Тарифная политика в ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию тарифной политики.
Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:
изучением нормативно-правовой базы, обоснованности тарифов и ценообразования на услуги ЖКХ, оценка их соответствия современным нормативам;
анализом существующей системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства;
разработкой предложения по совершенствованию существующей системы в муниципальном образовании.

Содержание

Введение
1 Тарифная политика в системе Ж.К.Х.
1. 1Тарифная политика
1.2 Жилищно-коммунальное хозяйство
1.3 Нормативное обоснование тарифной политики
2 Анализ тарифной политики в муниципальном образовании «город Оренбург»
2.1 Общая характеристика МО «город Оренбург»
2.2 Анализ тарифной политики в системе представления жилищно-коммунальных услуг населению
2.3 Проблемы, связанные с повышением тарифов на Ж. К. У.
3 Рекомендации по понижению тарифов на Ж. К. У.
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 128.41 Кб (Скачать документ)

 

 

2.3 Проблемы и  перспективы тарифной политики  в МО «город Оренбург»

 

Тарифная политика сегодня  базируется на двух критериях, граничные  значения которых определяются государством:

  • стандарта оплаты жилого помещения и коммунальных услуг;
  • предельно допустимых (максимальных) индекса изменения тарифов и надбавок на услуги ЖКХ, а также платы населения за жилье и коммунальные услуги.

Стоимость услуг по содержанию, ремонту жилья и коммунальных услуг рассчитывается по экономически обоснованным тарифам.

Сегодня квартплата для многих семей стала основной статьей  затрат и непосильным бременем. В  структуре расходов она якобы  занимает свыше 27 процентов. Это было связано с переходом на 100-процентную оплату за услуги ЖКХ, однако это - федеральный  стандарт. И его принятие от местной  власти не зависит. Однако администрация  города Оренбурга, в свою очередь, делает все возможное, чтобы оказать  помощь людям со средним и низким уровнем достатка.

Реформа жилищно-коммунального  хозяйства области, проблемы тарифного  регулирования и управления недвижимостью  обсуждались на депутатских слушаниях, организованных комитетом Законодательного собрания по вопросам собственности, природопользования и строительства.

Вопрос, связанный с ЖКХ, является одним из самых острых для  общества. Людей не могут не волновать  качество услуг, их соответствие существующим ценам. По данным «Левада-центра» лишь десять процентов россиян считают свои условия проживания хорошими. Однако власти не могут не учитывать и то, какие расходы несут коммунальные предприятия.

В области сложилась система  социальной поддержки населения, выработаны механизмы, позволяющие в целом  бесперебойно действовать коммунальным службам. Если по стране рост тарифов  составил 22 процента, то у себя мы уложились  в восемнадцать. То есть поиск золотой  середины, когда не разрушается система  ЖКХ и в то же время сдерживается рост квартплаты, в Оренбуржье ведется  постоянно.

В регионе разработан и  принят необходимый пакет нормативных  правовых актов, помогающих на нынешнем этапе обеспечить определенный качественный уровень проживания. Вместе с тем  квартиросъемщики пассивны в вопросах самоуправления и жизнеобеспечения, не готовы взять на себя ответственность  за безопасность жилища. Ситуацию усугубляют также незащищенность ТСЖ от произвола  властных и силовых структур, низкий уровень квалификации управленцев. Нередко граждане остаются один на один с техническими, финансовыми, правовыми  и другими заботами. Предстоит  найти законодательные пути решения  этих проблем, поддержать инициативу жильцов.

В целом, по словам заместителя  министра строительства, жилищно-коммунального  и дорожного хозяйства Н. А. Кренделева, состояние жилищно-коммунального хозяйства области сегодня находится на удовлетворительном уровне. Участие в федеральной программе позволило отремонтировать до полутора тысяч многоквартирных домов и снизить процент износа жилищного фонда. Но требуется улучшить и качество питьевой воды и продолжить реконструкцию котельных, систем тепло- и водоснабжения. [25; с. 128].

