Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:39, курсовая работа
Целью исследования является анализ основных вопросов и проблем, касающихся предпринимательства в России и формулировка выводов и перспектив развития данной области исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Определить на основании анализа различных подходов сущность предпринимательства, его цели и задачи;
Рассмотреть основные формы предпринимательства, существующие в РФ;
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 5
1.1.СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 5
1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ 8
1.3.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 9
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ОРГАНИЗОВАННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
2.1. ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ 11
2.2 ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО КОЛИЧЕСТВУ СОБСТВЕННИКОВ 11
2.3. ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО МАСШТАБАМ ПРОИЗВОДСТВА 13
2.4 ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО СРЕДСТВАМ ПРИЛОЖЕНИЯ КАПИТАЛА 14
2.5 ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО ПРАВОВОМУ СТАТУСУ 17
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 20
3.1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 20
3.2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 22
3.3. ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ 25
ГЛАВА 4. ОПЫТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ» 27
4.1.ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ» 27
4.2.АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ» 28
4.3. УВЕЛИЧЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ДОЛИ ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ» НА РЫНКЕ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ 30
Основным полем деятельности финансового предпринимательства являются коммерческие банки и фондовые биржи [15,с.45-46].
Посредническое предпринимательство проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход.
Место посредника - между производителем или продавцом товара и покупателем, он способствует сделке, объединяя их в общую цепь предпринимательской операции [9,с.506].
Страховое предпринимательство — это особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховые взносы, которые возвращаются плательщику только при наступлении страхового случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход [18,с.43].
В России в соответствии с Гражданским кодексом создаются следующие организационно-правовые формы предпринимательской (коммерческой) деятельности: индивидуальное предпринимательство, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Индивидуальное предпринимательство - осуществляется в форме предпринимательства без образования юридического лица [2,с.85].
Такой предприниматель самостоятельно решает вопросы - что, как и для кого производить. Источником имущества, необходимого для начала индивидуальной предпринимательской деятельности, могут быть собственные накопления, помощь друзей или полученные в банке кредиты. Риск неудачи целиком лежит на индивидуальном предпринимателе. Он несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом [17,с.331].
Хозяйственные товарищества создаются в форме полного товарищества, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом, и в форме товарищества на вере (коммандитного товарищества), в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность, имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), несущих риск убытков в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимающих участия в предпринимательской деятельности.
К хозяйственным обществам относятся общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество.
Общество с ограниченной ответственностью — учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли согласно учредительным документам. Участники этого общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью — учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли согласно учредительным документам. Его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам [5,с.8-9].
В современных условиях широко распространены акционерные общества (АО). Уставный капитал акционерного общества разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми. Участники открытого АО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу.
В отличие от открытого в закрытом АО акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.
Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
Производственным кооперативом, или артелью, признается добровольное объединение граждан дня совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии.
В производственном кооперативе объединяются имущественные паевые взносы его членов. Сферой деятельности такого кооператива могут быть, помимо производства, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг [9,с.32-33].
Государственные и муниципальные унитарные предприятия — коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником (государством, муниципалитетом) имущество.
Унитарные предприятия могут основываться на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие) [5,с.9].
Наряду с организационно-правовыми формами предпринимательства (различия форм фирменной организации по имущественному признаку — форме собственности) существуют организационно-экономические формы, которые различаются по деятельностному признаку:
1) Картель - это соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и др.
2) Ассоциация – форма, основная цель создания которой - совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и других задач.
3) Синдикат - объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли для устранения излишней конкуренции между собой [19,с.19-20].
4) Консорциум - объединение для крупных инвестиций.
5) Концерн - многоотраслевое объединение на основе системы участия.
6) Холдинг - объединение на основе участия материнского предприятия в капитале дочерних фирм.
7) Трест - объединение предприятий одной отрасли с полной потерей самостоятельности.
8) Пул - объединение для любой деятельности, но с общей прибылью, распределяемой по квотам [2,с.85-86]
9) Финансово-промышленные группы представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций [19,с.20].
