Состояние и современные тенденции развития отечественных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:52, курсовая работа

Описание

Анализ экономического развития за последний период показывает, что в экономике страны сохраняются положительные тенденции в изменении ВВП наряду с наличием значительных негативных процессов. К последним относятся: рост доли убыточных предприятий; снижение рентабельности производства; рост просроченной задолженности; сверхнормативный рост старения основных средств; недостаточная инновационная, инвестиционная и предпринимательская активность и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
1. Состояние и современные тенденции развития отечественных предприятий……………………………………………………………… 5
1.1 Функционирование отечественных предприятий в период 90-х годов после распада СССР………………………………………………5
1.2 Особенности приватизации предприятий в
Республике Беларусь……………………………………………………7
1.3 Иностранное предпринимательство и инвестирование…………..14
1.4 Особенности развития и функционирования отечественных предприятий в современный период…………………………………18
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………..26
2.1 Исходные данные………………………………………………………26
2.2 Калькуляция себестоимости единицы продукции………………...27
2.3 Перечень статей калькуляции, принятый в РУП «Белгипродор».31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

курсач Андрей.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

       Все совместные и иностранные предприятия  имеют право свободно формировать  цены на продукцию собственного производства и использовать ускоренные нормы амортизации произвольной величины.

       Кроме того, если доля зарубежного партнера в их уставном фонде составляет более 30%, то они на 3 года освобождаются  от уплаты налога на прибыль. Для них также установлено полное освобождение от таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Беларуси технологического оборудования в качестве уставного фонда создаваемого предприятия. Валютная выручка от экспорта собственной продукции с иностранными инвестициями остается в их распоряжении, за исключением налоговых платежей.

       Закон о разгосударствлении и приватизации допускает и даже стимулирует  участие иностранных инвесторов в приватизации — прежде всего  предприятий, требующих перепрофилирования и технического перевооружения, а также убыточных предприятий и объектов незавершенного строительства.

       Иностранные инвесторы могут приобретать  имущественные права на аукционе или по конкурсу, участвовать в  уставном капитале приватизируемого предприятия, пользоваться и распоряжаться объектами приватизации и результатами их деятельности, включая реинвестиции, торговлю и другие операции, приобретать акции предприятий через подписку с использованием посреднических услуг коммерческих банков и брокерских фирм.

       Закон о собственности позволяет иностранным  юридическим лицам иметь в  Беларуси производственные и другие предприятия, сооружения и иное имущество  для осуществления хозяйственной  деятельности. При этом гарантируется  неприкосновенность собственности иностранных предпринимателей и их имущественных прав.

       Предприятия с участием иностранного капитала могут  использовать любые объемы местных  ресурсов при производстве своей  продукции, а также неограниченные объемы импортных ресурсов. Им не устанавливаются задания по объемам экспорта или по найму исключительно местной рабочей силы.

       Земельные участки могут предоставляться  иностранным инвесторам в аренду на срок до 99 лет. В особых случаях (при  производстве стратегически важной для республики продукции) с согласия Президента им может быть передан земельный участок в частную собственность.  

    1. Особенности развития и функционирования отечественных предприятий  в современный  период.

       Стратегическая  цель государства в переходный период – содействие системному формированию новых экономических отношений, что предполагает поддержку частного предпринимательства, организацию преобразования государственных предприятий и собственности, разработку и контроль соблюдения «правил игры» на рынках и многое другое. Фактически государство должно создавать условия дальнейшей либерализации и де бюрократизации экономики, уменьшения административных барьеров для организации и ведения бизнеса. Тем самым государство должно создавать условия для уменьшения собственного прямого административного вмешательства в экономику, для раскрепощения предпринимательской активности, а не для чрезмерной опеки, порождающей

одновременно  необоснованные гарантии и иждивенчество. Вместе с тем государство должно жестко контролировать и обеспечивать соблюдение субъектами законодательства, регламентирующего права собственности и поведение на рынках.

