Состояние и перспективы развития макаронной промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 22:22, курсовая работа

Описание

Макаронные изделия были известны еще в Древнем Египте. В гробницах IV тысячелетия до н. э. были найдены изображения людей, изготавливающих продукт, напоминающий лапшу, а также сама лапша, запасенная для питания по дороге в царство мертвых.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Производство макаронных изделий в России 5
1.1. Анализ динамики пищевой промышленности России 5
1.2. Современное состояние рынка макаронных изделий России 10
2. Анализ развития отечественной макаронной промышленности на примере ОАО «Макфа» 20
2.1. Общая характеристика предприятия 20
2.2. Анализ экономических показателей деятельности предприятия 23
3. Тенденции развития рынка макаронных изделий 30
3.1. Проблемы развития российского рынка макаронных изделий 30
3.2. Оценка инвестиционной привлекательности макаронной промышленности России на примере ОАО «Макфа» и ОАО «Байсад» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа состоит из  1 файл

Состояние и перспективы развития макаронной промышленности.doc

— 438.00 Кб (Скачать документ)

     Совокупный объём продаж макарон ОАО «Макфа» в 2008 году составил 174,1 тыс. тонн, что выше показателя 2007 года на 2,4 тыс. тонн (прирост 1,4%). В том числе объём продаж:

      • ТМ Grand di Pasta составил 3,5 тыс. тонн (прирост относительно 2007 года — на 2,0 тыс. тонн, или 122,8%);
      • ТМ «Макфа» — 115,7 тыс. тонн (результат 2007 года — 115,8 тыс. тонн);
      • ТМ «Смак» — 54,7 тыс. тонн (прирост относительно 2007 года — 0,9 тыс. тонн, или 1,6%).

     Наглядно  структуру производства макаронных изделий ОАО «Макфа» в разрезе торговых марок демонстрирует рис. 4.

     

     Рис. 4 – Структура производства макаронных изделий ОАО «Макфа» в 2008 году в разрезе торговых марок 
 

     Общая доля российского рынка макаронных изделий компании в 2008 году составила 18,0% (в денежном выражении — 25%). При этом доля российского рынка ОАО «Макфа» в премиальном сегменте увеличилась до 8%, доля среднеценового сегмента достигла 35,0%. В 2008 году ОАО «Макфа» продолжает занимать третье место по объёму производства макарон в натуральных показателях (т) среди мировых производителей макаронных изделий.

     Общий консолидированный объём продаж муки на ОАО «Макфа» и дочерних предприятиях в 2008 году составил более 261,3 тыс. тонн, что является одним из лучших показателей среди более чем 2 тыс. российских производителей. Объём продаж в 2007 год составил 236,0 тыс. тонн.

     По объёмам продаж муки ОАО «Макфа» входит в первую тройку российских производителей с долей рынка около 5%. Следует отметить, что в 2008 году ОАО «Макфа» увеличило объёмы продаж фасованной муки по 1 кг и 2 кг на 6,4 тыс. тонн. Годовой прирост — 5,4%. По реализации фасованной муки по 1 кг и 2 кг на российском рынке ОАО «Макфа» занимает первое место с долей рынка 13%.

     В 2008 году открытое акционерное общество «Макфа» увеличило производство макаронных изделий в натуральном выражении на 1,9% по сравнению с 2007 годом. Производство муки снизилось на 0,7%. Объёмы продаж макаронных изделий увеличились на 1,4%, муки на — 10,7%, круп — на 2,3%.

     Ближайшими конкурентами ОАО «Макфа» на рынке макаронных изделий продолжают оставаться ЗАО «1-я макаронная компания», ЗАО «Союз Пищепром», ЗАО «Инфолинк».

    1. ЗАО «1-я макаронная компания» с объёмами продаж около 80 тыс. тонн в 2008 году.
    2. ЗАО «Союз Пищепром» нарастил объём продаж до 85 тыс. тонн (15% реализуется на территории Челябинской области под торговыми марками «Царь» и «Союз Пищепром», 7% — private label) и вышел на второе место по объёмам продаж после ОАО «Макфа».
    3. Кроме того, следует отметить компанию ЗАО «Инфолинк», являющуюся официальным поставщиком итальянских макарон в Россию, владеющую Шебекинской макаронной фабрикой и Тульской макаронной фабрикой с общим объёмом реализации около 60 тыс. тонн в год.

