Тарифная политика в ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию тарифной политики.
Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:
изучением нормативно-правовой базы, обоснованности тарифов и ценообразования на услуги ЖКХ, оценка их соответствия современным нормативам;
анализом существующей системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства;
разработкой предложения по совершенствованию существующей системы в муниципальном образовании.

Содержание

Введение
1 Тарифная политика в системе Ж.К.Х.
1. 1Тарифная политика
1.2 Жилищно-коммунальное хозяйство
1.3 Нормативное обоснование тарифной политики
2 Анализ тарифной политики в муниципальном образовании «город Оренбург»
2.1 Общая характеристика МО «город Оренбург»
2.2 Анализ тарифной политики в системе представления жилищно-коммунальных услуг населению
2.3 Проблемы, связанные с повышением тарифов на Ж. К. У.
3 Рекомендации по понижению тарифов на Ж. К. У.
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 128.41 Кб (Скачать документ)

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную  продолжительность, изменение размера  платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 210-ФЗ тарифом  является цена, которая включает тарифы на товары и услуги организаций коммунального  комплекса, обеспечивающих производство товаров (оказание услуг) в целях  обеспечения водоснабжения, водоотведения  и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, без учета надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Общими принципами регулирования  тарифов и надбавок являются:

  1. достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;
  2. установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;
  3. стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса;
  4. создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
  5. полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ;
  6. установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
  7. обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.

Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального  комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам  на товары и услуги организаций коммунального  комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Расчеты потребителей за услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей [9; с. 89].

 

 

2.2 Анализ тарифной  политики в системе представления  жилищно-коммунальных  услуг

 

Проводя анализ тарифной политики в муниципальном образовании  городской округ «город Оренбург», необходимо показать динамику роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, данные представим в таблице 1.1.

Таблица 1.1 «Динамика роста  тарифов на ЖКУ по городу Оренбург»

Вид ЖКУ

с 1 января 2012 года по 30 июня 2012 года

с 1 июля 2012 года по 31 августа 2012 года

с 1 сентября 2012 года по 31 декабря 2012 года

Холодное водоснабжение

16,77 руб./м3

17,77 руб./м3

18,76 руб./м3

Водоотвод

9,33 руб./м3

9,89 руб./м3

10,44 руб./м3

Электроснабжение

1,87 руб./кВт.ч

1,98 руб./кВт.ч

Газоснабжение (Розничная цена (с НДС), рублей/ 1000 куб. метров)

При наличии приборов учета  расхода газа (счетчиков)

2755,00

3169


Из данных таблицы видно, что цены на каждую жилищно-коммунальную услугу растут. В процентном соотношении цена каждой услуги ЖКХ увеличится по-своему:

  • содержание и ремонт жилья - на 12,5% ;
  • плата за газ - на 7,7%;
  • тепло - на 3,2%;
  • холодная вода - на 6,6%;
  • водоотведение - на 6,1 %;
  • электроэнергия - на 3 %.

Анализ предельных индексов максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Оказывающие услуги в сфере водоснабжения и водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения и очистки сточных вод в среднем по муниципальным образованиям области на 2011 год показал (таб. 1.1):

Таблица 1.1 «Предельные индексы  максимально возможного изменения  тарифов на товары и услуги организаций  коммунального комплекса»

п/п

Муниципальное образование

Предельные индексы изменения  тарифов, %

1

г. Оренбург

116,4

2

г. Орск

114,7

3

г. Новотроицк

100,0

4

г. Бузулук

113,5

5

г. Медногорск

116,7

6

г. Бугуруслан

113,9

7

г. Гай

115,2

8

г. Сорочинск

115,6




 

Анализ предельных индексов максимально возможного изменения  установленных тарифов  на товары и услуги организаций коммунального  комплекса. Оказывающие услуги в  сфере утилизации (захоронения) твердых  бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций  коммунального комплекса, оказывающих  услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в  среднем по муниципальным образованиям области на 2011 год показал (таб. 1.2):

Таблица 1.2 «Предельные индексы  максимально возможного изменения  тарифов на товары и услуги организаций  коммунального комплекса»

п/п

Муниципальное образование

Предельные индексы изменения  тарифов, %

1

г. Абдулино

107,2

2

г. Бузулук

109,5

3

г. Оренбург

114,1

4

г. Орск

107,8

5

г. Соль- Илецк

107,1

6

г. Ясный

117,8

7

Первомайский сс Первомайского р-на

112,6

8

Володарский сс Первомайского р-на

112,6




 

Из данных, приложения к приказу департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от «2» сентября  2010 года № 35 приведенных в таблицах, заметим, что цены на оказание ЖКУ возрастают, причем в городе Оренбурге данный индекс наибольший по сравнению с другими городами области.

