Тарифная политика в ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию тарифной политики.
Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:
изучением нормативно-правовой базы, обоснованности тарифов и ценообразования на услуги ЖКХ, оценка их соответствия современным нормативам;
анализом существующей системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства;
разработкой предложения по совершенствованию существующей системы в муниципальном образовании.

Содержание

Введение
1 Тарифная политика в системе Ж.К.Х.
1. 1Тарифная политика
1.2 Жилищно-коммунальное хозяйство
1.3 Нормативное обоснование тарифной политики
2 Анализ тарифной политики в муниципальном образовании «город Оренбург»
2.1 Общая характеристика МО «город Оренбург»
2.2 Анализ тарифной политики в системе представления жилищно-коммунальных услуг населению
2.3 Проблемы, связанные с повышением тарифов на Ж. К. У.
3 Рекомендации по понижению тарифов на Ж. К. У.
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 128.41 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Тарифная политика в системе  предоставления жилищно-коммунальных услуг населению очень важная тема на сегодняшний день. Актуальность темы обусловлена тем, что перед предприятиями отрасли стоит ответственная задача - представление населению услуг коммунального комплекса, которые являются социально значимыми и жизненно необходимыми независимо от того, убыточно или рентабельно их производство.

Не смотря на то, что в  ходе реформы жилищно-коммунального  хозяйства решаются проблемы по улучшению  состояния отрасти, тем не менее, тарифы растут.

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию  тарифной политики.

Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих  задач:

  • изучением нормативно-правовой базы, обоснованности тарифов и ценообразования на услуги ЖКХ, оценка их соответствия современным нормативам;
  • анализом существующей системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства;
  • разработкой предложения по совершенствованию существующей системы в муниципальном образовании.

Объектом исследования является муниципальное образование «город Оренбург».

Предметом исследования - тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Правовое регулирование  тарифов на жилищно-коммунальные услуги осуществляется Жилищным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом  «Об основах регулирования тарифов  организации коммунального комплекса» от 22.12.2004 г. № 210-ФЗ, Федеральным законом  «Об основах регулирования организаций коммунального комплекса» от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации № 491, Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 26.03.2003 г. № 36-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации «О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию» от 22.08.2003 года № 516, Приказом Федеральной службы по тарифам России  «О предельных уровнях тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной электрической и тепловой энергии, на 2012 год» от 6 октября 2011 года № 241-Э/6, Приказом «Об утверждении и методических указаний по расчету регулируемых, тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» от 06.08.2004 г. № 20-Э/2 и другими федеральными законами.

Основой регулирования тарифов  является Федеральный закон № 210-ФЗ. Этот закон определяется под производственной программой организации коммунального комплекса, программу деятельности указанной организации по обеспечению производства ею товаров (оказания услуг) в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, и очистки сточных вод, утилизации отходов, которая включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемой той организацией системы коммунальной инфраструктуры и (или) объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Структура исследования состоит  из введения, трех глав, первая: тарифная политика в сфере ЖКХ,  вторая: анализ тарифной политики в МО «город Оренбург», и третья: рекомендации по совершенствованию тарифной политики, заключения и библиографического списка.

Данная работа построена  таким образом, чтобы наиболее полно  и последовательно изложить основные проблемы освещаемой темы.

 

1 ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА  В ЖКХ

 

1. 1 Понятие и характеристика жилищно-коммунального хозяйства

 

Жилищно-коммунальное хозяйство  города - это сложная социально-экономическая  система, обеспечивающая жизнь и  работу населения, а также предприятия  различных отраслей народного хозяйства  необходимыми ресурсами воды, газа, тепла и др.

Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, которые имеют обширное поле деятельности и от результативности, функционирования которых зависит развитие городских  объектов и состояние среды обитания жителей города.

Специфика ЖКХ состоит  в его многопрофильности, многоотраслевой  структуре, которая требует соответствующей  организационно-правовой и экономической  основ.

Современная финансово-экономическая  ситуация такова, что без изменения  системы финансирования и управления жилищно-коммунальной сферой эффективное  ее функционирование невозможно. В  течение длительного времени  государство компенсировало значительную часть расходов этой сферы, контролировало строительство и размещение жилья  и объектов коммунального хозяйства, ограничивало параметры проектирования, эксплуатации, объемы и уровень предоставляемых  коммунальных услуг. Проводимая политика исключала рыночный спрос на услуги и жилье, снижала активность населения  и хозяйствующих субъектов в  формировании требований к качеству эксплуатационных услуг.

В отличие от многих стран, в России ЖКХ является убыточным  сектором экономики, который непосильным  грузом «висит» на бюджете, но все  равно находится в запущенном состоянии. Такая ситуация требует  особого внимания, тщательного анализа  и соответствующих организационно-экономических  мер, способных коренным образом изменить положение дел в жилищно-коммунальной сфере.

ЖКХ города является самостоятельной  сферой в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которой  является удовлетворение потребностей населения и предприятий в  услугах, обеспечивающих нормальные условия  жизни и работы [15; с. 117].

В состав ЖКХ входит комплекс предприятий различных подотраслей: ремонтно-строительных, транспортных, энергетических, эксплуатационных и  др.

