Стратегическое планирование развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:44, курсовая работа

Описание

Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: рассмотреть механизм формирования стратегического плана развития на примере группы компаний «Мерседес-Бенц».

Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:

– рассмотрение сущности, роли и значения стратегического планирования в системе управления предприятиям;

– раскрытие механизма составления стратегического плана на предприятии;

– разработка стратегического плана развития конкретного предприятии.

Содержание

Глава 1. Конкурентный анализ

1.1 Анализ внешней среды, SWOT-анализ

1.2Матрица системных характеристик для системы управления компании

1.3 Оценка конкурентных сил

1.4 Формирование ключевых факторов успеха

Глава 2. Анализ портфеля заказов

2.1 Характеристика видов деятельности

2.2 Оценка видов деятельности с использованием портфельных матриц

Глава 3. Формирование целей и стратегий развития

3.1 Миссия корпорации (предприятия)

3.2 Основные цели предприятия

3.3 Общая стратегия
Глава 4 .Исследование эффективности функционирования Мерседес-Бенц


Заключение

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

курсовая готовая.doc

— 226.00 Кб (Скачать документ)

     В связи с этим необходимо уделять  особенное внимание формулировке миссии при стратегическом планировании. Причем, несмотря на достаточно обширную литературу по стратегическому управлению, единого  подхода к трактовке данного понятия до сих пор не сформировано.

     Варианты  современных определений миссии отличаются большим разнообразием  содержания. Считается, что миссия отражает тот образ компании, который она  стремится достичь в долгосрочной перспективе, и этот образ должен быть значительно лучше текущего состояния фирмы. И именно развитие конкурентных преимуществ организации способствует достижению этого желаемого состояния фирмы и более эффективному выполнению предприятием своей роли в окружающем мире, подчеркивая его отличия от других элементов среды.

     Учитывая  влияние миссии на конкурентоспособность  и стратегическую направленность развития компании формулировка миссии организации  должна говорить о решении каких-то проблем окружения путем мобилизации  внутренних ресурсов фирмы, при этом должна подчеркиваться уникальность компании по сравнению с конкурентами.

     Заявление в миссии о решении организацией внешних проблем обозначает значимость, полезность, необходимость данной фирмы  внешнему окружению и обеспечивает компании определенную позицию в окружающей среде. Выделяются четыре различных аспекта, которые должны найти свое отражение при формулировке миссии: рыночный, социальный, приватный, качественный. Каждый аспект миссии предполагает свой способ формализации и требует использования соответствующей терминологии при формулировке миссии, в этой связи наиболее интересен и важен качественный аспект, смысл которого заключается в убеждении потребителя в том, что последний получает дополнительные удобства от сотрудничества с организацией.

     Соответственно, миссия организации становится решением определенной внешней проблемы: удовлетворения конкретной потребности потребителя  через координацию внутренних сил  организации более эффективными, чем у конкурентов способами.

     Корпоративная стратегия -  удовлетворение спроса населения на качественные , стильные модели автомобилей, повышение доходности компании и конкурентоспособности. Основной стратегической целью предпринимательской деятельности, является максимизация прибыли.  Наряду с прибылью к корпоративным целям относятся рост предприятия, стабильность деятельности. Максимизация прибыли, рост и непрерывность деятельности являются стратегическими целями  компании.

     Миссия  компании - «Мы занимаемся бизнесом для качественной жизни человека. Все наши действия должны быть измерены с точки зрения достижения этой цели".

     Выбранная стратегия роста предполагает:

     - изыскание путей увеличения сбыта  товаров на существующих рынках  с помощью более эффективного  маркетинга;

     - увеличение сбыта  благодаря внедрению существующих товаров на новые рынки;

     -увеличение  сбыта за счет создания новых  или усовершенствованных товаров  для существующих рынков.

     Таким образом, миссия выступает как сложное, многоаспектное понятие, дающее представление  о назначении, смысле существования компании и перспективах ее роста и закладывающее основы для формирования и развития конкурентных преимуществ в стратегическом планировании. Кроме того, четко сформулированная миссия сама выступает трудно имитируемым конкурентным преимуществом компании, и миссия «миссии компании» – это стабилизация и развитие бизнеса компании за счет подключения компании к ресурсам внешнего мира, мобилизация внутренних ресурсов путем их качественной реорганизации, что в конечном итоге содействует успешной деятельности компании и повышению ее конкурентоспособности. 
 
 
 

     3.2 Основные цели предприятия 

     Современные темпы изменения и увеличения объема знаний являются настолько высокими, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству предприятий средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование также дает основу для принятия решений. Знание цели, которой организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие действия.

     Формальное  планирование способствует снижению риска  при принятии решения. Устанавливая обоснованные и систематизированные  плановые показатели, руководство снижает  риск принятия неправильного решения  из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает обеспечить единство общей цели и целей подразделений внутри организации. Сегодня стратегическое планирование становится, скорее, правилом, чем исключением в процессе жизнедеятельности фирм. 
 
