Сущность, формы и сферы предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:39, курсовая работа

Описание

Целью исследования является анализ основных вопросов и проблем, касающихся предпринимательства в России и формулировка выводов и перспектив развития данной области исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 Определить на основании анализа различных подходов сущность предпринимательства, его цели и задачи;
 Рассмотреть основные формы предпринимательства, существующие в РФ;

Содержание

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 5
1.1.СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 5
1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ 8
1.3.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 9
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ОРГАНИЗОВАННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
2.1. ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ 11
2.2 ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО КОЛИЧЕСТВУ СОБСТВЕННИКОВ 11
2.3. ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО МАСШТАБАМ ПРОИЗВОДСТВА 13
2.4 ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО СРЕДСТВАМ ПРИЛОЖЕНИЯ КАПИТАЛА 14
2.5 ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО ПРАВОВОМУ СТАТУСУ 17
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 20
3.1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 20
3.2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 22
3.3. ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ 25
ГЛАВА 4. ОПЫТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ» 27
4.1.ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ» 27
4.2.АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ» 28
4.3. УВЕЛИЧЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ДОЛИ ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ» НА РЫНКЕ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ 30

Работа состоит из  1 файл

кр экономика предприятия.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

Законодательство о предпринимательстве предусматри­вает возможность осуществления предпринимательской деятельности с использованием средств производства, иму­щества, ценностей как самим их собственником, так и дру­гим субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения, предоставленном собственником [13,с.12].

1.3.Цели и задачи предпринимательства

  Предпринимательская деятельность имеет определенные цели (на­правленности) и задачи, решаемые субъектом предпринимательской деятельности в процессе достижения этих целей. В ГК РФ  основная цель сформулирована доста­точно четко - получение прибыли.  Более предпочтительным является утверждение, что предпринима­тельская деятельность немыслима без получения прибыли, однако, цель предпринимательства нельзя сводить только к прибыли: она включает в себя как коммерческий успех во всех его проявлениях, так и социальные аспекты.

Помимо вышеуказанных можно выделить следующие цели предпринимательской деятельности -  производство товаров и услуг, нара­щивание дохода, обеспечение престижа, развитие бизнеса[20,с.73]. Предприниматели принимают участие в решении многих со­циальных проблем общества, защите окружающей среды, выде­ляя подчас средства на эти цели безвозмездно [22, стр.109].

Исходя из поставленных целей предприниматели стремятся в своей деятельности решить следующие задачи:  удовлетворение потребностей рынка; минимизация цен используемых финансовых ресурсов и максимизация отдачи от вложенных средств; обеспечение бесперебойного снабжение производства при минимальных запасах сырья и ма­териалов; организация оптимальной комбинации факторов про­изводства с целью выпуска максимума продукции при миниму­ме затрат; организация умелого подбора и расстановки кадров; осуществление разработки и реализации но­вых технологических процессов или новой продукции; реализация связи с общественностью и др. [8,с.51].

 

 

 

 

 

 

глава 2.  Формы предпринимательства как организованной хозяйственной деятельности

 

Выделяют следующие формы предпринимательства: 1) по формам собственности - частное, государственное и смешанное; 2) по количеству собственников - индивидуальное, коллективное и корпоративное; 3) по степени концентрации капита­ла, масштабам производства - малый, средний и крупный биз­нес; 4) по средствам приложения капитала - производственное, коммерческое, финансовое, инвестиционное, консультационное и др.; 5) по правовому статусу - инди­видуальное предпринимательство, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и му­ниципальные унитарные предприятия, некоммерческие органи­зации [22,с.113].

Выбор фор­мы зависит частично от личных интересов и профессии предпри­нимателя, но в основном определяется главным образом наличием капитала у предпринимателей и состоянием рынка.

Каждая из форм регулируется системой норм, устанавливаемых для предприятия, на основе которых регулируются внутрифирменные отношения между подразделениями и отношения этого предприя­тия с другими фирмами и государственными органами [20,с.82].

2.1. Виды  предприятий  по формам собственности

В зависимости от формы собственности предприни­мательство делится на частное, государственное и смешанное [4,с.88].