Подводя итог выше сказанному, можно сделать следующий вывод: не смотря на то, что постоянно проводятся реформы в ЖКХ, принимаются различные  поправки в нормативно-правовую базу, данная отрасль городского хозяйства  является не рентабельной. В настоящий  момент существует множество проблем, в частности, проблема повышения  тарифов на оказание жилищно-коммунальных услуг и т.д.

 

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Высокий уровень тарифов  на жилищно-коммунальные услуги является проблемой в муниципальном образовании  городского округа «город Оренбург». Повышение  тарифов будет продолжаться из-за неплательщиков, т.к. государство компенсирует расходы за счет увеличения тарифа, хотя и увеличение происходит по федеральным  стандартам.

Для уменьшения роста тарифов  в целях определения оценки объективности  расчета затрат всех экономических  субъектов, чьи товары, продукция, работы и услуги своей стоимостью включаются в формирование тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг, была введена обязательная аудиторская  экспертиза экономически обоснованных тарифов по соответствующим видам  деятельности услуг и ремонтно-эксплуатационного  производства в жилье и благоустройстве, если эта сфера деятельности не регулируется конкурентной средой, а также услуги организаций водопроводно-канализационного хозяйства, тепло- и электроэнергетики, газоснабжения.

Элемент регулирования и  контроля за ценообразованием, обязательная аудиторская экспертиза экономического обоснования тарифов, позволит выявить неэффективные и необоснованные затраты, включаемые в расчеты тарифов, определить пути снижения производственной себестоимости на всех уровнях соответствующего ценообразования и обеспечить защиту экономических интересов населения и других потребителей от повышения тарифов.

При создании контроля и  экономического обоснования повышения  тарифов следует, выявляет неэффективные  затраты. Так же необходимо не допускать  перепродажи услуг на рынке поставляемых жилищно-коммунальных услуг.

В части тарифной политики следует уделять внимание процедуре  утверждения тарифа, которая не должна осуществляться без необходимой  экспертной проработки со стороны структур администрации. Отсутствие реальной экспертизы расчетов по утверждаемым тарифам ведет к формализованному контролю за их регулированием. Так же стоит обратить внимание на стандартизацию форм расчетов по обоснованию тарифов разных субъектов.

Не маловажное внимание стоит  уделить степени информативности  расчетов по обоснованию тарифа, позволяющей  сопоставлять данные расчетов с данными  бухгалтерской отчетности. Для этого  в организациях следует ввести:

  • совместимые с бухгалтерской отчетностью формы расчетов для утверждения тарифа;
  • графики предоставления необходимых расчетов, адекватные расчетным периодам в бухгалтерском учете, и определить ответственных исполнителей за эту работу.

Иметь в наличие согласованные  планы регулирования тарифов  по стоимости услуг, как в краткосрочном  плане, так и на долгосрочные периоды, для возможности ведения бизнес - планирования и бюджетирования на предприятиях.

В части формирования фактической  себестоимости следует обратить внимание на действующий принцип  построения тарифа, позволяющий включать в затраты услуги различных поставщиков  в соответствии с нормативным  регулированием в Российской Федерации, экономическая целесообразность которых  в то же время вызывает обоснованные сомнения.

Учет факторов, при которых  затраты по топливно-энергетическим составляющим себестоимости исчисляются  на основе использования устаревшей аппаратной базы учета и контроля потребляемых ресурсов и не измеряются контрольно-измерительными приборами (КИП), а определяются расчетным методом. Соответствующие методики должны быть подвергнуты соответствующему технологическому аудиту.

Воздержаться от закупки  материалов и топлива у посредников  по завышенным ценам, как при денежных расчетах, так и при бартерных  операциях.

При предоставлении ряда услуг, например, ремонтных работ, через  дочерние структуры, учитывать, что  это оказывает влияние на стоимость  потребляемых услуг в сторону  их увеличения.

