Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию ассортиментной политики промышленного предприятия на примере ОАО «Щучинский маслосырзавод».
Цель работы предопределила постановку и необходимость решения следующих взаимосвязанных задач исследования:
- овладеть достаточными теоретическими знаниями в области ассортиментной и маркетинговой политики;
- определить особенности формирования товарного ассортимента на промышленном предприятии;
- проанализировать ассортиментную и маркетинговую политику ОАО «Щучинский маслосырзавод»;
- внести рекомендации по повышению эффективности ассортиментной и маркетинговой политики предприятия.
В 1955 году расширена сырьевая зона за счет хозяйств Василишковского и Желудокского районов, что позволило предприятию выйти на полную проектную мощность.
В период 1961-1963 годы была произведена первая реконструкция завода, перевод котельной на сжигание жидкого топлива, построено здание с монтажом холодильного оборудования, расширены складские помещения.
В 1976 году введен в эксплуатацию цельномолочный цех и увеличился выпуск продукции до 18 000 тонн в год.
В 1986 году смонтирована дополнительная маслолиния производительностью 15 тонн в смену.
В 2002 году введен в эксплуатацию автомат по розливу молочной продукции в картонные упаковки «Tetrа-Рack» (ТР/7).
В настоящее время предприятие способно принять в переработку до 600 тонн молока в сутки.
ОАО «Щучинский МСЗ» расположен на площади 9,77 га в южной части города Щучин, 15 км до автодороги Минск - Гродно, до г. Гродно - 50 км, до г. Минска - 221 км.
По состоянию на 01.01.2006 г. профилирующее производство - переработка молока. Производство состоит из двух основных цехов:
На территории завода расположен межхозяйственный цех заменителя цельного молока, мощностью 15 тонн СОМа в сутки, занимаемая производственная площадь - 4 370 м2. Все три цеха увязаны одним технологическим процессом.
Из вспомогательных и обслуживающих участков имеется электроучасток, котельная, водостанция, холодильно-компрессорный цех, участок КИПиА, ремонтно-механический участок, транспортный участок, стройгруппа и складские помещения. Имеются также 4 низовых молочных пункта по заготовке молока: Щучин, Острино, Рожанка, Желудок.
В состав сырьевой зоны завода входят 14 сельхозпредприятий Щучинского района, 9 сельхозпредприятий и 2 фермерских хозяйства Остринского района, 10 сельхозпредприятий Рожанского района.
На территории завода имеется здравпункт (работает зубной врач, терапевт), столовая с буфетом, фирменный магазин.
Режим работы предприятия:
Юридический адрес: ОАО «Щучинский МСЗ»: 231513, Республика Беларусь, Гродненская область, г. Щучин, ул. 17 Сентября, 45.
На сегодняшний день завод выпускает продукцию согласно действующих технологических инструкций в соответствии с требованиями стандартов. По состоянию на 01.01.2006 г. ассортимент предприятия сформирован из следующих наименований товарных групп производимой молочной продукции:
Основным видом деятельности комбината является заготовка и переработка молока, при котором производство цельномолочной продукции и сливок занимает 47,6 % от общего объема, масла животного - 16,9 %, иных видов молочной продукции - 0,6 %.
За прошедший год качество
продукции проверялось
Для контроля за качеством
сырья, готовой продукции на заводе
имеется химическая, бактериологическая
и радиологическая лаборатория,
которая соответствует
Для улучшения качества выпускаемой
продукции на предприятии непрерывно
разрабатываются
В 4 квартале 2005 года предприятие
приступило к работам по внедрению
системы управления качеством и
безопасностью пищевых
ОАО «Щущинский МСЗ» присвоена премия Гродненского облисполкома в области качества по итогам работы в 2004 году.
Качество готовой продукции зависит от качества поступающего сырья. За 2005 год на комбинат поступило:
На сегодняшний день ОАО
«Щущинский МСЗ» оказывает помощь хозяйствам
в обеспечении моющими
2.2 Ассортиментная политика предприятия
На сегодняшний день переработку молока в Республике Беларусь осуществляют около 90 молокоперерабатывающих предприятий, на которые приходится 90 % всего перерабатываемого молока. Два года назад их было 114. Уменьшение произошло за счет присоединения небольших и отстающих заводов к более сильным предприятиям.
Как итог в Беларуси в 2005 году достигнут самый высокий рост валового производства молока за последние 9 лет. По сравнению с 2004 годом его объемы увеличились на 18 % и составили 3,6 млн. тонн молока.
