Сущность, формы и сферы предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:39, курсовая работа

Описание

Целью исследования является анализ основных вопросов и проблем, касающихся предпринимательства в России и формулировка выводов и перспектив развития данной области исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 Определить на основании анализа различных подходов сущность предпринимательства, его цели и задачи;
 Рассмотреть основные формы предпринимательства, существующие в РФ;

Содержание

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 5
1.1.СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 5
1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ 8
1.3.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 9
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ОРГАНИЗОВАННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
2.1. ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ 11
2.2 ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО КОЛИЧЕСТВУ СОБСТВЕННИКОВ 11
2.3. ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО МАСШТАБАМ ПРОИЗВОДСТВА 13
2.4 ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО СРЕДСТВАМ ПРИЛОЖЕНИЯ КАПИТАЛА 14
2.5 ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО ПРАВОВОМУ СТАТУСУ 17
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 20
3.1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 20
3.2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 22
3.3. ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ 25
ГЛАВА 4. ОПЫТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ» 27
4.1.ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ» 27
4.2.АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ» 28
4.3. УВЕЛИЧЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ДОЛИ ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ» НА РЫНКЕ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ 30

Работа состоит из  1 файл

кр экономика предприятия.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

Основным полем деятельности финансо­вого предпринимательства являются коммерческие банки и фондо­вые биржи [15,с.45-46].

Посредническое предпринимательство проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход.

Место посредника - между производителем или продавцом товара и покупателем, он способствует сделке, объединяя их в общую цепь предпринимательской операции [9,с.506].

Страховое предпринимательство — это особая форма финансо­вого предпринимательства, заключающаяся в том, что предприни­матель получает страховые взносы, которые возвращаются платель­щику только при наступлении страхового случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход [18,с.43].

2.5 Формы предпринимательства по правовому статусу

В России в соответствии с Гражданским кодексом создаются следующие организационно-правовые формы предприниматель­ской (коммерческой) деятельности: индивидуальное предпринимательство, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и му­ниципальные унитарные предприятия.

Индивидуальное предпринимательство - осуществляется в форме предпринимательства без образования юридическо­го лица [2,с.85].

Такой предприниматель самостоятельно решает вопросы - что, как и для кого производить. Источником имущества, необходимого для начала индиви­дуальной предпринимательской деятельности, могут быть собственные накопления, помощь друзей или полученные в банке кредиты. Риск неудачи целиком лежит на индивиду­альном предпринимателе. Он несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имущест­вом [17,с.331].

Хозяйственные товарищества создаются в форме полного това­рищества, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом, и в форме товарищества на вере (коммандитного то­варищества), в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность, име­ется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), несущих риск убытков в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимающих участия в предпринимательской деятельности.

К хозяйственным обществам относятся общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество.

Общество с ограниченной ответственностью — учрежденное од­ним или несколькими лицами общество, уставный капитал кото­рого разделен на доли согласно учредительным документам. Участ­ники этого общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью — учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли согласно учредительным документам. Его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по обя­зательствам общества своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам [5,с.8-9].

В современных условиях широко распространены акционерные общества (АО). Уставный капитал акцио­нерного общества разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимо­сти принадлежащих им акций.

Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми. Участники открытого АО могут отчуждать принадлежащие им ак­ции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу.

В отличие от открытого в закрытом АО акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.

Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Производственным кооперативом, или артелью, признается добровольное объединение граждан дня совместной производственной или иной хозяйственной деятель­ности, основанной на их личном трудовом и ином участии.

В производственном кооперативе объединяются имущественные паевые взносы его членов. Сферой деятельности такого кооператива могут быть, помимо производства, переработка, сбыт промышлен­ной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг [9,с.32-33].  

Государственные и муниципальные унитарные предприятия — ком­мерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником (государством, муниципали­тетом) имущество.

Унитарные предприятия могут основываться на праве хозяйствен­ного ведения или оперативного управления (казенное предприя­тие) [5,с.9].

Наряду с организационно-правовыми формами предпри­нимательства (различия форм фирменной организации по имущественному признаку — форме собственности) суще­ствуют организационно-экономические формы, которые раз­личаются по деятельностному признаку:

1)                 Картель - это соглашение между предприятиями одной отрасли о це­нах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и др.

2)                 Ассоциация – форма, основная цель создания которой - совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и других задач.

3)                 Синдикат - объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли для устранения излишней конкуренции между собой [19,с.19-20].  

4)                 Консорциум - объединение для крупных инвестиций.

5)                 Концерн - многоотраслевое объединение на основе системы участия.

6)                 Холдинг - объединение на основе участия материнс­кого предприятия в капитале дочерних фирм.

7)                 Трест - объединение предприятий одной отрасли с пол­ной потерей самостоятельности.

8)                 Пул - объединение для любой деятельности, но с об­щей прибылью, распределяемой по квотам [2,с.85-86]  

9)                 Финансово-промышленные группы представ­ляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала пред­приятий и организаций [19,с.20].  

