Совершенствование системы стимулирования труда на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:20, дипломная работа

Описание

Цель данной работа состоит в поиске путей стимулирования различных категорий персонала торгового предприятия.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:
-рассмотреть основы организации управления персоналом предприятия;
-определить сущность стимулирования труда на предприятии;
-рассмотреть существующие системы стимулирования труда на российских и зарубежных предприятиях;
-рассмотреть вопрос организации управления системой стимулирования труда на предприятии;
-на примере ООО “Разносорт” провести анализ существующей системы стимулирования труда на предприятии;
-на основе полученных результатов разработать эффективную систему стимулирования труда на ООО “Разносорт”.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1. Проблемы экономики и организации управления персоналом предприятия 9
1.1.1. Состав персонала 15
1.1.2. Эффективность использования персонала 18
1.2. Условия управления персоналом 24
1.3. Экономически инструменты управления персоналом 26
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СИСТЕМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 39
2.1. Понятие стимулирования труда 39
2.2. Роль и значение процесса стимулирования труда 46
2.3. Основные методы стимулирования труда 54
2.4. Исследование системы стимулирования российских и зарубежных предприятий 59
3. ОБЩИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО “РАЗНОСОРТ” 63
3.1. Общая характеристика предприятия 63
3.1.1. Финансовое состояние предприятия 65
3.2. Анализ системы материального поощрения работников 70
3.3. Разработка эффективной системы стимулирования труда на ООО “Разносорт” 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

экономика орг диплом.doc

— 488.50 Кб (Скачать документ)
 

    Исходя  из данных таблицы можно сделать  вывод о том, что основный вид  заработанной платы это повременная  оплата труда. При повременной оплате работникам устанавливаются нормированные  задания. При этом для выполнения отдельных функций и объемов работ могут быть установлены нормы обслуживания или нормы численности работников.

    На  анализируемом предприятии используется повременно-премиальная  система  оплаты труда, которая рассчитывается исходя из отработанного времени плюс премия.

    На  наш взгляд такой вид оплаты труда  совершенно не подходит для торгового  предприятия, он скорее подойдет для  предприятия где присутствует производственный процесс.

    Проведем  анализ элементов заработанной платы  по категориям персонала.

    Весь  персонал организации можно разделить  на две групп:

    1. управленцы (главный бухгалтера, главный  экономист, управляющий сбытом, менеджер  по рекламе, менеджеров по оптовой  и по розничной торговле).

  1. работники (торговые агенты и продавцы).

Таблица 7

Элементы  заработанной платы по категориям персонала

Должность отдел Кол-во

человек

Отработанное  время, час Размер  зарплаты Премия,%
2002 2003 2004
директор 1 24 6000 6000 6000 10
Гл. бухгалтер 1 24 4000 4000 4000 10
бухгалтерия 7 24 14000 14000 14000 10
Управляющий сбытом 1 24 3000 3000 3000 10
Гл. экономист 1 24 3000 3000 3000 10
Плановый  отдел 5 24 12500 12500 12500 10
Менеджер  по рекламе 1 20 2500 2500 2500 10
Отдел маркетинга 10 24 15000 15000 15000 10
Менеджер  оптовой торговли 1 24 2500 2500 2500 10
Менеджер  розничной торговли 1 24 2500 2500 2500 10
Маркетолог 1 15 1200 1200 1200 10
Склад 50 24 75000 75000 75000 10
Торговые  агенты 113 12 169500 169500 169500 10
продавцы 170 30 340000 340000 340000 10
Итого 363 - 650700 650700 650700 150
 

    Из  данных таблицы видно, что заработанная плата вот уже на протяжении трех лет не меняется, хотя предприятие  является прибыльным.

    Основную  часть заработанной платы составляет доля отработанного времени –  это 90% от общей суммы зарплаты.

     Премиальная часть заработанной платы составляет лишь 10% - это ничтожно мизерная доля в заработанной плате. Причем премиальная часть всегда одинаковая, она не зависит от прибыли предприятия и от выработки каждого работника по отдельность. Графически это можно изобразить так:

Рисунок 3.2. Доля повременной и премиальной  части заработанной платы 

    Исходя  из сказанного выше можно сделать  вывод о том, что у работников и у управленцев нет стимула  эффективнее работать и приносить  предприятию большую прибыль, потому что на их заработанной плате это не сказывается. При разной усидчивости они получают одинаковую заработанную плату.

    Исходя  из таблицы можно заключить, что  система стимулирования на рассматриваемом  торговом предприятии практически  не развита.

    Из  методов стимулирующего характера на предприятии используется только начисления стимулирующего характера:

    -за  работу в ночное время;

    -доплата  за сверх урочные;

    -доплата  за работу в праздники.

    Из  всего выше сказанного можно сделать  вывод о том, что существует реальная необходимость в разработке эффективной системы стимулирования труда на ООО “Разносорт”.

    Соотношение валового дохода, издержек обращения  и заработанной платы можно представить  следующим образом:

    

    Рисунок 3.3. Соотношение показателей

    Исходя  из диаграммы, можно сделать вывод  о том, что расходы на заработанную плату составляют сравнительно не большую  долю от валового дохода предприятия, из этого можно сделать вывод, что у торгового предприятия  есть резервы для увеличения заработанной платы.

