Сущность оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:29, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить теоретические основы оценки эффективности хозяйственной деятельности, провести оценку деятельности ОАО «ГАЗ».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность оценки эффективности хозяйственной деятельности;
2. Изучить источники оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия;
3. Рассмотреть систему показателей финансового состояния предприятия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………….……..…5
1.1 Сущность оценки эффективности хозяйственной деятельности
предприятия……………………………………………………………………...…5
1.2 Источники оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………………………...8
1.3 Система показателей финансового состояния предприятия………...10
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОАО «ГАЗ»………………………………………………..13
2.1 Краткая характеристика ОАО «ГАЗ»…………………........................13
2.2 Оценка ликвидности……………………………………………………17
2.3 Оценки прибыльности хозяйственной деятельности………………...20
2.4 Оценка платежеспособности…………………………………………...23
2.5 Анализ кредитоспособности…………………………………………...28
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ГАЗ»…………………………. 33
3.1 Предложения по повышению эффективности хозяйственной деятельности………………………………………………………………...33
3.2 Рекомендации ОАО «ГАЗ», составленные на основе оценки эффективности хозяйственной деятельности……………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….40
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….42

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая по экономике.doc

— 243.00 Кб (Скачать документ)

Из всей совокупности счетов в бухгалтерский баланс входят показатели только тех из них, которые имеют сальдо на данный момент. Это значит, что вся информация, обобщаемая в операционных счетах, не отражается в балансе. Ее представляют в виде отчетов, дополняющих баланс: о производстве и реализации продукции, ее себестоимости, движении уставных фондов и др.

 

1.3 Система показателей  финансового состояния предприятия

 

В рыночной практике хозяйствования встречаются самые различные  формы проявления экономической  эффективности. Технические и экономические  аспекты эффективности характеризуют развитие основных факторов производства и результативность их использования. Социальная эффективность отражает решение конкретных социальных задач (например, улучшение условий труда, охрану окружающей среды и т.д.). Обычно социальные результаты тесно связаны с экономическими, поскольку основу всякого прогресса составляет развитие материального производства4.

Финансовое состояние  предприятия характеризуется платежеспособностью, прибыльностью, эффективностью использования  активов и собственного (акционерного) капитала, ликвидностью.

Платежеспособность предприятия - способность выполнять свои внешние (краткосрочные и долгосрочные) обязательства, используя свои активы.

Коэффициент платежеспособности измеряет финансовый риск, т.е. вероятность банкротства. Высокий коэффициент платежеспособности отражает минимальный финансовый риск и хорошие возможности для привлечения дополнительных средств со стороны.

Оценка платежеспособности определяет текущую платежеспособность организации, объемы ее краткосрочных заемных средств и период возможного погашения организацией текущей задолженности перед кредиторами за счет выручки.

Для оценки платежеспособности установлен следующий расчет:

,

где

Валовая выручка - это выручка от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Текущие обязательства - это сума займов и кредитов, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты, кредиторской задолженности, задолженности учредителям по выплате доходов и прочих краткосрочных обязательств.

Ликвидность предприятия  отражает его способность вовремя оплатить предстоящие долги (обязательства), или возможность превратить статьи актива баланса (основные и оборотные средства, включая ценные бумаги и прочие активы) в деньги для оплаты обязательств.

Анализ ликвидности  баланса заключается в сравнении  средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

Для определения ликвидности  баланса следует сопоставить итоги по каждой группе активов и пассивов. Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются условия:

А1 >> П1

А2 >> П2

А3 >> П3

А4 << П4

Выполнение первых трех неравенств с необходимостью влечет выполнение и четвертого неравенства, поэтому на практике является сопоставление итогов первых трех групп по активу и пассиву баланса. Четвертое неравенство носит «балансирующий» характер и в то же время имеет глубокий экономический смысл: его выполнение свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости - наличии у организации собственных оборотных средств. Невыполнение какого - либо из первых трех неравенств свидетельствует о том, что ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной.

Рентабельность - это относительный показатель, характеризующий размер прибыли, приходящийся на рубль потребляемых ресурсов.

В широком смысле слова  понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается  рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия5.

Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл - определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала.

