной пшеницы; группы В — из хлебопекарной пшеничной муки; первый класс — изделия из муки высшего сорта и второй класс — изделия из муки первого сорта.8
По типу используемой муки пока первенство за макаронными изделиями из мягких сортов пшеницы – 59% рынка в натуральном выражении. Но к концу 2008 года макароны из твердых сортов пшеницы будут занимать половину рынка макаронных изделий.
Стоит отметить, макароны из мягких и твердых сортов пшеницы имеют различную углеводную структуру. В твердой пшенице присутствует крахмал, имеющий кристаллическую форму, которая не разрушается при помоле, а в мягкой пшенице крахмал присутствует в так называемом аморфном состоянии, что и определяет органолептические свойства готового изделия. Таким образом, макароны из твердых сортов пшеницы усваиваются лучше, чем из мягких.
В рамках рынка макаронных изделий можно выделить четыре ценовых сегмента:
Конечно,
большую часть рынка занимает
продукция нижнеценового и
Доля макарон, относящихся к премиальному сегменту, невелика — около 12 % (80–90 тысяч тонн в год). Тем не менее, главная тенденция рынка макаронных изделий последних нескольких лет — стабильное развитие и растущее потребление макарон из твердых сортов пшеницы. И в этом нет ничего странного: макароны для большинства россиян — незамысловатый недорогой продукт, который часто ассоциируется с бедностью. Поэтому с ростом доходов макаронные изделия вытесняются из рациона более дорогими продуктами либо потребители делают выбор в пользу более качественной брендированной пасты среднего и премиум-сегмента.
Рис. 2. Структура рынка макаронных изделий в России по ценовым сегментам
Соответственно, премиальный сегмент растет, а доля низкого сегмента небрендированной нефасованной продукции медленно, но верно снижается. Экономический кризис, следствием которого стало падение доходов населения, притормозил темпы роста среднеценового и премиального сегментов рынка макаронных изделий в пользу сегмента небрендированной нефасованной продукции.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной тенденцией российского рынка макаронных изделий на протяжении последних лет является стабильное развитие и растущее потребление макарон из твердых сортов пшеницы.
По мнению коммерческого директора компании «Концепция вкуса» (дистрибьютор немецких макарон «3 Glocken», Birkel) Кирилла Богданова, основная тенденция рынка – тихое развитие. «Рынок растет нормально, развивается, потому что развиваются формат и информационная среда. Телевидение, журналы, газеты постепенно создают макаронам имидж полезного продукта», – говорит эксперт. «С одной стороны, безусловно, культура потребления макарон стала развиваться. Но, с другой стороны, за последние несколько лет ничего не изменилось», – утверждает Кирилл Богданов.- «Возрастание доли премиального сегмента – одна из основных тенденций отечественного продовольственного рынка. Предполагается значительный рост рынка в сегменте премиум – примерно 9% в 2008 году и до 15% в 2010-2011 годах». «Наиболее перспективным, по нашему мнению, является премиальный сегмент. Хотя наиболее востребованным для большей части потребителей является средний ценовой сегмент. Именно здесь нашей компанией предоставляется наибольшее многообразие форматов», – говорит генеральный директор холдинга «Алтан» (ТМ Granmulino, «Семейный гарнир») Валерий Покорняк. «Пока в этой стране будут бедные, самым перспективным будет нижний ценовой сегмент, – убежден Кирилл Богданов. – Верхнеценовой – интересный и перспективный, безусловно, но нижний и средний ценовые сегменты – не менее интересные и перспективные».
«Сегодня сегменты фасованных и нефасованных макарон ведет себя по разному. Объем потребления весовых макарон падает, а фасованных растет (приблизительно на 3% в год). По данным нашей компании, основные игроки рынка фасованной продукции сегодня владеют следующими долями:
— “Макфа” — 30%;
— “Первая макаронная компания” — 10%;
— “Инфолинк” — 5%;
— Euro Foods — 5%;
— “Алтан” — 3%;
— “Байсад” — 3%.