При формировании инвестиционных составляющих нарождающаяся в этом вопросе практика показывает, что  предприятия обязаны представлять для рассмотрения органам власти соответствующие инвестиционные программы. Администрация должна быть уверена  в полезности и окупаемости программы. Далее такие программы должны пройти оценку эффективности независимых  экспертов, а, возможно, и конкурсный отбор. Только после этого следует  принимать решение о включении  инвестиционных составляющих в структуру  тарифа. Более того, для принятия окончательного решения этот вопрос необходимо провести через процедуру  общественных слушаний.

Результатом проведения проверок должно быть соответствующее заключение, позволяющее получить достаточные  доказательства:

  • эффективности контроля и управления;
  • обоснованности формирования тарифов и фактической себестоимости;
  • резерва снижения фактической себестоимости;
  • необходимости разработки рекомендации по формированию и реализации региональной политики.

По существу регулирование  коммунальных тарифов должно быть выведено из-под юрисдикции формы собственности (муниципальная, государственная, частная  и т.д.) и существовать как бы вне  ее с целью сохранения единого  экономического пространства территории в целом.

При введении данных рекомендаций, с целью уменьшения роста тарифов  следует учитывать все факторы, направленные на пути снижения производственной себестоимости на всех уровнях соответствующего ценообразования.

Эти рекомендации позволят выявить неэффективные и необоснованные затраты, включаемые в расчеты тарифов, что в свою очередь обеспечит  защиту экономических интересов  населения и других потребителей от повышения тарифов.

При утверждении тарифа проведенная  экспертная проработка со стороны администрации  поможет проконтролировать процесс, что в итоге приведет к формализованному контролю за их регулированием.

Принятие решения о  включении инвестиционных составляющих структуру тарифа будет только после  проведения проверок, которые позволят получить достаточные доказательства обоснованности формирования тарифов.

Основной целью рекомендаций является проверка эффективности работы предприятий, работающих в сфере  производства коммунальных услуг, учитывая, что эффективная работа коммунального  предприятия зависит от таких  параметров, как управление затратами, сокращение производственных потерь и  эффективное использование рабочей  силы. Исследуется необходимость  и целесообразность производства коммунальных услуг по принятой на предприятии  технологии и на ее стадиях.

 

Заключение

 

Основной целью органов  местного самоуправления является создание благоприятных условий для проживания населения, которые напрямую зависят  как от уровня развития и состояния  объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, так и от стоимости  и источников оплаты их услуг.

Федеральным законодательством  определены вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления по их решению. Одной из наиболее сложных  сфер жизнедеятельности является жилищно-коммунальное хозяйство. Органы местной власти отвечают за организацию в границах городского округа электро-, тепло- и водоснабжения  населения, водоотведения, снабжения  населения топливом, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых  и промышленных отходов. Для решения  своих задач органы местного самоуправления могут создавать муниципальные  предприятия и учреждения, размещать  муниципальный заказ, устанавливать  тарифы на услуги, предоставляемые  муниципальными предприятиями и  учреждениями.

Федеральные стандарты тарифов  на оказание жилищно-коммунальных услуг  в городе Оренбурге оставляют  желать лучшего. Даже без приведения статистики на оказание услуг электроснабжения, теплоснабжения, водоотведения и  других, можно сделать вывод, что  в Оренбурге тарифы значительно  выше, чем во многих других городов. И эта проблема является не маловажной для большинства.

Необходимо уделить внимание степени информативности расчетов по обоснованию тарифа, позволяющей  сопоставлять данные расчетов с данными  бухгалтерской отчетности. Одной  из проблемы повышения тарифов является то, что средняя собираемость платежей населения в соответствии с предъявленными к оплате суммами за жилищно-коммунальные услуги значительно ниже. Из-за того, что часть населения своевременно не оплачивают оказанные им жилищно-коммунальные услуги, тем самым способствуют неустойчивой ситуации с финансированием текущей деятельности предприятий.

Предложенные рекомендации позволят уменьшить рост тарифов. При  формировании тарифной политики следует  учитывать все факторы, направленные на пути снижения производственной себестоимости  на всех уровнях соответствующего ценообразования.

Эта позволит выявить неэффективные  и необоснованные затраты, включаемые в расчеты тарифов, что в свою очередь обеспечит защиту экономических  интересов населения и других потребителей жилищно-коммунальных услуг.

