Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:52, курсовая работа
Анализ экономического развития за последний период показывает, что в экономике страны сохраняются положительные тенденции в изменении ВВП наряду с наличием значительных негативных процессов. К последним относятся: рост доли убыточных предприятий; снижение рентабельности производства; рост просроченной задолженности; сверхнормативный рост старения основных средств; недостаточная инновационная, инвестиционная и предпринимательская активность и т.д.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
1. Состояние и современные тенденции развития отечественных предприятий……………………………………………………………… 5
1.1 Функционирование отечественных предприятий в период 90-х годов после распада СССР………………………………………………5
1.2 Особенности приватизации предприятий в
Республике Беларусь……………………………………………………7
1.3 Иностранное предпринимательство и инвестирование…………..14
1.4 Особенности развития и функционирования отечественных предприятий в современный период…………………………………18
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………..26
2.1 Исходные данные………………………………………………………26
2.2 Калькуляция себестоимости единицы продукции………………...27
2.3 Перечень статей калькуляции, принятый в РУП «Белгипродор».31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….35
Преобразование государственного предприятия в акционерное общество осуществляется в соответствии с положением Совета Министров РБ “О порядке создания ОАО в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности”.
Эффективность деятельности ОАО во многом зависит от состава учредителей. В процессе приватизации создаются ОАО либо с одним учредителем - государством, либо ОАО с несколькими учредителями (государством, кредиторами и инвесторами).
Если учредитель один - государство, то ОАО становится преемником его долгов, которые погашаются из чистой прибыли, что значительно замедляет процесс приватизации.
Участие кредиторов в учреждении ОАО позволяет начать деятельность без долгов, улучшить финансовое положение, расширить и обновить производство.
Наиболее предпочтительным является вариант участия в учреждении ОАО инвесторов, в том числе зарубежных. Но внешнего финансирования не будет до тех пор, пока инвесторы не получат гарантии, что их деньги находятся в надежных руках, а это может обеспечить только контрольный пакет акций. Действующий закон об акционерных обществах не защищает права инвесторов. Так, Законом установлен принцип голосования “одна акция - один голос” (ст. 42). Практика же показывает, что в большинстве приватизированных АО управляющие и трудовой коллектив владеют от 50 до 70 % голосующих акций, а внешние акционеры - до 20 %. Таким образом решения принимаются простым большинством, а инвестор всегда рискует.
Экономическая ситуация в стране ограничивает участие в преобразовании государственных предприятий иных, кроме государства, учредителей. Поэтому наибольшее распространение получили полностью государственные акционерные общества. Усилению роли государства также способствовал Указ Президента РБ № 591 от 14.11.1997 г., утвердивший “Порядок введения и реализации особого права (“золотой акции”) государства на участие в управлении акционерным обществом”.
Преобразование государственных предприятий в ОАО осуществляется в следующем порядке:
Таким образом, в создании ОАО
принимают участие три
Формирование акционерных обществ обладает рядом преимуществ по сравнению с другими способами приватизации. Данный способ позволяет:
Учитывая, что для Беларуси наиболее эффективной является акционерная форма предприятий, то будет целесообразным их объединение в холдинги.
Среди направлений реструктуризации промышленных предприятий можно выделить: создание концернов, холдингов, образование филиалов и дочерних предприятий, выделение объектов социальной инфраструктуры и др.
Правительство в основу процесса реформирования государственной собственности на среднесрочный период заложило следующие подходы:
• обеспечение эффективной работы преобразуемых предприятий;
• дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от ликвидности, результатов конкурсного отбора и экспертизы, долгосрочных бизнес проектов и контроля за выполнением новыми собственниками принятых обязательств;
•
сочетание политики приватизации с
инвестированием посредством
• расширение инструментария приватизации, включая продажу объектов за свободно конвертируемую валюту, а также на аукционах с условиями или по конкурсу предприятий, имеющих до 100 рабочих мест, у которых задолженность по финансовым обязательствам равна активной части баланса или превышает ее.
Приоритетным способом для приватизации является аукционная или конкурсная продажа небольших объектов, объектов незавершенного строительства, в т.ч. с применением метода понижения начальной цены. В первоочередном порядке осуществляются разгосударствление и приватизация неэффективно работающих государственных предприятий.
Численность занятых в негосударственном секторе экономики на начало 2006 г. составляла около 2055 тыс. человек (47,6% всех работающих в народном хозяйстве). Удельный вес объемов промышленной продукции, произведенной за 2005 г. предприятиями негосударственного сектора, составил 62,5%, в т.ч. предприятиями частной собственности без иностранного участия — 55,7%. Розничный товарооборот негосударственного сектора экономики, включая общественное питание, через все каналы реализации в 2004 г. составил 36,8% от его общего объема.
