Текущее планирование на предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 10:00, курсовая работа

Описание

Актуальность темы обусловлена тем, что любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно распределения ресурсов, координации деятельности между отдельными подразделениями, координации с внешней средой (рынком), создания эффективной внутренней структуры, контроля за деятельностью, развития организации в будущем и т.п.

Содержание

Введение ?
1 Теоретические основы текущего планирования на предприятии ?
1.1 Сущность текущего планирования и место в системе планов ?
1.2 Цели и требования к текущим планам ?
1.3 Основные показатели текущего планирования ?
1.4 Методы планирования ?
2 Текущее планирование на примере ООО «Амурагроцентр» ?
2.1 Краткая экономическая характеристика ООО «Амурагроцентр» ?
2.2 Виды текущих планов организации ?
2.3 Организация разработки текущих планов ООО «Амурагроцентр» ?
3 Совершенствование текущего планирования на предприятии ?
3.1 Мероприятия по совершенствованию текущего планирования ООО «Амурагроцентр» ?
3.2 Ожидаемый результат от внедрения усовершенствованного текущего планирования ?
Заключение ?
Библиографический список 35

Работа состоит из  1 файл

Курсач анка.doc

— 405.50 Кб (Скачать документ)

     Сущность  планирования наиболее ярко проявляется  в принципах планирования, которые  в совокупности отражают содержание планирования. В качестве критериев оценки эффективности планирования выступают несколько принципов:

  • научность планирования;
  • полнота и точность планирования;
  • непрерывность планирования;
  • эластичность и гибкость планирования;
  • экономичность планирования;
  • возможность контроля планов;
  • возможность оперативной корректировки планов.

Все разновидности  планирования, а именно, стратегическое планирование, среднесрочное планирование, текущее планирование, оперативно- производственное планирование. Рассмотрим взаимосвязь этих видов на схеме.

 

Рисунок 1 – Место текущего планирования в системе планов

На схеме  видно , что текущее планирование занимает важное место в системе  планов, так как во время текущего годового планирования производится оценка выполнения всех предшествующих планов , а именно, долгосрочного, среднесрочного, годового планов.

     1.2 Цели и требования к текущим планам

Планирование  деятельности предприятия — явление  многогранное и может быть систематизировано  в теории и на практике в зависимости  от ряда факторов.  

Цель текущего планирования - установление краткосрочных целей торгового предприятия и тактики их достижения. Оно осуществляется посредством комплекса взаимосвязанных планов и служит для оперативного управления хозяйственной деятельностью предприятия, направленной на реализацию целей стратегического плана с учетом сложившихся перед началом планового периода условий.

       Основные задачи планирования деятельности предприятия состоят в следующем

- обеспечить финансовую устойчивость предприятия и рентабельность капитала более высокую, чем у конкурентов;

- увеличить  объем продаж и долю на рынке за счет высококонкурентной продукции, работ, услуг;

- создать  новые рабочие места для обеспечения  социальной стабильности в стране и престижа государства в мировом сообществе. 

     Текущие планы - инструмент гибкого непрерывного реагирования на возможное изменение параметров воздействия внешнего окружения, например спроса. Непрерывность планирования обеспечивается ежеквартальным составлением плана на последующие 12 месяцев.

     Основными разделами комплексного текущего плана  являются:

  • план товарооборота с указанием укрупненных групп ассортиментных позиций;
  • план товарного обеспечения;
  • план издержек обращения;
  • финансовый план.

     На  крупных предприятиях каждое подразделение  нередко самостоятельно определяет параметры своей хозяйственной  деятельности, если при этом не требуется никаких дополнительных ресурсов. Планы разрабатывают, руководствуясь целями развития предприятия. Воздействие со стороны управляющего органа может проявляться лишь, скажем, в установлении минимального уровня рентабельности. Исключение составляют случаи, когда деятельность подразделения оказывает непосредственное влияние на результаты работы других звеньев. Так, планы отдела закупок следует составлять с учетом заявок торговых отделов.

Разработка годового плана подчиняется строго определенным правилам, связанным со сроками его составления, порядком доведения до подразделений, а также структуры и конкретных показателей.

Составление годового плана предприятия осуществляется планово-экономическим отделом до начала планируемого года (как правило, в ноябре или декабре предшествующего года). В задачи этого отдела входит доведение обязательных разделов плана до структурных подразделений организации и ведение контроля над ходом его выполнения. Как правило, годовой план имеет поквартальную разбивку всех показателей.

     1.3 Основные показатели  текущего планирования

     Планы хозяйственной деятельности разрабатываются  на основании предварительных расчетов, проведенных для структурных подразделений предприятия, по довольно широкому кругу показателей, среди которых определяют опорные, способствующие достижению цели предприятия. Однако любому предприятию независимо от целей программы необходимо планировать показатели, характеризующие эффективность хозяйственной деятельности.

     К числу таких основных показателей относятся:

     - балансовая прибыль на рубль вложенных средств (сумма основных, оборотных фондов и фондов обращения);

     - балансовая прибыль на одного среднесписочного работника;

     - размер издержек обращения в процентах к валовому товарообороту.