 

 

 

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОАО  «ГАЗ» 

 

2.1 Краткая характеристика  ОАО «ГАЗ»

 

Открытое акционерное  общество «ГАЗ» было образовано 16 мая 1995 года. Основной целью общества является получение прибыли. История открытого акционерного общества «ГАЗ» (ранее «Горьковский автомобильный завод») берет свое начало в 1929 г., когда было принято решение о строительстве автомобильного завода около г. Нижнего Новгород.

Доля завода «ГАЗ»  в производстве автомобилей в  России составляет: 6,5% - легковых, 55,6% - грузовых, 47,9% - автобусов. Годовой объём производства составляет более 230 тысяч автомобилей, из них - 52,4% грузовые, 17,2% - автобусы, 30,3% - легковые автомобили. Годовой оборот примерно $2 миллиарда.

Предприятие имеет разветвленную  торговопроводящую сеть, в настоящий  момент продукция марки «ГАЗ»  представлена как в России и странах  СНГ, так и в 30 других странах мира. Новые подходы к системе реализации, повышение качества гарантийно - сервисного обслуживания, создание новых дилерских центров, соответствующих требованиям автозавода по техническому оснащению и фирменному оформлению, позволили увеличить объемы продаж продукции, в том числе и на экспорт. Успехи в области экспортной политики по достоинству оценена Министерством экономического развития и торговли РФ, которое два года подряд присуждает Торговому дому ОАО «ГАЗ» «Русские машины» звание «Лучший экспортер» за высокие показатели внешнеэкономической деятельности.

«ГАЗ» - первое российское предприятие, на котором уже три  года действует новая производственная система организации труда, принятая в крупнейших автомобильных компаниях мира. В результате на «ГАЗ» с момента внедрения новой системы возрос суточный темп выпуска продукции, повысилось качество, снизились издержки и объемы незавершенного производства. Условия труда и культура производства вышли на новый качественный уровень.

На заводе трудится свыше 40 тысяч человек. Средняя заработная плата автозаводцев составляет более 9 800 рублей. Активно развиваются социальные программы поддержки работников ОАО «ГАЗ», ветеранов, молодых специалистов, инвалидов, многодетных матерей. Завод в полной мере выполняет обязательства коллективного договора, на реализацию которого ежегодно выделяется около 500 млн. рублей. Основные показатели деятельности ОАО «ГАЗ» в 2007-2008 г. представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Основные показатели деятельности ОАО «ГАЗ»

Показатель

2007 г.

2008 г.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

46654575

23136326

Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

42428772

19637938

Валовая прибыль, тыс.руб.

4225803

3498388

Коммерческие расходы, тыс.руб.

604707

103498

Управленческие расходы, тыс.руб.

1770696

1722688

Прибыль от продаж, тыс.руб.

1850400

1672202

Чистая прибыль, тыс.руб.

79924

836234

Объем товарной продукции  по основной деятельности, млн. руб.

44212

17989

Численность рабочих, чел.

31210

28494


В 2008 году ОАО “ГАЗ”  выделил в отдельное дочернее общество сборочные производства легковых и грузовых автомобилей - ООО “Автозавод “ГАЗ”. В его состав вошли структурные подразделения ОАО “ГАЗ”, занимающиеся штамповкой, сваркой, окраской и сборкой автомобилей.

Приоритетным направлением деятельности ОАО “ГАЗ” в результате проводимой реструктуризации является производство комплектующих для сборки автомобилей (доля в структуре товарной продукции - 63%). Доля изделий, изготовленных в рамках кооперации, - 14,7 %, запчастей - 13,5%, прочей продукции - 8,3%.

ОАО “ГАЗ” является поставщиком  ключевых узлов и деталей продукции  Группы “ГАЗ” и намерен сохранять  свои позиции на рынке компонентов  автомобилей “ГАЗ”. Производственные мощности позволяют осуществлять полный цикл заготовительных работ, сборку готовых полуфабрикатов и их испытания, а также обеспечить продукцией собственного производства другие предприятия, не входящих в Группу “ГАЗ”.

Существующая в настоящее  время организационная структура ОАО «ГАЗ» - это линейно-функциональная структура. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.)6.

