Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:39, курсовая работа
Целью исследования является анализ основных вопросов и проблем, касающихся предпринимательства в России и формулировка выводов и перспектив развития данной области исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Определить на основании анализа различных подходов сущность предпринимательства, его цели и задачи;
Рассмотреть основные формы предпринимательства, существующие в РФ;
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 5
1.1.СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 5
1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ 8
1.3.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 9
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ОРГАНИЗОВАННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
2.1. ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ 11
2.2 ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО КОЛИЧЕСТВУ СОБСТВЕННИКОВ 11
2.3. ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО МАСШТАБАМ ПРОИЗВОДСТВА 13
2.4 ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО СРЕДСТВАМ ПРИЛОЖЕНИЯ КАПИТАЛА 14
2.5 ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО ПРАВОВОМУ СТАТУСУ 17
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 20
3.1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 20
3.2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 22
3.3. ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ 25
ГЛАВА 4. ОПЫТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ» 27
4.1.ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ» 27
4.2.АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ» 28
4.3. УВЕЛИЧЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ДОЛИ ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ» НА РЫНКЕ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ 30
Законодательство о предпринимательстве предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности с использованием средств производства, имущества, ценностей как самим их собственником, так и другим субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения, предоставленном собственником [13,с.12].
Предпринимательская деятельность имеет определенные цели (направленности) и задачи, решаемые субъектом предпринимательской деятельности в процессе достижения этих целей. В ГК РФ основная цель сформулирована достаточно четко - получение прибыли. Более предпочтительным является утверждение, что предпринимательская деятельность немыслима без получения прибыли, однако, цель предпринимательства нельзя сводить только к прибыли: она включает в себя как коммерческий успех во всех его проявлениях, так и социальные аспекты.
Помимо вышеуказанных можно выделить следующие цели предпринимательской деятельности - производство товаров и услуг, наращивание дохода, обеспечение престижа, развитие бизнеса[20,с.73]. Предприниматели принимают участие в решении многих социальных проблем общества, защите окружающей среды, выделяя подчас средства на эти цели безвозмездно [22, стр.109].
Исходя из поставленных целей предприниматели стремятся в своей деятельности решить следующие задачи: удовлетворение потребностей рынка; минимизация цен используемых финансовых ресурсов и максимизация отдачи от вложенных средств; обеспечение бесперебойного снабжение производства при минимальных запасах сырья и материалов; организация оптимальной комбинации факторов производства с целью выпуска максимума продукции при минимуме затрат; организация умелого подбора и расстановки кадров; осуществление разработки и реализации новых технологических процессов или новой продукции; реализация связи с общественностью и др. [8,с.51].
Выделяют следующие формы предпринимательства: 1) по формам собственности - частное, государственное и смешанное; 2) по количеству собственников - индивидуальное, коллективное и корпоративное; 3) по степени концентрации капитала, масштабам производства - малый, средний и крупный бизнес; 4) по средствам приложения капитала - производственное, коммерческое, финансовое, инвестиционное, консультационное и др.; 5) по правовому статусу - индивидуальное предпринимательство, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации [22,с.113].
Выбор формы зависит частично от личных интересов и профессии предпринимателя, но в основном определяется главным образом наличием капитала у предпринимателей и состоянием рынка.
Каждая из форм регулируется системой норм, устанавливаемых для предприятия, на основе которых регулируются внутрифирменные отношения между подразделениями и отношения этого предприятия с другими фирмами и государственными органами [20,с.82].
В зависимости от формы собственности предпринимательство делится на частное, государственное и смешанное [4,с.88].
Государственное предприятие учреждается органом государственной власти или муниципальным органом [19,с.19].
В чисто государственных предприятиях государству принадлежит обычно весь акционерный капитал, полученный в результате национализации или вновь созданный [21,с.53].
Государственное предпринимательство обычно более капиталоемко и стабильно, ибо обладает финансовой и организационной опекой правительства. [4,с.88].
Во всех странах с рыночной экономикой большинство предприятий находится в частной собственности.
Частные предприятия могут существовать в виде самостоятельных независимых компаний либо в виде объединений, созданных как на основе системы участия, так и на основе договоренностей между участниками объединений. В зависимости от формы объединения предприятие может быть юридически самостоятельным и само решать хозяйственные вопросы и отвечать по своим обязательствам или быть лишено хозяйственной и юридической самостоятельности, и тогда решение деловых вопросов зависит от материнского предприятия.
В смешанных государственно-частных компаниях государство в лице какого-нибудь министерства или держательской компании может владеть значительной частью пакета акций (более 50%), и тогда оно, как правило, осуществляет контроль за их деятельностью [21,с.53-54].
Предпринимательство по количеству собственников делится на индивидуальное, коллективное и корпоративное [20,с.82].
Индивидуальным предпринимательством называют бизнес, владельцем которого является один человек [4,с.89].
В том случае, когда предприниматель действует как физическое лицо при условии регистрации своего бизнеса, но без оформления статуса юридического лица, - это простейшая форма ведения дела, индивидуальное предпринимательство. Получение статуса юридического лица предполагает регистрацию предприятия, которое может быть и индивидуальным [9,с.504].
Капитал индивидуального предпринимателя не выделяется из его личного имущества. Риск распространяется на все его состояние [20,с.82].
