Состояние и современные тенденции развития отечественных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:52, курсовая работа

Описание

Анализ экономического развития за последний период показывает, что в экономике страны сохраняются положительные тенденции в изменении ВВП наряду с наличием значительных негативных процессов. К последним относятся: рост доли убыточных предприятий; снижение рентабельности производства; рост просроченной задолженности; сверхнормативный рост старения основных средств; недостаточная инновационная, инвестиционная и предпринимательская активность и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
1. Состояние и современные тенденции развития отечественных предприятий……………………………………………………………… 5
1.1 Функционирование отечественных предприятий в период 90-х годов после распада СССР………………………………………………5
1.2 Особенности приватизации предприятий в
Республике Беларусь……………………………………………………7
1.3 Иностранное предпринимательство и инвестирование…………..14
1.4 Особенности развития и функционирования отечественных предприятий в современный период…………………………………18
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………..26
2.1 Исходные данные………………………………………………………26
2.2 Калькуляция себестоимости единицы продукции………………...27
2.3 Перечень статей калькуляции, принятый в РУП «Белгипродор».31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

курсач Андрей.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

       Преобразование  государственного предприятия в  акционерное общество осуществляется в соответствии с положением Совета Министров РБ “О порядке создания ОАО в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности”.

       Эффективность деятельности ОАО во многом зависит  от состава учредителей. В процессе приватизации создаются ОАО либо с одним учредителем - государством, либо ОАО с несколькими учредителями (государством, кредиторами и инвесторами).

       Если  учредитель один - государство, то ОАО становится преемником его долгов, которые погашаются из чистой прибыли, что значительно замедляет процесс приватизации.

       Участие кредиторов в учреждении ОАО позволяет  начать деятельность без долгов, улучшить финансовое положение, расширить и обновить производство.

       Наиболее  предпочтительным является вариант  участия в учреждении ОАО инвесторов, в том числе зарубежных. Но внешнего финансирования не будет до тех пор, пока инвесторы не получат гарантии, что их деньги находятся в надежных руках, а это может обеспечить только контрольный пакет акций. Действующий закон об акционерных обществах не защищает права инвесторов. Так, Законом установлен принцип голосования “одна акция - один голос” (ст. 42). Практика же показывает, что в большинстве приватизированных АО управляющие и трудовой коллектив владеют от 50 до 70 % голосующих акций, а внешние акционеры - до 20 %. Таким образом решения принимаются простым большинством, а инвестор всегда рискует.

       Экономическая ситуация в стране ограничивает участие в преобразовании государственных предприятий иных, кроме государства, учредителей. Поэтому наибольшее распространение получили полностью государственные акционерные общества. Усилению роли государства также способствовал Указ Президента РБ № 591 от 14.11.1997 г., утвердивший “Порядок введения и реализации особого права (“золотой акции”) государства на участие в управлении акционерным обществом”.

       Преобразование  государственных предприятий в  ОАО осуществляется в следующем  порядке:

  • трудовой коллектив подает в орган приватизации предложение о преобразовании предприятия в ОАО;
  • после рассмотрения предложения трудового коллектива на предприятии создается комиссия по преобразованию, главной задачей которой является разработка проекта создания ОАО. Кроме того, комиссия разрабатывает структуру управления преобразуемого предприятия, бизнес - план, проекты документов, необходимых для создания ОАО, а также рассматривает возможность создания холдинга на базе акционерных обществ, образованных путем выделения структурных подразделений в самостоятельные юридические лица. Проект предоставляется в отраслевую комиссию;
  • отраслевая комиссия дает заключение о возможности создания ОАО и направляет проект в орган приватизации для экспертизы и принятия решения о создании комиссии по приватизации.

         Таким образом, в создании ОАО  принимают участие три комиссии, каждая из которых выполняет  особые функции. 

       Формирование  акционерных обществ обладает рядом  преимуществ по сравнению с другими  способами приватизации. Данный способ позволяет:

  • приватизировать крупные предприятия, составляющие наибольший удельный вес в экономике Беларуси;
  • экономически заинтересовать предприятия - смежники в развитии ОАО путем продажи им пакета акций;
  • привлечь иностранный капитал для технологического обновления через систему владения акциями;
  • осуществлять контроль со стороны государства за деятельностью крупных акционерных обществ, владея пакетами их акций.

       Учитывая, что для Беларуси наиболее эффективной  является акционерная форма предприятий, то будет целесообразным их объединение в холдинги.