       Не  отрицая в целом позитивную и  активную роль государства в условиях рынка, и, особенно, в период движения к нему, следует отметить неэффективность  тех функций, которые оно выполняет сегодня с использованием административных рычагов оперативного вмешательства в текущую деятельность предприятий. Возврат к прямым административным методам государственного регулирования экономики в условиях неразвитости (скорее отсутствия) институциональной среды рыночного типа и наступающего глубокого социально-экономического кризиса был оправдан.

       В настоящее время необходимо вернуться  в русло рыночных реформ, ускорить либерализацию экономики, задействовать  более полно предпринимательскую энергию отечественных предпринимателей и возможности иностранных инвесторов. Сегодня, в отличие от начала перестроечных процессов, имеется более совершенная нормативно-правовая база, лучше развиты организационные структуры рыночного типа, значительно изменились неформальные институты – население в большей мере поддерживает рыночные отношения.

      Сегодня в целях обеспечения экономического роста необходимо ускорить реструктуризацию и приватизацию крупных предприятий. Важно также создать условия для развития и увеличения поддержки малого и среднего бизнеса, что позволит:

  • аккумулировать собственные и заемные средства населения для создания частных предпринимательских структур;
  • продемонстрировать другим странам и международным структурам приверженность Беларуси рыночным принципам и свободам;
  • создать новые рабочие места;
  • сформировать предпосылки для формирования среднего класса, являющегося основой социальной стабильности в обществе;
  • повысить устойчивость, гибкость и адаптивные возможности народнохозяйственного комплекса страны.

       В части институционального обеспечения  процесса развития предпринимательства  необходимо упростить систему регистрации (по некоторым видам деятельности перейти от разрешительного к  заявительному способу), сократить  количество лицензируемых видов деятельности, ограничив их исключительно теми, которые могут создать угрозу национальной, в том числе экономической, безопасности страны, окружающей среде, здоровью и жизни людей.

       Благоприятная институциональная среда и более  совершенная макроэкономическая политика должны позволить решить сложную проблему продолжения старения основного капитала.

       Нынешний  этап воспроизводства в республике характеризуется резким снижением  коэффициента обновления основных фондов при сохранение практически на том же уровне коэффициента выбытия. В частности в белорусской промышленности коэффициент обновления до начала переходных процессов составлял 6-8%, а по данным за последние три года он колеблется в пределах 1,5-2,4%. Это значит, что если раньше полное обновление фондов можно было осуществить за 12-16 лет, то в новых условиях – за 42-66 лет. При этом в таких отраслях как химическая и нефтехимическая промышленность и машиностроение и металлообработка, где коэффициент обновления самый низкий, потребуется еще больший срок.

       Следствием  низкого уровня обновления и выбытия  основных средств является нарастание уровня износа основных фондов. Особенно угрожающей представляется динамика роста  износа активной части основных средств. Как следует из данных статистики, уровень износа активной части основных средств по экономике в целом превысил предельную величину экономической безопасности по данному показателю (60%) и продолжает расти. Особенно опасная ситуация сложилась в химической и нефтехимической промышленности (уровень износа активной части 85,4%), машиностроении и металлообработке (84,7%), промышленности строительных материалов (76,3%), легкой промышленности (79,3%), строительстве (79,1%), сельском хозяйстве (79%). Высокий уровень износа основных фондов не только негативно влияет на конкурентоспособность экономики страны и перспективы ее роста, но и создает реальные угрозы окружающей среде и здоровью работников, использующих изношенные средства производства в своей трудовой деятельности по причине высокой аварийности, устаревших технологий и оборудования. Одновременно растут расходы на текущий и капитальный ремонт.

       С целью дальнейшего развития страны была разработана и утверждена национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) разработанная в соответствии с Законом Республики Беларусь "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" с учетом реализации "Декларации тысячелетия" Организации Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., Политической декларации и Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.).

       В национальной стратегии устойчивого  социально-экономического развития-2020 получили дальнейшее развитие основные положения действующих прогнозных документов, утвержденных Президентом и Советом Министров Республики Беларусь: Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг., Комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001-2020 гг., Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг., Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы.