По оценкам экспертов,
Беларусь стала производить в
два раза больше молока, чем может
потребить внутренний рынок. Поэтому
перед всеми предприятиями-
Основной экспортный рынок для отечественных предприятий - российский. На этот рынок свою продукцию поставляют 67 предприятий молочной отрасли.
По данным Министерства статистики
и анализа Республики Беларусь, в
2005 году в Россию было экспортировано
46,8 тыс. тонн сливочного масла (в 2004 году
- 30 тыс. тонн), 53,4 тыс. тонн сыра (в 2004 году
- 37,5 тыс. тонн), 117 тыс. тонн сырого молока
(в 2004 году - 74 тыс. тонн), а также 93,1 тыс.
тонн молока и сливок сгущенных (2004
году - 76,5 тыс. тонн). Следует отметить,
что поставки молока и сливок сгущенных
из Беларуси в Россию превысили общий
объем импорта аналогичной
Что касается стран дальнего зарубежья, то на эти рынки белорусские молочные предприятия поставляют лишь сухое молоко и казеин. Дело в том, что в странах ЕС действуют определенные требования к импортируемой животноводческой продукции, касающиеся всей цепочки ее производства - от выращивания животных, получения сырья до выхода готовой продукции. Кроме того, для поставок продукции в эти страны производители должны иметь экспортный ветеринарный номер.
Рассматривая будущее молочной отрасли Беларуси, следует понимать, что одним из перспективных направлений ее развития может быть экспортная ориентация, и для этого есть объективные предпосылки, связанные с развитой производственной базой и товарно-сырьевой конъюнктурой.
В целом, если говорить о производстве молочной продукции в Гродненской области, следует отметить, что в области функционируют 7 молочных предприятий, крупнейшими из которых являются ОАО «Гродненский молочный комбинат» и ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат», перерабатывающие в совокупности половину сырья Гродненской области (202,2 из 439,4 тыс. тонн). Для сравнения: ОАО «Щучинский МСЗ» перерабатывает шестую часть сырья области.
Основными рынками сбыта продукции ОАО «Щучинский МСЗ» в Республике Беларусь являются Гродненская и Минская области. Наибольший удельный вес реализации приходится на Гродненскую область - 58,9 %, в Минской области реализуется 39,2 % продукции. Незначительная доля продукции реализуется в Витебской области (1,8 %), а также в Брестской (0,1 %).
За январь-декабрь 2005 года 64 % сыра российского, 15,4 % масла, 77,4 % молочной сыворотки, а также 54,7 % молочного сахара производства ОАО «Щучинский МСЗ» было отгружено в Российскую Федерацию (табл.1).
Таблица 1- Динамика экспорта продукции ОАО «Щучинский МСЗ» в 2004-2005 гг., тонн
Наименование продукции |
Период |
Изменение (гр.3-гр.2) |
|||
2004 год |
2005 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1. Сыр российский |
4110,9 |
4370 |
259,1 |
||
2. Масло животное |
15 |
40 |
25 |
||
3. Сухая молочная сыворотка |
611,4 |
790 |
178,6 |
||
4. Молочный сахар |
26 |
0 |
-26 |
||
В общем объеме продаж за январь-декабрь 2005 года 54 % произведенной продукции реализовалось на российском рынке.
По состоянию на 01.01.2006 года ассортиментный перечень молочной продукции, производимой ОАО «Щучинский МСЗ», составляет около 40 наименований. Всю продукцию завода можно разделить на следующие основные ассортиментные группы:
Из цельномолочной продукции на предприятии производятся молоко 2,5 % и 3,5 %-ой жирности, кефир 2, 5% и 3,5 %-ой жирности, сметана 20 % и 25 %-ой жирности, творог нежирный 5 %, 9 и 18%-ой жирности.
Стандартно по ассортименту масло животное выпускается следующих наименований: бутербродное, любительское и крестьянское.
Ассортимент выпускаемых сыров включает в себя сыр российский 50 %-ой жирности (твердый) и клинковый 30 %-ой жирности (мягкий).
В виду того, что для работы
с ассортиментом наиболее существенными
с точки зрения маркетинга являются
следующие цели: объем сбыта, прибыль
и доля рынка, следует проанализировать
структуру произведенной
В табл. 2 приведен анализ структуры производства по укрупненным группам молочных изделий ОАО «Щучинский МСЗ»:
Таблица 2 - Анализ структуры производства по укрупненным группам молочных изделий ОАО «Щучинский МСЗ» за 2004-2005 гг., тонн.
|
Информация о работе Совершенствования ассортиментной политики промышленного предприятия