       Среди направлений реструктуризации промышленных предприятий можно выделить: создание концернов, холдингов, образование  филиалов и дочерних предприятий, выделение  объектов социальной инфраструктуры и  др.

       Правительство в основу процесса реформирования государственной собственности на среднесрочный период заложило следующие подходы:

       • обеспечение эффективной работы преобразуемых предприятий;

       • дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от ликвидности, результатов конкурсного отбора и экспертизы, долгосрочных бизнес проектов и контроля за выполнением новыми собственниками принятых обязательств;

       • сочетание политики приватизации с  инвестированием посредством проведения комбинированных аукционов (в т.ч. с понижением начальной цены объектов приватизации), инвестиционных конкурсов;

       • расширение инструментария приватизации, включая продажу объектов за свободно конвертируемую валюту, а также на аукционах с условиями или  по конкурсу предприятий, имеющих до 100 рабочих мест, у которых задолженность по финансовым обязательствам равна активной части баланса или превышает ее.

       Приоритетным  способом для приватизации является аукционная или конкурсная продажа  небольших объектов, объектов незавершенного строительства, в т.ч. с применением метода понижения начальной цены. В первоочередном порядке осуществляются разгосударствление и приватизация неэффективно работающих государственных предприятий.

       Численность занятых в негосударственном  секторе экономики на начало 2006 г. составляла около 2055 тыс. человек (47,6% всех работающих в народном хозяйстве). Удельный вес объемов промышленной продукции, произведенной за 2005 г. предприятиями негосударственного сектора, составил 62,5%, в т.ч. предприятиями частной собственности без иностранного участия — 55,7%. Розничный товарооборот негосударственного сектора экономики, включая общественное питание, через все каналы реализации в 2004 г. составил 36,8% от его общего объема.

       На 1 октября 2005 г. в республике работало 33,9 тыс. малых предприятий, из них в сфере торговли и общественного питания — 39,6 %, в промышленности — 23,6, в строительстве — 12,1, на транспорте — 5,9%.

       Рост  производства промышленной продукции  на малых предприятиях в 2005 г. составил 122,6%. На малых предприятиях произведено 9,4% общего объема промышленной продукции по республике и более 9% валового внутреннего продукта. Зарегистрировано 178 тыс. индивидуальных предпринимателей, которые также относятся к субъектам малого предпринимательства. В целом в сфере малого предпринимательства занято примерно 800 тыс. человек (18% экономически активного населения). Удельный вес сектора в общем объеме поступлений платежей в бюджет составляет примерно 20%.

       Государство в последние годы активизировало поддержку малого и среднего бизнеса. Инфраструктура поддержки предпринимательства включает: Фонд поддержки малого и среднего бизнеса Министерства экономики; Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей

и региональные фонды финансовой поддержки; фонд «Национальное агентство развития предпринимательства»; центры поддержки предпринимательства; инкубаторы малого предпринимательства. В республике функционируют более 40 центров и 8 инкубаторов, которые оказывают комплексную и адресную поддержку представителям малого предпринимательства в различных направлениях.

       В стране ежегодно разрабатываются и  реализуются программы государственной  поддержки и развития малого предпринимательства.

       В настоящее время действует программа  на 2006 г. Главным направлением государственной политики в отношении субъектов малого предпринимательства в них определено постепенное сокращение любых форм государственного вмешательства в сферу их деятельности. Предусматриваются меры по финансовой поддержке малого предпринимательства, сокращению административных барьеров, связанных с началом деятельности, а затем и работы на рынке субъектов малого предпринимательства.

       В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь №6

от 10 апреля 2006 г. вводится порядок государственной  регистрации субъектов хозяйствования, создающий более благоприятные условия для развития бизнеса. Фактически реализуется принцип «одного окна», сокращаются сроки регистрации до 20 дней, запрещаются многие платежи, которыми облагались предприятия и частные предприниматели при регистрации.  

    1. Иностранное предпринимательство  и инвестирование.

       Сегодня экономика Беларуси нуждается в  инвестициях. На привлечение внешних  инвесторов направлены совершенствование  законодательной базы, структурные  преобразования, меры государственной защиты иностранных инвесторов.