 

Библиографический список

 

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации № 188-ФЗ от 29.12.2004 (ред. от 01.04.2012) // Российская газета. - № 1. – 12 января 2005.
  2. Федеральный закон РФ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» № 210-ФЗ от 22.12.2004 (ред. от 19.07.2011) // Российская газета. - № 292. – 31 декабря 2004.
  3. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» № 184-ФЗ от 26.12.2005 (ред. от 04.06.2011) // Российская газета. - № 294. – 29 декабря 2005.
  4. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и Федеральный закон «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» № 187-ФЗ от 26.07.2010 // Российская газета. - № 166. – 29 июля 2010.
  5. Постановление Правительства РФ  «О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги» № 318 от 18.05.1992 (ред. от 26.06.1995) // СПС Консультант Плюс, 2011.
  6. Постановление Правительства РФ «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» № 761 от 14.12.2005 (ред. от 24.12.2008) // Российская газета. – 288. – 22 декабря 2005.
  7. Приказ Федеральной службы по тарифам РФ «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке»  № 20-э/2 от 06.08.2004 (ред. от 26.12.2011) // Российская газета. - № 242. – 02 ноября 2004.
  8. Приказ Федеральной службы по тарифам РФ «О предельных уровнях тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2012 год» № 241-э/6 от 06.10.2011 // Российская газета. - № 231. – 14 октября 2011.
  9. Устав городского округа «город Оренбург» // СПС Консультант Плюс, 2011.
  10. Жуков Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города: учебное пособие для студ. высших учебных заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009. – 96 с.
  11. Каменева Е.А. Барулин С.В. Финансы жилищно-коммунального хозяйства. – М.: Ось-89, 2008. – 192 с.
  12. Каспин В.И. Планирование развития жилищно-коммунального хозяйства. – М.: Стройиздат, 2003. – 224 с.
  13. Чернышов Л.Н. Ценовая и тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве / научн. ред. акад. Е. В. Басин. – М.: Книжный мир, 2007. – 248 с.
  14. Молчанова О.В. Проблемы формирования тарифной политики муниципальных образований / О.В. Молчанова // Регион: экономика и социология. – 2010 - № 3. – С. 176-184.
  15. Экономика жилищно-коммунального хозяйства: Учебное пособие / Под ред. доктора экон. наук, проф. Ю.Ф. Симионова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 208 с.
  16. Региональные проблемы переходной экономики: вопросы теории и практики / Под ред. В.Г. Алиева. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. – 646 с.
  17. Огнев И.А. Реформа ЖКХ в тупике // ЭКО, 2010, № 12. – С. 93-113.
  18. Ланцов В.М., Зиятдинов К.М., Ланцов М.В., Шаймарданова А.Н. Сущность государственной, муниципальной власти, собственности и ЖКХ: Монография. – Казань: ЗАО «Новое знание», 2006. – 59 с.
  19. Ланцов В.М., Шаймарданова А.Н., Киреева Т.М., Устинов А.Э. Жилищно-коммунальное хозяйство: основы теории и критический анализ российского опыта. – Казань: ЗАО «Новое знание», 2008. – 504 с.
  20. Смолина Л.Ф. Проблемы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса / Л.Ф. Смолина // Журнал руководителя и главного бухгалтера. – 2009. - №3. – С. 12 - 36.
  21. Регулирование экономических отношений и тарифная политика в жилищной сфере // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 2006. - № 9 С. 5 - 15.
  22. Совершенствование системы финансирования ЖКХ. Ряховская А.Н. // Жилищное и коммунальное хозяйство. - 2007. - № 6 С. 35 - 69.
  23. Тарифная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 2006. - № 8 С. 35 - 78.
  24. Федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг по субъектам РФ // Журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2007. - № 9 С. 24 - 63.
  25. Реформа ЖКХ: проблемы и перспективы // Информационный канал «Subscribe.ru».URL: http://subscribe.ru

Информация о работе Тарифная политика в ЖКХ