Государственное предприятие учрежда­ется органом государственной власти или муниципальным органом [19,с.19].

В чисто государственных предприятиях государству принадлежит обычно весь акционерный капитал, полученный в результате национализации или вновь созданный [21,с.53].

Государственное предпринимательство обычно более капитало­емко и стабильно, ибо обладает финансовой и организационной опекой правительства. [4,с.88].

Во всех странах с рыночной экономикой большинство предприятий находится в частной собственности.

Частные предприятия могут существовать в виде самостоятельных независимых компаний либо в виде объединений, созданных как на основе системы участия, так и на основе договоренностей между участниками объединений. В зависимости от формы объединения предприятие может быть юридически самостоятельным и само решать хозяйственные вопросы и отвечать по своим обязательствам или быть лишено хозяйственной и юридической самостоятельности, и тогда решение деловых вопросов зависит от материнского предприятия.

В смешанных государственно-частных компаниях государство в лице какого-нибудь министерства или держательской компании может владеть значительной частью пакета акций (более 50%), и тогда оно, как правило, осуществляет контроль за их деятельностью [21,с.53-54].

2.2 Формы предприятий по количеству собственников

Предпринимательство по количеству собственников делится на индивидуальное, коллективное и корпоративное [20,с.82].

Индивидуальным предпринимательством называ­ют бизнес, владельцем которого является один человек [4,с.89].

В том случае, когда предприниматель действует как физическое лицо при условии регистрации своего бизнеса, но без оформления статуса юридичес­кого лица, - это простейшая форма ведения дела, индивидуальное предпри­нимательство. Получение статуса юридического лица предполагает регистрацию предпри­ятия, которое может быть и индивидуальным [9,с.504].      

Капитал индивидуального предпринимателя не вы­деляется из его личного имущества. Риск распространяется на все его состояние [20,с.82].

Этот тип предприятия имеет два вида: собственно единоличное, т. е. дело, которым владеет 1 человек, и семейное, когда за дело отвечают в равной степени 2-3 члена семьи [6,с.137].

Коллективному предприниматель­ству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (до­левая собственность) или без определения долей (совместная соб­ственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников.     

Под корпорацией понимается предприятие или фирма, имею­щие форму юридического лица, где ответственность каждого соб­ственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Это об­щество, основанное на паях. Приобретая акции общества, отдель­ные лица становятся собственниками корпорации. Таким образом, привлекаются финансовые средства огромного числа людей. Дер­жатели акций получают часть дохода в виде дивидендов. Они рис­куют только той суммой, которую заплатили при покупке акций. Корпорация существует независимо от ее владельцев-акционеров, что позволяет ей функционировать относительно стабильно [15,с.24-27].

2.3. Формы предпринимательства по масштабам производства

По признаку размеров предпринимательства различают: малый бизнес, средний и крупный.

Как правило, по этому признаку предприятия в РФ подразделяются следующим образом: малые – до 50 занятых; средние – от 50 до 500 (иногда до 300); крупные – свыше 500, в том числе особо крупные – свыше 1000 занятых. Определение размеров предприятий по числу занятых может дополняться другими характеристиками – объемом продаж, активами, полученной прибылью и т.д.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей и их тех­нологических особенностей.

Под субъектами малого предпринимательства в РФ понимают коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных, религиозных, благотворительных и иных организаций не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.

Другое непременное условие для отнесения предприятия к малым - установление предельной средней численности работающих: в промышленности, строительстве, на транспорте -100; в сельском хозяйстве, в научно-технической сфере - 60; в оптовой торговле - 50; в розничной торговле -30; в других отраслях и при осуществлении других видов -50 [21,с.49-50].

Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, т.к. ему приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в круп­ный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в вы­пуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего по­стоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.).

Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или малый. Его монопольное положение на рынке дает ему воз­можность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитан­ную на удовлетворение потребностей широкого потребителя [4,с.90-91].