       В соответствии с национальной стратегией устойчивого развития  устойчиво развивающаяся национальная экономика должна быть эффективной, конкурентоспособной и одновременно социально ориентированной, ресурсо- и энергосберегающей, эколого-защитной. В связи с этим предусматривается совершенствование структур производства и потребления с учетом имеющихся ресурсов и оптимального уровня удовлетворения потребностей населения. Важнейшим средством обеспечения устойчивости развития национальной экономики и решения социальных задач является дальнейший рост валового внутреннего продукта, развитие межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства. По сравнению с 2005 г. ВВП в 2020 г. предусматривается повысить до 2,3 раза, инвестиции в основной капитал - в 2,4-2,7, продукцию промышленности - в 1,6-1,7, сельского хозяйства - в 1,6, сферы услуг - в 2,4-2,6 раза.

       В структуре экономики страны в  прогнозном периоде должна последовательно  снижаться доля производства товаров  до 37-38% в 2020 г. и возрастать доля сферы  услуг до 50-52% соответственно. В структуре  использования ВВП к концу прогнозного периода потребуется увеличение удельного веса накопления до 30-31% и доли инвестиций до 26-27% против соответственно 24-25 и 21-22% в 2005 г. При этом, несмотря на снижение в структуре ВВП доли конечного потребления, рост его объемов позволит последовательно увеличивать уровень потребления на душу населения.

       На  первом этапе (до 2010 г.) предусматривается  повысить конкурентоспособность национальной экономики, прежде всего, за счет улучшения  использования факторных условий (природные и трудовые ресурсы, научно-технический и инновационный потенциалы, производственная и социальная инфраструктура), а также создания привлекательного инвестиционного климата и благоприятных условий для предпринимательской деятельности, развития рыночной инфраструктуры, расширения внутреннего потребительского рынка. Для этого необходимо ускорить формирование социально ориентированной рыночной (многоукладной) экономики, повысить уровень ее эффективности за счет приоритетного развития отраслей и производств, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на мировых рынках. В решении этих задач первостепенное значение имеет реализация Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь.

       На  втором этапе (2011-2020 гг.) ставится задача приблизить структуру экономики Республики Беларусь к структуре хозяйства экономически развитых стран по удельному весу сферы услуг, доле прогрессивных V и VI технологических укладов, создать условия для формирования постиндустриального общества.

       Главная цель структурных преобразований в  промышленности - значительное расширение выпуска конкурентоспособной высокотехнологичной  продукции на основе внедрения современных  ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий. Реализация мер, предусмотренных Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, позволит к 2010 г. увеличить долю новой научно-технической продукции в общем объеме выпуска и удельный вес наукоемкой продукции в объеме экспорта до 18-20%.

       Для стабильного обеспечения платежного спроса населения на высококачественные отечественные изделия предусматривается: 
· обеспечение структурно-ассортиментной сбалансированности производства и потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров с учетом потребностей конкретных групп населения; 
· повышение конкурентоспособности отечественных товаров на основе модернизации производства; 
· реструктуризация и совершенствование организационных структур с созданием небольших и средних предприятий, выпускающих товары для конкретных групп потребителей.

       С учетом ресурсных возможностей и  специализации промышленности страны планируется развивать производство наукоемких и трудоемких товаров. Важное значение имеет наращивание производства продукции из местного сырья - продовольственных товаров, изделий из древесины, текстильных изделий.

       На  период 2011-2020 гг. ставится задача перехода к эффективному функционированию промышленного  комплекса в условиях его экологизации. Для этого потребуется качественное обновление производственного, научно-технологического и кадрового потенциалов.

       Целью развития агропромышленного комплекса  в долгосрочной перспективе является формирование эффективного конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного производства, которое должно соответствовать мировому уровню и обеспечивать продовольственную безопасность страны.

       Приоритетным  направлением развития сельского хозяйства  определена интенсификация производства на основе модернизации производственно-технической базы и внедрения достижений научно-технического прогресса. Зональная, региональная, внутрихозяйственная специализация и размещение сельскохозяйственного производства по территории страны должны отвечать сложившемуся производственно-экономическому и природному потенциалу. Необходим переход на ландшафтно-адаптивную систему земледелия, базирующуюся на максимальном учете региональных и локальных почвенно-климатических условий.

Информация о работе Состояние и современные тенденции развития отечественных предприятий