     Среди остальных производителей можно также отметить:

      • ОАО «Липецкхлебмакаронпром» — 37 тыс. тонн/год;
      • ОАО «Мельник» — 31 тыс. тонн/год;
      • ООО «Нудел Продукт» (г. Пенза) — 25 тыс. тонн/год (на рынке с 2001 года);
      • ОАО «Омская макаронная фабрика» — 23 тыс. тонн/год;
      • ОАО «Алтайские макароны» — 20 тыс. тонн/год;
      • ООО «МФ «Америя» — 20 тыс. тонн/год.

     Остальные производители не преодолели рубежа в 20 тыс. тонн. На первую десятку производителей приходится около 60,0% доли рынка макаронных изделий.

     Компания имеет комплексную программу мер по преодолению неблагоприятных ситуаций, связанных с отраслевыми рисками. В её числе постоянный мониторинг, анализ и прогнозирование динамики цен на сырьё, макаронные изделия и муку с соответствующей корректировкой планов оперативного и стратегического развития, а также ряд технических и организационных мероприятий, минимизирующих влияние технических и экологических рисков.  

2.2. Анализ экономических показателей  деятельности предприятия 

     Оценку  динамики развития предприятия ОАО «Макфа» в период с 2006 по 2008 годы проведем на основании анализа изменения структуры ассортимента производимой продукции, производительности труда работников предприятия, а также показателей эффективности использования основных средств предприятия.

     В структуру производимой продукции ОАО «Макфа» входят следующие товарные группы продукции:

    • Рожки
    • Лапша
    • Вермишель
    • Макароны
    • Макаронные фигурки для детей
    • Макаронные изделия с добавками
    • Фигурные макаронные изделия.

     В процентном соотношении структура  выручки от реализации ОАО «Макфа» в период с 2006 по 2008 годы выглядит следующим образом:

     Таблица 4

     Анализ  выручки от реализации ОАО «Макфа» за 2006 – 2008 гг.,

     млн. руб.

Наименова-ние  группы товаров 2006 г. 2007 г. 2008 г. Отклонение  по годам Темп  роста по годам,
(+, -) %
Сумма, тыс. руб. Структура, % Сумма, тыс. руб. Структура, % Сумма, тыс. руб. Структура, % 2007 2008 2007 2008
Макаронные  фигурки для детей 243 5% 451 7% 851 9% 209 399 186% 188%
Вермишель 1 019 21% 1 289 20% 1 890 20% 271 601 126% 146%
Макароны 728 15% 1 160 18% 1 418 15% 433 257 159% 122%
Фигурные  макаронные изделия 485 10% 580 9% 756 8% 95 176 119% 130%
Макаронные  изделия с добавками 728 15% 838 13% 1 323 14% 110 485 115% 157%
Лапша 485 10% 451 7% 567 6% -34 116 93% 125%
Рожки 1 164 24% 1 676 26% 2 646 28% 512 970 143% 157%
ИТОГО 4 850 100% 6 446 100% 9 450 100% 1 596 3 004 132% 146%
 

     Из  данных табл. 4 видно, что группы рожки и вермишель традиционно на протяжении 3-х лет имеет самую большую долю в структуре ассортимента ОАО «Макфа», на третьем месте макароны и макаронные изделия с добавками. Такая картина соответствует потребительским предпочтениям российском рынке макаронных изделий.

     Отрицательная динамика в 2007 году наблюдалась по группе лапша. В целом устойчивый рост доли в общей выручке от реализации за исследуемый период демонстрируют все группы, кроме лапши и макарон.

     Далее проведем анализ эффективности использования  трудового персонала предприятия.

     Важнейшим показателем эффективного использования  трудовых ресурсов на предприятиях является производительность труда.

     Расчет  производительности и эффективности  труда на предприятиях торговли производится по формуле:13

     ПТ = В : Ч,     (1)

     где: ПТ – производительность труда.

     В – выручка от реализции.

     Ч – среднесписочная численность  работников.

     Расчет  производительности труда, а также других показателей эффективности использования трудовых ресурсов по годам приведен в таб. 5.

     Из  табл. 5 видно, что в течение анализируемого периода среднесписочная численность  персонала сначала снизилась  на 290 человек, а затем выросла на 524 человека.

     Производительность  труда в анализируемом периоде  постоянно росла, что свидетельствует  о грамотной организации труда  на ОАО «Макфа».

 

      Таблица 5

     Расчет  показателей эффективности использования  трудовых ресурсов за 2006 – 2008 гг.

Показатель Годы Отклонения  по годам,

(+, -)

Темп  роста по годам,

%

2006 2007 2008 2007 2008 2007 2008
Выручка от реализации

(тыс.  руб.)

4 850 6 446 9 450 1 596 3 004 132,9% 146,6%
Численность 3520 3230 3754 -290 524 91,8% 116,2%
Производительность  труда 1,4 2,0 2,5 0,62 0,52 144,8% 126,1%
ФЗП 2 043 2 812 2 859 769 47 137,6% 101,7%
Среднегодовая заработная плата

(тыс.  руб.)

