Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 22:22, курсовая работа
Макаронные изделия были известны еще в Древнем Египте. В гробницах IV тысячелетия до н. э. были найдены изображения людей, изготавливающих продукт, напоминающий лапшу, а также сама лапша, запасенная для питания по дороге в царство мертвых.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Производство макаронных изделий в России 5
1.1. Анализ динамики пищевой промышленности России 5
1.2. Современное состояние рынка макаронных изделий России 10
2. Анализ развития отечественной макаронной промышленности на примере ОАО «Макфа» 20
2.1. Общая характеристика предприятия 20
2.2. Анализ экономических показателей деятельности предприятия 23
3. Тенденции развития рынка макаронных изделий 30
3.1. Проблемы развития российского рынка макаронных изделий 30
3.2. Оценка инвестиционной привлекательности макаронной промышленности России на примере ОАО «Макфа» и ОАО «Байсад» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Таблица 7
Использование среднегодовой мощности промышленных предприятий России по выпуску пищевых продуктов, включая напитки, и табака (в процентах)15
Виды пищевых продуктов | 1990 | 1995 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2008/
1990 |
Мясо | 76 | 32 | 45 | 52 | 57 | 58 | 76 |
Колбасные изделия | 90 | 54 | 66 | 69 | 65 | 67 | 74 |
Консервы мясные | 64 | 39 | 45 | 45 | 52 | 49 | 77 |
Консервы плодоовощные | 72 | 21 | 66 | 64 | 65 | 54 | 75 |
Масла растительные | 79 | 35 | 70 | 69 | 66 | 63 | 80 |
Маргариновая продукция | 79 | 20 | 56 | 60 | 64 | 60 | 76 |
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко) | 76 | 24 | 48 | 51 | 55 | 54 | 71 |
Масло животное | 76 | 35 | 27 | 28 | 31 | 32 | 42 |
Сыр сычужный | 86 | 51 | 61 | 66 | 66 | 58 | 67 |
Консервы молочные | 79 | 48 | 61 | 58 | 50 | 65 | 82 |
Мука | 89 | 53 | 44 | 44 | 44 | 47 | 53 |
Крупа | 99.8 | 39 | 30 | 32 | 38 | 34 | 34 |
Хлеб и хлебобулочные изделия | 67 | 44 | 39 | 39 | 39 | 41 | 61 |
Сахар-песок из сахарной свеклы | 87 | 86 | 86 | 87 | 85 | 86 | 99 |
Макаронные изделия | 98 | 44 | 63 | 61 | 60 | 64 | 65 |
Кондитерские изделия | 92 | 46 | 62 | 64 | 64 | 65 | 71 |
Водка и ликероводочные изделия2) | 52 | 49 | 32 | 29 | 30 | 27 | 52 |
Пиво | 76 | 51 | 74 | 77 | 81 | 74 | 97 |
Безалкогольные напитки | 67 | 17 | 59 | 63 | 58 | 54 | 81 |
Воды минеральные | 73 | 30 | 55 | 55 | 56 | 54 | 74 |
По данным таб. 7 мы видим, что после 1990 года уровень использования имеющихся производственных мощностей ни разу не превышал 66% за исключением производства сахара-песка из сахарной свеклы.
В макаронной промышленности показатели использования производственных мощностей в среднем выше, чем в других отраслях, тем не менее они не превышают 64%, тогда как в 1990 году имеющиеся производственные фонды использовались на 98%.
Столь
низкий процент использования
Российские производители макаронных изделий движутся по западному пути развития, совершенствуя в первую очередь упаковку и состав своей продукции.
Так упаковка макарон «3 Glocken» снабжена специальным стикером (наклейкой), благодаря которому можно без проблем открыть пачку, отсыпать нужное количество и снова закрыть. И многие покупают макароны именно из-за этого стикера Производитель макарон «Алтан» пошел другим путем. Покупая «Granmulino-Премиум», потребитель получает подарок – лопатку, которая прикреплена к упаковке, изготовленную из алтайской березы. И это не просто маркетинговый ход, а полезная и необходимая вещь для каждой хозяйки.
