Состояние и современные тенденции развития отечественных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:52, курсовая работа

Описание

Анализ экономического развития за последний период показывает, что в экономике страны сохраняются положительные тенденции в изменении ВВП наряду с наличием значительных негативных процессов. К последним относятся: рост доли убыточных предприятий; снижение рентабельности производства; рост просроченной задолженности; сверхнормативный рост старения основных средств; недостаточная инновационная, инвестиционная и предпринимательская активность и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
1. Состояние и современные тенденции развития отечественных предприятий……………………………………………………………… 5
1.1 Функционирование отечественных предприятий в период 90-х годов после распада СССР………………………………………………5
1.2 Особенности приватизации предприятий в
Республике Беларусь……………………………………………………7
1.3 Иностранное предпринимательство и инвестирование…………..14
1.4 Особенности развития и функционирования отечественных предприятий в современный период…………………………………18
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………..26
2.1 Исходные данные………………………………………………………26
2.2 Калькуляция себестоимости единицы продукции………………...27
2.3 Перечень статей калькуляции, принятый в РУП «Белгипродор».31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

курсач Андрей.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

ИНСТИТУТ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 

Кафедра государственного регулирования экономики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине

  «Экономика предприятия» 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Автор работы

студент гр.105 ГУЭзв                                                  А.В. Довыдовский 
 
 
 
 
 

      Минск 2006

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ  ……………………………………………………………… 3

    1. Состояние и современные  тенденции развития  отечественных предприятий………………………………………………………………  5

    1.1 Функционирование  отечественных предприятий в период 90-х годов после распада СССР………………………………………………5

    1.2 Особенности приватизации  предприятий в 

    Республике  Беларусь……………………………………………………7

    1.3 Иностранное предпринимательство  и инвестирование…………..14

    1.4 Особенности развития  и функционирования отечественных предприятий в современный период…………………………………18

    2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………..26

    2.1 Исходные данные………………………………………………………26

    2.2 Калькуляция себестоимости  единицы продукции………………...27

    2.3 Перечень статей  калькуляции, принятый в РУП «Белгипродор».31

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………….35 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ. 

    Целью изучения теоретического вопроса  данной работы является рассмотрение происходящих изменений в условиях хозяйствования предприятий, состояние и современные тенденции развития отечественных предприятий.

    Анализ  экономического развития за последний  период показывает, что в экономике  страны сохраняются положительные  тенденции в изменении ВВП  наряду с наличием значительных негативных процессов. К последним относятся: рост доли убыточных предприятий; снижение рентабельности производства; рост просроченной задолженности; сверхнормативный рост старения основных средств; недостаточная инновационная, инвестиционная и предпринимательская активность и т.д.

    В решении проблем формирования и функционирования институтов рыночного типа решающая роль отводится государству. Стратегическая цель государства в переходный период – содействие системному формированию новых экономических отношений, что предполагает поддержку частного предпринимательства, организацию преобразования государственных предприятий и собственности, разработку и контроль соблюдения «правил игры» на рынках и многое другое. Фактически государство должно создавать условия дальнейшей либерализации и де бюрократизации экономики, уменьшения административных барьеров для организации и ведения бизнеса. Тем самым государство должно создавать условия для уменьшения собственного прямого административного вмешательства в экономику, для раскрепощения предпринимательской активности, а не для чрезмерной опеки, порождающей одновременно необоснованные гарантии и иждивенчество. Вместе с тем государство должно жестко контролировать и обеспечивать соблюдение субъектами законодательства, регламентирующего права собственности и поведение на рынках.

       Целью аналитической части данной работы является ознакомление с практическим способом расчета типовой калькуляции  себестоимости единицы продукции  и сравнение ее с отраслевой калькуляцией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Состояние и современные  тенденции развития отечественных предприятий.
 
    1. Функционирование  отечественных предприятий  в период 90-х годов  после распада  СССР.

       Начиная со второй половины 80-х годов Беларусь столкнулась с масштабным экономическим  кризисом, который привел к развалу  бюджетной и денежной систем, к исключительно высоким темпам инфляции, падению производства.

       Беларусь, следуя общему направлению реформ в  России и других странах, начиная  с 1991 г. активно разрушала институты  централизованного управления, осуществляя  политику либерализации внутреннего рынка (в первую очередь ценообразования) и внешнеэкономических отношений. Однако в условиях, когда старые институты были мало дееспособны, а новые рыночные еще не сформировались (сюда необходимо добавить неразвитость рыночного менеджмента, отсутствие важнейших институтов суверенного государства), либерализация на начальной стадии переходного периода не

принесла желаемого  успеха, поскольку рыночные импульсы, возникающие в экономике, не получали адекватных откликов. В результате ВВП катастрофически снижался.

       Фактически  в начале экономических реформ образовался  «институциональный вакуум». И дело не в том, что этот вакуум не хотели заполнить, а в том, что создание формальных (законодательных) и тем  более неформальных (моральных норм, традиций и т.д.) институтов цивилизованного рыночного хозяйства процесс весьма длительный.

       Как следствие в  данной ситуации субъекты экономики оказались дезориентированы, при этом отсутствие формальных ограничений, формируемых институциональной  средой, привело к антиобщественным формам присвоения, к стремлению монополизировать различные сферы деятельности, к недобросовестной конкуренции, галопирующему росту цен, систематическим неплатежам, коррупции, неспособности государства выполнять социальные функции, криминализации экономики и другим негативным явлениям. Вместе с тем, либерализация позволила уравновесить товарный рынок, активизировать процесс создания новой институциональной среды рыночного типа.