Этот тип предприятия имеет два вида: собственно единоличное, т. е. дело, которым владеет 1 человек, и семейное, когда за дело отвечают в равной степени 2-3 члена семьи [6,с.137].
Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников.
Под корпорацией понимается предприятие или фирма, имеющие форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Это общество, основанное на паях. Приобретая акции общества, отдельные лица становятся собственниками корпорации. Таким образом, привлекаются финансовые средства огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода в виде дивидендов. Они рискуют только той суммой, которую заплатили при покупке акций. Корпорация существует независимо от ее владельцев-акционеров, что позволяет ей функционировать относительно стабильно [15,с.24-27].
По признаку размеров предпринимательства различают: малый бизнес, средний и крупный.
Как правило, по этому признаку предприятия в РФ подразделяются следующим образом: малые – до 50 занятых; средние – от 50 до 500 (иногда до 300); крупные – свыше 500, в том числе особо крупные – свыше 1000 занятых. Определение размеров предприятий по числу занятых может дополняться другими характеристиками – объемом продаж, активами, полученной прибылью и т.д.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей и их технологических особенностей.
Под субъектами малого предпринимательства в РФ понимают коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных, религиозных, благотворительных и иных организаций не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.
Другое непременное условие для отнесения предприятия к малым - установление предельной средней численности работающих: в промышленности, строительстве, на транспорте -100; в сельском хозяйстве, в научно-технической сфере - 60; в оптовой торговле - 50; в розничной торговле -30; в других отраслях и при осуществлении других видов -50 [21,с.49-50].
Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, т.к. ему приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.).
Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или малый. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя [4,с.90-91].
Под формами экономической деятельности по средствам приложения капитала подразумеваются производство разнообразных видов продукции, товаров, оказание услуг (Прил.1). А также торгово-посредническая, финансово-кредитная, научно-информационная, консультационная, посредническая, страховая, управленческая деятельность, т.е. любые виды действий в сфере производства, распределения и перераспределения, обмена, потребления и использования общественного продукта, которые не запрещены законом как преступные[5,с.5].
Производственную деятельность можно назвать ведущим видом предпринимательства. Производственное предпринимательство - это деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор, обработку и предоставление информации, создание духовных ценностей и т. п., подлежащих последующей реализации потребителям. К этому виду предпринимательства относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство продукции [19,с.20].
Производственное предпринимательство с народнохозяйственной точки зрения является определяющим, так как в этих организациях осуществляется производство продукции (товаров) производственно-технического назначения и товаров массового потребления, необходимых для домохозяйств, фирм, государства в целом [14,с.36].
Результатом производственной деятельности предпринимателя являются реализация продукции (работ, услуг) потребителю и получение выручки. Разность между денежной выручкой и издержками производства образуют прибыль предпринимателя [19,с.20-21].
Коммерческое предпринимательство характеризуется прежде всего тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Они выражают основное содержание коммерческого предпринимательства. Суть этого вида предпринимательства представляют операции и сделки по купле-продаже, то есть перепродаже товаров и услуг.
Для нормального финансового обеспечения коммерческого предпринимательства в течение всего периода сделки выручка должна превышать затраты, то есть сумма поступлений должна превышать сумму затрат. Если денежных средств предпринимателя недостаточно для опережающей закупки товаров, он вынужден прибегать к кредиту, а в отдельных ситуациях и к залогу.
В итоге завершения коммерческой сделки предприниматель должен получить валовую прибыль [13,с.14-19].
Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации. Товарная биржа — это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров.
Товарные биржи могут быть закрытыми или открытыми. По характеру биржевых операций товарные биржи подразделяются на биржи реального товара и фьючерсные [15,с.42-43].
К числу особых видов коммерческого предпринимательства относится финансовое (финансово-кредитное), где объектом купли-продажи является весьма специфические товар - деньги, валюта, ценные бумаги. В условиях данного вида предпринимательства деньги и ценные бумаги служат основным объектом товарно-денежных отношений превращая их в денежно-денежные, валютно-денежные.
Активными агентами этой формы предпринимательства постепенно становятся коммерческие банки, фондовые биржи, предприятия, организации и даже отдельные граждане-предприниматели.
Предприниматель может выступать в роли производителя ценных бумаг, когда он официально в юридически оформленном порядке «выпускает» а точнее, осуществляет эмиссию таких ценных бумаг, как собственные акции, облигации, кредитные билеты, коммерческие ценные бумаги (денежные обязательства, векселя). Эти ценные бумаги предприниматель продает, размещает при определенных условиях и обязательствах в качестве «финансового товара», в чем и заключена суть его предпринимательской деятельности. Подобная форма финансового предпринимательства пригодна в основном для предпринимателей-предприятий, а не отдельных граждан.
Более типичный вид финансовой сделки состоит в том, что предприниматель сам выступает в роли первичного покупателя. Покупая деньги, валюту, ценные бумаги, а затем продавая их другому покупателю по более высокой цене, предприниматель получает выгоду (доход, прибыль).
В результате осуществления финансовой сделки предприниматель получает денежную выручку, которая должна быть достаточной для покрытия всех расходов и получения прибыли.
Таким образом, финансовая сделка во многом повторяет производственную и коммерческую, особенность ее — в товаре [13,с.20-23].
Информация о работе Сущность, формы и сферы предпринимательства в России