Традиционно в составе  ЖКХ выделяются:

  • жилищный комплекс с ремонтно-строительными организациями;
  • дорожное хозяйство и городской пассажирский транспорт;
  • теплоэнергетическое хозяйство;
  • газовое хозяйство;
  • инженерные коммуникации и системы связи, сигнализации, пожарной охраны;
  • водопроводно-канализационное хозяйство;
  • предприятия обслуживания инженерных сетей и сооружений;
  • электроснабжение и уличное освещение;
  • зеленое хозяйство;
  • зона отдыха, парки, бассейны;
  • памятники, исторические комплексы;
  • гостиничное хозяйство, мотели;
  • банно-прачечное хозяйство;
  • службы обеспечения и контроля экологической обстановки в городе;
  • благоустройство;
  • объекты социальной сферы и бытового обслуживания.

В нынешних условиях часть  перечисленных объектов и сфер может  не входить в систему городского хозяйства (по форме собственности  или отраслевой принадлежности) или  играть в ней незначительную роль.

Разнообразие видов услуг  и продукции, указанных подотраслей, различие технологий, техники, организации  работ обусловливают большое  число организационных форм и  методов управления в системе  ЖКХ.

Особенности ЖКХ как объекта  управления определяются его спецификой как отрасли, объединяющей в себе сложный и разнообразный конгломерат  различных подотраслей, тесно взаимосвязанных  едиными народнохозяйственными  и социальными проблемами, целями и задачами.

Основной среди этих особенностей является высокий уровень комплексности  отрасли ЖКХ, которая выражается в разнообразии научно-технического и технологического характера деятельности подотраслей с одновременной  увязкой их функционирования в единой системе городского хозяйства.

Это, в свою очередь, приводит к особенности системы управления ЖКХ, в которую непосредственно  или опосредованно входят различные  министерства и ведомства [13; с. 234].

Три большие группы объектов в системе ЖКХ представляют особую сложность в управлении:

  • жилой фонд и объекты социальной сферы;
  • системы теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и др.;
  • сфера обслуживания предприятий и инженерных систем (постоянно действующих зданий и сооружений, рассчитанных на длительный срок службы и использования, включая комплекс конструкций, устройств, оборудования, установок, приборов и сетей) городов и населенных пунктов.

Сфера обслуживания инженерных систем городов и населенных пунктов  включает в себя выполнение работ  по эксплуатации:

  • внешних систем электроснабжения;
  • внутренних систем электроснабжения;
  • внешних систем теплоснабжения;
  • внутренних систем теплоснабжения;
  • внешних систем водоснабжения и водоотведения;
  • жилищного фонда и нежилых помещений;
  • систем вентиляции и кондиционирования воздуха;
  • систем пожарно-охранной сигнализации;
  • систем наружного освещения;
  • систем инженерной защиты территорий.

Эксплуатация инженерных систем городов и населенных пунктов  требует большой организационно-управленческой работы, четкого планирования и контроля за расходованием средств, выделяемых из городского бюджета на соответствующие цели.

Специфика жилищно-коммунальной сферы такова, что в современной  финансово-экономической ситуации нормальное функционирование ее невозможно без административного подчинения муниципальным органам управления.

Разнообразие видов услуг  и продукции, перечисленных подотраслей, различие технологий, техники и организации  работ обусловливают также разнообразие организационных форм и методов  управления в системе ЖКХ [10; с. 119].

Поскольку поддержание жизнедеятельности  города - основная задача муниципального уровня управления, то выбор организационных  форм осуществляется на месте, с учетом территориальных особенностей и  перспектив развития города.

 

 

1.2 Нормативно-правовое  регулирование тарифов в РФ

 

Правовое регулирование  тарифов на жилищно-коммунальные услуги осуществляется Жилищным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом  «Об основах регулирования тарифов  организации коммунального комплекса» от 22.12.2004 г. № 210-ФЗ, Федеральным законом  «Об основах регулирования организаций коммунального комплекса» от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ, другими федеральными законами.

Федеральный закон № 210-ФЗ от 2004 года устанавливает основы регулирования  тарифов организаций коммунального  комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и  очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к  тарифам на товары и услуги организаций  коммунального комплекса [14; с. 96].

Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального  комплекса - производителей товаров  и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, Федеральным законом от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Либерализация цен на жилищно-коммунальные услуги для населения впервые  за многие годы (с 1928 г.) была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.1991 года № 55, в соответствии с которым вводились предельные размеры цен и тарифов на потребительские  товары (услуги), реализуемые населению, в том числе на газ, электроэнергию, услуги водо- и теплоснабжения.

При введении на местах новой  ценовой и тарифной политики ЖКХ, которая определяется в настоящее  время Постановлением Правительства  РФ от 18.06.1996 года № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг», следует руководствоваться  комплексным подходом, реализация которого содействовала бы смене существовавшей ранее модели хозяйственной системы, благоприятствовала оздоровлению механизма  финансирования и создавала условия  для дальнейшего развития реформы.

Можно выделить четыре основные фактора, способные оказывать наибольшее влияние на конкретный уровень жилищ-но-коммунальных тарифов - уровень фактических затрат, государственное вмешательство, конкуренция  и платежеспособность населения [5; с. 62].

Информация о работе Тарифная политика в ЖКХ