Кроме того, покупателей пытаются привлечь новой необычной формой, цветом и вкусом продукции. И если у итальянских производителей эта система давно отлажена, то российские находятся в процессе ее освоения. Например, «Алтан» выпускает макароны 18 форматов под ТМ Granmulino и собирается добавить к ним еще 4. Среди них 7 видов макарон со вкусом линейки Granmulino Natura’le: аджика, томат-зелень, пицца, чеснок-травы, песто, ткемали, грибы – все вкусовые добавки натуральные. В ассортименте макаронных изделий «Шебекинские» есть бабочки, грибочки и гнезда «Три цвета». У «Макфы» тоже есть необычная продукция – макаронные изделия «Фантазия» с натуральными овощными добавками шпината и томата, которые придают оригинальный вкус и внешний вид. Под ТМ «3 Glocken» предлагается такой сложный с точки зрения производства, но популярный среди потребителей формат, как струганая лапша. Эта лапша нравится сразу по нескольким причинам: быстро варится, более того, ее можно заваривать паром, она годится для приготовления супа. Плюс это интересная форма, которая помогает разнообразить стол. Для тех, кто все-таки боится поправиться от потребления макарон, придумали специальные макароны – диетические макароны – спагетти и спирали – ТМ «3 Glocken». В ассортименте продукции «Макфа» также выделен сорт макаронных изделий «Станичные» – для тех, кто заботится о своем здоровье. «Станичные» изготовлены из высококачественной муки твердой пшеницы второго сорта, усвояемость которой составляет 85%, а это значит, что в ней содержится гораздо больше таких минеральных веществ, как калий, кальций, фосфор, и витаминов группы В.
ОАО «Макфа» в июле 2008 года запустила новую итальянскую линию, изюминкой которой стал оригинальный и востребованный формат продукции — теперь сегмент макаронных изделий будет представлен крупноформатными изделиями. «Бешбармак», «гнезда», «ракушки» и другие виды крупноформатных макарон уже производятся на предприятии на новейшем оборудовании. А в начале 2009 года планируется запуск еще одной итальянской линии по производству «экспресс-макарон». «Экспресс-макароны» являются прямой альтернативой вермишели/лапши быстрого приготовления. Они не обжариваются в пальмовом масле, а обрабатываются паром, что совершенно не вредит здоровью потребителей. За счет обработки паром существенно сокращается время приготовления их «классическим» способом (две минуты) и появляется возможность готовить макароны в микроволновой печи.
Производители макарон собираются занимать и новые сегменты. Практически все инновации на рынке производятся в сегменте, во-первых, фасованной продукции, во-вторых, из твердых сортов пшеницы. Российского потребителя стремятся приучить к настоящим макаронам, отдельному блюду, тому, что называется «паста», и отучить от макарон как гарнира. Постепенно результат проявляется - несмотря на то, что доля продажи весовых макаронных изделий еще значительна, доля фасованной продукции при этом увеличивается.
Нужно
отметить, что практически все
инновации последних лет
3.2.
Оценка инвестиционной
Проведем сравнительную оценку инвестиционной привлекательности предприятий макаронной отрасли на примере ОАО «Макфа» (Челябинская обл.) и ОАО «Байсад» (Московская обл.).
Оценку будем проводить по балльной методике, предложенной Севрюгиным Ю.В.
В качестве факторов, по которым производится оценка инвестиционной привлекательности предприятий, выступают следующие:16
Факторы
1 - 5 являются внутренними и они
индивидуальны для каждого
Факторы 6 – 10 для предприятий одной отрасли и одного региона по числовым значениям совпадают.
Для определения количества баллов каждого из факторов необходимо воспользоваться данными таб. 8 (балльная оценка высокого, среднего и низкого уровня каждого из перечисленных факторов согласно методике автора). В данной таблице балловая оценка фактора (столбец 3) и коэффициент весомости (столбец 4) предложены автором методики, значение балловой оценки с учетом коэффициента весомости (столбец 5) рассчитывается как произведение каждой балловой оценки из столбца 3 на коэффициент весомости из столбца 4. Например, для фактора «Коэффициент соотношения заемных и собственных средств предприятия» определение балловой оценки с учетом коэффициента весомости рассчитывается следующим образом:
При абсолютном значении данного коэффициента от 0,2 до 0,5 предприятие считается наиболее финансово устойчивым и не зависящим от заемных средств, что повышает его инвестиционную привлекательность, следовательно, балловая оценка данного фактора является максимальной и равна 3 (значение из столбца 3). Умножая балловую оценку данного абсолютного значения фактора на коэффициент весомости из столбца 4 (0,04), получаем балловую оценку фактора с учетом коэффициента весомости:
3 * 0,04 = 0,12.