       После выборов в 1994 г. первого президента страны начался этап укрепления и создания сильных государственных институтов при одновременном замедлении процессов либерализации экономики. Такой подход в условиях, когда страна шла к экономической катастрофе, во многом был оправдан. Задача состояла в том, чтобы путем прямого субсидирования и налогового стимулирования, ужесточения контроля и ответственности на всех уровнях экономики остановить процесс падения и одновременно создать необходимую институциональную среду и инфраструктуру рынка.

       В результате этой политики, отсутствия обвальной приватизации при ужесточении контрольно-административных функций государства и одновременного сохранения высокого внутреннего спроса, создаваемого кредитно-денежной эмиссией, удалось удержать на плаву большинство предприятий в условиях роста ВВП и объема промышленного производства, обеспечить низкий уровень открытой безработицы, сохранить стабильность в стране, ограничить резкое расслоение населения по доходам.

       Осуществление неотложных мер по выходу страны из кризиса позволили, начиная с 1996 года преодолеть спад производства, достигнуть положительной динамики макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты валового внутреннего продукта, производства промышленной продукции, потребительских товаров. В определенной мере удалось стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке. Восстановлена система управления экономикой, отвечающая реалиям переходного периода, улучшена система социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.

         В социально-экономическом развитии страны пятилетие 1996-2000 гг. явилось  переломным этапом в преодолении  глубоких кризисных явлений, происходивших  в стране после распада СССР.

         Однако  наряду с позитивной динамикой объемов  производства в целом и в ряде отраслей, повышением инвестиционной активности, ростом реальных доходов населения проблема финансового состояния предприятий реального сектора экономики по-прежнему осталась острой.

      Прямое  отрицательное влияние на динамику объемов реализации оказал рост запасов нереализованной продукции, размеры которых были совершенно аномальны, исходя из критериев рыночной экономики. Рост запасов нереализованной продукции связан, прежде всего, с ее низкой конкурентоспособностью, обусловленной, прежде всего высокими издержками на ее производство и, соответственно, довольно высокими ценами, внутренний рынок заполнили в отдельных случаях более дешевые импортные товары, обострилась конкуренция на внешних рынках.

        

    1. Особенности приватизации предприятий в Республике Беларусь.

       Эффективность функционирования рыночной экономики во многом зависит от степени самостоятельности хозяйствующих субъектов. Она обеспечивается в процессе разгосударствления экономики, которая осуществляется либо посредством снятия с государства функций прямого хозяйственного управления, замены вертикальных связей горизонтальными без смены собственника (непосредственно разгосударствление), либо путем приватизации, т.е. приобретения физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

       Приватизация - наиболее радикальный путь преобразования отношений собственности. Однако нельзя говорить о разрушении государства. Речь идет о масштабах прямого  вмешательства государства в  экономику, о более четком распределении  прав, обязанностей и ответственности между государственными и частными секторами, об усилении рыночных форм государственного регулирования экономики.

       Для стимулирования развития рыночной экономики  государством осуществляется взвешенная либерализация различных сфер экономики, государственная собственность трансформируется в акционерную и     частно-индивидуальную, происходит становление новых адекватных рыночной экономике социальных типов хозяйства при активной роли государственного регулирования и создании гибких механизмов реформирования экономики.

       Приватизация  в Беларуси осуществляется по двум основным направлениям: «малая» приватизация охватывает сферы торговли и услуг, мелкие предприятия промышленности и строительства, находящиеся в  муниципальной собственности; «большая» приватизация касается крупных предприятий республиканской собственности. Она предполагает возмездную или безвозмездную передачу государственной собственности в частную или акционерную (корпоративную) в целях повышения эффективности производства, достижения разумного баланса интересов различных социальных групп.

       Преобладающим способом реформирования объектов республиканской  собственности является преобразование государственных и арендных предприятий  в открытые акционерные общества с последующей продажей акций внутренним и внешним инвесторам.

       Процесс приватизации в Беларуси идет медленно по сравнению с другими странами с переходной экономикой. Слишком  отличаются подходы к реформированию. В стране происходит усиление государственного присутствия, блокировка и запрет приватизации широкого спектра объектов.

       Реформирование  государственной собственности  в Республике Беларусь началось в 1991 г. и продолжается до настоящего времени.

Основополагающими законодательными актами по реформированию государственной собственности в Республике Беларусь стали законы:              «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», «Об именных приватизационных чеках»,                          «О предприятиях», «О собственности», «О ценных бумагах».

       Наиболее  активно процессы разгосударствления и приватизации происходили в  торговле, на транспорте, в сфере  услуг и на предприятиях легкой, лесной, деревообрабатывающей и пищевой промышленности.

       В 1991–2005 гг. в Беларуси реформировано  и отчуждено 8343 объекта, из них преобразовано 4100 предприятий, что составляет 15,3% общего числа предприятий республики. На их базе организовано 1978 акционерных обществ (48,2% всех преобразованных предприятий), продано на аукционах либо по конкурсу 1398 объектов, 724 выкуплены арендными и трудовыми коллективами. При этом в промышленности реформировано 543 объекта, в строительстве — 292, в торговле — 1267, в общественном питании — 254, в бытовом обслуживании — 459, в агропромышленном комплексе — 763 объекта; 522 объекта приватизированы, акционированы в других отраслях народного хозяйства. На преобразованных предприятиях работают 958,9 тыс. человек (около 22,3% всех занятых работников).

Информация о работе Состояние и современные тенденции развития отечественных предприятий