 
 
 
 

Основные  направления   развития и цели предприятия

Основное  направление Типы целей 
Теоретическое Долгосрочные исследования  и разработки перспективного развития компании;
Экономическое Прибыльность. Финансовые результаты, Рост рентабельности продаж, капитала, затрат. Анализ безубыточности, запас финансовой устойчивости;
Политическое Объем капитала. Объем  продаж на рынок. Количество работников. Ниша на рынке . Конкурентоспособность. Позиционирование;
Социальное Благоприятная атмосфера  в коллективе. Социальная ответственность  перед коллективом относительно прибыльности. Устойчивость отношений ( не только во внутренней среде, но и  в рабочей );
Эстетическое Качество моделей. Дизайн и привлекательность выпускаемой  продукции. Маркетинговые исследования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Функциональные  цели подразделений представлены «деревом целей»

     Дерево  целей

       
 
 

     Выводы

     Стратегия хозяйственных единиц направлена на повышение конкурентных преимуществ компании, повышение доходности.

     Сильные и слабые стороны хозяйственной  деятельности предприятия  способствуют выявлению возможностей перспективного роста  или характеризуют определенные угрозы со стороны исследуемого фактора. Анализ возможностей и угроз сильных и слабых сторон  помогает определить стратегически важные элементы системы, которые могут оказать влияние на способности предприятия достигнуть своих целей.

     Основными ценностными ориентациями являются: экономические, политические, социальные и эстетические ценности. Стратегия организации производства предполагает достижение одной из основных целей компании – повышение эффективности продаж. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.3 Общая стратегия 

     Разработку  стратегии автомобилестроительного предприятия следует начинать с внутреннего анализа. В первую очередь должна анализироваться структура финансовых потоков на предприятии, оценки текущих финансовых показателей, а именно объема продаж и прибыльности.

     Следующим этапом, после анализа организационной и финансовой структуры бизнеса, является определение границ бизнеса. Под границами бизнеса понимается совокупность бизнес единиц.

     Неотъемлемой  частью бизнес единицы является наличие:

     – бизнес стратегии (а значит и видения бизнеса, его целей);

     – генерального менеджера, отвечающего за реализацию бизнес-стратегии.

     Важным  элементом при формировании стратегических целей является определение конкурентной позиции компании в отрасли. Причем для крупномасштабных предприятий, которыми являются предприятия автомобильной промышленности, определение конкурентной позиции необходимо проводить отдельно для каждой СБЕ. И результаты этого анализа, в свою очередь, могут послужить очередным стимулом для изменения стратегических приоритетов одной или нескольких СБЕ.

     Немаловажным  аспектом организации работы по реализации мероприятий стратегического развития предприятия является стимулирование и повышение заинтересованности работников, занятых в процессе выполнения заданий. Неисполнение заданий или, наоборот, успешная реализация заданий и проектов должны отражаться на премиальном вознаграждении. При расчете последнего предлагается принимать в расчет исключительно прибыль, полученную по результатам выполнения. Факторами, оказывающими наибольшее внимание на эффективное премирование работников на автомобилестроительном предприятии, и, соответственно, на повышение мотивации, являются:

     – прозрачная и не громоздкая управленческая структура;

     – участие оперативных менеджеров, как в разработке, так и в реализации проекта, и премирование по результатам реализации проекта в целом (в основном по факту получения прибыли).

     С целью разработки и реализации стратегии  развития в составе предлагается создавать отдельную службу (например, департамент по стратегическому  развитию). Деятельность службы по стратегическому развитию целесообразно разделить на два ключевых направления:

     – разработка общей концепции развития предприятия: стратегия предприятия и его бизнес единиц (стратегический маркетинг);

     – детализация общей концепции развития, формирование инвестиционного портфеля, разработка бизнес-планов проектов и дальнейшая их реализация (управление инвестициями).

     Для эффективной деятельности службы по стратегическому развитию, как принятие ключевых решений, так и их реализация должны осуществляться совместно с группой менеджеров высшего и среднего звена.

     Разработанная методика формирования стратегии развития на предприятиях автомобилестроения состоит  из следующих основных ступеней:

     1. Первоначальный анализ бизнеса.

     2. Формирование границ бизнеса (стратегическая сегментация и определение границ).

     3. Определение конкурентной позиции  в отрасли.

     4. Определение технологий и ключевых  компетенций.

     5. Выбор магистральных целей развития, формулирование стратегии бизнеса  и бизнес единиц.

     6. Формирование инвестиционного портфеля.

     7. Формулирование конкретных заданий  (проектов) подразделениям предприятия  (департаменты, отделы, управления) и  определение плана-графика исполнения.

     Таким образом, следуя приведенной логике возможна успешная разработка стратегии для группы компаний в целом и каждой СБЕ в отдельности. При этом в процесс стратегического планирования должны быть вовлечены менеджеры как высшего, так и среднего звена. 
 
 
 
 
 

Глава 4. Исследование эффективности функционирования Мерседес-Бенц

 

     Коэффициент рентабельности затрат определяется по формуле отношением  прибыли к  себестоимости товаров и услуг ( в процентах)

     R = П / З * 100%

     Таблица 1 - Исходные данные для расчета

     

     Рентабельность  затрат составила в 2010 году 11,9% , в 2011 году — 9,2 %. Снижение показателя рентабельности — на 23,1%.

     Линейный  динамический норматив

     В таблице 1 построен ряд показателей  по нормативному рангу с расчетом темпов роста . Наивысший ранг присваивается  чистой прибыли. Темп роста прибыли  должен опережать темп роста остальных показателей доходности и эффективности использования ресурсов: выручки от реализации, роста активов и основных фондов. Показатель численность и заработной платы характеризуют использование трудовых ресурсов. 
 
 

Информация о работе Стратегическое планирование развития предприятия