       Инвестиционная  привлекательность Беларуси сегодня  определяется не только количественными  показателями (такими, как уровень  и динамика ВВП, производительность труда или сумма капиталовложений), но и рядом качественных параметров. Это — мобильность трудовых ресурсов, транзитная ориентация транспортной инфраструктуры, технологический уровень предприятий, готовность руководителей производства к инновациям, регламент защиты окружающей среды, стабильность общества и экономики, правительственная поддержка, последовательность действий финансовых институтов, относительно низкий уровень потребительских цен, предсказуемая динамика национальной валюты, эффективность административной системы и развитая система образования. Несмотря на то, что по уровню совокупной почасовой оплаты труда Беларусь отстает от европейских государств, в стране сохранено высокое качество рабочей силы, государством обеспечивается требуемая сегодня система подготовки и переподготовки кадров рабочих профессий и специалистов высшей квалификации.

       Беларусь  по многим критериям остается наиболее привлекательной в инвестиционном отношении республикой бывшего  СССР. Принятая в стране стратегия  трансформации создала предпосылки, позволяющие при взаимодействии со странами Европы в последующие 5 лет наращивать производительность, сохраняя этим самым свои позиции в области внешнеэкономической конкурентоспособности.

       С принятием в 2001 г. Инвестиционного  кодекса в республике значительно  улучшилась правовая среда для инвестиционной деятельности.

       За 2002–2005 гг. объем иностранных инвестиций составил 5,0 млрд. долларов США, в т.ч. в 2005 г. — 1,8 млрд. долларов США. К наиболее крупным проектам, реализуемым в  Беларуси с привлечением иностранных  инвестиций, относятся: реконструкция и модернизация ПО «Белорусский автомобильный завод»; реконструкция газокислородного цеха на Белорусском металлургическом заводе в Жлобине; создание сети сотовой радиотелефонной связи с участием первого оператора в системе Минсвязи и СП «Мобильная цифровая связь», ООО «Мобильные теле системы»; строительство комплекса каталитического крекинга на ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод», а также установки виброкрекинга на РУП ПО «Нафтан» и др.

       Принятая  в 2001 г. Национальная программа привлечения  инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. наряду с развитием собственного инвестиционного потенциала предусматривает дальнейшее совершенствование рамочных условий (финансовых, политических, организационных, управленческих, социальных), обеспечивающих максимальное привлечение иностранных инвестиций для технической и технологической модернизации экономики. Потенциальная ее потребность в иностранных инвестициях на период до 2010 г. оценивается в 13 млрд. долларов США (36% в общем объеме инвестиций).

       Беларусь  активно развивает сотрудничество с ведущими международными организациями: Европейским банком реконструкции  и развития, Всемирным банком, Международным  валютным фондом, которые оказывают  содействие в развитии иностранного предпринимательства на территории республики.

       На 01.01.2005 г. в республике зарегистрировано 3457 предприятий 

(1841 совместное  и 1616 иностранных) с иностранными  инвестициями. Они созданы с участием  более 80 стран мира, преимущественно  России, Швейцарии, Австрии, Германии. Из 3457 зарегистрированных совместных и иностранных предприятий на 01.01.2005 г. действовало 3060, из них 43% в промышленности, в т.ч. в машиностроении — 12%, пищевой промышленности — 8%, деревообработке — 10%, химической и легкой промышленности — по 5%.

       За последние годы на белорусский рынок вышли такие крупные компании, как «Кока-кола», «Легрант», «Ман», «МакДональдс», «Байер», «Сименс», «Мулинекс» и др.

       Наиболее  перспективными отраслями для притока  иностранного капитала являются электроника, автомобилестроение, нефтехимический комплекс, лесопереработка, производство товаров народного потребления и продуктов питания, переработка вторичного сырья, производство медицинского оборудования и др.

       Беларусь  предоставляет потенциальному иностранному инвестору довольно широкие возможности для вложения капитала в национальную экономику. Законодательством предусмотрены следующие формы иностранной инвестиционной деятельности:

       • учреждение предприятия, полностью  принадлежащего иностранным инвесторам;

       • создание совместного предприятия;

       • выкуп долей предприятий.

       Иностранная предпринимательская и инвестиционная деятельность кроме Инвестиционного  кодекса регулируется законами о  предприятиях и об акционерных обществах. Иностранные инвесторы защищены от изменений в республиканском законодательстве: если последующие правовые акты ухудшают условия их деятельности, то в течение 5 лет сохраняют силу законы, действовавшие на момент инвестирования.

Информация о работе Состояние и современные тенденции развития отечественных предприятий