     К показателям планирования второго уровня относятся:

     - объем товарооборота;

     - структура товарооборота в натуральных единицах измерения по основным для данного предприятия ассортиментным группам;

     - валовой доход;

     - структура издержек обращения;

     - объем товарооборота в расчете на одного работника торговой группы.

     Показатели  третьего уровня характеризуют реализацию подпрограмм по развитию материально-технической  базы, совершенствованию обслуживания, формированию кадрового потенциала и др. Например, мероприятия подпрограммы развития материально-технической базы отражают следующие показатели: размер торговой площади, количество единиц установленного оборудования различных видов, число филиалов. Структура и содержание показателей третьего уровня зависят от конкретных задач как текущих планов, так и целевых программ предприятия.

     Все показатели, используемые в планировании деятельности предприятия, а именно финансовые, структурные и качественные, находят свое применение в годовом плане организации.

К финансовым показателям  относятся:

- объем продукции  в отпускных ценах;

- объем реализации  продукции в стоимостном выражении  (по видам продукции);

- прибыль предприятия;

- кредиторская  и дебиторская задолженности;

- платежи в  федеральный и муниципальный  бюджеты;

- фонд оплаты  труда и др.

Структурные показатели:

- доля средств  юридических лиц в привлеченных  ресурсах;

- доля кредитов  физическим лицам в чистых  активах;

- доля вложений  в ценные бумаги в чистых  активах;

- доля вкладов  в привлеченных ресурсах и  др.

Качественные  показатели:

- рентабельность;

- ликвидность;

- производительность  труда;

- показатели  использования производственных  мощностей;

- текучесть;

- обновление  кадров;

- повышение их  квалификации;

- оснащенности  электронной техникой и др.

     Все эти показатели, как правило, раскрываются в аналитической записке к годовому плану предприятия, представляемому на утверждение руководству (дирекции) предприятия.

Составлением  текущих планов занимаются руководители функциональных подразделений и  отделов, что обеспечивает вовлечение в процесс разработки тех сотрудников, которые непосредственно занимаются внедрением планов в производство. 

     Подчеркнем, что речь идет о плановых показателях. Массив информации, необходимой для  аналитической работы, по меньшей мере на порядок больше.

     Общий алгоритм текущего планирования включает в себя следующие этапы:

     1) анализ информации о выполнении бюджета за предыдущий период (месяц, квартал, полугодие, год);

     2) подготовка первого варианта плана торговой организации (корпорации, предприятия) по опорным показателям;

     3) подготовка предварительных планов структурных подразделений;

     4) оценка планов подразделений с точки зрения их соответствия плану организации, при необходимости увязка отдельных параметров и корректировка;

     5) составление окончательного плана и программ;

     6) подготовка финансовых бюджетов.

     1.4 Методы планирования

     Противоположностью  планирования является импровизация, которая приводит к большим финансовым рискам, потерям. Планирование является составной частью рационального функционирования субъекта хозяйствования.

     Планирование  → Выработка и принятие решений  → Реализация и программы → Контроль

     Процесс планирования включает в себя четыре этапа:

  • выработку общих целей субъекта хозяйствования;
  • детализацию и конкретизацию целей для определенного этапа развития;
  • определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей;
  • контроль за достижением целей.

     Важным  элементом методики планирования является определение способа планирования.

     Прогрессивный способ (снизу вверх). Этот способ отличает систему делегирования планирования. На каждой новой ступени планы объединяются по структурным подразделениям, в итоге создается единый план субъекта хозяйствования.

     Ретроградный  способ планирования (сверху вниз). Представляет собой обратную систему. Контрольные цифры доводят до структурных подразделений, на основе которых разрабатываются планы структурных подразделений.

     Встречное планирование (круговое планирование) объединяет прогрессивное и ретроградное планирование. Данный способ наиболее эффективен.

     Важным  моментом в методическом обеспечении  планирования является выбор техники планирования.

     Последовательное  планирование предусматривает составление годового плана в декабре отчетного года.

     Скользящее  планирование предусматривает составление, корректировку предстоящей части перспективного плана. В современных условиях распространенным является скользящее планирование с наложением.

     Важным  моментом в планировании является выбор  методов. В практике распространены обычные методы, которые включают в себя карточные и формулярные наборы, перечни, графики, таблицы. В последние годы методика планирования усовершенствована, появились программные продукты фирм ИНЭК, АТЛАНТ, которые позволяют автоматизировать работы по планированию.

     В современных условиях при разработке планов развития предприятий важное значение приобретает дальнейшее совершенствование методологии планирования, т. е. совокупности приемов и способов разработки планов.

    1. Используют индуктивный метод мышления (от частного к общему). На рисунке из частных точек образуется общая кривая.

     

     1.2. Используют подход по ходу времени (на основе уже прожитого).

     1.3. Поисковые (исследовательские) методы.

     2.1. Используют дедуктивный метод  мышления (от общего к частному). На рисунке смотрим, соответствует или нет частная точка нашей кривой.

      

     2.2. Используют подход против хода  времени.

     2.3. Нормативные методы (установка норматива,  к которому нужно стремиться).

     Поисковые методы

  1. Статистические
    1. Экстраполяции (развитие состоит из 2-х составляющих):

Информация о работе Текущее планирование на предприятие