Линейно-функциональная структура синтезирует лучшие свойства линейной структуры (четкие связи подчиненности, централизация управления) и функциональной структуры (разделение труда, квалифицированная подготовка решений). Линейная структура применяется для нижних уровней управления, т.к. здесь требуется безусловное выполнение планов производства, четкое выполнение указаний вышестоящего руководителя для обеспечения непрерывности производства. Функциональная структура используется на верхнем уровне управления. Данная структура имеет свои достоинства и недостатки.

К достоинствам можно  отнести:

-  освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчетов, материально-техническим обеспечением и др.;

-  построение связей «руководитель - подчиненный» по иерархической лестнице, при которых каждый работник подчинен только одному руководителю.

Недостатки структуры:

-  каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы;

-  отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными подразделениями;

-  сложность вертикальных коммуникаций;

-  нечеткость процедур принятия решений

-  аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению наряду со стратегическими множества оперативных задач.

В 2008 году ОАО «ГАЗ»  выделил в отдельное дочернее общество сборочные производства легковых и грузовых автомобилей - ООО «Автомобильный завод «ГАЗ». В его состав вошли подразделения, занимающиеся штамповкой, сваркой, окраской и сборкой автомобилей.

Структура управления предприятием играет существенную роль в повышении  эффективности работы, поскольку  от степени рациональности структуры  управления в значительной степени зависит уровень технико - экономических показателей производства. Правильно построенная структура управления предприятием создает предпосылки высокой оперативности управления, согласованной работы всех структурных подразделений7.

Основной контингент работающих в ОАО «ГАЗ» и ООО «Автозавод «ГАЗ» - 62,9% среднесписочной численности трудится в основных производственных цехах. Численность работающих вспомогательного производства, обеспечивающих деятельность основного, непосредственно связанного с выпуском автомобилей, составляет 24,85% среднесписочной численности.

Результатом изменений  в структуре ОАО «ГАЗ» за 2008 год стало снижение численности  работающих по сравнению с предыдущим годом на 30%, в том числе за счет:

1)  реструктуризации ОАО «ГАЗ», выведения структурных подразделений из состава ОАО «ГАЗ» в самостоятельные юридические лица;

2)  оптимизации численности за счет внедрения производственной системы ОАО «ГАЗ».

Для уверенных шагов  ОАО «ГАЗ» по пути к завоеванию большей доли рынка предприятию  стоит разработать эффективную стратегию дальнейшего развития компании, основываясь на анализе системы управления персоналом, во избежание негативных факторов как внутренней, так и внешней среды бизнеса, а также тенденций развития отрасли в целом.

 

2.2 Оценка ликвидности

 

Далее проведем оценку ликвидности  баланса анализируемого предприятия.

Задача анализа ликвидности  баланса в процессе рассмотрения финансового состояния предприятия  возникает в связи с необходимостью оценивать кредитоспособность предприятия  или его возможности своевременно и в полном объеме рассчитываться по всем собственным обязательствам. Поэтому ликвидность определяют, как способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства, реализуя свои текущие активы.

К наиболее ликвидным  активам предприятия относятся денежные средства и краткосрочные финансовые вложения. На начало анализируемого периода ликвидные активы составляли величину (115868.0 тыс.руб.), на конец периода - (4158421.0 тыс.руб.), изменение - (4042553.0 тыс.руб.). К быстро реализуемым активам предприятия относятся дебиторская задолженность и прочие оборотные активы. На начало анализируемого периода быстро реализуемые активы составляли величину (1442480.0 тыс.руб.), на конец периода - (2451157.0 тыс.руб.), изменение - (1008677.0 тыс.руб.). К медленно реализуемым активам предприятия относятся запасы без расходов будущих периодов и долгосрочные финансовые вложения. На начало анализируемого периода медленно реализуемые активы составляли величину (1330317.0 тыс.руб.), на конец периода - (1496917.0 тыс.руб.), изменение - (166600.0 тыс.руб.). К трудно реализуемым активам предприятия относятся внеоборотные активы за исключением долгосрочных финансовых вложений. На начало анализируемого периода трудно реализуемые активы составляли величину (21443625.0 тыс.руб.), на конец периода - (34229149.0 тыс.руб.), изменение - (12785524.0 тыс.руб.).

Информация о работе Сущность оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия