Тарифная система оплаты труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание

Как экономическое явление заработная плата возникла на определенной стадии развития человеческого общества, на этапе развития товарного производства, когда возник промышленный капитал, и в обществе появились наемные работники и предприниматели.
Целью написание данной курсовой работы является изучение тарифной системы оплаты труда.
Предметом курсовой работы влияние заработной платы на работу и развитие предприятия.
Курсовая работа состоит из введения,3 глав, заключения и списка используемой литературы, содержащего 14 источников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика тарифной системы оплаты труда……………………5
1.1 Задачи и элементы тарифной оплаты ………………………………………5
1.2 Принципы построения тарифной системы ………………………………..17
1.3 Порядок тарификации работ и рабочих……………………………………24
1.4 Доплаты и надбавки тарифного характера к основной оплате……. …….26
Глава 2. Анализ трудовых ресурсов в ООО «Гамалеевское»………………...32
Глава 3. Формирование фонда заработной платы при тарифной системе оплаты труда……………………………………………………………………..39
3.1 Формирование фонда заработной платы при тарифной системе оплаты труда………………………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников…………………………………………...44

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ГОТОВАЯЪ Word (3).docx

— 74.73 Кб (Скачать документ)

       1.2 Принципы построения  тарифной системы 

       Расширение  прав предприятий (организаций) в регулировании  заработной платы 

       Ныне  действующая тарифная система прошла длительный путь развития в направлении  все большей ее демократизации. Если до начала экономических реформ, связанных с переходом к рыночной экономике, в стране преобладали централизованные, регулируемые государственными органами методы разработки всех ее элементов — системы тарифных ставок, должностных окладов, тарифно-квалификационных и квалификационных справочников и т.д., — то в условиях становления рыночной экономики права предприятий и организаций в области заработной платы существенно расширились.

       Теперь  государство в лице органов исполнительной власти, с одной стороны, и предприятия и организации — с другой, являются социальными партнерами, делящими между собой права в установлении условий оплаты труда работников путем согласования конкретных решений по тем или иным вопросам организации и дифференциации оплаты.

       Государством  в законодательном порядке определяется только общероссийский минимум оплаты труда как основа формирования заработной платы различных групп и категорий работников по тем или иным направлениям. В большей степени за государством в лице центральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации сохранилось право определять, а также корректировать ранее установленные размеры районных коэффициентов к заработной плате по регионам . Компетенцией государства является также разработка ЕТКС работ и профессий рабочих и Квалификационного справочника должностей служащих. Разработка всех остальных условий оплаты, включая определение размеров тарифных ставок и должностных окладов и их дифференциацию по разрядам, профессионально-квалификационным группам и должностям работников и т.д., является компетенцией предприятий и организаций.

       Разработка  системы тарифных ставок и окладов  базируется на «заводской» или внутрифирменной  минимальной ставке оплаты. Эта ставка определяется предприятием на основе фактически сложившегося размера средней  заработной платы работников за выбранный период (предыдущий год), приведенной через средний тарифный разряд к заработной плате работника первого разряда, также приведенной, в свою очередь, к ее тарифной части с помощью заданного удельного веса тарифа в заработной плате.

       Принимаемая предприятием минимальная ставка оплаты не может быть ниже общероссийской минимальной заработной платы. Мера превышения «заводского» минимума над общероссийским определяется экономическими возможностями предприятия.

       На  начальных этапах реформирования заработной платы в соответствии с принципами рыночной экономики предприятия, разрабатывая внутрипроизводственные (внутризаводские) условия оплаты, использовали в основном в качестве ориентиров соотношения в тарифных ставках и окладах, которые были предусмотрены в ранее действовавших тарифных условиях оплаты, устанавливаемых повсеместно в централизованном порядке.* В дальнейшем предприятия стали постепенно отказываться от использования ранее действовавших общегосударственных норм и соотношений в оплате и переходить к разработке автономных тарифных систем и других условий оплаты, учитывающих специфику предприятий и их экономические возможности. При этом определилось два подхода к разработке внутрипроизводственных тарифных систем, предназначенных для того или иного круга работников.