Сегодня отмечается низкая приверженность потребителей к какой-то определенной марке. Они более чувствительны к цене, нежели к качеству или внешнему виду макаронной продукции.» - говорит Юлия Станиславовна Малофеева, генеральный директор ЗАО «Первая Макаронная Компания» (рис.3).
Рис.3 Анализ факторов, влияющих на принятие решения о покупке.
В первую очередь потребителя волнует качество продукта — 70%, во вторую — низкая цена (42%). Третьим фактором стала возможность купить макароны вразвес (16%). Известность марки и упаковка важны соответственно на 10% и 8%
Макаронный рынок России испытывал несколько за последние 5 лет испытывал несколько потрясений, которые замедляли его развитие. Так, в феврале 2008 года власти Казахстана – одного из крупнейших в мире экспортеров зерна – решили ввести тарифы на экспорт пшеницы с целью уменьшения объемов ее вывоза за рубеж. Результатом стал взрыв рынка: после этого заявления уровень однодневного роста мировых цен на пшеницу составил 25,25%, что является историческим рекордом. В новостях с зерновой биржи в Миннеаполисе газета Financial Times сообщила, что только за одну торговую сессию цена на весенние поставки высококачественной пшеницы твердых сортов выросла на $4,75 и достигла рекордной отметки в $24 за бушель. По оценкам независимых экспертов, дело не только в том, что Казахстан – шестой в мире экспортер пшеницы. Казахстан выращивает не простую пшеницу, а особо ценную – твердозерную американскую пшеницу, которая используется в качестве улучшителя для обычной мягкой пшеницы. Твердозерной пшеницы выращивается не так много, в основном в США и Канаде, поэтому именно из-за небольшого объема производства эта пшеница так резко выросла в цене. Кроме того, к февралю 2008 года баланс спроса и предложения зерна в мире уже был очень неустойчивый, из-за чего любая новость могла резко повлиять на цены. Этому неустойчивому балансу способствовал и рост популярности биотоплива – биоэтанола, большая часть которого производится из сахарного тростника (Бразилия) и кукурузы (США). В связи с популярностью биоэтанола многие производители перестали выращивать твердые сорта пшеницы и перешли на кукурузу, в результате чего и случился мировой кризис на рынке зерна. Цены резко пошли вверх.9
Ситуация на мировом рынке пшеницы, естественно, отразилась на российском рынке, тем более что собственных запасов зерна в стране не так много, особенно запасов пшеницы твердых сортов. В России пшеница твердых сортов – большая часть – производится в основном на Алтае, и в основном в предгорье. Также пшеница твердых сортов выращивается под Омском. В 2008 году в России было очень мало своей пшеницы твердых сортов, и все, что было из-за действий правительства Казахстана незамедлительно было выкуплено «Алтаном», «Макфой» и «Первой макаронной фабрикой». В целом в России есть свободные площади, пригодные для выращивания пшеницы твердых сортов, однако пока они не используются, так как процесс подготовки земли очень долгий – в среднем три года и поэтому сейчас идет процесс обработки этих земель.10
Резкий рост цен на сырье, а следовательно, и на конечную продукцию – макароны – привел к дестабилизации рынка и росту интереса потребителей к продукции не премиального, а, наоборот, низкоценового сегмента. Можно отметить, что со значительным ростом цен на пшеницу, особенно это касается твердой пшеницы, произошел крен в сторону перехода части населения на макаронные изделия группы «В», то есть на макароны, произведенные из мягких сортов пшеницы. В результате среднеценовой сегмент потерял порядка 5-10% своей массы. Удастся ли восстановить утраченные позиции – вопрос будущего, вопрос нового урожая и тенденций на мировом рынке. Ясно одно – что к докризисным ценам рынок уже не вернется. Наименее пострадал от роста цен премиальный сегмент. Повышение цен на пачку макарон в 15-20 руб. не сильно ударило по карману той категории населения, которая приобретает этот продукт.