Таким образом, согласно главному принципу рыночной экономики любой хо­зяйствующий субъект, будь то человек, семья, группа, коллектив, предприятие, имеет право выбирать предпочтительный вид эконо­мической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допустимой форме  [5,с.5].

Формы предпринимательства зависят и от того, действует ли предприни­матель самостоятельно или в кооперации с другими предпринимателями, использует для бизнеса только свое имущество или привлекает имущество других лиц, использует только личный труд или привлекает наемных работ­ников.

Все многообразие предприниматель­ской деятельности может быть классифицировано по самым разным основаниям: по виду деятельности; формам собственности; числу собственников; организационно-правовым и организационно-эко­номическим формам; степени использования наемного труда и т.п [15,с.24].

глава 3.  Государственная поддержка предпринимательской деятельности

3.1. Сущность государственной поддержки предпринимательства

Государственная поддержка предпринимательства представляет собой создание экономических и право­вых условий и стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресур­сов на льготных условиях.

С точки зрения предприни­мателя, именно государство должно создавать усло­вия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей, таких, как максимизация прибыли, эффектив­ность инвестиций, минимизация риска, защита соб­ственности и личности [16,с.34].

Одним из направлений поддержки в стране предпринимательской деятельности является формирование эффективной системы государственных гарантий. Эти гарантии предусмотрены действу­ющим законодательством, но в действительности реализуются не в полном объеме. Так, дееспособным гражданам гарантировано право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать свои предприятия и приобретать необ­ходимое для их деятельности имущество. Кроме того, нельзя отказать в регистрации предприятия по мотивам нецелесо­образности. К сожалению, местные органы государственной вла­сти нередко усложняют порядок регистрации предприятий, что тормозит развитие предпринимательства.

В законодательной базе предусмотрен ряд мер по осуществлению защиты прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, в том числе из иностранных государств, о недопустимости дискриминации предприятий со стороны государства, его органов и должностных лиц, о защите имущества предпринимателей от незаконного изъятия.

Государство реализует систему мер против моно­полизации рынка и недобросовестной конкуренции. Наконец, всем субъектам предпринимательской деятельно­сти предоставляется право равного доступа к материальным, финансовым, трудо­вым, информационным и природным ресурсам. Однако, эти основополагающие гарантии пока в полном объеме не выпол­няются из-за ущемления прав специальными законодательными актами [8,с.55].

Кроме того, поддержка предпринимательства проявляется в экономической и социальной поддержке; размещении государственных заказов, заключении государственных контрактов с субъектами предпринимательства; форми­ровании позитивного общественного мнения вокруг предпринимательской деятельности; создании льготного налогового режима; упрощении процедуры регистрации предпринимателей; развитии инфраструктуры поддержки в облике инновационных, внедренче­ских и консультационных центров, курсов и школ подготовки пред­принимателей; эффективной защите интеллектуальной собствен­ности и др. [7,с.192-193].

Особое внимание при реализации мер и направлений государственной поддержки предпринимательства должно уделяться малому бизнесу, который, не смотря на свою важную роль в экономическом развитии страны, не имеет возможности для самостоятельного функционирования в условиях конкуренции с крупным предпринимательством.

3.2. Государственная поддержка малого предпринимательства

На данном этапе в сфере малого предпринимательства существует ряд проблем.

Главные нерешенные проблемы в сфере малого бизнеса, кото­рые обусловлены в основном несовершенством федерального зако­нодательства, - недостаточная нормативно-правовая база, гро­моздкая налоговая система, многочисленные недостатки упрощен­ной системы налогообложения, неработающий Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства, сложность получения банковского кредита и его высокая учетная ставка, не­подъемная арендная плата, сложная и долгая процедура регистра­ции малых предприятий, трудности в получении юридического ад­реса, неразвитость структуры сбыта и непосильное налоговое бремя [15,с.108].

Справиться с указанными проблемами самостоятельно малый бизнес не в силах, в данном случае необходима комплексная государственная и общественная  поддержка.

Основой системы государственной поддержки и развития малого пред­принимательства является Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Им опре­делены главные направления государственной поддержки и развития малых предприятий, установлены основные формы и методы госу­дарственного управления и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства [18,с.44-45].

Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмезд­ной основе; осуществление материально-технической поддержки субъектов малого предпринима­тельства, представления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг оборудования; финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов ма­лого предпринимательства; предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для госу­дарственных нужд и другие формы поддержки [14,с.140-141].

Однако,  с принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федера­ции» российский малый и средний бизнес фактически находятся в еще более худшей ситуации, чем прежде: без государственной поддержки, без гарантий и льгот. Этот  закон  отменил с 1 января 2005 года са­мые важные статьи (ст. 2, 8, 9, 10, 15 и 22) ФЗ «О государственной поддержки малого предпри­нимательства в Российской Федерации».

Информация о работе Сущность, формы и сферы предпринимательства в России