Все оставшиеся балловые оценки факторов рассчитываются аналогично.
Таблица 8
Балльная оценка факторов инвестиционной привлекательности предприятия для всех видов отраслей
Фактор инвестиционной привлекательности | Абсолютное значение фактора | Балловая оценка фактора | Коэффициент весомости | Балловая оценка с учетом коэф-та весомости |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Коэффициент
соотношения заемных и |
от 0,2 до 0,5
меньше 0,2 больше 0,5 |
3
2 1 |
0,04 | 0,12
0,08 0,04 |
Коэффициент текущей ликвидности | Больше 1,7
От 1,2 до 1,7 Меньше 1,2 |
3
2 1 |
0,11 | 0,33
0,22 0,11 |
Коэффициент оборачиваемости активов | Больше 0,6
От 0,4 до 0,6 Меньше 0,4 |
3
2 1 |
0,13 | 0,39
0,26 0,13 |
Рентабельность продаж | Больше 16%
От 8 до 16% Менее 8% |
3
2 1 |
0,08 | 0,24
0,16 0,08 |
Рентабельность собственного капитала | Больше 8%
От 3 до 8% Менее 3% |
3
2 1 |
0,06 | 0,18
0,12 0,06 |
Инвестиционный климат региона, в котором находится предприятие | Благоприятный
Неблагоприятный Крайне неблагоприятный |
3
2 1 |
0,03 | 0,09
0,06 0,03 |
Инвестиционная привлекательность отрасли, к которой принадлежит предприятие | Высокая (нефтедобывающая,
нефтеперерабатывающая и газовая, электроэнергетика,
связь)
Средняя (черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая, пищевая, стекольная, машиностроение и металлообработка) Низкая (легкая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, промышленность строительных материалов) |
3 2 1 |
0,03 | 0,09 0,06 0,03 |
Географический рынок сбыта продукции | Зарубежный
и российский
Российский Региональный |
3
2 1 |
0,06 | 0,18
0,12 0,06 |
Степень конкуренции на товарном рынке | Низкая
Средняя Высокая |
3
2 1 |
0,06 | 0,18
0,12 0,06 |
Развитость транспортной инфраструктуры | 3 вида транспорта
2 вида транспорта 1 вид транспорта |
3
2 1 |
0,02 | 0,06
0,04 0,02 |
После того, как по фактическим значениям результатов деятельности предприятия и оценки инвестиционной привлекательность региона и отрасли будут проставлены балловые оценки с учетом весомости фактора, вычисляют отношение полученной суммарной балловой оценки предприятия и максимально возможной балловой оценке.
Далее вывод об уровне инвестиционной привлекательности делают, исходя из следующего правила:
Проведем анализ инвестиционной привлекательности двух предприятий макаронной отрасли Челябинской и Московской областей согласно описанной методике.
Как уже было сказано выше, факторы 6-10 для исследуемых предприятий будут совпадать. Предварительная оценка данных факторов согласно используемой методике приведена в таб. 9.
Таблица 9
Оценка инвестиционной привлекательности внешних факторов предприятий
Фактор инвестиционной привлекательности | Значение фактора для Челябинской области и макаронной отрасли | Балловая оценка с учетом коэффициента весомости (исходя из значений таб. 8) | Значение фактора
для Московской области и макаронной
отрасли |
Балловая оценка с учетом коэффициента весомости (исходя из значений таб. 8) |
Инвестиционный климат региона, в котором находится предприятие | Средний | 0,06 | Высокий | 0,09 |
Инвестиционная привлекательность отрасли, к которой принадлежит предприятие | Средняя | 0,06 | Средняя | 0,06 |
Географический рынок сбыта продукции | Зарубежный и российский | 0,18 | Российский | 0,12 |
Степень конкуренции на товарном рынке | Высокая | 0,06 | Высокая | 0,06 |
Развитость транспортной инфраструктуры | 3 вида транспорта | 0,06 | 3 вида транспорта | 0,06 |
Информация о работе Состояние и перспективы развития макаронной промышленности