2.4 Формы предпринимательства по средствам приложения капитала

Под формами экономической деятельности по средствам приложения капитала подразумеваются про­изводство разнообразных видов продукции, товаров, оказание ус­луг (Прил.1). А также торгово-посредническая, финансово-кредитная, на­учно-информационная, консультационная, посредническая, страховая, управленческая деятельность, т.е. любые виды действий в сфере производства, распределения и перераспре­деления, обмена, потребления и использования общественного продукта, которые не запрещены законом как преступные[5,с.5].

Производственную деятельность можно назвать ведущим видом предпринимательства. Производственное предпринимательство - это деятельность, направлен­ная на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор, обра­ботку и предоставление информации, создание духовных ценностей и т. п., подлежащих последующей реализации потребителям. К этому виду предпринимательства относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производ­ство продукции [19,с.20]. 

Производственное предпринимательство с народнохозяйствен­ной точки зрения является определяющим, так как в этих органи­зациях осуществляется про­изводство продукции (товаров) производственно-технического на­значения и товаров массового потребления, необходимых для домохозяйств, фирм, государства в целом [14,с.36]. 

Результатом производственной деятельности предпринимателя являются реали­зация продукции (работ, услуг) потребителю и получение выручки. Разность между денежной выручкой и издержками производства образуют прибыль предпринимателя [19,с.20-21].

Коммерческое предпринимательство характеризуется прежде всего тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Они вы­ражают основное содержание коммерческого предприни­мательства. Суть этого вида предпринимательства пред­ставляют операции и сделки по купле-продаже, то есть перепродаже товаров и услуг.

Для нормального финансового обеспечения коммерчес­кого предпринимательства в течение всего периода сдел­ки выручка должна превышать затраты, то есть сумма поступлений должна превышать сумму затрат. Если денежных средств предпринимателя недостаточно для опе­режающей закупки товаров, он вынужден прибегать к кредиту, а в отдельных ситуациях и к залогу.

В итоге завершения коммерческой сделки предприни­матель должен получить валовую прибыль [13,с.14-19].

Полем деятельности коммерческого предпринима­тельства служат товарные биржи и торговые организации. Товарная биржа — это разновидность оптового товарного рынка без предва­рительного осмотра покупателем образцов и заранее установлен­ных минимальных партий товаров.

Товарные биржи могут быть закрытыми или открытыми. По характеру биржевых операций товарные биржи подразделяются на биржи реального то­вара и фьючерсные [15,с.42-43].

К числу особых видов коммерческого предпринимательства относится финансовое (финансово-кредитное), где объектом купли-продажи является весьма специфические товар - деньги, валюта, ценные бумаги. В условиях данного вида предпринимательства деньги и ценные бумаги служат основным объектом товарно-денежных отношений превращая их в денежно-денежные, валютно-денежные.

Активными агентами этой формы предпринимательства постепенно становятся коммерческие банки, фондовые биржи, предприятия, организации и даже отдельные граждане-предприниматели.

Предприниматель может выступать в роли производи­теля ценных бумаг, когда он официально в юридически оформленном порядке «выпускает» а точнее, осуществля­ет эмиссию таких ценных бумаг, как собственные акции, облигации, кредитные билеты, коммерческие ценные бу­маги (денежные обязательства, векселя). Эти ценные бума­ги предприниматель продает, размещает при определенных условиях и обязательствах в качестве «финансового това­ра», в чем и заключена суть его предпринимательской дея­тельности. Подобная форма финансового предпринима­тельства пригодна в основном для предпринимателей-пред­приятий, а не отдельных граждан.

Более типичный вид финансовой сделки состоит в том, что предприниматель сам выступает в роли первичного по­купателя. Покупая деньги, валюту, ценные бумаги, а за­тем продавая их другому покупателю по более высокой цене, предприниматель получает выгоду (доход, прибыль).

В результате осуществления финансовой сделки предприниматель получает денежную выручку, которая должна быть достаточной для покрытия всех расходов и получения прибыли.

Таким образом, финансовая сделка во многом повторя­ет производственную и коммерческую, особенность ее — в товаре [13,с.20-23].

Информация о работе Сущность, формы и сферы предпринимательства в России