0,58 0,87 0,76 0,29 -0,11 150,0% 87,5%
 

     Средняя заработная плата на предприятии  в 2007 году выросла на 50%, а в 2008 – снизилась на 12,5%, что в первую очередь связано с соответствующей динамикой численности сотрудников предприятия, так как фонд заработной платы рос постоянно.

     Перейдем  к анализу основных фондов ОАО «Макфа». Анализ эффективности использования основных фондов базируется на изучении системы нескольких качественных показателей.

     Такой стоимостной показатель, как фондоотдача, отражает сумму реализуемой продукции  на рубль среднегодовой стоимости  основных производственных фондов. Среднегодовая  стоимость основных производственных фондов предприятия определяется как средняя арифметическая стоимости основных производственных фондов на начало и конец отчетного периода. Исходными данными для определения среднегодовой стоимости основных фондов является форма №1 бухгалтерского учета – Бухгалтерский баланс.

       Фондоотдача, вычисляется по формуле:14

     Фотд. = ,      (2)

     где ВР – выручка от реализации продукции,

     ОФсг - cреднегодовая стоимость основных фондов.

     Фондоемкость  выражается отношением стоимости основных производственных фондов к стоимости продукции, вычисляется по формуле:

     Фем. = ,      (3)

     где ВР – выручка от реализации продукции.

     Фондовооруженность  характеризуется стоимостью основных производственных фондов, приходящуюся на одного работника предприятия, вычисляется по формуле:

     Фвоор = ,      (4)

    где ЧР – численность работников предприятия.

    Анализ  основных фондов предприятия ОАО «Макфа» приведен в табл. 6.

    Таблица 6

    Анализ  эффективности использования основных фондов на предприятии ОАО «Макфа»

Показатель 2006 2007 2008 Отклонение  по годам
Среднегодовая стоимость основных фондов. 1 375 1 266 1 409 -109 143
Численность персонала 3 520 3 230 3 754 -290 524
Выручка от реализации 4 850 6 446 9 450 1 596 3 004
Фондоотдача 3,53 5,09 6,71 1,56 1,62
Фондоемкость 0,28 0,20 0,15 -0,09 -0,05
Фондовооруженность 0,39 0,39 0,38 0 -0,02
 

    Данные  табл. 6 показывают, что на протяжении рассматриваемого периода основные фонды предприятия сначала уменьшились, а в 2008 году были пополнены. Фондовооруженность труда на предприятии в первые 2 года не изменялась, а затем несколько снизилась.

    Показатели  фондоемкости и фондоотдачи в  анализируем периоде пребывали в свойственной для них динамике, т.е. фондоемкость снижалась, а фондоотдача росла.

     Чистая выручка ОАО «Макфа» за 2008 год увеличилась на 3 004 077 тыс. рублей, или на 46,6% (с 6 446 354 тыс. рублей до 9 450 431 тыс. рублей).

     Валовая прибыль ОАО «Макфа» (без учёта  коммерческих и управленческих расходов) за анализируемый период увеличилась на 647 763 тыс. рублей, то есть на 28,18% . Прибыль от продаж составила 1 852 128 тыс. рублей.

     За 2008 году ОАО «Макфа» увеличило  стоимость чистых активов на 1 303 811 тыс. рублей (с 3 269 383 тыс. рублей на начало периода до 4 573 194 тыс. рублей).

     Рентабельность  активов по чистой прибыли за 2008 год составила 20,88%, что свидетельствует  о высокой эффективности использования  имущества.

     Рентабельность  собственного капитала (фактического) ОАО «Макфа» (определяющая эффективность  вложений средств собственников) на протяжении всего анализируемого периода была положительной и составила 37,04%.

     Коэффициент текущей ликвидности на конец  периода составил 1,403 при рекомендуемом  значении от 1,00 до 2,00.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что ОАО «Макфа» — предприятие с хорошей финансовой устойчивостью и платёжеспособностью, способное своевременно выполнять обязательства в соответствии с договорами, имеющее в основном рациональную структуру имущества и его источников, с общей рентабельностью продаж по основной деятельности 19,6%.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

3. Тенденции развития рынка макаронных  изделий 

3.1. Проблемы развития российского  рынка макаронных изделий 

     Основной  проблемой, тормозящей развитие промышленного  производства России является высокая степень морального и физического износа основных фондов (таб. 7), а также слабая инвестиционная активность, что приводит к недостаточному уровню ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Информация о работе Состояние и перспективы развития макаронной промышленности