На 1 октября 2005 г. в республике работало 33,9 тыс. малых предприятий, из них в сфере торговли и общественного питания — 39,6 %, в промышленности — 23,6, в строительстве — 12,1, на транспорте — 5,9%.
Рост производства промышленной продукции на малых предприятиях в 2005 г. составил 122,6%. На малых предприятиях произведено 9,4% общего объема промышленной продукции по республике и более 9% валового внутреннего продукта. Зарегистрировано 178 тыс. индивидуальных предпринимателей, которые также относятся к субъектам малого предпринимательства. В целом в сфере малого предпринимательства занято примерно 800 тыс. человек (18% экономически активного населения). Удельный вес сектора в общем объеме поступлений платежей в бюджет составляет примерно 20%.
Государство в последние годы активизировало поддержку малого и среднего бизнеса. Инфраструктура поддержки предпринимательства включает: Фонд поддержки малого и среднего бизнеса Министерства экономики; Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей
и региональные фонды финансовой поддержки; фонд «Национальное агентство развития предпринимательства»; центры поддержки предпринимательства; инкубаторы малого предпринимательства. В республике функционируют более 40 центров и 8 инкубаторов, которые оказывают комплексную и адресную поддержку представителям малого предпринимательства в различных направлениях.
В
стране ежегодно разрабатываются и
реализуются программы
В
настоящее время действует
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь №6
от 10 апреля 2006 г.
вводится порядок государственной
регистрации субъектов хозяйствования,
создающий более благоприятные условия
для развития бизнеса. Фактически реализуется
принцип «одного окна», сокращаются сроки
регистрации до 20 дней, запрещаются многие
платежи, которыми облагались предприятия
и частные предприниматели при регистрации.
Сегодня экономика Беларуси нуждается в инвестициях. На привлечение внешних инвесторов направлены совершенствование законодательной базы, структурные преобразования, меры государственной защиты иностранных инвесторов.
Инвестиционная
привлекательность Беларуси сегодня
определяется не только количественными
показателями (такими, как уровень
и динамика ВВП, производительность
труда или сумма
Беларусь
по многим критериям остается наиболее
привлекательной в
С принятием в 2001 г. Инвестиционного кодекса в республике значительно улучшилась правовая среда для инвестиционной деятельности.
За 2002–2005 гг. объем иностранных инвестиций составил 5,0 млрд. долларов США, в т.ч. в 2005 г. — 1,8 млрд. долларов США. К наиболее крупным проектам, реализуемым в Беларуси с привлечением иностранных инвестиций, относятся: реконструкция и модернизация ПО «Белорусский автомобильный завод»; реконструкция газокислородного цеха на Белорусском металлургическом заводе в Жлобине; создание сети сотовой радиотелефонной связи с участием первого оператора в системе Минсвязи и СП «Мобильная цифровая связь», ООО «Мобильные теле системы»; строительство комплекса каталитического крекинга на ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод», а также установки виброкрекинга на РУП ПО «Нафтан» и др.
Принятая в 2001 г. Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. наряду с развитием собственного инвестиционного потенциала предусматривает дальнейшее совершенствование рамочных условий (финансовых, политических, организационных, управленческих, социальных), обеспечивающих максимальное привлечение иностранных инвестиций для технической и технологической модернизации экономики. Потенциальная ее потребность в иностранных инвестициях на период до 2010 г. оценивается в 13 млрд. долларов США (36% в общем объеме инвестиций).
Беларусь
активно развивает
На 01.01.2005 г. в республике зарегистрировано 3457 предприятий
(1841 совместное и 1616 иностранных) с иностранными инвестициями. Они созданы с участием более 80 стран мира, преимущественно России, Швейцарии, Австрии, Германии. Из 3457 зарегистрированных совместных и иностранных предприятий на 01.01.2005 г. действовало 3060, из них 43% в промышленности, в т.ч. в машиностроении — 12%, пищевой промышленности — 8%, деревообработке — 10%, химической и легкой промышленности — по 5%.
За последние годы на белорусский рынок вышли такие крупные компании, как «Кока-кола», «Легрант», «Ман», «МакДональдс», «Байер», «Сименс», «Мулинекс» и др.
Наиболее перспективными отраслями для притока иностранного капитала являются электроника, автомобилестроение, нефтехимический комплекс, лесопереработка, производство товаров народного потребления и продуктов питания, переработка вторичного сырья, производство медицинского оборудования и др.
Беларусь предоставляет потенциальному иностранному инвестору довольно широкие возможности для вложения капитала в национальную экономику. Законодательством предусмотрены следующие формы иностранной инвестиционной деятельности:
• учреждение предприятия, полностью принадлежащего иностранным инвесторам;
• создание совместного предприятия;
• выкуп долей предприятий.
Иностранная
предпринимательская и
Информация о работе Состояние и современные тенденции развития отечественных предприятий