Далее необходимо провести анализ предельно минимальных и  максимальных уровней тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям, без учета дифференциации по группам потребителей на 2011 год, в сравнении с городами Москва, Санкт-Петербург, Самарской и Саратовской областями. Данные представим в таблице 1.3.

Таблица 1.3 «Анализ предельно  минимальных и максимальных уровней  тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям, без учета  дифференциации по группам потребителей на 2011 год»

Субъект РФ

Предельный минимальный  уровень тарифа на 2011 год (ком./кВт. ч., без НДС)

Предельный максимальный уровень тарифа на 2011 год (ком./кВт. ч., без НДС)

г. Москва

379,00

380,00

г. Санкт -Петербург

280,00

281,00

Саратовская область

227,00

228,00

Самарская область

254,00

255,00

Оренбургская область

186,00

187,00


 

Таким образом, можно сопоставить  данные и сделать вывод, что в  Оренбурге самая низкая тарификация  на электроэнергию. По сравнению с  г. Москва разница суммы минимального и максимального уровня меньше в  полтора раза.

Анализ федеральных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг по субъектам Российской Федерации, показал (см. таб. 1.4), что при планировании бюджета на 2011 год, федеральный стандарт стоимости капитального ремонта  жилого помещения на 1 кв. метр общей  площади жилья в месяц будет  составлять:

Таблица 1.4 «Стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в  месяц»

Субъект РФ

Стоимость кап. ремонта жилья (руб.)

г. Москва

4,8

г. Санкт-Петербург

4,5

Самарская область

4,3

Саратовская область

4,4

Оренбург

5,7


Федеральный стандарт предельной стоимости представляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади  жилья в месяц будет соответствовать (таб. 1.5):

Таблица 1.5 «Федеральный стандарт предельной стоимости представляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в  месяц»

Субъект РФ

Стоимость представляемых ЖКУ (руб.)

г. Москва

43,5

г. Санкт-Петербург

51

Самарская область

78,8

Саратовская область

94,2

Оренбург

103,1


Исходя из приведенных  данных, определяем, что федеральный  стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг, стоимости капитального ремонта  жилого помещения в городе Оренбурге  значительно превышает стоимость  оплаты в других городах.

Анализ статей расходования финансовых ресурсов городского бюджета  показал направления расходования финансовых ресурсов в отрасль ЖКХ (см. рис. 1).

Рисунок 1 - Анализ статей расходования финансовых ресурсов городского бюджета.

Далее была проанализирована тарифная политика в жилищной сфере, установлены виды оплаты за жилые  помещения (см. рис. 2).

Рисунок 2 - Тарифная политика в жилищной сфере

Проанализировав тарифную политику в системе представления жилищно-коммунальных  услуг, необходимо рассмотреть основные методы регулирования тарифов:

  • установление фиксированных тарифов;
  • установление предельных тарифов;
  • индексация установленных тарифов;

Анализ основных методов  регулирования коммунальных тарифов  позволил установить, что их невозможно применять во вновь создаваемых  организациях, у которых отсутствует  сложившаяся себестоимость за истекший период регулирования, нет предельных уровней, нет установленных тарифов.

В ходе работы были выявлены следующие недостатки существующего  механизма расчетов и обоснования  тарифов на жилищно-коммунальные услуги:

  1. Процедура утверждения тарифов в коммунальном секторе остается непрозрачной, политизированной и не совпадает по времени с изменением тарифов на энергоресурсы, с ростом инфляции и другими важнейшими факторами.
  2. В жилищно-коммунальном хозяйстве сохраняется ограниченный уровень рентабельности, в результате доходы предприятий не соответствуют их реальным потребностям.
  3. Расчет тарифов и надбавок на срок не более трех лет снижает эффективность реализуемых инвестиционных и производственных программ в сфере ЖКХ, делает невозможным осуществление долгосрочных проектов.

Существующая система  ценообразования может способствовать монополизации структур, регулирующих этот процесс.

Размер оплаты за коммунальные услуги определяется исходя из утвержденных нормативов, что в значительной степени  превышает фактическое потребление.

 Установленный механизм  расчета размера оплаты за  содержание и ремонт жилья,  исходя из площади занимаемой  квартиры, имеет уравнительный характер. Оторванность величины стоимости  1 кв. метр площади от формирующих  эту стоимость работ вносит  искажения в характер отношений  жилищно-эксплуатационных организаций  и населения.

Учитывая, что при нынешнем уровне зарплат и низкой платежеспособности большей части населения обеспечить самофинансирование ЖКХ только за счет платежей населения невозможно, необходимы значительные объемы финансирования из бюджета. Поэтому задача состоит в реализации мер, направленных на стабилизацию финансово экономического положения жилищного хозяйства, на поиск дополнительных источников дохода, улучшение хозяйственно-финансовой деятельности, перераспределение доходов и минимизацию встречных финансовых потоков, снижение нерациональных издержек и совершенствование системы нормативов.

Информация о работе Тарифная политика в ЖКХ