Состояние и перспективы развития макаронной промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 22:22, курсовая работа

Описание

Макаронные изделия были известны еще в Древнем Египте. В гробницах IV тысячелетия до н. э. были найдены изображения людей, изготавливающих продукт, напоминающий лапшу, а также сама лапша, запасенная для питания по дороге в царство мертвых.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Производство макаронных изделий в России 5
1.1. Анализ динамики пищевой промышленности России 5
1.2. Современное состояние рынка макаронных изделий России 10
2. Анализ развития отечественной макаронной промышленности на примере ОАО «Макфа» 20
2.1. Общая характеристика предприятия 20
2.2. Анализ экономических показателей деятельности предприятия 23
3. Тенденции развития рынка макаронных изделий 30
3.1. Проблемы развития российского рынка макаронных изделий 30
3.2. Оценка инвестиционной привлекательности макаронной промышленности России на примере ОАО «Макфа» и ОАО «Байсад» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа состоит из  1 файл

Состояние и перспективы развития макаронной промышленности.doc

— 438.00 Кб (Скачать документ)
 

     Используя данные таб. 8 и 9 и сведений бухгалтерии анализируемых предприятий, проведем сравнительную оценку инвестиционной привлекательности на примере двух предприятий макаронной промышленности (таб. 10).

 

      Таблица 10

     Сравнительная оценка инвестиционной привлекательности  ОАО «Макфа» и ОАО «Байсад»

Наименование  фактора ОАО "Макфа" ОАО "Байсад"
Балльная оценка фактора с учетом весомости Максимальное  возможное количество баллов Балльная оценка фактора с учетом весомости Максимальное  возможное количество баллов
Коэффициент соотношения заемных и собственных  средств 0,12 0,12 0,06 0,12
Коэффициент текущей ликвидности 0,33 0,33 0,11 0,33
Коэффициент оборачиваемости активов 0,39 0,39 0,26 0,39
Рентабельность  продаж 0,27 0,27 0,09 0,27
Рентабельность  собственного капитала 0,18 0,18 0,09 0,18
Инвестиционный  климат региона, в котором находится  предприятие 0,06 0,09 0,09 0,09
Инвестиционная  привлекательность отрасли, к которой  принадлежит предприятие 0,06 0,09 0,06 0,09
Географический  рынок сбыта продукции 0,18 0,18 0,12 0,18
Степень конкуренции на товарном рынке 0,18 0,18 0,18 0,18
Развитость  транспортной инфраструктуры 0,06 0,06 0,06 0,06
Итого 1,83 1,89 1,12 1,89
 

     Таким образом, мы видим, что инвестиционная привлекательность челябинского предприятия ОАО «Макфа» выше, чем предприятия ОАО «Байсад» на 0,71 балла.

     Уровень инвестиционной привлекательности ОАО «Макфа» равен:

     1,83/ 1,89 = 0,97.

     Полученное  значение больше 0,75, следовательно, по данной методике можно сделать вывод  о высокой инвестиционной привлекательности  данного предприятия макаронной отрасли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     К макаронным изделиям относятся изделия из высушенного пшеничного теста, замешанного на воде. Производство макарон и макаронных изделий относится к перерабатывающим производствам и является подотраслью пищевой промышленности России.

     В период 2000-2008 гг. объем производства макаронных изделий в тыс. т. вырос в 1,46 раза. в период 2000-2007 гг. вырос объем производства всех видов макаронных изделий, наиболее заметно (в 2 раза) выросло производство фигурных макаронных изделий, далее по убыванию идут вермишель, рожки и собственно макароны и лапша.

     С учётом экспортно-импортных операций ёмкость российского рынка в 2008 году составляла около 860 тыс. тонн при  объёме потребления 6,0 кг/чел/год. Таким  образом, можно констатировать, что  макароны являются одним из основных продуктов питания в России.

     Объем производства макаронных изделий в 2008 г., по оценке «Экспресс-Обзор», увеличился по сравнению с предыдущим годом  на 1,3% и составил 1,021 млн тонн. За последние два года объемы производства практически не изменились. При этом в 2007 г. производство снизилось на 1,8% по отношению к предыдущему году. Несмотря на рост производства в 2008 г., объемы производства по итогам года не достигли уровня 2006 г.

     Большая часть российских макаронных изделий  производится в Центральном и  Урало-Сибирском регионах.

     Российские  производители макаронных изделий  поставляют свою продукцию как на внутренний, так и на внешний (преимущественно  в страны СНГ) потребительский рынок.

     В рамках рынка макаронных изделий можно выделить четыре ценовых сегмента:

  • экономичный сегмент (весовые макароны группы В, средний уровень цен — около 25 рублей/кг);
  • среднеценовой сегмент (фасованные макароны группы В, стоимость 500 граммовой пачки — около 25–30 рублей);
  • сегмент «средний +» (макароны группы А, стоимость 500-граммовой пачки — 25–35 рублей);
  • премиальный сегмент (макароны группы А, большей частью к этой группе относятся макароны итальянских производителей, стоимость 500 граммовой пачки — от 45 рублей).

     В структуре рынка по ценовым сегментам  в стоимостном выражении лидирует сегмент «средний-плюс» (19-24 руб./пачка 500 г), он занимает 36% рынка, на втором месте - «средний-минус» (13-18 руб./пачка 500г) - 24% рынка. Третье место занимает низкий сегмент весовой продукции - 18% рынка.