Сложившаяся на рынке ситуация повлияла на цены, но не повлияла значительно на расклад игроков. Сегодня, по оценкам экспертов рынка, есть лишь один отечественный узнаваемый бренд национального уровня, который можно назвать «условно федеральным», – это ТМ «Макфа». По данным группы компаний «TNS Россия» за первый квартал 2008 года, 75,4% опрошенных старше 16 лет знают ТМ «Макфа» и 60,3% потребляли ее хотя бы раз за последние полгода.11 «Правда, недавно «Первая макаронная компания» объявила о решении сфокусироваться на своем ведущем бренде «Знатные», надеясь потеснить позиции челябинского бренда. С этой целью в течение 2008 года в продвижение торговой марки «Знатные» планируется вложить порядка $5 млн». Как показывают данные «TNS Россия», в первом квартале 2008 года у этой марки было уже 19 рекламных выходов по ТВ. Пока что узнаваемость марки «Знатные» составляет 15% – примерно столько же, сколько у ТМ «Байсад» (15,5% знания среди россиян) и Granmulino (14,2%). Популярность ТМ «Смак» (производитель – компания «Макфа») – 26%, «Русский Продукт» – 23,4%, «Шебекинские» (ГК «ИнфоЛинк») – 23%, «Экстра-М» – 21,3%.12 Из иностранных торговых марок, представленных в России, наиболее известными среди потребителей считаются Maltagliati, Pasta Zara, Pasta Mediterranea, Pasta Lori, Corona, Tomadini, Ponte, Federici. Узнаваемость некоторых зарубежных торговых марок довольно велика, особенно если учесть, что в основном это продукция высокого ценового сегмента: Pasta Zara – 13,2%, Maltagliati – 8,1% (данные «TNS Россия»).
Чтобы войти в премиум-сегмент, «Макфа» выпустила новый бренд – Grand di Pasta. В целом компания «Макфа» проявляет высокую рекламную активность. Однако большинство компаний не считают целесообразным телевизионную рекламу, да и вообще рекламу в СМИ, в силу одной особенности: никому не удастся привлечь внимание рекламой именно к своей марке – внимание будет привлечено к сегменту в целом, поэтому реклама в местах продаж эффективнее. Именно там покупатель отдает предпочтение той или иной торговой марке, так как любые макаронные изделия являются товаром импульсного спроса.
С учётом экспортно-импортных операций ёмкость российского рынка в 2008 году составляла около 860 тыс. тонн при объёме потребления 6,0 кг/чел/год. Таким образом, можно констатировать, что макароны являются одним из основных продуктов питания в России.
По
мнению экспертов рынка, в дальнейшем
производство макаронных изделий, несмотря
на кризис, будет расти, хотя темпы роста
объема производства не будут превышать
темпы роста предыдущих лет. В то же время,
структура рынка претерпит значительные
изменения.
2.
Анализ развития отечественной макаронной
промышленности на примере ОАО «Макфа»
2.1.
Общая характеристика
Открытое акционерное общество «Макфа» (название образовано от словосочетания МАКаронная ФАбрика) было образовано в Челябинске на базе производственных мощностей советской макаронной фабрики. Основными видами деятельности общества являются производство макаронных изделий, муки и круп. Кроме того, предприятие имеет собственные посевные площади для выращивании собственного сырья для переработки.
Компания занимает доминирующее положение на рынке РФ, производя 20% макаронных изделий от общероссийского объёма производства.
Ассортимент производимых компанией макаронных изделий весьма широк и разнообразен: спагетти, лапша, перья, витки. Всероссийская популярность торговой марки Makfa способствовала расширению ассортимента макаронных изделий по сегментам. Торговых марок у компании три:
Информация о работе Состояние и перспективы развития макаронной промышленности