       Традиционным  для нашей страны является подход, предусматривающий разработку раздельных тарифных систем для оплаты труда рабочих и оплаты труда служащих. Другой подход, альтернативный первому, предусматривает разработку единой для обеих категорий работников тарифной системы, базирующейся на Единой тарифной сетке (ETC).

       Первый  из названных подходов, основанный на использовании дифференцированных по разрядам тарифных ставок для оплаты рабочих и дифференцированных по профессионально-квалификационным группам служащих должностных окладов, изложен в предыдущем разделе данной главы.

       Разработка  единых для всех категорий работников условий оплаты на основе ETC означает качественно новый этап в развитии тарифной системы в направлении ее унификации для различных категорий работников. Преимущества такой унификации состоят в относительной простоте механизма оплаты посредством ETC, ее универсальности и более широких масштабах применения.

       Методические  основы построения и применения ETC разработаны Институтом труда Министерства труда и социального развития РФ и нашли отражение в предложенных институтом вариантах Единой тарифной сетки для дифференциации ставок оплаты рабочих и служащих: 23-разрядной сетке, предназначенной для различных отраслей экономики и различных категорий работников, включая аппарат органов государственного управления; 17-разрядной сетке для работников производственных отраслей и 18-разрядной сетке для работников отраслей бюджетной сферы, исключая аппарат органов государственного управления.* 
 

       В рекомендуемой Институтом труда 17-разрядной  ETC для дифференциации оплаты рабочих и служащих производственных отраслей, где все условия оплаты, и прежде всего размер ставки первого разряда, устанавливаются на предприятиях, предусмотрено равное относительное нарастание тарифных коэффициентов как наиболее социально справедливый способ их изменения от разряда к разряду. В предложенных трех вариантах тарифных сеток их диапазоны, зависящие от экономических возможностей дифференциации ставок в больших или меньших размерах, составляют: 1:5,35 при 11%-ном нарастании ставок оплаты от разряда к разряду; 1:8,16 — при 14%-ном нарастании и 1:12,34 — при 17%-ном нарастании.

       Действующая практика разработки предприятиями  единых тарифных сеток, которая приобрела уже довольно большие масштабы, свидетельствует, что рекомендуемые Институтом труда подходы к разработке сеток сочетаются с собственными решениями предприятий, учитывающими их специфику, профессионально-квалификационный состав кадров и другие факторы, формирующие условия оплаты труда работников. 

       Единая  тарифная сетка в  бюджетной сфере 

       18-разрядная  ETC для отраслей бюджетной сферы, пройдя предварительную апробацию в учреждениях и организациях, была утверждена в 1992 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» и введена в действие в 1993 г. в качестве нормативного документа, регулирующего оплату труда в социально-культурных и других отраслях (образовании, здравоохранении, науке и научном обслуживании, культуре и др.).

       В соответствии с условиями оплаты, предусмотренными ETC, рабочие, занятые в бюджетной сфере, тарифицируются первым — восьмым разрядами, служащие — технические исполнители (в их числе делопроизводители, секретари, машинистки, кассиры, агенты и т.д.) — вторым — пятым разрядами, специалисты различного профиля (техники, инженеры, бухгалтеры, экономисты, технологи, программисты, юристы и др.) — четвертым — тринадцатым разрядами, руководители (от руководителей административно-хозяйственных структурных подразделений — заведующих камерой хранения, экспедицией, складом, бюро пропусков и т.п. до руководителей учреждений, организаций, предприятий, а также начальников отделов, цехов, главных специалистов и других) — третьим — восемнадцатым разрядами.