Таким образом, согласно главному принципу рыночной экономики любой хозяйствующий субъект, будь то человек, семья, группа, коллектив, предприятие, имеет право выбирать предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допустимой форме [5,с.5].
Формы предпринимательства зависят и от того, действует ли предприниматель самостоятельно или в кооперации с другими предпринимателями, использует для бизнеса только свое имущество или привлекает имущество других лиц, использует только личный труд или привлекает наемных работников.
Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по самым разным основаниям: по виду деятельности; формам собственности; числу собственников; организационно-правовым и организационно-экономическим формам; степени использования наемного труда и т.п [15,с.24].
Государственная поддержка предпринимательства представляет собой создание экономических и правовых условий и стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.
С точки зрения предпринимателя, именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей, таких, как максимизация прибыли, эффективность инвестиций, минимизация риска, защита собственности и личности [16,с.34].
Одним из направлений поддержки в стране предпринимательской деятельности является формирование эффективной системы государственных гарантий. Эти гарантии предусмотрены действующим законодательством, но в действительности реализуются не в полном объеме. Так, дееспособным гражданам гарантировано право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать свои предприятия и приобретать необходимое для их деятельности имущество. Кроме того, нельзя отказать в регистрации предприятия по мотивам нецелесообразности. К сожалению, местные органы государственной власти нередко усложняют порядок регистрации предприятий, что тормозит развитие предпринимательства.
В законодательной базе предусмотрен ряд мер по осуществлению защиты прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, в том числе из иностранных государств, о недопустимости дискриминации предприятий со стороны государства, его органов и должностных лиц, о защите имущества предпринимателей от незаконного изъятия.
Государство реализует систему мер против монополизации рынка и недобросовестной конкуренции. Наконец, всем субъектам предпринимательской деятельности предоставляется право равного доступа к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам. Однако, эти основополагающие гарантии пока в полном объеме не выполняются из-за ущемления прав специальными законодательными актами [8,с.55].
Кроме того, поддержка предпринимательства проявляется в экономической и социальной поддержке; размещении государственных заказов, заключении государственных контрактов с субъектами предпринимательства; формировании позитивного общественного мнения вокруг предпринимательской деятельности; создании льготного налогового режима; упрощении процедуры регистрации предпринимателей; развитии инфраструктуры поддержки в облике инновационных, внедренческих и консультационных центров, курсов и школ подготовки предпринимателей; эффективной защите интеллектуальной собственности и др. [7,с.192-193].
Особое внимание при реализации мер и направлений государственной поддержки предпринимательства должно уделяться малому бизнесу, который, не смотря на свою важную роль в экономическом развитии страны, не имеет возможности для самостоятельного функционирования в условиях конкуренции с крупным предпринимательством.
На данном этапе в сфере малого предпринимательства существует ряд проблем.
Главные нерешенные проблемы в сфере малого бизнеса, которые обусловлены в основном несовершенством федерального законодательства, - недостаточная нормативно-правовая база, громоздкая налоговая система, многочисленные недостатки упрощенной системы налогообложения, неработающий Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства, сложность получения банковского кредита и его высокая учетная ставка, неподъемная арендная плата, сложная и долгая процедура регистрации малых предприятий, трудности в получении юридического адреса, неразвитость структуры сбыта и непосильное налоговое бремя [15,с.108].
Справиться с указанными проблемами самостоятельно малый бизнес не в силах, в данном случае необходима комплексная государственная и общественная поддержка.
Основой системы государственной поддержки и развития малого предпринимательства является Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Им определены главные направления государственной поддержки и развития малых предприятий, установлены основные формы и методы государственного управления и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства [18,с.44-45].
Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; осуществление материально-технической поддержки субъектов малого предпринимательства, представления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг оборудования; финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства; предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и другие формы поддержки [14,с.140-141].
Однако, с принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» российский малый и средний бизнес фактически находятся в еще более худшей ситуации, чем прежде: без государственной поддержки, без гарантий и льгот. Этот закон отменил с 1 января 2005 года самые важные статьи (ст. 2, 8, 9, 10, 15 и 22) ФЗ «О государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации».
Информация о работе Сущность, формы и сферы предпринимательства в России