    3.3. Разработка эффективной  системы стимулирования  труда на ООО  “Разносорт”

    Система стимулирования работников торговых предприятий  в общем виде должна содержать  дополнительные выплаты и премиям. Заработанная плата работников должна состоять из нескольких частей:

    -во-первых, исходя из описания трудовых  функций на ООО “Разносорт”  необходимо установить базовые  ставки на основе состояния  рынка труда. Каждый агент по  сбыту или торговый агент, рядовой  продавец должен иметь у себя  не только описание своих функций, но и соответствующее описание для более высокого должностного уровня;

    -во-вторых, необходимо ввести дополнительные  выплаты, прямо увязанные с  достижением плановых показателей  по сбыту (целевых ориентиров);

    -в-третьих,  можно ввести специальные бонусы и комиссионные доплаты. Все это необходимо дополнять ускоряющими коэффициентами (акселераторами) по отдельным продуктовым направлениям.

    Для работников торговых предприятий формализовать  профессиональные требования непросто. В сфере маркетинга важны знание товаров и рынков, способность убеждать клиентов, осуществлять эффективные межличностные коммуникации, интуиция и импровизация. Однако главное условие повышения вознаграждения — рост бизнеса на продуктовом направлении или на закрепленной территории. Экономические реалии, такие как сокращение жизненного цикла продукции, расширение ее многообразия, индивидуализация производства, энергичная переориентация на запросы потребителей, ужесточение конкуренции по качественным критериям, усиливают давление на деятельность сбытовиков и соответственно вносят коррективы в системы стимулирования.

    Можно предположить, что если на ООО “Разносорт”  внедрить децентрализованную политику вознаграждения, внедрить альтернативные формы поощрения, усложнить маркетинговые  цели, то благодаря эффективной политике стимулирования можно добиться наилучших результатов, повысить прибыль предприятия.

    Разрабатывать систему стимулирования на предприятии  необходимо в нескольких направлениях (см. рис. 1)

      
 

    

    

    

    

 

    

    

    Рисунок 3.3. Организационная структура предприятия 

    Исходя  из организационной структуры предприятия  можно сказать, что разрабатывать  систему стимулирования необходимо на двух уровнях.

    Первый  уровень – стимулирование высшего  звена организационной структуры.

    На  ООО “Разносорт” к этому уровню можно отнести:

    -главного  бухгалтера;

    -главного  экономиста;

    -управляющего  сбытом;

    -менеджера  по рекламе;

    -менеджеров  по оптовой и по розничной  торговле.

    Оплата  работников, руководящих должностей должна, осуществляется в соответствии с несколько иными принципами, чем система стимулирования для рядовых работников. Во-первых, для них трудно бывает определить конкретные результаты деятельности, а следовательно, основания для дополнительного вознаграждения должны быть другими по сравнению с рядовыми работниками. Во-вторых, решающей для управленцев является не постоянная, а переменная часть вознаграждения, причем чем выше должность, тем меньшую величину составляет доля твердого оклада. В-третьих, рост окладов руководителей с их возрастом должен замедляться, так как в начале карьеры нарастание опыта и ответственности, а также потребностей происходит более быстрыми темпами.

    Также необходимо вводить такой вид  поощрения как премия из фонда  директора.

    Базой для начисления премии из фонда директора будет служить дополнительная прибыль, заработанная предприятием. Предполагается установить обязательный плановый  объем прибыли, если предприятие план перевыполняет, то как следствие этого работникам начисляется премия из фонда директора. Премия будет начисляться пропорционально прибыли. Таким образом если предприятие перевыполнило план на 10 %, то работникам начисляется премия в размере 10 % к основной заработанной плате, если на 20 %, то к основной заработной плате прибавляется 20 % и т.д.

    Таким образом каждый работник, начиная  от руководителя высшего звена и  кончая рядовым продавцом заинтересован  принести большую прибыль и получить за это прибавку к заработанной плате.

    Итак, заработанная плата управляющих  ООО “Разносорт” должна состоять:

    Таблица 3.3. Наименование заработанной платы управляющих

Наименование  з/п Доля в общей  сумме заработанной платы
1 Основная (базовая) часть  50%
2 Переменная  часть 45%
3 Премия из фонда  директора 15%
 

    Специфическими  формами переменного денежного  вознаграждения для управляющих считаются:

    1. Бонус наличностью за результаты  работы, составляющий определенный  процент от прибыли. Данная  форма денежного вознаграждения  будет формироваться исходя из  прибыли предприятия аналогично  премии из фонда директора,  но будет распространяться только на работников высшего звена.

  1. Отложенные до определенного момента в будущем премиальные выплаты, так называемые «золотые наручники», обеспечивающие долгосрочную заинтересованность менеджера в прибыльности. Здесь предполагается ввести премиальную заработанную плату, переходящую от одного работника к другому. Суть ее будет заключаться в следующем: целый год один из работников управляющего звена получает двойную заработанную плату, на следующий год эта заработанная плата переходит к другому, на третий год к третьему и так далее. Получается у работника есть стимул, так как по истечению определенного времени, а в нашем случае это шесть лет двойная заработанная плата к нему снова возвращается. Это создано не только для того, чтобы повысить эффективность работы менеджера, но и чтобы удержать работника на должности как можно дольше, т.е. нам необходимо создать такие условия, чтобы работник был заинтересовал работать именно на данном предприятии.

    Второй  уровень – работники.

    В этой группе можно отнести:

    -торговых  агентов;

    -продавцов.

   Систему стимулирования для данной категории  работников должна включать в себя дополнительные к зарплате формы  вознаграждения.

    Цель  этих вознаграждений состоит в следующем:

    -мотивация  сотрудников и повышение их  ответственности;

Информация о работе Совершенствование системы стимулирования труда на предприятии