     Основной  тенденцией российского рынка макаронных изделий на протяжении последних лет является стабильное развитие и растущее потребление макарон из твердых сортов пшеницы. В дальнейшем производство макаронных изделий, несмотря на кризис, будет расти, хотя темпы роста объема производства не будут превышать темпы роста предыдущих лет. В то же время, структура рынка претерпит значительные изменения.

     В курсовой работе был проведен анализ развития макаронной промышленности на примере крупнейшего производителя  макаронных изделий нашей страны - ОАО «Макфа».

     Совокупный  объём продаж макарон ОАО «Макфа»  в 2008 году составил 174,1 тыс. тонн, что  выше показателя 2007 года на 2,4 тыс. тонн (прирост 1,4%). Предприятие выпускает  брендированную макаронную продукцию  в трех различных ценовых сегментах:

  1. Grand di Pasta – макароны премиум-класса.
  2. Makfa – классические макаронные изделия среднего ценового сегмента.
  3. Смак - макаронные изделия эконом-класса.

     Анализ  структуры производимой продукции  ОАО «Макфа» показал, что группы рожки и вермишель традиционно  на протяжении 3-х лет имеет самую большую долю в структуре ассортимента ОАО «Макфа», на третьем месте макароны и макаронные изделия с добавками. Такая картина соответствует потребительским предпочтениям российском рынке макаронных изделий.

     Анализ  использования трудовых ресурсов предприятия выявил, что производительность труда в анализируемом периоде постоянно росла, что свидетельствует о грамотной организации труда на ОАО «Макфа». Средняя заработная плата на предприятии в 2007 году выросла на 50%, а в 2008 – снизилась на 12,5%, что в первую очередь связано с соответствующей динамикой численности сотрудников предприятия, так как фонд заработной платы рос постоянно.

     Основные  фонды предприятия сначала уменьшились, а в 2008 году были пополнены. Фондовооруженность труда на предприятии в первые 2 года не изменялась, а затем несколько снизилась.

     Показатели  фондоемкости и фондоотдачи в  анализируем периоде пребывали  в свойственной для них динамике, т.е. фондоемкость снижалась, а фондоотдача  росла.

     Был сделан вывод о том, что ОАО  «Макфа» — предприятие с хорошей финансовой устойчивостью и платёжеспособностью, способное своевременно выполнять обязательства в соответствии с договорами, имеющее в основном рациональную структуру имущества и его источников.

     Основной  проблемой, тормозящей развитие промышленного производства России является высокая степень морального и физического износа основных фондов, а также слабая инвестиционная активность, что приводит к недостаточному уровню ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

     В макаронной промышленности показатели использования производственных мощностей  в среднем выше, чем в других отраслях, тем не менее они не превышают 64%, тогда как в 1990 году имеющиеся производственные фонды  использовались на 98%.

     Столь низкий процент использования производственных мощностей на предприятиях макаронной промышленности отчасти объясняется изношенностью оборудования, а другой причиной является тот факт, что современную конкурентоспособную продукцию произвести на имеющемся оборудовании просто невозможно.

     Российские  производители макаронных изделий  движутся по западному пути развития, совершенствуя в первую очередь  упаковку и состав своей продукции.

     Нужно отметить, что практически все  инновации последних лет относились к продукции премиум-сегмента и сегмента «средний +», которые сегодня находятся «под ударом». Поэтому сейчас усилия производителей макаронных изделий целесообразнее всего направить на макаронные изделия группы В и внедрять инновации для среднеценового сегмента. Понятно, что данный шаг потребует серьезных инвестиций. Оценку инвестиционной привлекательности макаронной промышленности проведем ниже.

     Сравнительная оценка инвестиционной привлекательности  двух крупных производителей макаронных изделий ОАО «Макфа» и ОАО  «Байсад» показала, что ОАО «Макфа» на сегодняшний день характеризуется высокой инвестиционной привлекательностью. 
 
 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Конституция РФ / Федеральный конституционный  закон РФ от 12 декабря 1993 г. Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. Закон РФ от 14.06.95. – № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» // Справочная система Консультант
  3. Берестов А. Наше продовольствие должно быть достойно представлено не только в России, но и в других странах мира // Вечерний Челябинск, № 1387, 5 октября 2009 г.
  4. Зайцев Н.А. Экономика организации: Учеб. – М.: Экзамен, 2007.
  5. Кузнецова Н. Еще не паста. Рынок макаронных изделий // Новости торговли, 18.08.2008.
  6. Михеева О. Макаронный «средний плюс» в минусе // Новости торговли, 20.10.2009.
  7. Промышленность России. 2008: Стат.сб./ Росстат - П81, М., 2008. - 381 c.
  8. Ратошнюк О. «Макфа» покажет высший класс // КоммерсантЪ, 27 июля, 2008.
  9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: Стат. сб. /Росстат. М., 2008.
  10. Рябых А. Российским потребителям не нравится экономить // Маркетинг в России и за рубежом, № 10, октябрь 2009.
  11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для экон. спец. вузов. / Г.В. Савицкая, 6-е изд., доп. и перераб. – Мн.: Новое знание, 2007.
  12. Севрюгин Ю.В. Инвестиционная привлекательность предприятий в кривом зеркале фондового рынка // Финансы и кредит: Проблемы методологии и практики 2006. №1-2. С.181-188.
  13. Энциклопедический словарь / под ред. Иванова А.В. Патрушева В.И. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Муниципальный мир, 2004 г.
  14. Официальный сайт Госкомстата РФ www.gks.ru
  15. http://www.konditerprom.ru
  16. http://www.yarmarka.net
  17. http://www.makfa.ru

Информация о работе Состояние и перспективы развития макаронной промышленности