       Для отнесения должностей служащих —  технических исполнителей, специалистов и руководителей к соответствующим разрядам по оплате труда утверждены два перечня, в которых для каждой должности специалиста, служащего и руководителя, а также для групп должностей, равнозначных по сложности трудовых функций, установлены разряды оплаты. Первый перечень предусматривает общеотраслевые должности, характерные для всех отраслей бюджетной сферы, второй—должности, имеющие отраслевую специфику (относящиеся к науке и научному обслуживанию, здравоохранению, образованию, культуре и искусству и т.д.).

       Размер  ставки первого разряда тарифной сетки устанавливается с учетом принятого в централизованном порядке  для того или иного конкретного  периода уровня минимальной заработной платы. В Единую тарифную сетку, утвержденную Правительством РФ в 1992 г., был заложен так называемый смешанный характер нарастания тарифных коэффициентов от разряда к разряду, когда сочетаются равномерное и регрессивное изменение коэффициентов. С первого по третий разряд установлено равномерное нарастание коэффициентов от предыдущего разряда к последующему в размере 30%; с четвертого по пятнадцатый разряд — также равномерное нарастание, но в меньших размерах — 13%, и с шестнадцатого по восемнадцатый разряд — равномерное — 11%-ное нарастание.

       Такой характер изменения тарифных коэффициентов  обусловлен направленностью сетки  на создание преимуществ в оплате работников начальных уровней квалификации, что связано с низким уровнем ставки первого разряда в условиях кризисного состояния экономики. Диапазон 18-разрядной тарифной сетки был установлен на уровне 1:10,07.

       Практика  показывает, что данная бюджетная  ETC используется не только предприятиями и учреждениями этой сферы, но и предприятиями предпринимательского сектора экономики. В этом случае характер изменения тарифных коэффициентов от разряда к разряду модифицируется с учетом условий конкретных предприятий.

       Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 18 марта 1999 г. № 309 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки  по оплате труда работников организаций  бюджетной сферы» утверждены новые, согласованные с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей тарифные коэффициенты ETC, базирующиеся на значительно возросшей (с 60 до 110 руб. в месяц) ставке оплаты первого разряда. В связи с таким весьма ощутимым ростом ставки начального разряда диапазон новой ETC уменьшен с 1:10,07 до 1:8,23 Эта тарифная сетка используется для оплаты труда работников бюджетной сферы с апреля 1999 г. 

       Категории и должности работников. 

       I. Технические исполнители

       Технические исполнители           Диапазон  разрядов
       Уборщик        1
       Дворник        1        
       Дежурный бюро пропусков         1        
       Копировщик        1
       Нарядчик        1
       Табельщик        1
       Учётчик        2
       Экспедитор        2
       Агент        3
       Делопроизводитель        3
       Секретарь                  3
       Чертёжник        3
       Кассир        3-4
       Экспедитор по перевозке  грузов        3-4
       Инкассатор   
       4-5
       Стенографистка                  4-5
       Статистик          5
 

       II. Специалисты 

       Технические исполнители        Диапазон  разрядов
       Диспетчер          5
       Инспектор          5
       Лаборант          5
       Техники всех специальностей и наименований          5-8
       Бухгалтер          6-11
       Инженеры различных  специальностей и наименований          6-11
       Переводчик          6-11
       Психолог          6-11
       Редактор          6-11 
       Товаровед           6-11
       Художник          6-11
       Экономист          6-11
       Архитектор          6-13
       Конструктор          6-13
       Математик          6-13
       Программист         6-13
       Технолог          6-13
       Дизайнер          6-13
       Электроник          6-13
 

       1.3 Порядок тарификации  работ и рабочих  

       Тарификация работ и рабочих 

       Тарификация работ — определение разряда их сложности в соответствии с описаниями содержания работ, приведенными в тарифно-квалификационных характеристиках ЕТКС работ и профессий рабочих; тарификация рабочих — присвоение им квалификационных разрядов согласно требованиям тарифно-квалификационных характеристик Единого справочника. Разряды работ и рабочих используются при организации их оплаты на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Информация о работе Тарифная система оплаты труда